• Առողջ օրգանիզմը՝ երբեք չի վախենում: - Здоровый организм никогда не боится.
  • Մեղեդին առողջ է, բայց գրգռման մեջ: - Мелодия хороша, но в раздражении.
  • Մի լեզու՝ երկու դռներով: - Один язык — с двумя дверями.
  • Ի՞նչ արեցիր, այն է, որ երազում: - Что ты сделал? Это то, что во сне.
  • Անցյալը չես մոռանում, բայց ապագա ե՞րկու է: - Прошлое не забывается, но будущее — двойное.
  • Ասում են, բայց ոչ մեկ չի լսում: - Говорят, но никто не слушает.
  • Անհաջողությունը հիմք է հաջողությանը: - Неудача — основа успеха.
2 
 
Армяне, хай (самоназвание) - основное население Армении. Этнические группы армян в настоящее время в значительной мере утеряли свою древнюю дифференциацию. Различаются две главные этнографические области: западные и восточные - это деление сложилось в 1830-х годах после присоединения Восточной Армении к России: Западная Армения находилась с XVI века под владычеством Турции, Восточная Армения до начала XIX века - владение Персии.
 
Армяне говорят на армянском языке, часть - на русском, английском, грузинском, турецком и других языках стран проживания. Различаются два варианта литературного языка - восточноармянский и западноармянский и многочисленные диалекты и говоры. Верующие, в основном, принадлежат к Армянской апостольской церкви, около 150 тысяч человек - армяно-католики (франги), есть также протестанты, православные.
 
Армянский язык является одним из древних письменных языков, восходящим к IV веку нашей эры (письменность создана около 393 года армянским епископом Месропом Маштоцем на основе византийского письма). Направление строки - слева направо. В истории армянского языка различают древнеармянский язык ("грабар"), на котором создавалась литература вплоть до XIX века; среднеармянский язык, представленный в памятниках XI-XVII веков, и современный литературный язык, так называемый ашхарабар, ведущий свое начало c XVII века. Основатель современного литературного языка - армянский поэт, просветитель Хачатур Абовян.
 
К древнейшим армянским памятникам письменности относятся прежде всего перевод Библии (V век, один из самых ранних и точных) и переводы византийских христианских авторов, а также оригинальные сочинения по истории Армении (Мовсеса Хоренаци, Фавстоса Бузанда). Из произведений художественной литературы выделяется "Книга скорбных песнопений" Григора Нарекаци (XI век).
 
Основная этническая территория проживания армян - Республика Армения (3, 1 млн. человек) - столица Ереван. Живут они также в Азербайджане (Нагорный Карабах - 145,3 тыс. человек), Грузии (249 тыс. человек), Иране (150 тыс. человек).), Турции (80 тыс. человек), Сирии (100 тыс. человек), России (1,13 млн. человек), Франции (450 тыс. человек), США (1 млн. человек) и других странах.
 
Армянская диаспора на сегодняшний день является одной из самых древних и распространенных в мире. Формировалась она еще с VII века в результате этноконфессиональных преследований и насильственных переселений. В России она насчитывает почти тысячелетнюю историю и известна, главным образом, благодаря мастерству армянских мастеров-каменщиков. Народ-строитель в начале XX века, спасаясь от геноцида, был вынужден массово покидать свою историческую родину и переселяться в Россию. К концу XX века армяне расселяются практически по всей территории страны. Именно со строительных бригад в 1970-1980-е годы началось распространение армянской диаспоры и на территории Удмуртии. Армянская общественная организация Удмуртской Республики "Урарту" образована в сентябре 2000 года на базе Армянской социально-культурной общины (1994 год). Основной задачей организации является сохранение национальных традиций, языка и культуры. Сегодня функционируют библиотека армянской литературы и воскресная школа, в которой преподается армянский язык и литература, история армянского народа, основы христианской религии. Создан коллектив армянского народного творчества.
 
Начало сближения этнических общностей Армянского нагорья относится к IV-III тысячелетию до нашей эры. Область на западе Армянского нагорья упоминается в хеттских надписях XVI-XV веков до нашей эры как Арматана, XIV-XIII веков - как Хайаса (отсюда самоназвание армян), позднее она называлась Малой Арменией. С предками армян, по-видимому, связано ассирийское название уруме (народ, захвативший в XII веке до нашей эры область Шубрия к юго-западу от озера Ван и создавший вместе с хурритским населением союз Арме-Шубрия). В греческих источниках появились названия аримы, армены. В VIII веке до нашей эры Арме-Шубрия была присоединена к Урарту, в рамках которого происходило окончательное сложение армян. В последующем армяне широко расселились по Армянскому нагорью, создавая временами крупные государства (Великая Армения, Анийское царство, Киликийское армянское царство). Беспрерывные завоевания (персы, римляне, парфяне, арабы, тюрки-сельджуки), сопровождавшиеся этническими и религиозными преследованиями, вызывали массовую эмиграцию армян. Армянские колонии образовались в Сирии, Египте, Византии, городах Древней Руси, Золотой Орды, Центральной Европы.
 
После присоединения территории восточной Армении к Российской империи (1801-1828) на протяжении XIX- начала XX веков происходила массовая иммиграция армян в Россию. До Первой мировой войны большая часть армян жила на территории исторической Армении: около 1,5 млн. человек - в России 2,5 млн. человек - в Турции. В результате геноцида армян в Османской империи (1894-1896 и особенно 1915-1923 годы, когда погибло свыше 1,5 млн. и было выселено в Месопотамию свыше 600 тыс. армян) Западная Армения почти лишилась армянского населения, обширная армянская диаспора образовалась в странах Европы и Америки.
 
Традиционная культура типична для народов Кавказа и Передней Азии. Основное занятие - земледелие, отгонное скотоводство. Развиты ткачество (шерсть, шелк), вышивка, изготовление ковров, узорных поясов, керамики, обработка меди, серебра (чеканка, филигрань, чернь), резьба по камню (стелы-хачкары).
 
Основной тип традиционного жилища - глхатун - наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием. В долинах строили глинобитные дома с плоской крышей.
 
Для жилища Западной Армении характерны парадные комнаты (гоми-ода) для приема гостей, мужских собраний, примыкающие к хлеву, с каменно-земляными нарами по сторонам и камином-бухари в торцовой стене.
 
Основу мужской и женской традиционной одежды составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закрепленные у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука). В Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной Армении, войлочные и тканые - в Западной Армении, у женщин - накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь - поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.
 
В основе традиционной пищи - зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в глиняных печах - тонирах выпекают тонкий хлеб - лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, например, лапшу - аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко - мацун и пахта - тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. В обрядовых блюдах использовалось вареное мясо, по праздникам - жареное.
 
Традиционная семья большая, патриархальная (гердастан), с четкой половозрастной регламентацией прав и обязанностей ее членов.
 
Устная традиция включает эпос ("Давид Сасунский"), сказания, сказки. Из старинных песен выделяются исторические, трудовые и песни, тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпос и песни исполняются народными певцами-гусанами. Сохранилось также устное профессиональное искусство певцов сказителей гусанов и ашугов. Существовали разновидности кукольного театра, театра теней.
 
Источники:
 
Армяне // Большая Российская энциклопедия : в 30 т. – М., 2005. – Т. 2. – С. 256–258.

Армяне // Народы России. – М., 1994. – С. 89–95.

Армяне // Феномен Удмуртии / Российская академия наук, Центр по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 642–643.
 
30

Армяне: вехи истории

ar 102

«Хотя народ мы очень маленький, немногочисленный, слабый и неоднократно попадали под гнет чужеземного властелина, однако и наша страна гордится подвигами героев, достойных того, чтобы их вписать в летопись».

Мовсес Хоренаци, историограф V века.

  1. Армяне / [П. С. Аветисян и др.] ; отв. ред.: Л. М. Варданян, Г. Г. Саркисян, А. Е. Тер-Саркисянц, Рос. акад. наук [и др.]. - Москва : Наука, 2012. - 647, [1] с., [20] л. цв. ил.
30.05.13 5.1
Данная книга вышла в Москве в год празднования 500-летия армянского книгопечатания и имеет большое общественное значение, знаменуя культурные связи и сотрудничество Армении и России. Над изданием работали как русские, так и армянские ученые. В книге содержатся подробные сведения о природно-географической среде обитания армян, их происхождении и этнополитической истории, хозяйственной деятельности и занятиях, культуре, семейном и общественном быте, календарных праздниках и обрядах, армянской диаспоре в России и мире, показана роль Армянской апостольской церкви в сохранении армянами своей религии, языка и идентичности.
  1. Армяне // Народы Российской империи. - М., 2008. - С. 9-14.

  2. Армяне / Самые знаменитые народы мира : иллюстр. энциклопедия. – М. : Белый город, 2010. – С. 14-15

  3. Армяне в годы мировой войны // Мемориал. - 2004. - № 28. - С. 50-53.

  4. Арутюнова-Фиданян В. А. Повествование о делах армянских (VII век) : источник и время / Российская академия наук, Институт всеобщей истории. - М. : Индрик, 2004. - 272 с.

  5. Арутюнян П. Т. Освободительное движение армянского народа в первой четверти XVIII века / Академия наук СССР, Институт востоковедения. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1954. - 304 с.

  6. Бабанов И. Карабахский кризис / И. Бабанов, К. Воеводский. - СПб., 1992.- 63 с.

  7. Верфель Ф. Сорок дней Муса-дага : роман / Ф. Верфель ; пер. с нем. Н. Гнединой, В. Розанова ; [предисл. М. Дудина, послесл. М. Пирумовой ; авт. примеч. И. Карумян]. - Ереван : Советакан грох, 1982. - 607 с.

верфель
В романе австрийского автора Франца Верфеля описано реальное историческое событие - 53-х дневная оборона армян на горе Муса-Даг во время геноцида 1915 года. Поражённый этим событием писатель позже в одном из интервью сказал: «Оборона Муса-Дага так впечатлила меня, что я хотел помочь армянам, написав свой роман и рассказав об этих событиях всему миру». После выхода в 1933 году книга пользовалась большой популярностью, в результате чего она была переведена на 34 языка.
  1. Глинка С. Н. Обозрение истории армянского народа. - [Репринтное воспроизведение издания, 1832 г.]. - Ереван : Гркери ашхар, 1990. - LXXX, 294 с.

  2. Древние цивилизации Закавказья = Ancient civilizations of Transcaucasus // Древние цивилизации = Аncient civilizations. - М., 1989. - Гл. VIII. - С. 165-178.

ar 103
История Закавказья в древности - одна из интереснейших страниц в мировой культуре. Именно здесь возникло древнейшее государственное образование - Урартское царство. Позднее здесь же сформировались своеобразные цивилизации Колхиды, Иберии, Армении, Кавказской Албании. В книге ведущих востоковедов представлена история и материальная культура Урарту, место урартской цивилизации среди древневосточных цивилизаций и роль ее наследия для дальнейших судеб культуры всего Закавказья.
  1. Здравомыслов А. Г. Начало Карабахского конфликта (февраль 1988) // Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А. Г. Здравомыслов. - М., 1997. - С. 14-21.

  2. История Армении / составитель В. А. Абаза. - [Репринтное воспроизведение издания, 1888 г.]. - Ереван : Гркери ашхар, 1990. - 128 с.

ar 104
Книга русского историка и военного деятеля, генерала Виктора Афанасьевича Абазы "История Армении" (1888 г.) сегодня является библиографической редкостью. Цель переиздания книги - представить один из многочисленных памятников русской историографической мысли об Армении и армянском народе.
  1. История Армении Фавстоса Бузанда / Академия наук Армянской ССР, Институт истории. - Ереван : Издательство Академии наук Армянской ССР, 1953. - 239 с.

ar 105
Издание, как выдающийся памятник древнеармянской историографии, имеет исключительное значение для изучения социально-экономических, правовых отношений и культурной жизни Армении эпохи раннего феодализма.
  1. История армянского народа. Ч.1. / Институт истории Академии наук Армянской ССР ; под редакцией Б. Н. Аракеляна и А. Р. Иоаннисяна. - Ереван : Айпетрат, 1951. - 292 с.

  2. Казимиров В. Есть ли выход из тупика В Карабахе? // Россия в глобальной политике. - 2007. - Т. 5, № 5 (сент.-окт.). - С. 197-208.

  3. Капанцян Гр. Хайаса - колыбель армян : этногенез армян и их начальная история / Академия наук Армянской ССР, Институт истории. - Ереван : Издательство Академии наук Армянской ССР, 1947. - 291 с.

  4. Киракосян Дж. С. Младотурки перед судом истории. - Ереван : Айастан, 1989. - 496 с.

ar 106
 
Мемориал армянам – жертвам геноцида 1915 года //
Yerevan and its environs = Ереван и его окрестности. - Л., 1973. - Ил. 49.
  1. Корнелл С. Конфликт в Нагорном Карабахе : динамика и перспективы решения // Азербайджан и Россия : общества и государства. - М., 2001. - Вып. 4. - С. 435-477.

  2. Лэнг, Д. (1924-1991) // Армяне: народ-созидатель / Дэвид Лэнг ; [пер. с англ. Е. Ф. Левиной]. - Москва : Центрполиграф, 2010. - 348, [2] с., [24] л. ил.
M7wmD2Bl8XI
Книга известного английского кавказоведа повествует об истории армян от первых армянских поселений до геноцида армян в Османской империи и воскрешения нации после этой ужасающей трагедии. На основе археологических отчетов и исторических исследований ученый воспроизводит религиозные представления, быт и традиции племен, населявших территорию древней Армении, рассказывает о терпении и трудолюбии этого народа, преданности родной земле, сплоченности и жизнелюбии. Книга посвящена памяти Его Святейшества Вазгена I, католикоска всех армян.
  1. Маари Г. Горящие сады : роман / перевод с армянского и примечания Нелли Мкртчян и Георгия Кубатьяна ; предисловие Гранта Матевосяна. - М. : Текст : Журнал "Дружба народов", 2001. - 560 с.

ar 107
Роман классика армянской литературы XX века Гургена Маа ри посвящен одной из самых трагических страниц истории человечества - геноциду армян в Турции. Это широкое эпическое полотно о трагедии народа и в тоже время - это повествование о судьбах простых людей, которые даже в нечеловеческих условиях сохраняют честь и достоинство, находят в себе силы оставаться людьми.
  1. Микаелян Г. Г. История Киликийского армянского государства / Академия наук Армянской ССР, Институт истории. - Ереван : Издательство АН Армянской ССР, 1952. - 535 с.

  2. Степанянц С. М. Помощь России армянам, подвергшимся геноциду в годы Первой мировой войны // Новая и новейшая история. - 2008. - № 3. - С. 218-220.

  3. Степанянц С. М. Сопротивление армян геноциду в годы Первой мировой войны // Новая и новейшая история. - 2007. - № 1. - С. 218-224.

  4. Тер-Гевондян А. Н. Армения и арабский халифат / Академия наук Армянской ССР, Институт истории. - Ереван : Издательство АН Армянской ССР, Институт истории, 1977. - 323 с.

  5. Тер-Нерсесян, С. М. Армения. Быт, религия, культура / Пер. с англ. Л. А. Игоресвкого. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2007. – 188 с., ил.
36443 cover
С. М. Тер-Нерсесян, профессор, член Американской академии Средневековья, в своей книге рассказывает об истории развития армянского этноса начиная с бронзового века. Исследователь делает панорамный обзор влияния других культур на общество, экономику, архитектуру и искусство вплоть до раннего Средневековья Армении. Издание иллюстрировано фотографиями памятников архитектуры и письменности Армении и других культурных артефактов.
  1. Тер-Саркисянц. А. Е. Армяне : история и этнокультурные традиции / Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М. : Восточная литература РАН, 1998. - 398 с.

  2. Тер-Саркисянц. А. Е. История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в. / Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М. : Восточная литература РАН, 2005. - 687 с. : 40 л. ил.

ar 108
Книга содержит развернутый очерк истории и культуры армянского народа в указанный период. Рассматриваются вопросы этногенеза армян, их ранней и средневековой истории и отношений с соседними этносами, проблемы культурного и религиозного развития. Издание дополняют обширная библиография, указатели, иллюстрации и исторические карты.
  1. Юзбашян К. Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI вв. / Академия наук СССР Институт востоковедения. - М. : Наука : Главная редакция восточной литературы, 1988. - 304 с.

  3


Материальная культура

    5  

  1. Армянская кулинария, - М. : Экономика, 1971. - 214 с.

ar 201
Высокая национальная культура армянского народа находит свое отражение и в характере питания, имеющем свои национальные самобытные особенности. Книга знакомит читателей с армянской национальной кухней. В ней приведены рецептуры и технологии приготовления более 400 разнообразных блюд и закусок.
  1. Кобычев В. П. Жилище народов Кавказа и Закавказья // Традиционное жилище народов России : XIX - начало XX в. - М., 1997. - С. 197-245.

ar 202
Жилище - один из наиболее существенных элементов культуры. Оно рассматривается этнографами как один из ценнейших источников для изучения проблемы этнической истории народов, их историко-культурных связей и этнических процессов. В коллективной монографии впервые в отечественной этнографической науке предпринято историко-сравнительное изучение жилища народов России. На широком историческом фоне представлены, в частности, разнообразные типы армянского жилища, традиции зодчества, особенности строительных приемов и внутренней планировки, его связь с природными и социально-экономическими факторами.
ar 203
 
Традиционное жилище (глхатун). Начало XX в.: сел. Шенаван (Арагоцотн). 
АИЭА. Экспедиция 1971 г. Фото автора //
Тер-Саркисянц. А. Е. История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в. –
М. : Восточная литература РАН, 2005. - С. 499.
  1. Лисициан С. Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении : хозяйство и материальная культура // Кавказский этнографический сборник. - М., 1955. - С. 182-232.

  1. Селение, жилище, семья // Армяне : конец XIX - начало XX вв. : путеводитель по экспозиции. - М., 1984. - С. 20-25.

  2. Тер-Саркисянц А. Е. Армяне // Семейный быт народов СССР. - М., 1990. - С. 402-420.

  3. Тер-Саркисянц А. Е. Да будет вечным дым твоего очага // Этносфера. - 2006. - № 2. - С. 24-28.

  4. Тер-Саркисянц А. Е.Армянский национальный костюм // Этносфера. - 2006. - № 11. - С. 42-47.

ar 204ar 205
 
Фото 2. Женский костюм и старинный головной убор. Ордубад. Агулис. //
Лисициан С. Армянские старинные пляски /
Академия наук Армян. ССР, Институт археологии и этнографии. –
Ереван : Издательство АН Армянской ССР, 1983. - Рис. 2.
 
Фото 3. Праздничный женский костюм. Эриванская губерния. Армяне. Конец XIX - начало XX в. // Калашникова Н. М. = Kalashnikova N. Одежда народов СССР = National costumes of Soviet Peoples / Н. М. Калашникова, Г. А. Плужникова. - М., 1990. - С. 186-187. Ил. Деталь: нагрудное украшение.
 

Верования, обряды и обычаи

 ar 302

  1. Абегян М. Древнее миросозерцание и верования. Пережитки. Молитвы, ворожбы и суеверные сказания // История древнеармянской литературы / М. Абегян. - М., 1975. - С. 14-18.

  2. Армянский праздник вардевар // Праздники народов Удмуртии : календарь традиционных праздников народов Удмуртской Республики / Министерство национальной политики УР ; руководитель проекта Н. П. Смирнова. - Ижевск, 2006. - С. 17-18.

ar 303
 
День праздника Вардевар («преображение») связан с языческим культом бога Варда и солнцеворотом.
Сегодня он большинством армян воспринимается как вполне светский праздник плодородия и воды.
В этот день принято обливать друг друга водой. Согласно традиции и бытующему в народе поверью, вода помогает очиститься от грехов, недостатков и неудач.
  1. Арутюнов С. А. Страны и народы Закавказья : религии и верования // Основы этнологии / С. А. Арутюнов, К. И. Козлова ; под редакцией В. В. Пименова. - М., 2007. - С. 615-617.

  2. День матери : торжество в честь самых дорогих и близких // Известия Удмуртской Республики. - 2007. - 18 апр. - С. 6.

  3. Лисициан С. Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении : религия, верования, обряды // Кавказский этнографический сборник. - М., 1955. - С. 255-260.

ar 304
В работе выдающегося армянского этнографа Степана Даниловича Лисициана дано широкое, детальное, с глубоким знанием написанное изображение разных сторон этнографии прошлого армянского народа, что представляет собой ценный источник для истории армянской культуры и быта XIX - начала XX века.
  1. Обычаи и традиции общения в культуре народов Кавказа : информационно-просветительское пособие / Моск. ин-т открытого образования, Каф. ЮНЕСКО ; [отв. ред.-сост. Ю. А. Горячев, А. А. Шевцова, Е. А. Омельченко]. - Москва : Этносфера, 2011. - 239 с.

  2. Тер-Саркисянц А. Е. Брак и обряды свадебного цикла // Армяне : история и этнокультурные традиции / А. Е. Тер-Саркисянц. - М. : Восточная литература РАН, 1998. - С. 154-188.

ar 305
Автор исследует основные элементы культуры армян, опираясь на богатый архивный, полевой и литературный фактологический материал. Монография состоит из двух частей: в первой описывается бытовая культура армян, живущих на территории исторической родины и в ряде сопредельных районов Закавказья, во второй автор анализирует региональные группы армянского этноса, проживающие в России.
  1. Хачкар, крест-камень // Искусство в школе. - 2008. - № 3. - С. 31

 ar 306
 
Хачкар в сел. Мец Мазра (Гехаркуник). 881 г. //
Тер-Саркисянц. А. Е. История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в. –
М. : Восточная литература РАН, 2005. - Рис. 60.
 
«Хач» – это крест и «кар» – камень. Но «хачкар» – это не просто каменный крест,
это художественный символ армян.

Язык и письменность


Народное искусство

  1. Атаян Р. Армянская народная песня. - М., 1965. - Вып. VII. - 76 с.

  2. Казарян М. Армянские ковры = Armenian carpets. - М. : Советский художник, 1985. - 111 с.

Особое место в армянском декоративном искусстве занимает ковроделие. Наличие необходимого для производства ковров местного сырья - овечьей шерсти и красителей - явилось основой для развития ковроткачества, а оригинальность и богатство вариаций орнаментики обеспечили армянским коврам прекрасную репутацию на мировом рынке и важное место в системе классического восточного ковроделия.
  1. Ковры Армянской ССР / СССР, Центральный совет промысловой кооперации. - М., 1952. - [8] с., 53 л. ил.

ar 502
 
Ереван. Ворсовый ковер. – Таб. 2. Длина 195 см., ширина 125 см.
Плотность: 40х40 на 1 кв. дм. Цвет фона: синий, красный. Высота ворса: 5–6 мм. //
Ковры Армянской ССР. – М., 1952. – Таб. 2.
  1. Лисициан С. Армянские старинные пляски / Академия наук Армянской ССР, Институт археологии и этнографии. - Ереван : Издательство АН Армянской ССР, 1983. - 244 с. : 16 л. ил.

ar 503
 
Сасунская военная пляска Ярхушта. – Таб. XIII.
  1. Петросян Э. Армянский народный танец / Э. Петросян, Ж. Хачатрян. - М. : Искусство, 1980. - 134 с. : 7 л. ил.

ar 504
 
Авторы дают историю возникновения народных танцев,
описание танцев различных регионов Армении,
которые наиболее интересны для постановки на сцене.
  1. Тараян З. Р. Набойка в Армении / Академия наук Армянской ССР, Институт искусств. - Ереван : Издательство АН Армянской ССР, 1978. - 131 с. : 20 л. ил.

ar 505
В книге на историческом фоне прослежено развитие наиболее характерных в Армении методов орнаментации тканей и армянского набивного производства. Отдельные главы посвящены орнаментальным мотивам армянской набойки и сюжетным композициям алтарных завес, выполненным в технике набивки.
  1. Тараян З. Р. Символы симметрии орнамента в армянском прикладном искусстве / Академия наук Армянской ССР, Институт искусств. - Ереван : Издательство АН Армянской ССР, 1989. - 198 с.

  2. Чирков Д. А. Декоративно-прикладное искусство Кавказа и Закавказья : (обзор лекций) / Государственный музей искусства народов Востока. - М. : Наука, 1981. - 32 с.

6


Фольклор

 
Давид Сасунский борется со львом. Художник Н. Зарьян. 1966 г. //
Муравьева Т. В. Мифы и легенды Армении // Мифы народов Востока и Средней Азии /
Т. В. Муравьева, О. М. Куницкая. – М., 2007 – С. 223.
  1. Anait : Аn Аrmenian Fairy-Tale // A mountain of gems : fairy-fales of the Peoples of the Soviet Land = Сказки народов СССР. - М., [б. г.]. - С. 164-180.

  2. Армянские народные сказки. - Ереван : Айастан, 1965. - 400 с.

ar 601
Книга содержит 85 сказок, записанных в разных районах Восточной и Западной Армении, а также у армян, живущих в других местностях. Материал этот, подобранный из имеющегося богатого печатного и рукописного фонда армянских сказок, может дать достаточное представление о данном жанре устнопоэтического творчества армянского народа.
  1. Армянский фольклор / составление и перевод Г. О. Карапетяна. - М. : Наука : Главная редакция восточной литературы, 1979. - 376 с.

ar 602
В сборник включены забавные и поучительные истории, сказки-загадки, пословицы и поговорки, сопровождающиеся русскими эквивалентами и указателями. Издание содержит произведения, как опубликованные ранее, так и переведенные на русский язык впервые.
  1. Басни средневековой Армении. - Ереван : Советакан грох, 1982. - 112 с.

ar 603
Басни вообще, и армянские басни в частности, красноречиво отражают особенности природы, национальной среды и образа жизни людей Армении. В них ярко раскрывается сатирический талант народа. В сборник вошли басни средневековых баснописцев - Мхитара Гоша, Вардана Айгекци и Оломпиана в переводах академика Иосифа Абгаровича Орбели, которые дают читателю представление об истории средневековой Армении (да и всего Кавказа), обстановки XII-XIII вв.
  1. Давид Сасунский : армянский народный эпос / вступительная статья, примечания Л. М. Мкртчяна. - Л. : Советский писатель, 1982. - 360 с.

  2. Дорога Мгера : армянские легенды и предания. - М. : Наука : Главная редакция восточной литературы, 1990. - 168 с.

ar 604
В сборник включено около 350 легенд и преданий армянского народа, собранных в разное время и зафиксированных во множестве источников: летописях, этнографических трудах, прессе, литературных сборниках. Легенды и предания отражают историческое мировоззрение народа, его отношение к природе, людям, обществу. В них также нашли отклик события истории армян, их борьбы за независимость, за право на существование.
  1. Забавные и назидательные истории армянского народа / Академия наук СССР, Институт востоковедения ; составитель Г. О. Карапетян. - М. : Наука : Главная редакция восточной литературы, 1975. - 160 с.

  2. Из древнейших песен // Армянская классическая лирика.. - Ереван, 1977. - Т. I. Древний период. Средние века. - С. 61-64.

  3. Муравьева Т. В. Мифы и легенды Армении // Мифы народов Востока и Средней Азии / Т. В. Муравьева, О. М. Куницкая. - М., 2007. - С. 371-386, 8 л. ил.

  4. Орбели И. Армянский героический эпос. - Ереван, 1956. - 144 с.

  5. Петросян А. А. Особенности развития армянского эпосоведения // История народа и его эпос / А. А. Петросян. - М., 1982. - С. 90-104.

  6. Петросян Э. Х. Армянский вариант сатурналий ("Шах") и его генетические истоки // Зрелищно-игровые формы народной культуры : сборник научных статей. - Л., 1990. - С. 21-45.

  7. Салахян А. Давид Сасунский и его "новый сказитель" // Древняя и молодая / А. Салахян. - М., 1971. - С. 20-27.


Архитектура и искусство

   9

  1. Armenian Miniatures of 13the and 14th Centuries from the Matenadaran Collection, Yerevan = Армянская миниатюра XIII-XIV из собрания Матенадарана, Ереван : комплект из 16 открыток. - Л. : Аврора, 1984. - Текст парал.: англ., рус.

  2. Mikaelian M. Le Musee des Arts de l’Armenie = Государственная картинная галерея Армении, Ереван / альбом на фр. яз. / сост. М. Микаэлян ; пер. с рус. яз. Д. Даббади ; худ. Б. и Ю. Осенчаковы, ред. Е. Павлова, М. Бойко. – Л. : Аврора, 1984. – 158 с.

  3. Акопян Г. Г. Миниатюра Васпуракана XIII - XV веков / Г. Г. Акопян ; Матенадаран - ин-т древ. рукописей им. Маштоца при Совете Министров АрмССР. - Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1989. - 113 с.

  4. Асламазян Е. А. Живопись. Акварель. Керамика : каталог. - Б. м., 1978 - 64 с.

  5. Асратян М. Очерк армянской архитектуры = Essal sur L'architecure Armenienne. - М., 1985. - 152 с. : ил. - Текст парал.: рус., фр.

  6. Государственная картинная галерея Армении : живопись. - М. : Советский художник, 1986. - [15 c.]. - 103 ил.

  7. Григорян А. Г. Архитектура Советской Армении = Architecture of the Soviet Armenia / А. Г. Григорян Ереван. Гарни. Гегард. Эчмиадзин. Аштарак = Erevan. Garni. Guegnard. Etchmiadzin. Acharak / А. Г. Григорян, Н. С. Степанян. - М. : Искусство, 1985. - 207 с.
  8. Григорян М. Л. Товмасян. - М. : Стройиздат, 1986. - 318, [1] с.

  9. Дурново Л. А. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. - М. : Искусство, 1979. - 332 с.

  10. Ерлашова С. Ф. Акоп Акопян : живопись : альбом / С. М. Ерлашова. - М. : Совет. художник, 1983. - 9, [150] с.

акоп акопян
Акоп Акопян – народный художник Армении, лауреат Государственной премии Армении. Соединяя в своем творчестве традиции европейского искусства с тонким чувством национального, Акопян привнес в современную армянскую школу живописи интеллектуальное начало, мастерство заостренной детали, углубляющей метафоричность и неоднозначность образов. Альбом представляет собой собрание работ художника, распределенных по разделам в соответствии с хронологией.  Каждый раздел снабжен краткой вступительной статьей. Альбом открывает биографический очерк, посвященный А. Акопяну. 
  1. Измайлова Т. А. Армянская миниатюра XI века. - М. : Искусство, 1979. - 234 с.

ar 701
Книга является первой обобщающей работой, посвященной изучению сохранившихся армянских иллюстрированных рукописей XI столетия. Для более полного представления об армянской миниатюре этого столетия включен обзор иллюстрированных рукописей зарубежных собраний.
ar 702
 
Евангелие 1053 года. Евангелист Лука //
Измайлова Т. А. Армянская миниатюра XI века. – М. : Искусство, 1979. – С. 61.
  1. Измайлова Т. А. Искусство Армении / Т. А. Измайлова, М. А. Айвазян. - Искусство Армении. - М. : Искусство, 1969. - 260 с.

  2. Кириллова Ю. Армения - открытый музей / Ю. М. Кириллова. - М. : Искусство, 1969. - 175 с.

армения - открытый музей
Можно с уверенностью говорить о том, что Армения обделена вниманием туристических компаний. Ежегодно тысячи российских туристов выезжают за границу, но в основном их выбором становится Европа или страны загадочного Востока. Между тем в Армении тоже, без сомнения, есть множество вещей, способных удивить и оставить неизгладимые впечатления. Знаменитый Зварноц, прогретые солнцем камни Гарни, история которых насчитывает не одно тысячелетие, чистейшие источники Арзни, наконец, местный колорит с его богатством садов и гостеприимными хозяевами. Если вы еще не знакомы с Арменией, данная книга приоткроет вам дверь в этот удивительный музей под открытым небом. М. Сарьян, народный художник СССР, откликнулся на появление книги следующими словами: «Мне хочется поздравить читателей с выходом в свет издания, которое поможет проложить дороги странствий в нашу солнечную страну всем ценителям красоты». 
  1. Микаэлян К. В. Мгер Абегян. Живопись. - М. : Советский художник, 1982. - 6 с., 103 ил.

ar 703
Творчество художника Мгера Абегяна многогранно и в тоже время необыкновенно цельно. Еще в 1944 году искусствовед А. Д. Чегодаев отметил, что Мгер Абегян одинаково успешно работает в самых разнообразных техниках. Его живопись, декоративная по общим приемам, светлая, ясная, полна любви к Армении. С тех пор прошло более тридцати лет. Мгер Манукович Абегян достиг той высокой зрелости творчества, которая сделала его одним из видных представителей мирового искусства.
ar 704
 
Колыбельная песня. 1959 г. Фрагмент // Микаэлян К. В. Мгер Абегян. Живопись. –
М. : Советский художник, 1982. - Ил. 6.
  1. Мнацаканян С. Х. Крестовокупольные композиции Армении и Византии V-VII веков / С. Х. Мнацаканян ; АН АрмССР, Ин-т искусств. - Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1989. - 148, [3] с.

Krestovokupolnye kompozicii Armenii
И Россия, и Армения переняли христианство у Византии. Но почему тогда храмы Русской Православной и Армянской Апостольской Церкви имеют ярко выраженные внешние отличия? Ответить на этот вопрос поможет данное издание. В книге сделана попытка рассмотреть как появление, так и формирование одного из основных типов средневекового зодчества, который сыграл наиболее важную роль в развитии архитектурной культуры и в Армении, и в Византии, а также прослеживаются пути распространения и последующей эволюции крестовокупольных систем в строительном искусстве Армении и стран Переднего Востока.  
  1. Никогосян Н. = Nikogosyan N. - М. : Изобразительное искусство, 1989. - [38] с. : 126 ил.

  2. Сарьян М. С. Из моей жизни. - М. : Изобразительное искусство, 1985. - 304 с. : ил., фот.

  3. Сарьян М. Избранные произведении : альбом / М. С. Сарьян ; авт. вступ. ст. и сост. Ш. Г. Хачатрян ; пер. на англ. яз. Б. Г. Рубальского. - М. : Совет. художник, 1983. - 144 с.

  4. Степанян М. Г.  Р. Атоян : [альбом] / Марина Степанян. - М. : Совет. художник, 1988. - 63 с.

  5. Тигранов Г. Г. Арам Ильич Хачатурян : очерк жизни и творчества. - Л. О. : Музыка, 1978. - 192 с. : фот.

ar 705
Книга посвящена одному из крупнейших музыкантов современности, выдающемуся композитору Араму Ильичу Хачатуряну. В лаконичной и доступной форме освещены в ней основные этапы, важнейшие события жизни композитора, его разносторонняя деятельность. Издание богато иллюстрировано фотографиями, дающими представление о широком круге общения Хачатуряна. В книге впервые воспроизведен ряд нотных автографов композитора.
  1. Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении VIII в. до н. э. - XIX в. н. э. = Architectural ensembles of Armenia VIII с. B. C. - XIX A. D. - М. : Искусство, 1980. - 480 с. : ил. - Текст парал.: рус., англ.

ar 706
Архитектурное наследие армянского народа отличается редкой красотой, необычайной органичностью и глубоким своеобразием, что издавна привлекает внимание исследователей, в особенности деятелей искусства - архитекторов, художников, искусствоведов. В издании, из многочисленных архитектурно-художественных ансамблей Армении, рассматриваются лишь некоторые, обладающие высокими художественными достоинствами, характерными для различных этапов формирования армянского искусства начиная с VIII века до н. э. вплоть до XIX века. Это позволяет составить определенное представление об этапах развития древнеармянского зодчества.
ar 707
 
Егвард. Церковь Аствацацин (Богородицы). 1301 г. Общий вид. //
Асратян М. = Hasratian M. Очерк армянской архитектуры = Essal sur L'architecure Armenienne. –
М., 1985. – С. 78; (или С. 16).
  1. Хачатрян Ш. Музей Мартироса Сарьяна = Musee Martiros Sarian. - М. : Советский художник, 1973. - 152 с. : ил. - Текст парал.: рус., арм., фр.

  2. Хачатурян А. Спартак : балет в четырех действиях, девяти картинах : [клавир] / либретто Н. Волкова ; переложение для фортепиано в две руки Эмина Хачатуряна. - М. : Музыка, 1975. - 284 с.

  3. Хачатурян К. А. Театрально-декорационное искусство Советской Армении : очерки / К. А. Хачатурян ; Акад. художеств СССР, НИИ теории и истории изобраз. искусств. - М. : Изобраз. искусство, 1979. - 135 с.

  4. Шавердян А. И. Очерки по истории армянской музыки XIX-XX веков : досоветский период. - М. : Государственное музыкальное издательство, 1959. - 448 с.

ar 708
Очерки талантливого музыковеда Александра Исаковича Шавердяна являются, по существу, первым опытом научного обобщения этого периода истории армянской музыки. В книге собраны и критически освещены обширные материалы по музыкальной культуре XIX - начала XX века. Во вводном очерке, кроме того, дан краткий обзор важнейших явлений и традиций армянской музыки более ранних периодов - древности и средневековья.

 


Художественная литература

 

  1. Абовян Х. Раны Армении : исторический роман. - М. : Художественная литература, 1978. - 292 с.

ar 801
Хачатур Абовян - великий армянский просветитель, основоположник армянской литературы и современного языка. В романе изображены исторические события начала XIX века, приведшие в 1828 году к присоединению восточной части Армении к России.
  1. Айвазян С. Судьба армянская : роман / перевод с армянского Регины Кафриэлянц. - М. : Советский писатель, 1976. - 496 с.

  2. Армянская классическая лирика. Т. II. Средние века (XII-XVIII). - Ереван : Советакан грох, 1977. - 280 с.

  3. Армянские поэты нового времени / вступительная статья Э. М. Джрбашяно ; составление, биографические справки, примечания М. Г. Джанполадян и А. С. Шарудяна ; редакция стихотворных переводов Е. М. Николаевской. - Л. : Советский писатель, 1983. - 560 с.

  4. Арутюнян С. М. Только человек ходит прямо : пьесы. - М. : Советский писатель, 1985. - 352 с.

  5. Зорьян С. Армянская крепость. Царь Пап : исторические романы / перевод с армянского А. Макинянц, В. Дудинцева. - М. : Советский писатель, 1984. - 744 с.

  6. Исаакян. Избранные сочинения : в 2 т. Т. 1. - М. : Гос. Издательство художественной литературы, 1956. - 348 с.

  7. Какая ты, Армения? : повести, рассказы / перевод с армянского - М. : Известия, 1989. - 544 с.

  8. Капутикян С. Кровля Армении / перевод с армянского. - М. : Советский писатель, 1981. - 448 с.

  9. Кучак Н. Лирика : айрены / перевод с армянского - М. : Художественная литература, 1972. - 222 с.

ar 802
Любовная лирика - одно из величайших достижений мировой поэзии и культуры, бесценное сокровище человечества. И среди тех, кто обогатил эту сокровищницу, сверкает имя армянского поэта Наапета Кучака. Выдающимся явлением армянской поэзии средних веков стали его айрены*. В них выражена главная черта эпохи Возрождения - чувство полноты жизни, полноты ощущения красоты мира.
  1. Литературная Армения. - 2003. - № 3 (июль-сент.). - 160 с.

  2. Матевосян Г. Твой род : повести и рассказы / перевод с армянского Анаит Баяндур. - М. : Молодая гвардия, 1982. - 479 с.

  3. Нарекаци Г. Книга скорби. - Б. м. : Советакан грох, 1977. - 494 с. - Текст парал.: арм., рус.

нарекаци
Григор Нарекаци -  армянский поэт, философ и богослов, представитель раннеармянского Возрождения. Жизнь поэта в монастыре Нарек на берегу озера Ван внешне была спокойной, однообразной. Но по мере того как Нарекаци писал, его воображение разгоралось. Профессор Левон Мкртчян заметил: «На дереве воображения Нарекаци всегда много плодов, и ветви прогибаются, ломаются от обилия образов». Нарекаци – трагический поэт. Он хотел сказать, сколь он грешен как христианин, сколь велико его стремление очиститься от грехов. Но он говорил не просто о греховности своего «я», он писал о крушении человека и мира. Мотив отрицания того, что греховно и недостойно веры и бога, приобретает в его творчестве всеобщий, масштабный характер. 
  1. Ованес Д. Из двух книг : стихи. - Ереван : Советакан грох, 1980. - 223 с.

  2. От "Рождения Ваагна" до Паруйра Севака : антологический сборник армянской лирики в двух книгах / вступительная статья, составление, биографические справки и примечания Левона Мкртчяна. Кн. 1. - Ереван : Советакан грох, 1983. - 384 с.

  3. Петросян В. Армянские эскизы : повести и рассказы / перевод с армянского - М. : Советский писатель, 1978. - 512 с.

  4. Поэзия Армении. Народная - средневековая - новая : в переводе русских поэтов. - Ереван, 1973. - 544 с.

  5. Регистан, Г. Г. //Избранное [Текст] : стихотворения, поэмы, песни, переводы / Гарольд Регистан. - М. : Современник, 1984. - 477 с.
527dc
В книге армянского поэта и переводчика Гарольда Регистана можно найти множество патриотических стихов и песен, посвященных родному краю, а также перевод с армянского на русский язык поэмы Паруйра Севака «Неумолкаемая колокольня», за который Гарольд Регистан удостоился литературной премии Армянской ССР имени Егише Чаренца в 1982 году.
  1. Саят-Нова. Лирика / перевод с армянского, грузинского, азербайджанского. - М. : Государственное издательство художественной литературы, 1963. - 280 с.

ar 803
Один из величайших поэтов средневековья был Саят-Нова. Его поэзия неразрывно связана с историческими судьбами народов Закавказья. Писал он на армянском, грузинском и азербайджанском языках. Соответственно Саят-Нова - признанный поэт не только в Армении, но и в Грузии и Азербайджане.
  1. Севак П. Стихи / перевод с армянского. - М. : Художественная литература, 1975. - 256 с.

  2. Современные армянские повести / перевод с армянского. - М. : Художественная литература, 1981. - 584 с.

  3. Средневековая армянская поэзия / перевод с армянского - М. : Художественная литература, 1981. - 400 с.

ar 804
В сборнике прослеживается развитие армянского поэтического слова на протяжении тринадцати веков. Открывают его произведения авторов V века Месропа Маштоца, X - Григора Нарекаци, завершают стихи великого армянского поэта-ашуга XVIII века Саят-Новы.
  1. Туманян О. Избранное : стихи / перевод с армянского. - М. : Художественная литература, 1988. - 368 с.

  2. Чарец Е. Избранное / перевод с армянского - М. : Гос. Издательство художественной литературы, 1956. - 408 с.

ar 805
Егише Чаренц всю свою жизнь упорно усваивал многовековой опыт поэтического искусства и прошел долгий и сложный творческий путь. Хорошо зная русский язык и русскую поэзию, будучи незаурядным поэтом-переводчиком, он хотел, чтобы в русских переводах его поэзия не была сглажена, чтобы в них сохранились присущие ему многообразные стиховые формы, его речевое своеобразие. В книге представлено около двух третей поэтического наследия Егише Чаренца. Использованы, в сущности, все прижизненные его издания и добавлены произведения, опубликованные посмертно.

*Айрены – это песни любовные, иногда дидактические, состоящие, как правило, из четырех стихов по 15 слогов // Армянская классическая лирика. Т. II. Средние века (XII-XVIII). – Б. м. : Советакан грох, 1977. - Т. 2. - С. 20.

Поэты и писатели юбиляры этого года

Все мероприятия

Семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука

15 декабря в Национальной библиотеке УР совместно с Общинным центром еврейской культуры Удмуртии прошла семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука. Подробнее

Презентация книги «Удмурты. Народное искусство»

26 сентября на расширенном заседании клуба «Край удмуртский» прошла торжественная встреча, посвященная 105‑летнему юбилею издательства «Удмуртия», и презентация новой книги, выпущенной издательским коллективом, «Удмурты. Народное искусство».   Подробнее

День национального костюма

20 сентября в Удмуртии во второй раз будет отмечаться День национального костюма – один из самых молодых региональных праздников: в прошедшем году депутаты Госсовета УР закрепили его в законе «О праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики», установив дату – третья пятница сентября.   Подробнее

Творческая встреча с Алевтиной Каравай (Каравай Аля пумита)

3 сентября в конференц-зале Национальной библиотеки прошла юбилейная творческая встреча с мастером этнических украшений Алевтиной Каравай, которая собрала друзей и почитателей ее искусства.   Подробнее

К 100-летию Г. А. Корепанова: вечер воспоминаний

20 августа в Национальной библиотеке УР состоялся вечер воспоминаний о выдающемся удмуртском композиторе, заслуженном деятеле искусств УАССР и РСФСР, основоположнике удмуртской академической музыки Германе Афанасьевиче Корепанове.   Подробнее

Мигрантам

Переезд в другую страну для проживания и работы – это всегда нелегко и требует большой ответственности. Есть много вопросов, которые могут возникнуть в связи со сменой места жительства и привычного образа жизни.

Мы постарались собрать всю полезную информацию, которая поможет как можно скорее освоиться на новом месте и принимать правильные решения во время пребывания в Удмуртии.


Подробнее