• Кеше - китап, ул укыган саен яңа китап. - Человек - это книга, прочитываемая вновь и вновь. (Каждый человек уникален.)
  • Алданган кеше генә алдана. - Обманут только тот, кто готов быть обманутым.
  • Ялганчыга калган - мактаусыз яшәр. - Оставшийся без лести будет жить без хвалы. (Без добрых слов трудно жить.)
  • Кем кебек йоклый, шундый кебек була. - Как спишь, так и живешь. (Утро - ночь уму.)
  • Барысы да - чалмый, берсе дә - канкый. - Все имеют свои недостатки, но никто не без недостатков. (У каждого свои грехи.)
  • Күзлек белән кара, кул белән эшлә. - Смотри глазами, работай руками. (Необходима практика.)
  • Кешенең сөенече - тәрәзә. - Радость человека - как окно. (Счастье проявляется в делах.)

Народное искусство

 
 
  1. Альмеева Н. Ю. О музыкальном воплощении татарского баита: (введение в изучение проблемы) / Н. Ю. Альмеева // Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях. – Ижевск, 2002. – С. 17–52.
  2. Баит «Сак – Сок» / Сост., авт. науч. коммент. и табл. Ш. К. Шарифуллин. – Казань, 1999. – 127 с. 
tat101
Это первая книга из серии «Памятники татарской народного музыкального искусства». Баит «Сак – Сок» – произведение, относимое большинством исследователей к временам Булгарского государства. В нем отразились архаические представления предков татарского народа, среди них – боязнь проклятия матери, культ близнецов, тотемические представления, мотив языческого колдовства. По своей распространенности среди татар различных регионов Среднего Поволжья, Урала и Сибири баит «Сак – Сок», несомненно, превосходит другие произведения этого жанра. Являясь среди огромного числа баитов как исторической, так и бытовой тематики, одним из самых древних, он, тем не менее, по-прежнему остается самым популярным и любимым в народе. Причину такого широкого распространения баита и столь долгой его жизни исследователи видят в том, что это предание отражает очень важные для народа события древней истории. В книге приведены 52 варианта мелодии баита «Сак – Сок», достаточно полный поэтический текст трех основных вариантов с полными переводами, опубликованными в академической антологии «Татарское народное искусство» (Том «Баиты». Казань, 1983. С. 204–210), неопубликованный вариант чувашского пеита «Сак – сук», а также тексты мунаджатов с подстрочным переводом на русский язык.
  1. Валеев Ф. Х. Древнее искусство Татарстана / Ф. Х. Валеев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова. – 2-е издание, дополненное. – Казань : Татарское книжное издательство, 2002. – 102 с. : ил.
tat102
В книге представлено обобщающее исследование по истории древнего и средневекового искусства татар и даны материалы, характеризующие истоки и эволюцию татарской художественной культуры на базе обширного иллюстративного материала
tat103
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Поливные керамические чаши. Золотая Орда. XIV в. // Древнее искусство Татарстана / Ф. Х. Валеев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова. –2-е издание, дополненное. – Казань, 2002. – Ил. 160.
  1. Гулова, Ф. Ф. Татарская народная вышивка / Гулова Ф. Ф.; Под. ред. Мухамедовой Р. Г. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1980. – 79 с. 
tat104
В книге рассказывается об особенностях одного из самых популярных видов татарского народно-прикладного икусства. Иллюстрации знакомят читателя с наиболее распространенными среди татар приемами вышивания, интересными образцами вышивок прошлого столетия, а также современной вышивки, в которой бережно сохраняются и развиваются многовековые национальные традиции. В работе использованы экспедиционные и архивные материалы Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова. 
  1. Гулова, Ф. Ф. Татарская национальная обувь: (Искусство кожаной мозаики) / Гулова Ф. Ф.; Под. ред. Мухамедовой Р. Г. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1983. – 47 с., 13 л. ил.: ил.
  2. Завьялова, М. Н. Татарский костюм: Из собр. Гос. музея Респ. Татарстан / Завьялова М. Н. – Казань : Заман, 1996. – 256 с. : ил.
  3. Зарипова Р. З. Истоки и современность в праздничном костюме татарского, русского и удмуртского народов / Р. З. Зарипова // Английский язык в поликультурном регионе : материалы международной конференции (31 мая – 3 июня 2005 г.). – Ижевск, 2005. – Ч. 2. – С. 80–84.
  4. Золото и серебро казанских татар : из собрания Национального музея Республики Татарстан = Казан татарларының алтын һәм көмеше : Татарстан Республикасы Милли музее жыелмаларыннан = Gold and silver of the Kazan Tatars : from the collections of National Museum of the Republic of Tatarstan / перевод на татарский язык И. Г. Хадиева ; перевод на английский язык А. В. Сахарова. – Казань : Заман, 2002. – 159 с. : ил.
tat105
Золото и серебро в украшениях, монетах, предметах быта татарского народа с древнейших времен и до наших дней – тема книги, написанной научными сотрудниками Национального музея Республики Татарстан. В книге использованы изобразительные материалы (украшения, монеты, фотографии, национальные костюмы) из фондов музея – крупнейшего хранилища национального достояния татарского народа.
tat106
 
Чулпа коромыслообразная. Серебро, скань, поделочные монеты. Первая половина XIX в. //
Золото и серебро казанских татар : из собрания Национального музея Республики Татарстан =
Казан татарларының алтын һәм көмеше : Татарстан Республикасы Милли музее жыелмаларыннан =
Gold and silver of the Kazan Tatars : from the collections of National Museum
of the Republic of Tatarstan. – Казань, 2002. – С. 117.
  1. Каюмова Э. Р. Автономность ритмических клише в песнях казанских татар / Э. Р. Каюмова // Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях. – Ижевск, 2002. – С. 53–64.
  2. Похвалинская Л. Волшебный мир фарфора из собрания Национального музея Республики Татарстан = The magical world of porcelain : from the collection of the National museum of the Republic of Tatarstan / Л. Похвалинская. – Казань : Заман, 2003. – 158 с. : ил.
tat107
Альбом представляет информацию о коллекции фарфора в собрании Национального музея Республики Татарстан и знакомит с некоторыми страницами из истории фарфорового производства. Издание прекрасно иллюстрировано изображением лучших образцов, имеющихся в коллекции.
  1. Рославцева, Л. И. Одежда крымских татар конца XVIII–начала ХХ в. : Ист. -этногр. исслед. / Рославцева Л. И. – М. : Наука, 2000. – 104 с.
tat108
Работа является первым исследованием по костюму крымских татар. Хронологические рамки исследования объясняются тем, что самый ранний, относительно подробный иллюстративный и описательный материал, как и собранные в музейных коллекциях образцы костюма, относится к концу ХVIII в., верхний рубеж – 1920-е годы – определяется тем, что именно до этого времени сохранялись традиционно принятые формы костюма. Позднее, в связи с резким изменением условий жизни, традиционный костюм, за исключением самых стойких его элементов (прежде всего головного убора), уходит из употребления.
  1. Страницы истории татарской музыкальной культуры: Сб. ст. / АН СССР. Казан. науч. центр. Ин-т яз., лит. и истории; Сост. Альмеева Н. Ю. – Казань : ИЯЛИ, 1991. – 132, [1] с. : ил., ноты.
tat109
Основу сборника составляют статьи молодых музыковедов. Многие из них прозвучали в виде докладов на конференциях молодых ученых в Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова (1987–1989). Целевая специфика сборника заключается в том, чтобы задействовать как можно больше исторических фактов культурной жизни татар, важных в осмыслении культурно-исторического процесса.
  1. Суслова, С. В. Женские украшения казанских татар середины XIX–начала ХХ в.: Ист.-этногр. исслед. / Суслова С. В. – М.: Наука, 1980. – 128 с.: ил.
tat110
В книге рассматриваются прежде всего металлические ювелирные украшения. Объектом исследования явились казанские татары, живущие в современных административных пределах Татарстана. К другим группам татар автор обращается исключительно в сравнительных целях. Кроме научного интереса издание может принести определенную практическую пользу, особенно работникам художественных промыслов.
  1. Тагиров, Г. 100 татарских фольклорных танцев: [Описание] / Тагиров Г.; Вступ. ст. В. Горшкова. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1988. – 158, [2] с.: ил., нот. ил.
  2. Тагиров, Г. Татарские танцы / Тагиров Г.; Послесл. Ю. Виноградова. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1984. – 256 с.: ил., ноты.
tat111
В книге представлены записи пятнадцати танцев Г. Тагирова, использованных в репертуарах Государственного ансамбля песни и танца Татарской АССР. Внимательное изучение книги позволяет усвоить наиболее существенные черты творчества народного артиста Татарской АССР Гая Хаджиевича Тагирова, глубже ознакомиться с его знанием татарского народного танца и виртуозным претворением последнего как национально-характерной основы собственных авторских композиций.
  1. Татарский народный орнамент, 1920–1960: Комплект табл. – Б. м.: Таткнигоиздат, б. г. – 29 табл.
tat112
Издание является первым опытом, иллюстрирующим одну из интереснейших областей народного искусств, которая отражает в своих образцах историю и традиции татарского народа.
  1. Традиционные художественные промыслы татар : (середина XIX–начало XX века) / Государственный объединенный музей Республики Татарстан ; автор-составитель М. Завьялова ; перевод на татарский язык Х. Махмутова [и других]. – Б. м., б. г. – [17] с. : ил.
tat113
В издании представлена выставка уникальных этнографических коллекций народов Поволжья и Приуралья из Государственного музея Республики Татарстан. Она дает представление об основных художественных промыслах татар, раскрывает влияние народных традиций на современное декоративно-прикладное искусство.
  1. Червоная, С. М. Искусство Татарии / Червоная С. М. – М. : Искусcтво, 1987. – 351, [1] с., [32] л. ил.
tat114
Книга представляет собой исследование истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и зодчества Татарии с древнейших времен до 1917 года. Комплексное изучение истории татарского искусства дает наглядное представление о богатых традициях национальной художественной культуры, впитавшей наследие домонгольского и золотоордынского периодов, Казанского ханства, с XVI века развивавшейся в составе Российского государства.

Все мероприятия

Презентация книги С. Косаревой и Е. Самсонова «Ӝуа ӝыт пал инльӧль вирен» («Кровавый горит рассвет»)

17 июня в Национальной библиотеке УР прошла презентация книги С. Косаревой и Е. Самсонова «Ӝуа ӝыт пал инльӧль вирен» («Кровавый горит рассвет»). Выход издания приурочен к 100‑летию со дня рождения удмуртского писателя‑фронтовика Евгения Васильевича Самсонова (1925–1989) и 80‑летию Великой Победы. Подробнее  

Презентация новой книги удмуртской писательницы Лии Малых

25 мая, в рамках VI Литературного фестиваля «На родине П. И. Чайковского», прошла презентация новой книги удмуртской писательницы Лии Малых «Шунды шудыны потӥз» («Солнце вышло поиграть»). Подробнее

Презентация сборника В. Байкова «Чукырна но Донды батыр»

26 мая в рамках программы VI Литературного фестиваля «На родине П. И. Чайковского», на Центральной площади города состоялась презентация книги В. П. Байкова «Чукырна но Донды батыр» («Пескарь и Донды батыр»). В сборник «Чукырна но Донды батыр» вошли рассказы, написанные в разное время, а также новые, не публиковавшиеся ранее. Подробнее  

Литературный вечер «Молодость моя, Белоруссия!..»

24 апреля в Национальной библиотеке Удмуртской Республики состоялся литературный вечер «„Молодость моя, Белоруссия!..“: белорусский народ в годы Великой Отечественной войны (по страницам книг писателя Н. Д. Украинца)». Подробнее  

День памяти жертв геноцида армян

23 апреля в 18.00 в Национальной библиотеке УР состоялся вечер памяти «110 лет назад: помню и требую», приуроченный к Дню памяти жертв геноцида армян, который ежегодно отмечается 24 апреля по всему миру. Мероприятие организовано совместно с Армянским национально-культурным обществом Удмуртской Республики «Арарат». Подробнее

Мигрантам

Переезд в другую страну для проживания и работы – это всегда нелегко и требует большой ответственности. Есть много вопросов, которые могут возникнуть в связи со сменой места жительства и привычного образа жизни.

Мы постарались собрать всю полезную информацию, которая поможет как можно скорее освоиться на новом месте и принимать правильные решения во время пребывания в Удмуртии.


Подробнее