• Кеше - китап, ул укыган саен яңа китап. - Человек - это книга, прочитываемая вновь и вновь. (Каждый человек уникален.)
  • Алданган кеше генә алдана. - Обманут только тот, кто готов быть обманутым.
  • Ялганчыга калган - мактаусыз яшәр. - Оставшийся без лести будет жить без хвалы. (Без добрых слов трудно жить.)
  • Кем кебек йоклый, шундый кебек була. - Как спишь, так и живешь. (Утро - ночь уму.)
  • Барысы да - чалмый, берсе дә - канкый. - Все имеют свои недостатки, но никто не без недостатков. (У каждого свои грехи.)
  • Күзлек белән кара, кул белән эшлә. - Смотри глазами, работай руками. (Необходима практика.)
  • Кешенең сөенече - тәрәзә. - Радость человека - как окно. (Счастье проявляется в делах.)
tatar1tatar2
 
Татары издавна проживают на территории современной Удмуртии. По результатам последней переписи татарское население республики составляет 110,5 тысяч человек. Татары делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские.
 
Самой многочисленной является волго-уральская группа, включающая субэтносы казанских, касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная группа татар). Среди астраханских – юртовские, кундровские татары и карагаши. Самостоятельной этнической общностью – особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических процессов ХV–ХVI веков, – являлись до начала ХХ века литовские татары. Эта группа, сохранившая благодаря исламу свою этническую целостность, во второй половине ХIХ – начале ХХ века переживала в определенной мере процесс интеграции в татарскую этническую общность (в т. ч. и в результате усиления этнического, «татарского» (взамен «мусульманского») самосознания.
 
Народно-разговорный язык татар делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Язык астраханских татар, возникший при участии ногайского языка, имеет определённую специфику. Тюркский язык литовских татар перестал существовать ещё в ХVI веке (литовские татары перешли на белорусский язык, а к середине ХIХ века часть интеллигенции начала использовать польский и русский языки). Литовский татарский язык сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта при заметном участии западного (мишарского). Со второй половины ХIХ века начинается формирование татарского национального языка, завершившееся в начале ХХ века.
 
Наиболее древней письменностью татар являлась тюркская руника. С Х века по 1927 г. письменность строилась на основе арабской графики, в 1927–1939 годах – на латинской основе (яналиф), с 1939–1940 годов (на территории СССР) основой татарской письменности стала кириллица.
 
Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен (в т. ч. и нагайбаков), которые были в ХVI–ХIII веках обращены в православие, мусульмане-сунниты.
 
Этноним «татары» впервые появился среди монгольских и тюркских племен в VI–IХ веках, во второй половине ХIХ – начале ХХ века он закрепился как общий этноним.
 
В ХIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена (в т. ч. тюркские), называвшиеся «татарами». В ХIII–ХIV веках в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки ассимировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы, русские и некоторые азиатские народы называли татарами население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, воинско-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшее в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима татары. После падения ханств термин был перенесён в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарского ханства татарами.
 
Наиболее ранними поселенцами на территории современной Удмуртии является чепецкая группа: нукратские (каринские), юкаменско-палагийские, глазовско-кестымские татары, сложившиеся в устойчивые этнотерриториальные подразделения. Позднее появившиеся группы татар проживают на юге Удмуртии, часть из них – в сельской местности (Каракулинский, Киясовский, Глазовский и др. районы), большая часть – в Ижевске, где оформился район компактного проживания татарского населения, а также в городах Сарапуле, Можге, Воткинске. В настоящее время татарское население составляет 7% всего населения республики.
 
Татары Удмуртии имеют некоторую специфику в языке, материальной и духовной культуре, что связано с длительным функционированием в отрыве от основного этнического массива татар, а также с влиянием удмуртского населения. Особенно много финно-угорских черт в культуре кряшен, весьма своеобразной группы татар.
 
В последние годы активизировалось национальное движение татар в Удмуртии: создан Татарский общественный центр, проводятся конференции, съезды, культурно-массовые мероприятия, праздник «Сабантуй». Заметен всплеск интереса населения к национальным корням, традициям народа и потребность в разнообразной информации об истории и культуре татар.
 
tatar3
 
Источники:
 
Исхаков, Д. М. Татары / Д. М. Исхаков, Р. К. Уразманова, Ю. Г. Мухаметшин и др. // Народы России: Энцикл. / Гл. ред. В. А. Тишков. – М., 1994. – С. 320–321.
Татары // Удмуртская Республика: Энцикл. – Ижевск, 2000. – С. 762.
 

Все мероприятия

Палитра жизни Владимира Кашина

26 сентября в Национальной библиотеке УР прошла презентация книги «Владимир Кашин». Книга знакомит с жизнью и творчеством можгинского художника Владимира Павловича Кашина.   Подробнее

Вечер памяти Милитины Гавриловой-Решитько

4 сентября в Национальной библиотеке Удмуртской Республики состоялся вечер воспоминаний, посвящённый 90-летию со дня рождения Милитины Васильевны Гавриловой-Решитько.           Подробнее

Презентация новой книги Рафита Мина

22 августа в 18.00 в Национальной библиотеке УР состоялась презентация  нового сборника Рафита Мина «Каргурезьын югдо чияпу сяськаос» («Белоснежной вишней  светится Кайгурезь»).        Подробнее

Презентация сборника Людмилы Ларкиной «Ситцевые рассветы»

13 августа в Национальной библиотеке УР прошла творческая встреча и презентация нового поэтического сборника Людмилы Ларкиной «Ситцевые рассветы». Подробнее

Презентация книги С. Косаревой и Е. Самсонова «Ӝуа ӝыт пал инльӧль вирен» («Кровавый горит рассвет»)

17 июня в Национальной библиотеке УР прошла презентация книги С. Косаревой и Е. Самсонова «Ӝуа ӝыт пал инльӧль вирен» («Кровавый горит рассвет»). Выход издания приурочен к 100‑летию со дня рождения удмуртского писателя‑фронтовика Евгения Васильевича Самсонова (1925–1989) и 80‑летию Великой Победы. Подробнее  

Мигрантам

Переезд в другую страну для проживания и работы – это всегда нелегко и требует большой ответственности. Есть много вопросов, которые могут возникнуть в связи со сменой места жительства и привычного образа жизни.

Мы постарались собрать всю полезную информацию, которая поможет как можно скорее освоиться на новом месте и принимать правильные решения во время пребывания в Удмуртии.


Подробнее