• Кеше - китап, ул укыган саен яңа китап. - Человек - это книга, прочитываемая вновь и вновь. (Каждый человек уникален.)
  • Алданган кеше генә алдана. - Обманут только тот, кто готов быть обманутым.
  • Ялганчыга калган - мактаусыз яшәр. - Оставшийся без лести будет жить без хвалы. (Без добрых слов трудно жить.)
  • Кем кебек йоклый, шундый кебек була. - Как спишь, так и живешь. (Утро - ночь уму.)
  • Барысы да - чалмый, берсе дә - канкый. - Все имеют свои недостатки, но никто не без недостатков. (У каждого свои грехи.)
  • Күзлек белән кара, кул белән эшлә. - Смотри глазами, работай руками. (Необходима практика.)
  • Кешенең сөенече - тәрәзә. - Радость человека - как окно. (Счастье проявляется в делах.)
tatar1tatar2
 
Татары издавна проживают на территории современной Удмуртии. По результатам последней переписи татарское население республики составляет 110,5 тысяч человек. Татары делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Самой многочисленной является волго-уральская группа, включающая субэтносы казанских, касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная группа татар). Среди астраханских – юртовские, кундровские татары и карагаши. Самостоятельной этнической общностью – особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических процессов ХV–ХVI веков, – являлись до начала ХХ века литовские татары. Эта группа, сохранившая благодаря исламу свою этническую целостность, во второй половине ХIХ – начале ХХ века переживала в определенной мере процесс интеграции в татарскую этническую общность (в т. ч. и в результате усиления этнического, «татарского» (взамен «мусульманского») самосознания.
 
Народно-разговорный язык татар делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Язык астраханских татар, возникший при участии ногайского языка, имеет определенную специфику. Тюркский язык литовских татар перестал существовать еще в ХVI веке (литовские татары перешли на белорусский язык, а к середине ХIХ века часть интеллигенции начала использовать польский и русский языки). Литовский татарский язык сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта при заметном участии западного (мишарского). Со второй половины ХIХ века начинается формирование татарского национального языка, завершившееся в начале ХХ века.
 
Наиболее древней письменностью татар являлась тюркская руника. С Х века по 1927 г. письменность строилась на основе арабской графики, в 1927–1939 годах – на латинской основе (яналиф), с 1939–1940 годов (на территории СССР) основой татарской письменности стала кириллица.
 
Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен (в т. ч. и нагайбаков), которые были в ХVI–ХIII веках обращены в православие, мусульмане-сунниты.
 
Этноним «татары» впервые появился среди монгольских и тюркских племен в VI–IХ веках, во второй половине ХIХ – начале ХХ века он закрепился как общий этноним.
 
В ХIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена (в т. ч. тюркские), называвшиеся «татарами». В ХIII–ХIV веках в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки ассимировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы, русские и некоторые азиатские народы называли татарами население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, воинско-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшее в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима татары. После падения ханств термин был перенесен в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарского ханства татарами.
 
Наиболее ранними поселенцами на территории современной Удмуртии является чепецкая группа: нукратские (каринские), юкаменско-палагийские, глазовско-кестымские татары, сложившиеся в устойчивые этнотерриториальные подразделения. Позднее появившиеся группы татар проживают на юге Удмуртии, часть из них – в сельской местности (Каракулинский, Киясовский, Глазовский и др. районы), большая часть – в Ижевске, где оформился район компактного проживания татарского населения, а также в городах Сарапуле, Можге, Воткинске. В настоящее время татарское население составляет 7% всего населения республики.
 
Татары Удмуртии имеют некоторую специфику в языке, материальной и духовной культуре, что связано с длительным функционированием в отрыве от основного этнического массива татар, а также с влиянием удмуртского населения. Особенно много финно-угорских черт в культуре кряшен, весьма своеобразной группы татар.
 
В последние годы активизировалось национальное движение татар в Удмуртии: создан Татарский общественный центр, проводятся конференции, съезды, культурно-массовые мероприятия, праздник «Сабантуй». Всплеск интереса к национальным корням, к традициям народа, потребность населения в разнообразной информации об истории и культуре татар обусловили и создание данной выставки.
 
Источники:
  1. Исхаков, Д. М. Татары / Д. М. Исхаков, Р. К. Уразманова, Ю. Г. Мухаметшин и др. // Народы России : Энцикл. / Гл. ред. В. А. Тишков. – М., 1994. – С. 320–321.
  2. Татары // Удмуртская Республика: Энцикл. – Ижевск, 2000. – С. 762.
 
Примечание*
В связи с использованием специальных диакритических символов для дальнейшего просмотра выставки необходимо установить шрифт Arial Unicode MS. Архив этого шрифта можно скачать здесь.
 tatar3
 

Народное искусство

 
 
  1. Альмеева Н. Ю. О музыкальном воплощении татарского баита: (введение в изучение проблемы) / Н. Ю. Альмеева // Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях. – Ижевск, 2002. – С. 17–52.
  2. Баит «Сак – Сок» / Сост., авт. науч. коммент. и табл. Ш. К. Шарифуллин. – Казань, 1999. – 127 с. 
tat101
Это первая книга из серии «Памятники татарской народного музыкального искусства». Баит «Сак – Сок» – произведение, относимое большинством исследователей к временам Булгарского государства. В нем отразились архаические представления предков татарского народа, среди них – боязнь проклятия матери, культ близнецов, тотемические представления, мотив языческого колдовства. По своей распространенности среди татар различных регионов Среднего Поволжья, Урала и Сибири баит «Сак – Сок», несомненно, превосходит другие произведения этого жанра. Являясь среди огромного числа баитов как исторической, так и бытовой тематики, одним из самых древних, он, тем не менее, по-прежнему остается самым популярным и любимым в народе. Причину такого широкого распространения баита и столь долгой его жизни исследователи видят в том, что это предание отражает очень важные для народа события древней истории. В книге приведены 52 варианта мелодии баита «Сак – Сок», достаточно полный поэтический текст трех основных вариантов с полными переводами, опубликованными в академической антологии «Татарское народное искусство» (Том «Баиты». Казань, 1983. С. 204–210), неопубликованный вариант чувашского пеита «Сак – сук», а также тексты мунаджатов с подстрочным переводом на русский язык.
  1. Валеев Ф. Х. Древнее искусство Татарстана / Ф. Х. Валеев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова. – 2-е издание, дополненное. – Казань : Татарское книжное издательство, 2002. – 102 с. : ил.
tat102
В книге представлено обобщающее исследование по истории древнего и средневекового искусства татар и даны материалы, характеризующие истоки и эволюцию татарской художественной культуры на базе обширного иллюстративного материала
tat103
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Поливные керамические чаши. Золотая Орда. XIV в. // Древнее искусство Татарстана / Ф. Х. Валеев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова. –2-е издание, дополненное. – Казань, 2002. – Ил. 160.
  1. Гулова, Ф. Ф. Татарская народная вышивка / Гулова Ф. Ф.; Под. ред. Мухамедовой Р. Г. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1980. – 79 с. 
tat104
В книге рассказывается об особенностях одного из самых популярных видов татарского народно-прикладного икусства. Иллюстрации знакомят читателя с наиболее распространенными среди татар приемами вышивания, интересными образцами вышивок прошлого столетия, а также современной вышивки, в которой бережно сохраняются и развиваются многовековые национальные традиции. В работе использованы экспедиционные и архивные материалы Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова. 
  1. Гулова, Ф. Ф. Татарская национальная обувь: (Искусство кожаной мозаики) / Гулова Ф. Ф.; Под. ред. Мухамедовой Р. Г. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1983. – 47 с., 13 л. ил.: ил.
  2. Завьялова, М. Н. Татарский костюм: Из собр. Гос. музея Респ. Татарстан / Завьялова М. Н. – Казань : Заман, 1996. – 256 с. : ил.
  3. Зарипова Р. З. Истоки и современность в праздничном костюме татарского, русского и удмуртского народов / Р. З. Зарипова // Английский язык в поликультурном регионе : материалы международной конференции (31 мая – 3 июня 2005 г.). – Ижевск, 2005. – Ч. 2. – С. 80–84.
  4. Золото и серебро казанских татар : из собрания Национального музея Республики Татарстан = Казан татарларының алтын һәм көмеше : Татарстан Республикасы Милли музее жыелмаларыннан = Gold and silver of the Kazan Tatars : from the collections of National Museum of the Republic of Tatarstan / перевод на татарский язык И. Г. Хадиева ; перевод на английский язык А. В. Сахарова. – Казань : Заман, 2002. – 159 с. : ил.
tat105
Золото и серебро в украшениях, монетах, предметах быта татарского народа с древнейших времен и до наших дней – тема книги, написанной научными сотрудниками Национального музея Республики Татарстан. В книге использованы изобразительные материалы (украшения, монеты, фотографии, национальные костюмы) из фондов музея – крупнейшего хранилища национального достояния татарского народа.
tat106
 
Чулпа коромыслообразная. Серебро, скань, поделочные монеты. Первая половина XIX в. //
Золото и серебро казанских татар : из собрания Национального музея Республики Татарстан =
Казан татарларының алтын һәм көмеше : Татарстан Республикасы Милли музее жыелмаларыннан =
Gold and silver of the Kazan Tatars : from the collections of National Museum
of the Republic of Tatarstan. – Казань, 2002. – С. 117.
  1. Каюмова Э. Р. Автономность ритмических клише в песнях казанских татар / Э. Р. Каюмова // Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях. – Ижевск, 2002. – С. 53–64.
  2. Похвалинская Л. Волшебный мир фарфора из собрания Национального музея Республики Татарстан = The magical world of porcelain : from the collection of the National museum of the Republic of Tatarstan / Л. Похвалинская. – Казань : Заман, 2003. – 158 с. : ил.
tat107
Альбом представляет информацию о коллекции фарфора в собрании Национального музея Республики Татарстан и знакомит с некоторыми страницами из истории фарфорового производства. Издание прекрасно иллюстрировано изображением лучших образцов, имеющихся в коллекции.
  1. Рославцева, Л. И. Одежда крымских татар конца XVIII–начала ХХ в. : Ист. -этногр. исслед. / Рославцева Л. И. – М. : Наука, 2000. – 104 с.
tat108
Работа является первым исследованием по костюму крымских татар. Хронологические рамки исследования объясняются тем, что самый ранний, относительно подробный иллюстративный и описательный материал, как и собранные в музейных коллекциях образцы костюма, относится к концу ХVIII в., верхний рубеж – 1920-е годы – определяется тем, что именно до этого времени сохранялись традиционно принятые формы костюма. Позднее, в связи с резким изменением условий жизни, традиционный костюм, за исключением самых стойких его элементов (прежде всего головного убора), уходит из употребления.
  1. Страницы истории татарской музыкальной культуры: Сб. ст. / АН СССР. Казан. науч. центр. Ин-т яз., лит. и истории; Сост. Альмеева Н. Ю. – Казань : ИЯЛИ, 1991. – 132, [1] с. : ил., ноты.
tat109
Основу сборника составляют статьи молодых музыковедов. Многие из них прозвучали в виде докладов на конференциях молодых ученых в Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова (1987–1989). Целевая специфика сборника заключается в том, чтобы задействовать как можно больше исторических фактов культурной жизни татар, важных в осмыслении культурно-исторического процесса.
  1. Суслова, С. В. Женские украшения казанских татар середины XIX–начала ХХ в.: Ист.-этногр. исслед. / Суслова С. В. – М.: Наука, 1980. – 128 с.: ил.
tat110
В книге рассматриваются прежде всего металлические ювелирные украшения. Объектом исследования явились казанские татары, живущие в современных административных пределах Татарстана. К другим группам татар автор обращается исключительно в сравнительных целях. Кроме научного интереса издание может принести определенную практическую пользу, особенно работникам художественных промыслов.
  1. Тагиров, Г. 100 татарских фольклорных танцев: [Описание] / Тагиров Г.; Вступ. ст. В. Горшкова. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1988. – 158, [2] с.: ил., нот. ил.
  2. Тагиров, Г. Татарские танцы / Тагиров Г.; Послесл. Ю. Виноградова. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1984. – 256 с.: ил., ноты.
tat111
В книге представлены записи пятнадцати танцев Г. Тагирова, использованных в репертуарах Государственного ансамбля песни и танца Татарской АССР. Внимательное изучение книги позволяет усвоить наиболее существенные черты творчества народного артиста Татарской АССР Гая Хаджиевича Тагирова, глубже ознакомиться с его знанием татарского народного танца и виртуозным претворением последнего как национально-характерной основы собственных авторских композиций.
  1. Татарский народный орнамент, 1920–1960: Комплект табл. – Б. м.: Таткнигоиздат, б. г. – 29 табл.
tat112
Издание является первым опытом, иллюстрирующим одну из интереснейших областей народного искусств, которая отражает в своих образцах историю и традиции татарского народа.
  1. Традиционные художественные промыслы татар : (середина XIX–начало XX века) / Государственный объединенный музей Республики Татарстан ; автор-составитель М. Завьялова ; перевод на татарский язык Х. Махмутова [и других]. – Б. м., б. г. – [17] с. : ил.
tat113
В издании представлена выставка уникальных этнографических коллекций народов Поволжья и Приуралья из Государственного музея Республики Татарстан. Она дает представление об основных художественных промыслах татар, раскрывает влияние народных традиций на современное декоративно-прикладное искусство.
  1. Червоная, С. М. Искусство Татарии / Червоная С. М. – М. : Искусcтво, 1987. – 351, [1] с., [32] л. ил.
tat114
Книга представляет собой исследование истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и зодчества Татарии с древнейших времен до 1917 года. Комплексное изучение истории татарского искусства дает наглядное представление о богатых традициях национальной художественной культуры, впитавшей наследие домонгольского и золотоордынского периодов, Казанского ханства, с XVI века развивавшейся в составе Российского государства.

Язык и письменность

  1.  Бадиков, К. Г. Уроки татарского языка: Самоучитель / Бадиков К. Г. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1993. – 256 с.
  2. Валеев Б. Языковые проблемы западносибирских татар / Б. Валеев, С. Исхакова // Языковая ситуация в Российской Федерации, 1992 = The language situation in the Russian Federation, 1992. – М., 1992. – С. 78–82.
  3. Ганиев, Ф. А. Образование сложных слов в татарском языке / Ганиев Ф. А. – М. : Наука, 1982. – 150 с.
  4. Закиев М. З. Актуальные проблемы национально-языковой жизни в Татарстане / М. З. Закиев [и другие] // Языковая ситуация в Российской Федерации, 1992 = The language situation in the Russian Federation, 1992. – М., 1992. – С. 82–88.
  5. Закиев М. З. Татарский язык / М. З. Закиев // Государственные и титульные языки России : энциклопедический словарь-справочник. – М., 2002. – С. 354–370.
  6. Закиев, М. З. Татары : проблемы истории и языка / Закиев М. З. – Казань, 1995. – 464 с.
  7. Исследования по исторической диалектологии татарского языка: (Материалы и исслед.). Вып. 2. – Казань, 1982. – 154 с.
  8. К формированию языка татар Поволжья и Приуралья. – Казань, 1985. – 128 с.
  9. Маметов, А. Источники формирования лексики крымско-татарского языка / Маметов А. – Ташкент : ФАН, 1988. – 112 с.
  10. Материалы по татарской диалектологии. Т. 3. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1974. – 252 с. : карты.
  11. Некоторые итоги и задачи изучения татарского литературного языка. – Казань, 1992. – 138 с.
  12. Ономастика Татарии. – Казань, 1989. – 119 с.
  13. Проблемы лексикологии и лексикографии татарского языка. – Казань, 1992. – 139 с.
  14. Проблемы лексикологии и терминологии татарского языка. – Казань, 1993. – 125 с.
  15. Русско-татарский словарь для работников библиотек, издательств и информационных служб / Отв. ред. Р. И. Валеев. – Казань : Магариф: Милли-китап, 1998. – 176 с.
  16. Саттаров Г. Ф. Сословные титулы и древнетатарские личные имена / Г. Ф. Саттаров // Ономастика Поволжья : материалы I Поволжской конференции по ономастике. – Ульяновск, 1969. – С. 52–59.
  17. Сафиуллина, Ф. С. Русско-татарский разговорник / Сафиуллина Ф. С., Галиуллин К. Р. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1986. – 303 с.
  18. Харисов, Ф. Ф. Поговорим по-татарски: Татар.-рус. и рус.-татар. слов. / Харисов Ф. Ф. – Казань: Хэтер, 1998. – 192 с.
  19. Юсупов, Ф. Ю. Татарский букварь: Учеб. для 1 кл. нач. шк.: (Для русскояз. учащихся) / Юсупов Ф. Ю., Новикова Л. К. – Казань : Магариф, 1994. – 111 с.: ил.
  20. Языковые уровни и их взаимодействие. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1990. – 160 с.
tatar9
 

 Фольклор и литература

  1. Абсалямов, А. Вечный человек / Абсалямов А. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1961. – 334 с.
  2. Амир, М. Агидель: Повести. – Казань : Таткнигоиздат, 1984. – 384 с.
  3. Амирхан, Ф. Татарка: Избр. произведения: Пер. с татар. / Амирхан Ф. – М. : Гос. изд-во художеств. лит., 1959. – 270 с.
tat301
Сборник содержит произведения талантливого татарского прозаика и драматурга Фатиха Амирхана (1886–1926), посвятившего свое творчество борьбе с консерватизмом и косностью дореволюционного татарского быта. Одной из основных тем писателя-гуманиста была тема судьбы восточной женщины. Рабское, бесправное положение татарки отражено в таких ярких произведениях, как повесть «Хаят», рассказы «Татарка», «Счастливый день» и др. Борьбе нового со старым в татарском быту посвящена драма «Молодежь». В пьесе «Неравные» показаны представители татарской торговой буржуазии двух поколений.
  1. Амирхан, Ф. Хаят: Повести и рассказы / Амирхан Ф.; Пер. с татар. Г. Хантемировой. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1968. – 284 с.
  2. Ахметзянов М. З. Очты, очты... : шигырьләр, тел шомарткычлар, табышмаклар / М. З. Ахметзянов. – Казан : Татарстан китап нәшрияты, 2000. – 110 с. : ил. – Перевод заглавия: Улетели...: Стихи, скороговорки, загадки.
  3. Бэширов, Г. Б. Гыйбрэт: Тэмамланмаган роман / Бэширов Г. Б. – Казан : Татарстан китап нэшрияты, 2000. – 367 б.
  4. Джалиль, М. Моабитские тетради / Джалиль М. – Факс. изд. – Казань : Татар. кн. изд-во, 2000. – 216 с. – На татар. и рус. яз.
tat302
Стихи «Моабитских тетрадей» переведены более чем на 60 языков мира. Но это издание – особое. Впервые вниманию читателей предлагается полное факсимиле двух «Моабитских тетрадей». В них – стихи, созданные известным татарским поэтом в фашистских застенках. Издание выполнено при содействии Государственного музея Республики Татарстан, предоставившего для воспроизведения этот уникальный литературно-исторический памятник татарского народа.
  1. Джалиль, М. Огненный узник: Стихи и поэма: Пер. с татар. / Джалиль М. – М. : Современник, 1976. – 159 с.
  2. Джалиль, М. Пылай, моя песня!: Стихи и поэмы : Пер. с татар. / Джалиль М. – М. : Совет. Россия, 1989. – 400 с., 1 л. портр.
  3. Исанбет, Н. Татарские пословицы. Т. 1 / Исанбет Н. – Казань : Татарстан, 1959. – 914 с.
  4. Катись, катись, мой клубок: Легенды, сказки, героич. эпос. – Казань : Магариф, 1993. – 254 с.
tat303
Это учебное издание, предназначенное для дополнительного чтения в 5 классе татарских и русских (с изучением татарского языка) школ. Оно содержит сказки, предания, легенды, рассказывающие об отдельных событиях истории татарского народа и национальной культуры.
  1. Кутуй, А. Неотосланные письма: Повести и рассказы: Пер. с татар. / Кутуй А. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1961. – 126 с.
  2. Нуруллин, В. Н. С ношей гору не обходят: Повести / Нуруллин В. Н.; Пер. с татар. Э. Сафонова и М. Зарипова. – М. : Современник, 1985. – 272 с.
  3. Рэкыйпов, Ш. З. Кызлар-йолдызлар: Роман / Рэкыйпов Ш. З. – Казан : Татарстан китап нэшрияты, 2000. – 463 с.
  4. Сказки и легенды татар Крыма: Фольклор. сб. – М. : Новости, 1992. – 352 с.
  5. Суз эчэнда хикмат бар: Татар халык ижаты. – Казан: Мэгариф, 1999. – 287 б.
tat304
В сборнике серии «Сокровищница», состоящей из 15-ти томов, собраны сказки, мифы, песни, загадки, пословицы с древнейших времен до наших дней.
  1. Такташ, Х. Исповедь любви: Стихи и поэмы / Такташ Х.; Пер. с татар. Л. Мартынова и С. Северцева. – М. : Совет. Россия, 1985. – 176 с., 1 л. портр. – (Поэт. Россия).
  2. Такташ, Х. Письма в грядущее: Стихотворения и поэмы: Пер. с татар. / Такташ Х. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1971. – 208 с.
  3. Татар халык риваятьлэре hэм легендалары / Сост. Гилязутдинов С. М. – Казан : Раннур, 2000. – 220 с.
tat305
В книге большинство фольклорных произведений составляют исторические предания. Например, предания, посвящённые временам государства Булгарии, предания о Казанском ханстве – «Новая Казань» и «Строительство Казани». Особый интерес представляют предания о татарских просветителях – «Неграмотные муллы» и «Помощь хозяина», предания, посвященные истории сибирских татар, – «Кучум хан», «Ахматгарай хан».
  1. Второй раздел книги включает легенды об исторических лицах, о животных, о растениях, о небесных светилах: «Богатство хана Биляр», «На Луне девочка Зухра», «Откуда появилась кукушка», «Почему ель вечнозеленая».
  2. Татар хикәясе антологиясе : егерменче гасыр / сост. М. Х. Хузин. – Казан : Татарстан китап нәшрияты, 2001. – 607 с. – Перевод заглавия : Антология татарского рассказа.
  3. Татарские народные сказки. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1986. – 464 с.
tat306
Книга включает сказки татар Среднего Поволжья и Приуралья и представляет собой первый наиболее полный сборник на русском языке, рассчитанный на взрослого читателя. Тексты сказок могут служить также фактическим материалом для научных исследований.
  1. Татарские народные сказки. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1970. – 304 с. : ил.
  2. Татарские народные сказки. – Казань : Таткнигоиздат, 1957. – 215 с.
  3. Тукай, Г. Стихи, поэмы и сказки: Пер. с татар. / Тукай Г. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1958. – 276 с. : портр., ил.
  4. Тукай, Г. Стихотворения, поэмы и сказки: Пер. с татар. / Тукай Г. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1986. – 415 с.
  5. Файзуллин, Р. Короткие стихи: Пер. с татар. / Файзуллин Р. – М. : Современник, 1980. – 127 с.
  6. Хаким, С. Близкая даль : Стихотворения и поэмы: Пер. с татар. / Хаким С. – М. : Современник, 1985. – 206 с. – (Б-ка поэзии «Россия»).
  7. Юзеев, И. Ненаписанная поэма: Стихотворения и поэмы: Пер. с татар. / Юзеев И. – М. : Совет. Россия, 1986. – 128 с.
  8. Mischartatarische Volksdichtung. – Helsinki : Suomalais-Ugrilainen Seura, 1953. – 136 с. – Перевод заглавия: Мишартатарская народная поэзия.
 tatar12tatar13
 

Татары Удмуртии

  1. Ахмадуллин, В. Возрождаясь, не повреди!: [О политике Татар. обществ. центра г. Ижевска] / Ахмадуллин В. // Известия Удмуртской Республики. – 1991. – 22 окт.
  2. Ахматвалиева Р. Н. О татарах Удмуртии: история и современное состояние // Диаспоры Урало-Поволжья : материалы межрегиональной научно-практической конференции (Ижевск, 28–29 окт. 2004 г.). – Ижевск, 2005. – С. 136–138.–
  3. Васильева, Г. Все еще приходится убеждать: [В респ. насчитывается 421 шк. с изучением удмурт. яз., 25 – с изучением татар. яз., 10 – с изучением марийс. яз.] / Васильева Г. // Удмуртская правда. – 1999. – 27 мая. – (Мир образования).
  4. Галеев Х. Создадим землячества : [о необходимости возрождения татарской национальной культуры в республике] / Х. Галеев // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2008. – Т. 6.– С. 383–385.
  5. Гаратуев, М. В нас сидит привычка к рабству: [Беседа с президентом Татар. обществ. центра Удмуртии] / Гаратуев М.; Записал Танаев Н. // Известия Удмуртской Республики. – 1992. – 18 апр.
  6. Гаратуев М. В. Оживить национальное самосознание : [о возрождении и развитии татарской культуры и образования] / М. В. Гаратуев // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 5. – С. 288–291.
  7. Гаратуев М. В. Татарский общественный центр Удмуртии : этапы деятельности в 1990–1998 гг. – Ижевск : Удмуртский университет, 2000. – 96 с.
В книгу вошли некоторые статьи, опубликованные автором в периодической печати в 1990–1999 гг.,  материалы из его дневников, раскрывающие суть деятельности ТОЦ Удмуртии по возрождению языка и культуры татар Удмуртии.
  1. Диалог культур: [Ст.] // Известия Удмуртской Республики. – 2003. – 9 окт. – В содерж.: О работе нац. обществ. об-ний - рус., удмурт., татар., башкир., белорус., нем., еврейс., армян. – в г. Воткинске.
  2. Документы и материалы Татарского общественного центра (ТОЦ) Удмуртии // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 230–244.
  3. Загуляева, Н. За возрождение традиций: [В г. Ижевске создан Татар. обществ. центр] / Загуляева Н. // Вестник обкома КПСС. – 1990. – № 8. – C. 25–28.
  4. Зайцев, А. И будет нам благодать: [О новом обществ.-полит. движении «Рефах» («Благоденствие»] / Зайцев А. // Карьера. – 2000. – 16 марта. – C. 2.
  5. Касимов, Р. Н. Мифологические образы в культуре чепецких татар / Р. Н. Касимов, Д. Г. Касимова // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность : Материалы регион. науч. конф., посвящ. Д. К. Зеленину. – Глазов, 1999. – C. 11–13.
  6. Касимов Р. Н. Особенности религиозного воспитания у татар в Удмуртии / Р. Н. Касимов // Традиции и инновации в образовании : материалы республиканской научно-практической конференции. – Ижевск, 2006. – Вып. 4. – С. 117–120.
  7. Касимов, Э. Татары Удмуртии должны благодарить небо, Аллаха и правительство: [Беседа с депутатом Гос. Совета Удмурт. Респ., бизнесменом Э. Касимовым] / Касимов Э.; Записал Коновал А. // День. – 2002. – 31 янв. – C. 14.
  8. Кобзев, И. И. Друзья, прекрасен наш союз!: [Из истории заселения г. Ижевска представителями раз. народов] / Кобзев И. И. // Кобзев И. И. Ижевские картинки / Кобзев И. И. – Ижевск, 2000. – C. [187–203] : фот.
  9. Кошкарова, Л. Состоялся первый корылтай: [Съезд татар Удмуртии] / Кошкарова Л. // Удмуртская правда. – 1991. – 11 апр.
  10. Красильникова, Н. Об обычаях татар Глазовского уезда: [О селениях Балезин., Кестым. и Юм. волостей] / Красильникова Н. // Городской стиль. – 1997. – 3, 31 окт. – (Мусульмане Удмуртии).
  11. Красильникова, Н. Татары Глазовского уезда / Красильникова Н. // Городской стиль. – 1998. – 27 марта.
  12. Кутузов, Г. Татарская слобода; Из быта ижевских татар; Мусульманская столовая; Бакалейные лавки : [Из воспоминаний о быте ижев. татар нач. XX в.] / Кутузов Г. // Удмуртская правда. – 1991. – 25 сент.
  13. Мазитова, Л. Возрождение необходимо: [О первом корылтае (съезде) татар, проживающих в Удмуртии] / Мазитова Л. // Трибуна. – 1991. – 29 марта. – C. 4.
  14. Марданов Р. Ф. Иж шәһәре татарлары тарихыннан / Р. Марданов. – Казан : Милли китап, 2006. – 263, [1] с. : ил. – Перевод заглавия : Из истории татар Ижевска.
tat402
В 1807–1808 гг. была основана Татарская слобода в Заречной части Ижевского завода. Начиная с этого времени, татарское население имеет свою богатую историю. В книге особый интерес представляют материалы о мусульманском обществе Ижевска, описывается история постройки мечетей Ижевска и деятельность здешних имамов.
  1. Махиянов, Ф. Первый корылтай: [Съезд татар, проживающих в Удмуртии] / Махиянов Ф. // Удмуртская правда. – 1991. – 22 марта.
  2. Махиянов, Ф. Сохранить самобытность: [О работе Татар. обществ. центра г. Ижевска] / Махиянов Ф. // Удмуртская правда. – 1990. – 22 февр.
  3. Мухаметшин Н. Н. Употребление личных имен у татарского этноса на территории Удмуртии / Н. Н. Мухаметшин // Что вы знаете о своем имени? : (к личным именам в Удмуртии) / Н. А. Прокуровская. – Ижевск, 1995. – С. 25–39.
  4. Национально-культурные организации и объединения // Удмуртия в годы реформ, 1990–2001. – Екатеринбург, 2002. – C. 189–191.
  5. Перевощиков, А. П. Национальный состав / Перевощиков А. П. // Перевощиков А. П. Ижевск : Экон.-геогр. очерк / Перевощиков А. П. – Ижевск, 1995. – C. 67–73.
  6. Сентякова, С. Что мы знаем про татар?: [Об участии представителей Татар. обществ. центра г. Ижевска во 2-м съезде Татар. обществ. центра в г. Казань] / Сентякова С. // Удмуртская правда. – 1991. – 22 марта.
  7. Сорокин, П. Арские князья в Карине: [О глазов. татарах и бесермянах. Родословная фамилий Деветьяровы, Араслановы, Дюняшевы, Касимовы] / Сорокин П. // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1897 год. – Вятка, 1896. – C. 45–70.
  8. Тан = Рассвет: [Татар. обществ. центр г. Ижевска знакомит с 1-м вып. татар. страницы] // Удмуртская правда. – 1990. – 4 окт. – Содерж.: Газизуллин Ф. Наши задачи; Сулейманов Ф. Будут чайханы и минарет; Галеев Х. Создадим землячества; Хисамутдинов А. Суд аксакалов; Нафиков И. Нежданный ветер: (Стихи).
  9. Тан = Рассвет: [2-й вып. татар. страницы] // Удмуртская правда. – 1990. – 28 дек. – Содерж. : Мухамедшин Г. Разрешается законом (о татарских мечетях); Обсуждаем проект устава; Мулюков М. «Татаринформ» сообщает; Нагимов Ф. За национальные фонды.
  10. Хисамутдинов, И. «Встреча»: [Радиожурнал на татар. яз.] / Хисамутдинов И. // Удмуртская правда. – 1989. – 1 нояб.
  11. Хисамутдинов, И. Мы о достоинстве печемся: [О татар. обществ. центрах Удмуртии] / Хисамутдинов И. // Известия Удмуртской Республики. – 1991. – 6 мая.
  12. Хузин Ф. З. О научно-практической конференции «Татары Удмуртии» / Ф. З. Хузин // Информационно-методический сборник / Министерство национальной политики Удмуртской Республики. – Ижевск, 1999. – № 1. – С. 58–61.
  13. Чернышева, И. В. Изменение численности и национального состава населения Удмуртии в 1989–1994 гг. / Чернышева И. В. // Известия Академии труда и занятости. – 1999. – № 3/4. – C. 145–149.
  14. Шарипов И. И. Ижевск – столица российского Сабантуя : [интервью председателя правления национально-культурной автономии татар Удмуртской Республики] / И. Шарипов ; беседовала Марина Плетнева // Удмуртская правда. – 2009. – 24 июня. – С. 3 : фот.
  15. Шепталин А. А. Татарское национальное движение в Удмуртии / А. А. Шепталин // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 223-230.
  16. Шумилов, Е. Ф. Взаимодействие ислама и православия в Удмуртии / Шумилов Е. Ф. // Шумилов Е. Ф. Христианство в Удмуртии: Цивилизац. процессы и христиан. искусство, XVI – нач. XX в. / Шумилов Е. Ф. – Ижевск, 2001. – C. 42–44.
tatar15

Проблемы этногенеза татарского народа

  1. Алишев, С. Х. Образование татарской народности / Алишев С. Х. // Материалы по истории татарского народа. – Казань, 1995. – C. 201–223.
  2. Астраханские татары. – Казань, 1992. – 165 с.
  3. Галлямов Р. Ф. После падения Казани... : этносоциальная история Предкамья : (вторая половина XVI – начало XVII вв.) / Р. Галлямов. – Казань : Татарское книжное издательство, 2001. – 143 с.
  4. Глухов, М. С. Tatarica: Энцикл. / Глухов М. С. – Казань : Ватан, 1997. – 273 с.
  5. Гришин, Я. Я. Польско-литовские татары: (Наследники Золотой Орды): Науч.-попул. очерки / Гришин Я. Я. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1995. – 195 с.
Очерки являются продолжением одноименной работы, вышедшей в Казани в 1995 г. Они касаются чрезвычайно интересной темы, которая практически не раскрыта в отечественной историографии. Речь идет о вопросах осадничества польско-литовских татар, их этническом языке, который они очень быстро потеряли, о некоторых сторонах религиозной жизни, о письменных памятниках и религиозных изданиях, о местных татарских диаспорах, о сынах польско-литовских татар, прославивших не только свой народ, но и свою вторую родину – Польшу. В заключительной части автор пытается разобраться в основном вопросе – кем были и кем являются польские татары.
  1. Гришин, Я. Я. Польско-литовские татары: взгляд через века: Ист. очерки / Гришин Я. Я. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. – 159 с.
  2. Гумилев, Л. Н. История народа хунну. В 2 кн. Кн. 1 / Гумилев Л. Н. – М. : Ин-т ДИ-ДИК, 1998. – 448 с. : ил. – (Соч. Л. Н. Гумилёва; Вып. 9).
  3. Диалог культур : [Ст.] // Известия Удмуртской Республики. – 2003. – 26 июня. – В содерж. : Клуб миллионеров : [Приведены стат. данные о народах России, имеющих численность 1 млн. человек и более, в т. ч. о татарах].
  4. Жиромская, В. Б. Изменения в численности и размещении различных народностей : [1926, 1937, 1939 гг.] / Жиромская В. Б. // Жиромская В. Б. Демографическая история России в 1930-е годы. Взгляд в неизвестное / Жиромская В. Б. – М., 2001. – C. 74–88.
  5. Жуковская, Н. Л. От Карелии до Урала: Рассказы о народах России / Жуковская Н. Л., Мокшин Н. Ф. – М. : Флинта : Наука, 1998. – 318 c . – В содерж. : Татары (с. 221–250).
tat502
Книга посвящена коренным народам, населяющим Европейский Север и Поволжье России. Повествование о каждом народе строится по единому плану: край и люди, города и села, народный костюм, национальная кухня, обычаи, обряды и праздники, народное творчество. Издание красочно иллюстрировано, содержит образцы фольклорного наследия народов.
  1. Закиев, Н. З. Волжские булгары и их потомки / Закиев Н. З., Кузьмин-Юманади Я. Ф. – М.: ИНСАН, 1993. – 160 с.
  2. Из глубины столетий / вступительная статья, обработка текста и комментарии Б. Л. Хамидуллина. – 2-е издание. – Казань : Татарское книжное издательство, 2004. – 271 с. : ил.
tat503
В книге собраны документы, отражающие отдельные моменты этнополитической истории тюрко-татар за период с рубежа н. э. до середины XVI в. Источники представлены в научно-популярной форме и снабжены комментариями, что делает сборник доступным для самого широкого круга читателей. 
  1. Из истории Казанского ханства : по книге М. Г. Худякова «Очерки истории Казанского ханства» // Сокровища культуры Татарстана : историческое наследие, культура и искусство. – М., 2004. – С. 82–93. Йосыпов, Ф. Россия татарлары / Йосыпов Ф. // Мирас. – 2003. – № 7. – Б. 64–74.
  2. Казанская война 1552–1556 гг., национально-освободительная борьба коренных народов бывшего Казанского ханства (татар, черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов), чувашей и др.) против русских завоевателей // Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – C. 237.
  3. Каракетов М. Д. Татары / М. Д. Каракетов // Расы и народы. – М., 2007. – С. 500–501 : ил.
  4. Каримуллин, А. Татары: этнос и этноним / Каримуллин А. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1998. – 98 с.
  5. Касимова Ф. И. Жизнь татар XIX – начала XX веков : по материалам книг редкого фонда ПНБ им. В. Г. Короленко / Ф. И. Касимова // Из прошлого в настоящее : из материалов научно-практической конференции «Из прошлого в настоящее: история развития народов севера Удмуртии» / Глазовская библиотечная централизованная система. – Глазов, 2006. – С. 51–53.
  6. Мизун Ю. В. Ханы и князья : Золотая Орда и русские княжества / Ю. В. Мизун. – М. : Вече, 2005. – 332 с. : ил.
  7. Мухамедова, Р. Г. Татары-мишари: Ист.-этногр. исслед. / Мухамедова Р. Г. – М.: Наука, 1972. – 248 с., 2 л. ил.: ил., карты.
  8. Мухаметшин, Ю. Г. Татары-кряшены: Ист.-этногр. исслед. матер. культуры татар. народа, середина XIX – нач. XХ в. / Мухаметшин Ю. Г.; АН СССР. Казан. фил. Ин-т яз., лит. и истории. – М.: Наука, 1977. – 184 с., 2 л. ил.: ил.
  9. Руденко К. Древнейшие страницы истории Татарстана / К. Руденко // Сокровища культуры Татарстана : историческое наследие, культура и искусство. – М., 2004. – С. 16–29 : ил.
  10. Сибирские татары // Народы Западной и Средней Сибири: Культура и этнич. процессы. – Новосибирск, 2002. – С. 174–229.
  11. Социальное и национальное: Опыт этносоциол. исслед. по материалам Татар. АССР / [Редкол.: Ю. В. Арутюнян (отв. ред.) и др.]. – М. : Наука, 1973. – 331 с. : черт.
  12. Сыркина Д. Г. Загадки незагадочного народа : историко-этнографический очерк о чепецких татарах / Сыркина И. А., Касимова Д. Г. ; Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, Татарский общественный центр, Глазовский городской отдел культуры. – Глазов, 1994. – 175 с.
tat504
Сами себя чепецкие татары называют «татарлар». Татары – этноним тюркоязычный, и на древнетюркском означает «чужеземец, иноплеменник». Но удмурты предпочитают называть их «бигер». Что у них общего с «бигерами», жителями древней Волжской Болгарии? Ответы на эти вопросы можно найти в данном издании, где раскрыты этногенез, традиции, обычаи, хозяйственный и бытовой уклад чепецких татар.
  1. Татары // Народы Российской империи. – М., 2008. – С. 190–195 : ил.
  2. Татары Среднего Поволжья и Приуралья / [Отв. ред.: Н. И. Воробьев, Г. М. Хисамутдинов]. – М.: Наука, 1967. – 538 с., 1 л. карт: ил., нот. ил.
tat505
В монографии представлены материалы по этнополитической истории, демографии, антропологии и диалектологии, о быте, хозяйстве и духовной культуре татарского народа. Хронология охвата – с древнейших времен до конца ХХ в.; народ – собственно татары Поволжья и Урала, включая группы, расселенные за пределами основных районов их проживания – в Западной Сибири, Астраханской области и т. д., а также другие тюркоязычные группы Российской Федерации, известные сегодня под этнонимом «татары».
  1. Трепавлов, В. В. Татарские ханства Сибири XV–XVI веков / Трепавлов В. В. // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 4. – С. 12–17.
  2. Усманов, М. Соседи называли их «татарами» / Усманов М. // Родина. – 1997. – № 3/4. – С. 40–44.
  3. Фахрутдинов Р. Г. История татарского народа и Татарстана : древность и средневековье : учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / Р. Г. Фахрутдинов. – Казань : Магариф, 2000. – 255 с. : ил.
tat506
В учебном пособии освещена история татарского народа и Татарстана с древнейших времен до 1552 г. – до падения Казанского ханства. В книге представлен богатый иллюстративный материал.
  1. Фэхретдинов, Р. Г. Татар тарихы: (Кыскача басма) / Фэхретдинов Р. Г. – Казан : Мэгариф, 1999. – 112 б.
  2. Халиков, А. Х. Кто мы – булгары или татары? Кем без – болгарлармы, татарлармы? / Халиков А. Х. – Казань, 1992. – 192 с.
  3. Халиков, А. Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья / Халиков А. Х. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1978. – 160 с.: ил.
  4. Халиков А. Х. Татарский народ и его предки. – Казань : Татарское книжное издательство, 1989. – 222 с.
tat508
В книге рассказывается об основных особенностях культуры, языка, антропологического типа татар Среднего Поволжья и Приуралья и на основе анализа историко-археологических и этнографических источников раскрывается сложный многовековой путь формирования татарского народа. Особое внимание обращено на булгарский период, который явился решающим в этнической истории татарского народа.
  1. Царские грамоты, приказные памяти и иные акты, относящиеся к истории Вятского края в XVII веке: [В некоторых грамотах есть данные о татарах] / Труды Вятской ученой архивной комиссии, 1910. – Вятка, 1910. – Вып. 1. – C. 1–38 (паг. 5-я).
  2. Чагин Г. Н. Народы Прикамья : очерки этнокультурного развития в ХIХ–ХХ вв. / Г. Н. Чагин, А. В. Черных ; Администрация Пермской области. – Пермь, 2002. – 303 с. : ил.
  3. Шнирельман, В. Идентичность и образы предков: татары перед выбором / Шнирельман В. // Вестник Евразии. – 2002. – № 4. – С. 128–147.

От конфессиального к этническому

         

  1. Ал-Маудуди абу, А. А. Образ жизни в исламе / Ал-Маудуди абу А. А. – М., 1993. – 99 с.
  2. Баязитова, Ф. С. Гомернен оч туе: (Татар халкынын гаилэ йолалары) / Баязитова Ф. С. – Казань : Татарстан китап нэшрияты, 1992. – 295 б.
  3. Давлетшин, Г. М. История духовной культуры тюрко-татар / Давлетшин Г. М. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1999. – 512 с.
  4. Изложение начал мусульманского законоведения. – Репр. изд. 1850 г. – СПб., 1991. – 512 с.
  5. Ислам в татарской общественной мысли начала ХХ в. // Очерки истории татарской общественной мысли. – Казань, 2000. – С. 160–188.
tat601
В статье рассматриваются основные перемены в общественном сознании татар в начале ХХ в., ислам и проблемы национального сознания, религиозно-мировоззренческие искания этого периода. Статья включает иллюстративный материал, в частности фотокопию страницы «Китап-аш-шифа» («Книги исцеления») Ибн Сины, переведенной на старотатарский язык в XVIII в., фотографии татарских публицистов, просветителей, писателей и издателей.
  1. Исламское богослужение: Намаз / Сост.: Р. Бухараев, К. Хавер. – Islamabad: ISLAM INTERNATIONAL PUBLICATIONS LTD., 1990. – 37 с.: ил.
tat602
В книге разъясняется смысл исламского богослужения, приводятся молитвы на арабском языке и в переводе на русский, иллюстрации дают представление о правильных позах молящихся.
  1. Касимов Р. Н. Традиционные религиозно-мифологические представления чепецких татар (конец XIX–середина XX вв.) / Касимов Р. Н. – Ижевск : Типография Удмуртского государственного университета, 2004. – 23 с.
  2. Коран. – М.: Наука, 1990. – 727 с. : ил.
  3. Михайлова, С. М. Этнокультурные тенденции XVII–XIX веков / Михайлова С. М., Коршунова О. Н. // Михайлова С. М. Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья / Михайлова С. М., Коршунова О. Н. – Казань, 1997. – С. 23–36.
  4. Нотманов, А. От Явыз-Ивана до Аби-патша / Нотманов А. // Родина. – 1997. – № 9. – С. 46–50.
  5. Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама. – Казань : Мифи-сервис, 1993. – 83 с.
  6. Уразман, Р. Татар халкынын йолалары hэм байрэмнэре / Уразман Р. – Казан: Татар китап нэшрияты, 1992. – 96 б.
  7. Уразманова, Р. Ислам в семейно-бытовой обрядности татар: традиции и современность / Уразманова Р. // Ислам в Евразии: современные этнические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражении в искусстве мусульманских народов России. – М., 2001. – С. 218–225.
  8. Хадж и Умра: Паломничество и малое паломничество. – Каир, 1994. – 32 с.
  9. Юзеев А. Н. Татарская философская мысль в XVIII–ХIX вв. / Юзеев А. Н. – Казань : Татар. кн. изд-во, 2001. – 192 с. – В содерж. : Ислам в духовной культуре татарского народа (IX–XVIII вв.)
tat603
Выводы, содержащиеся в монографии, являются определенным вкладом в понимание структуры татарской философской мысли Нового времени, позволяют уточнить и философски обосновать такие понятия, как татарское религиозное реформаторство, религиозная философия и просветительство. Результаты исследования могут иметь практическое применение в чтении курсов по истории философии народов России.

 

tatar19


Хозяйство и бытовая культура

  

  1. Баязитова, Ф. С. Татар халкынын байрэм hэм конкуреш йолалары / Баязитова Ф. С. – Казан : Татар китап нэшрияты, 1995. – 158 б.
  2. Беркутов, В. М. Народный календарь и метрология булгаро-татар / Беркутов В. М. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1987. – 93, [2] c.
  3. Бусыгин, Е. П. Традиционная свадьба касимовских татар конца ХIX–начала ХХ в. / Бусыгин Е. П., Шарифуллина Ф. Л. // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья. – Казань, 1990. – С. 28–38.
  4. Бушков, Р. А. Казанской кухни цвет / Бушков Р. А., Мазитова Ф. Г. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1995. – 330 с.
  5. Гербер. Сабантуй / главный редактор О. Борисова. – Ижевск : Удмуртский издательский Дом, 2006. – [15] л. : ил.
tat701
Сабантуй – любимый праздник татар, праздник весеннего обновления природы. С каждым годом он становится богаче и интереснее, обретая новые краски. В красочно иллюстрированном издании повествуется о проведении на государственном уровне этого национального праздника в Удмуртии.
  1. Из истории материальной культуры татарского народа: [Сб. ст.] / АН СССР. Казан. фил. Ин-т яз., лит. и истории; [Редкол.: Е. П. Казаков, Ю. И. Смыков]. – Казань: Ин-т яз., лит. и истории, 1981. – 88 с.
  2. Касимов Р. Н. Традиционная календарная обрядность и специфика мусульманских религиозных праздников чепецких татар в XX в. / Р. Н. Касимов // Удмуртия: история и современность : материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы функционирования родных языков», посвященной 85-летию государственности Удмуртской Республики, 25–28 октября. 2005 г. : секция VII. – Ижевск, 2005. – С. 128–133.
  3. Касимова Д. Г. Семейная обрядность чепецких татар (середина XIX – XX вв.) / Д. Г. Касимова ; Российская академия наук, Уральское отделение, Удмуртский институт истории, языка и литературы. – Ижевск, 2003. – 300 с. : ил. – В содержании: свадебные и поминально-похоронные обряды, обряд проводов солдат в армию у пермских татар, пермских башкир (тулвинских татар и башкир, сылвенско-иренских татар), проживающих в Пермской области.
  4. Касимова Э. Г. Традиционный женский костюм нухратских татар / Э. Г. Касимова // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность : материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Г. Е. Верещагина. – Глазов, 2001. – С. 64-65.
  5. Любимые блюда народов Татарстана. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. - 190 с.
  6. Методические рекомендации по проведению национального праздника татарского и башкирского народов "Сабантуй" // Сборник методических рекомендаций и сценариев национальных праздников народов, проживающих в Удмуртской Республике. – Ижевск, 2002. – С. 45-46.
  7. Сабантуй [Электронный ресурс] : любимому празднику посвящается : подарочное мультимедийное издание. – Казань : Мастер, [2009]. – 1 электронный диск (CD-ROM).
  8. Татарская свадьба – туй // Парламентская газета. – 2000. – 14 нояб. – С. 4.
  9. У нижегородских татар-мишарей // География: Прил. к газ. «Первое сентября». – 1997. – № 45. – С. 14–15.
  10. Чагин Г. Н. Семейные обряды / Г. Н. Чагин, А. В. Черных // Народы Прикамья : очерки этнокультурного развития в XIX–XX вв. / Г. Н. Чагин, А. В. Черных. – Пермь, 2002. – С. 255–262.
  11. Шарафутдинов, Д. Р. Сабантуй – образ жизни народа = Сабан туе калыкнын яшэеше: Науч.-попул. очерк / Шарафутдинов Д. Р. – Казань : Ред. журн. «Эхо веков», 1997. – 310 с., [14 л.] ил.: ил. – Текст парал. татар., рус.
  12. Шарафутдинов, Д. С. Традиции, рожденные жизнью / Шарафутдинов Д. Р. – Казань, 1978. – 96 с.

 tatar22     tatar23

Все мероприятия

Презентация сборника В. Байкова «Чукырна но Донды батыр»

26 мая в рамках программы VI Литературного фестиваля «На родине П. И. Чайковского», на Центральной площади города состоялась презентация книги В. П. Байкова «Чукырна но Донды батыр» («Пескарь и Донды батыр»). В сборник «Чукырна но Донды батыр» вошли рассказы, написанные в разное время, а также новые, не публиковавшиеся ранее. Подробнее  

Литературный вечер «Молодость моя, Белоруссия!..»

24 апреля в Национальной библиотеке Удмуртской Республики состоялся литературный вечер «„Молодость моя, Белоруссия!..“: белорусский народ в годы Великой Отечественной войны (по страницам книг писателя Н. Д. Украинца)». Подробнее  

День памяти жертв геноцида армян

23 апреля в 18.00 в Национальной библиотеке УР состоялся вечер памяти «110 лет назад: помню и требую», приуроченный к Дню памяти жертв геноцида армян, который ежегодно отмечается 24 апреля по всему миру. Мероприятие организовано совместно с Армянским национально-культурным обществом Удмуртской Республики «Арарат». Подробнее

Единый день литературы Дебёсского района

21 марта, во Всемирный день поэзии, традиционно по всей Удмуртии проходит Единый день литературы района, принявшего в текущем году эстафету литературной столицы республики. В 2025 году это Дебёсский район.   Подробнее

Золото и серебро родного слова: о презентации новых книг удмуртской поэзии и прозы

25 марта в Национальной библиотеке УР состоялась презентация антологий удмуртской литературы второй половины XX в. – поэзии («Зарни италмас») и прозы («Шуныт тӧл»), – выпущенных издательством «Удмуртия» к 105‑летию государственности республики.   Подробнее

Мигрантам

Переезд в другую страну для проживания и работы – это всегда нелегко и требует большой ответственности. Есть много вопросов, которые могут возникнуть в связи со сменой места жительства и привычного образа жизни.

Мы постарались собрать всю полезную информацию, которая поможет как можно скорее освоиться на новом месте и принимать правильные решения во время пребывания в Удмуртии.


Подробнее