• Кеше - китап, ул укыган саен яңа китап. - Человек - это книга, прочитываемая вновь и вновь. (Каждый человек уникален.)
  • Алданган кеше генә алдана. - Обманут только тот, кто готов быть обманутым.
  • Ялганчыга калган - мактаусыз яшәр. - Оставшийся без лести будет жить без хвалы. (Без добрых слов трудно жить.)
  • Кем кебек йоклый, шундый кебек була. - Как спишь, так и живешь. (Утро - ночь уму.)
  • Барысы да - чалмый, берсе дә - канкый. - Все имеют свои недостатки, но никто не без недостатков. (У каждого свои грехи.)
  • Күзлек белән кара, кул белән эшлә. - Смотри глазами, работай руками. (Необходима практика.)
  • Кешенең сөенече - тәрәзә. - Радость человека - как окно. (Счастье проявляется в делах.)
tatar1tatar2
 
Татары издавна проживают на территории современной Удмуртии. По результатам последней переписи татарское население республики составляет 110,5 тысяч человек. Татары делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Самой многочисленной является волго-уральская группа, включающая субэтносы казанских, касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная группа татар). Среди астраханских – юртовские, кундровские татары и карагаши. Самостоятельной этнической общностью – особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических процессов ХV–ХVI веков, – являлись до начала ХХ века литовские татары. Эта группа, сохранившая благодаря исламу свою этническую целостность, во второй половине ХIХ – начале ХХ века переживала в определенной мере процесс интеграции в татарскую этническую общность (в т. ч. и в результате усиления этнического, «татарского» (взамен «мусульманского») самосознания.
 
Народно-разговорный язык татар делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Язык астраханских татар, возникший при участии ногайского языка, имеет определенную специфику. Тюркский язык литовских татар перестал существовать еще в ХVI веке (литовские татары перешли на белорусский язык, а к середине ХIХ века часть интеллигенции начала использовать польский и русский языки). Литовский татарский язык сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта при заметном участии западного (мишарского). Со второй половины ХIХ века начинается формирование татарского национального языка, завершившееся в начале ХХ века.
 
Наиболее древней письменностью татар являлась тюркская руника. С Х века по 1927 г. письменность строилась на основе арабской графики, в 1927–1939 годах – на латинской основе (яналиф), с 1939–1940 годов (на территории СССР) основой татарской письменности стала кириллица.
 
Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен (в т. ч. и нагайбаков), которые были в ХVI–ХIII веках обращены в православие, мусульмане-сунниты.
 
Этноним «татары» впервые появился среди монгольских и тюркских племен в VI–IХ веках, во второй половине ХIХ – начале ХХ века он закрепился как общий этноним.
 
В ХIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена (в т. ч. тюркские), называвшиеся «татарами». В ХIII–ХIV веках в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки ассимировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы, русские и некоторые азиатские народы называли татарами население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, воинско-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшее в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима татары. После падения ханств термин был перенесен в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарского ханства татарами.
 
Наиболее ранними поселенцами на территории современной Удмуртии является чепецкая группа: нукратские (каринские), юкаменско-палагийские, глазовско-кестымские татары, сложившиеся в устойчивые этнотерриториальные подразделения. Позднее появившиеся группы татар проживают на юге Удмуртии, часть из них – в сельской местности (Каракулинский, Киясовский, Глазовский и др. районы), большая часть – в Ижевске, где оформился район компактного проживания татарского населения, а также в городах Сарапуле, Можге, Воткинске. В настоящее время татарское население составляет 7% всего населения республики.
 
Татары Удмуртии имеют некоторую специфику в языке, материальной и духовной культуре, что связано с длительным функционированием в отрыве от основного этнического массива татар, а также с влиянием удмуртского населения. Особенно много финно-угорских черт в культуре кряшен, весьма своеобразной группы татар.
 
В последние годы активизировалось национальное движение татар в Удмуртии: создан Татарский общественный центр, проводятся конференции, съезды, культурно-массовые мероприятия, праздник «Сабантуй». Всплеск интереса к национальным корням, к традициям народа, потребность населения в разнообразной информации об истории и культуре татар обусловили и создание данной выставки.
 
Источники:
  1. Исхаков, Д. М. Татары / Д. М. Исхаков, Р. К. Уразманова, Ю. Г. Мухаметшин и др. // Народы России : Энцикл. / Гл. ред. В. А. Тишков. – М., 1994. – С. 320–321.
  2. Татары // Удмуртская Республика: Энцикл. – Ижевск, 2000. – С. 762.
 
Примечание*
В связи с использованием специальных диакритических символов для дальнейшего просмотра выставки необходимо установить шрифт Arial Unicode MS. Архив этого шрифта можно скачать здесь.
 tatar3
 

Народное искусство

 
 
  1. Альмеева Н. Ю. О музыкальном воплощении татарского баита: (введение в изучение проблемы) / Н. Ю. Альмеева // Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях. – Ижевск, 2002. – С. 17–52.
  2. Баит «Сак – Сок» / Сост., авт. науч. коммент. и табл. Ш. К. Шарифуллин. – Казань, 1999. – 127 с. 
tat101
Это первая книга из серии «Памятники татарской народного музыкального искусства». Баит «Сак – Сок» – произведение, относимое большинством исследователей к временам Булгарского государства. В нем отразились архаические представления предков татарского народа, среди них – боязнь проклятия матери, культ близнецов, тотемические представления, мотив языческого колдовства. По своей распространенности среди татар различных регионов Среднего Поволжья, Урала и Сибири баит «Сак – Сок», несомненно, превосходит другие произведения этого жанра. Являясь среди огромного числа баитов как исторической, так и бытовой тематики, одним из самых древних, он, тем не менее, по-прежнему остается самым популярным и любимым в народе. Причину такого широкого распространения баита и столь долгой его жизни исследователи видят в том, что это предание отражает очень важные для народа события древней истории. В книге приведены 52 варианта мелодии баита «Сак – Сок», достаточно полный поэтический текст трех основных вариантов с полными переводами, опубликованными в академической антологии «Татарское народное искусство» (Том «Баиты». Казань, 1983. С. 204–210), неопубликованный вариант чувашского пеита «Сак – сук», а также тексты мунаджатов с подстрочным переводом на русский язык.
  1. Валеев Ф. Х. Древнее искусство Татарстана / Ф. Х. Валеев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова. – 2-е издание, дополненное. – Казань : Татарское книжное издательство, 2002. – 102 с. : ил.
tat102
В книге представлено обобщающее исследование по истории древнего и средневекового искусства татар и даны материалы, характеризующие истоки и эволюцию татарской художественной культуры на базе обширного иллюстративного материала
tat103
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Поливные керамические чаши. Золотая Орда. XIV в. // Древнее искусство Татарстана / Ф. Х. Валеев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова. –2-е издание, дополненное. – Казань, 2002. – Ил. 160.
  1. Гулова, Ф. Ф. Татарская народная вышивка / Гулова Ф. Ф.; Под. ред. Мухамедовой Р. Г. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1980. – 79 с. 
tat104
В книге рассказывается об особенностях одного из самых популярных видов татарского народно-прикладного икусства. Иллюстрации знакомят читателя с наиболее распространенными среди татар приемами вышивания, интересными образцами вышивок прошлого столетия, а также современной вышивки, в которой бережно сохраняются и развиваются многовековые национальные традиции. В работе использованы экспедиционные и архивные материалы Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова. 
  1. Гулова, Ф. Ф. Татарская национальная обувь: (Искусство кожаной мозаики) / Гулова Ф. Ф.; Под. ред. Мухамедовой Р. Г. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1983. – 47 с., 13 л. ил.: ил.
  2. Завьялова, М. Н. Татарский костюм: Из собр. Гос. музея Респ. Татарстан / Завьялова М. Н. – Казань : Заман, 1996. – 256 с. : ил.
  3. Зарипова Р. З. Истоки и современность в праздничном костюме татарского, русского и удмуртского народов / Р. З. Зарипова // Английский язык в поликультурном регионе : материалы международной конференции (31 мая – 3 июня 2005 г.). – Ижевск, 2005. – Ч. 2. – С. 80–84.
  4. Золото и серебро казанских татар : из собрания Национального музея Республики Татарстан = Казан татарларының алтын һәм көмеше : Татарстан Республикасы Милли музее жыелмаларыннан = Gold and silver of the Kazan Tatars : from the collections of National Museum of the Republic of Tatarstan / перевод на татарский язык И. Г. Хадиева ; перевод на английский язык А. В. Сахарова. – Казань : Заман, 2002. – 159 с. : ил.
tat105
Золото и серебро в украшениях, монетах, предметах быта татарского народа с древнейших времен и до наших дней – тема книги, написанной научными сотрудниками Национального музея Республики Татарстан. В книге использованы изобразительные материалы (украшения, монеты, фотографии, национальные костюмы) из фондов музея – крупнейшего хранилища национального достояния татарского народа.
tat106
 
Чулпа коромыслообразная. Серебро, скань, поделочные монеты. Первая половина XIX в. //
Золото и серебро казанских татар : из собрания Национального музея Республики Татарстан =
Казан татарларының алтын һәм көмеше : Татарстан Республикасы Милли музее жыелмаларыннан =
Gold and silver of the Kazan Tatars : from the collections of National Museum
of the Republic of Tatarstan. – Казань, 2002. – С. 117.
  1. Каюмова Э. Р. Автономность ритмических клише в песнях казанских татар / Э. Р. Каюмова // Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях. – Ижевск, 2002. – С. 53–64.
  2. Похвалинская Л. Волшебный мир фарфора из собрания Национального музея Республики Татарстан = The magical world of porcelain : from the collection of the National museum of the Republic of Tatarstan / Л. Похвалинская. – Казань : Заман, 2003. – 158 с. : ил.
tat107
Альбом представляет информацию о коллекции фарфора в собрании Национального музея Республики Татарстан и знакомит с некоторыми страницами из истории фарфорового производства. Издание прекрасно иллюстрировано изображением лучших образцов, имеющихся в коллекции.
  1. Рославцева, Л. И. Одежда крымских татар конца XVIII–начала ХХ в. : Ист. -этногр. исслед. / Рославцева Л. И. – М. : Наука, 2000. – 104 с.
tat108
Работа является первым исследованием по костюму крымских татар. Хронологические рамки исследования объясняются тем, что самый ранний, относительно подробный иллюстративный и описательный материал, как и собранные в музейных коллекциях образцы костюма, относится к концу ХVIII в., верхний рубеж – 1920-е годы – определяется тем, что именно до этого времени сохранялись традиционно принятые формы костюма. Позднее, в связи с резким изменением условий жизни, традиционный костюм, за исключением самых стойких его элементов (прежде всего головного убора), уходит из употребления.
  1. Страницы истории татарской музыкальной культуры: Сб. ст. / АН СССР. Казан. науч. центр. Ин-т яз., лит. и истории; Сост. Альмеева Н. Ю. – Казань : ИЯЛИ, 1991. – 132, [1] с. : ил., ноты.
tat109
Основу сборника составляют статьи молодых музыковедов. Многие из них прозвучали в виде докладов на конференциях молодых ученых в Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова (1987–1989). Целевая специфика сборника заключается в том, чтобы задействовать как можно больше исторических фактов культурной жизни татар, важных в осмыслении культурно-исторического процесса.
  1. Суслова, С. В. Женские украшения казанских татар середины XIX–начала ХХ в.: Ист.-этногр. исслед. / Суслова С. В. – М.: Наука, 1980. – 128 с.: ил.
tat110
В книге рассматриваются прежде всего металлические ювелирные украшения. Объектом исследования явились казанские татары, живущие в современных административных пределах Татарстана. К другим группам татар автор обращается исключительно в сравнительных целях. Кроме научного интереса издание может принести определенную практическую пользу, особенно работникам художественных промыслов.
  1. Тагиров, Г. 100 татарских фольклорных танцев: [Описание] / Тагиров Г.; Вступ. ст. В. Горшкова. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1988. – 158, [2] с.: ил., нот. ил.
  2. Тагиров, Г. Татарские танцы / Тагиров Г.; Послесл. Ю. Виноградова. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1984. – 256 с.: ил., ноты.
tat111
В книге представлены записи пятнадцати танцев Г. Тагирова, использованных в репертуарах Государственного ансамбля песни и танца Татарской АССР. Внимательное изучение книги позволяет усвоить наиболее существенные черты творчества народного артиста Татарской АССР Гая Хаджиевича Тагирова, глубже ознакомиться с его знанием татарского народного танца и виртуозным претворением последнего как национально-характерной основы собственных авторских композиций.
  1. Татарский народный орнамент, 1920–1960: Комплект табл. – Б. м.: Таткнигоиздат, б. г. – 29 табл.
tat112
Издание является первым опытом, иллюстрирующим одну из интереснейших областей народного искусств, которая отражает в своих образцах историю и традиции татарского народа.
  1. Традиционные художественные промыслы татар : (середина XIX–начало XX века) / Государственный объединенный музей Республики Татарстан ; автор-составитель М. Завьялова ; перевод на татарский язык Х. Махмутова [и других]. – Б. м., б. г. – [17] с. : ил.
tat113
В издании представлена выставка уникальных этнографических коллекций народов Поволжья и Приуралья из Государственного музея Республики Татарстан. Она дает представление об основных художественных промыслах татар, раскрывает влияние народных традиций на современное декоративно-прикладное искусство.
  1. Червоная, С. М. Искусство Татарии / Червоная С. М. – М. : Искусcтво, 1987. – 351, [1] с., [32] л. ил.
tat114
Книга представляет собой исследование истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и зодчества Татарии с древнейших времен до 1917 года. Комплексное изучение истории татарского искусства дает наглядное представление о богатых традициях национальной художественной культуры, впитавшей наследие домонгольского и золотоордынского периодов, Казанского ханства, с XVI века развивавшейся в составе Российского государства.

Язык и письменность

  1.  Бадиков, К. Г. Уроки татарского языка: Самоучитель / Бадиков К. Г. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1993. – 256 с.
  2. Валеев Б. Языковые проблемы западносибирских татар / Б. Валеев, С. Исхакова // Языковая ситуация в Российской Федерации, 1992 = The language situation in the Russian Federation, 1992. – М., 1992. – С. 78–82.
  3. Ганиев, Ф. А. Образование сложных слов в татарском языке / Ганиев Ф. А. – М. : Наука, 1982. – 150 с.
  4. Закиев М. З. Актуальные проблемы национально-языковой жизни в Татарстане / М. З. Закиев [и другие] // Языковая ситуация в Российской Федерации, 1992 = The language situation in the Russian Federation, 1992. – М., 1992. – С. 82–88.
  5. Закиев М. З. Татарский язык / М. З. Закиев // Государственные и титульные языки России : энциклопедический словарь-справочник. – М., 2002. – С. 354–370.
  6. Закиев, М. З. Татары : проблемы истории и языка / Закиев М. З. – Казань, 1995. – 464 с.
  7. Исследования по исторической диалектологии татарского языка: (Материалы и исслед.). Вып. 2. – Казань, 1982. – 154 с.
  8. К формированию языка татар Поволжья и Приуралья. – Казань, 1985. – 128 с.
  9. Маметов, А. Источники формирования лексики крымско-татарского языка / Маметов А. – Ташкент : ФАН, 1988. – 112 с.
  10. Материалы по татарской диалектологии. Т. 3. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1974. – 252 с. : карты.
  11. Некоторые итоги и задачи изучения татарского литературного языка. – Казань, 1992. – 138 с.
  12. Ономастика Татарии. – Казань, 1989. – 119 с.
  13. Проблемы лексикологии и лексикографии татарского языка. – Казань, 1992. – 139 с.
  14. Проблемы лексикологии и терминологии татарского языка. – Казань, 1993. – 125 с.
  15. Русско-татарский словарь для работников библиотек, издательств и информационных служб / Отв. ред. Р. И. Валеев. – Казань : Магариф: Милли-китап, 1998. – 176 с.
  16. Саттаров Г. Ф. Сословные титулы и древнетатарские личные имена / Г. Ф. Саттаров // Ономастика Поволжья : материалы I Поволжской конференции по ономастике. – Ульяновск, 1969. – С. 52–59.
  17. Сафиуллина, Ф. С. Русско-татарский разговорник / Сафиуллина Ф. С., Галиуллин К. Р. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1986. – 303 с.
  18. Харисов, Ф. Ф. Поговорим по-татарски: Татар.-рус. и рус.-татар. слов. / Харисов Ф. Ф. – Казань: Хэтер, 1998. – 192 с.
  19. Юсупов, Ф. Ю. Татарский букварь: Учеб. для 1 кл. нач. шк.: (Для русскояз. учащихся) / Юсупов Ф. Ю., Новикова Л. К. – Казань : Магариф, 1994. – 111 с.: ил.
  20. Языковые уровни и их взаимодействие. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1990. – 160 с.
tatar9
 

 Фольклор и литература

  1. Абсалямов, А. Вечный человек / Абсалямов А. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1961. – 334 с.
  2. Амир, М. Агидель: Повести. – Казань : Таткнигоиздат, 1984. – 384 с.
  3. Амирхан, Ф. Татарка: Избр. произведения: Пер. с татар. / Амирхан Ф. – М. : Гос. изд-во художеств. лит., 1959. – 270 с.
tat301
Сборник содержит произведения талантливого татарского прозаика и драматурга Фатиха Амирхана (1886–1926), посвятившего свое творчество борьбе с консерватизмом и косностью дореволюционного татарского быта. Одной из основных тем писателя-гуманиста была тема судьбы восточной женщины. Рабское, бесправное положение татарки отражено в таких ярких произведениях, как повесть «Хаят», рассказы «Татарка», «Счастливый день» и др. Борьбе нового со старым в татарском быту посвящена драма «Молодежь». В пьесе «Неравные» показаны представители татарской торговой буржуазии двух поколений.
  1. Амирхан, Ф. Хаят: Повести и рассказы / Амирхан Ф.; Пер. с татар. Г. Хантемировой. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1968. – 284 с.
  2. Ахметзянов М. З. Очты, очты... : шигырьләр, тел шомарткычлар, табышмаклар / М. З. Ахметзянов. – Казан : Татарстан китап нәшрияты, 2000. – 110 с. : ил. – Перевод заглавия: Улетели...: Стихи, скороговорки, загадки.
  3. Бэширов, Г. Б. Гыйбрэт: Тэмамланмаган роман / Бэширов Г. Б. – Казан : Татарстан китап нэшрияты, 2000. – 367 б.
  4. Джалиль, М. Моабитские тетради / Джалиль М. – Факс. изд. – Казань : Татар. кн. изд-во, 2000. – 216 с. – На татар. и рус. яз.
tat302
Стихи «Моабитских тетрадей» переведены более чем на 60 языков мира. Но это издание – особое. Впервые вниманию читателей предлагается полное факсимиле двух «Моабитских тетрадей». В них – стихи, созданные известным татарским поэтом в фашистских застенках. Издание выполнено при содействии Государственного музея Республики Татарстан, предоставившего для воспроизведения этот уникальный литературно-исторический памятник татарского народа.
  1. Джалиль, М. Огненный узник: Стихи и поэма: Пер. с татар. / Джалиль М. – М. : Современник, 1976. – 159 с.
  2. Джалиль, М. Пылай, моя песня!: Стихи и поэмы : Пер. с татар. / Джалиль М. – М. : Совет. Россия, 1989. – 400 с., 1 л. портр.
  3. Исанбет, Н. Татарские пословицы. Т. 1 / Исанбет Н. – Казань : Татарстан, 1959. – 914 с.
  4. Катись, катись, мой клубок: Легенды, сказки, героич. эпос. – Казань : Магариф, 1993. – 254 с.
tat303
Это учебное издание, предназначенное для дополнительного чтения в 5 классе татарских и русских (с изучением татарского языка) школ. Оно содержит сказки, предания, легенды, рассказывающие об отдельных событиях истории татарского народа и национальной культуры.
  1. Кутуй, А. Неотосланные письма: Повести и рассказы: Пер. с татар. / Кутуй А. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1961. – 126 с.
  2. Нуруллин, В. Н. С ношей гору не обходят: Повести / Нуруллин В. Н.; Пер. с татар. Э. Сафонова и М. Зарипова. – М. : Современник, 1985. – 272 с.
  3. Рэкыйпов, Ш. З. Кызлар-йолдызлар: Роман / Рэкыйпов Ш. З. – Казан : Татарстан китап нэшрияты, 2000. – 463 с.
  4. Сказки и легенды татар Крыма: Фольклор. сб. – М. : Новости, 1992. – 352 с.
  5. Суз эчэнда хикмат бар: Татар халык ижаты. – Казан: Мэгариф, 1999. – 287 б.
tat304
В сборнике серии «Сокровищница», состоящей из 15-ти томов, собраны сказки, мифы, песни, загадки, пословицы с древнейших времен до наших дней.
  1. Такташ, Х. Исповедь любви: Стихи и поэмы / Такташ Х.; Пер. с татар. Л. Мартынова и С. Северцева. – М. : Совет. Россия, 1985. – 176 с., 1 л. портр. – (Поэт. Россия).
  2. Такташ, Х. Письма в грядущее: Стихотворения и поэмы: Пер. с татар. / Такташ Х. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1971. – 208 с.
  3. Татар халык риваятьлэре hэм легендалары / Сост. Гилязутдинов С. М. – Казан : Раннур, 2000. – 220 с.
tat305
В книге большинство фольклорных произведений составляют исторические предания. Например, предания, посвящённые временам государства Булгарии, предания о Казанском ханстве – «Новая Казань» и «Строительство Казани». Особый интерес представляют предания о татарских просветителях – «Неграмотные муллы» и «Помощь хозяина», предания, посвященные истории сибирских татар, – «Кучум хан», «Ахматгарай хан».
  1. Второй раздел книги включает легенды об исторических лицах, о животных, о растениях, о небесных светилах: «Богатство хана Биляр», «На Луне девочка Зухра», «Откуда появилась кукушка», «Почему ель вечнозеленая».
  2. Татар хикәясе антологиясе : егерменче гасыр / сост. М. Х. Хузин. – Казан : Татарстан китап нәшрияты, 2001. – 607 с. – Перевод заглавия : Антология татарского рассказа.
  3. Татарские народные сказки. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1986. – 464 с.
tat306
Книга включает сказки татар Среднего Поволжья и Приуралья и представляет собой первый наиболее полный сборник на русском языке, рассчитанный на взрослого читателя. Тексты сказок могут служить также фактическим материалом для научных исследований.
  1. Татарские народные сказки. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1970. – 304 с. : ил.
  2. Татарские народные сказки. – Казань : Таткнигоиздат, 1957. – 215 с.
  3. Тукай, Г. Стихи, поэмы и сказки: Пер. с татар. / Тукай Г. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1958. – 276 с. : портр., ил.
  4. Тукай, Г. Стихотворения, поэмы и сказки: Пер. с татар. / Тукай Г. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1986. – 415 с.
  5. Файзуллин, Р. Короткие стихи: Пер. с татар. / Файзуллин Р. – М. : Современник, 1980. – 127 с.
  6. Хаким, С. Близкая даль : Стихотворения и поэмы: Пер. с татар. / Хаким С. – М. : Современник, 1985. – 206 с. – (Б-ка поэзии «Россия»).
  7. Юзеев, И. Ненаписанная поэма: Стихотворения и поэмы: Пер. с татар. / Юзеев И. – М. : Совет. Россия, 1986. – 128 с.
  8. Mischartatarische Volksdichtung. – Helsinki : Suomalais-Ugrilainen Seura, 1953. – 136 с. – Перевод заглавия: Мишартатарская народная поэзия.
 tatar12tatar13
 

Татары Удмуртии

  1. Ахмадуллин, В. Возрождаясь, не повреди!: [О политике Татар. обществ. центра г. Ижевска] / Ахмадуллин В. // Известия Удмуртской Республики. – 1991. – 22 окт.
  2. Ахматвалиева Р. Н. О татарах Удмуртии: история и современное состояние // Диаспоры Урало-Поволжья : материалы межрегиональной научно-практической конференции (Ижевск, 28–29 окт. 2004 г.). – Ижевск, 2005. – С. 136–138.–
  3. Васильева, Г. Все еще приходится убеждать: [В респ. насчитывается 421 шк. с изучением удмурт. яз., 25 – с изучением татар. яз., 10 – с изучением марийс. яз.] / Васильева Г. // Удмуртская правда. – 1999. – 27 мая. – (Мир образования).
  4. Галеев Х. Создадим землячества : [о необходимости возрождения татарской национальной культуры в республике] / Х. Галеев // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2008. – Т. 6.– С. 383–385.
  5. Гаратуев, М. В нас сидит привычка к рабству: [Беседа с президентом Татар. обществ. центра Удмуртии] / Гаратуев М.; Записал Танаев Н. // Известия Удмуртской Республики. – 1992. – 18 апр.
  6. Гаратуев М. В. Оживить национальное самосознание : [о возрождении и развитии татарской культуры и образования] / М. В. Гаратуев // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 5. – С. 288–291.
  7. Гаратуев М. В. Татарский общественный центр Удмуртии : этапы деятельности в 1990–1998 гг. – Ижевск : Удмуртский университет, 2000. – 96 с.
В книгу вошли некоторые статьи, опубликованные автором в периодической печати в 1990–1999 гг.,  материалы из его дневников, раскрывающие суть деятельности ТОЦ Удмуртии по возрождению языка и культуры татар Удмуртии.
  1. Диалог культур: [Ст.] // Известия Удмуртской Республики. – 2003. – 9 окт. – В содерж.: О работе нац. обществ. об-ний - рус., удмурт., татар., башкир., белорус., нем., еврейс., армян. – в г. Воткинске.
  2. Документы и материалы Татарского общественного центра (ТОЦ) Удмуртии // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 230–244.
  3. Загуляева, Н. За возрождение традиций: [В г. Ижевске создан Татар. обществ. центр] / Загуляева Н. // Вестник обкома КПСС. – 1990. – № 8. – C. 25–28.
  4. Зайцев, А. И будет нам благодать: [О новом обществ.-полит. движении «Рефах» («Благоденствие»] / Зайцев А. // Карьера. – 2000. – 16 марта. – C. 2.
  5. Касимов, Р. Н. Мифологические образы в культуре чепецких татар / Р. Н. Касимов, Д. Г. Касимова // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность : Материалы регион. науч. конф., посвящ. Д. К. Зеленину. – Глазов, 1999. – C. 11–13.
  6. Касимов Р. Н. Особенности религиозного воспитания у татар в Удмуртии / Р. Н. Касимов // Традиции и инновации в образовании : материалы республиканской научно-практической конференции. – Ижевск, 2006. – Вып. 4. – С. 117–120.
  7. Касимов, Э. Татары Удмуртии должны благодарить небо, Аллаха и правительство: [Беседа с депутатом Гос. Совета Удмурт. Респ., бизнесменом Э. Касимовым] / Касимов Э.; Записал Коновал А. // День. – 2002. – 31 янв. – C. 14.
  8. Кобзев, И. И. Друзья, прекрасен наш союз!: [Из истории заселения г. Ижевска представителями раз. народов] / Кобзев И. И. // Кобзев И. И. Ижевские картинки / Кобзев И. И. – Ижевск, 2000. – C. [187–203] : фот.
  9. Кошкарова, Л. Состоялся первый корылтай: [Съезд татар Удмуртии] / Кошкарова Л. // Удмуртская правда. – 1991. – 11 апр.
  10. Красильникова, Н. Об обычаях татар Глазовского уезда: [О селениях Балезин., Кестым. и Юм. волостей] / Красильникова Н. // Городской стиль. – 1997. – 3, 31 окт. – (Мусульмане Удмуртии).
  11. Красильникова, Н. Татары Глазовского уезда / Красильникова Н. // Городской стиль. – 1998. – 27 марта.
  12. Кутузов, Г. Татарская слобода; Из быта ижевских татар; Мусульманская столовая; Бакалейные лавки : [Из воспоминаний о быте ижев. татар нач. XX в.] / Кутузов Г. // Удмуртская правда. – 1991. – 25 сент.
  13. Мазитова, Л. Возрождение необходимо: [О первом корылтае (съезде) татар, проживающих в Удмуртии] / Мазитова Л. // Трибуна. – 1991. – 29 марта. – C. 4.
  14. Марданов Р. Ф. Иж шәһәре татарлары тарихыннан / Р. Марданов. – Казан : Милли китап, 2006. – 263, [1] с. : ил. – Перевод заглавия : Из истории татар Ижевска.
tat402
В 1807–1808 гг. была основана Татарская слобода в Заречной части Ижевского завода. Начиная с этого времени, татарское население имеет свою богатую историю. В книге особый интерес представляют материалы о мусульманском обществе Ижевска, описывается история постройки мечетей Ижевска и деятельность здешних имамов.
  1. Махиянов, Ф. Первый корылтай: [Съезд татар, проживающих в Удмуртии] / Махиянов Ф. // Удмуртская правда. – 1991. – 22 марта.
  2. Махиянов, Ф. Сохранить самобытность: [О работе Татар. обществ. центра г. Ижевска] / Махиянов Ф. // Удмуртская правда. – 1990. – 22 февр.
  3. Мухаметшин Н. Н. Употребление личных имен у татарского этноса на территории Удмуртии / Н. Н. Мухаметшин // Что вы знаете о своем имени? : (к личным именам в Удмуртии) / Н. А. Прокуровская. – Ижевск, 1995. – С. 25–39.
  4. Национально-культурные организации и объединения // Удмуртия в годы реформ, 1990–2001. – Екатеринбург, 2002. – C. 189–191.
  5. Перевощиков, А. П. Национальный состав / Перевощиков А. П. // Перевощиков А. П. Ижевск : Экон.-геогр. очерк / Перевощиков А. П. – Ижевск, 1995. – C. 67–73.
  6. Сентякова, С. Что мы знаем про татар?: [Об участии представителей Татар. обществ. центра г. Ижевска во 2-м съезде Татар. обществ. центра в г. Казань] / Сентякова С. // Удмуртская правда. – 1991. – 22 марта.
  7. Сорокин, П. Арские князья в Карине: [О глазов. татарах и бесермянах. Родословная фамилий Деветьяровы, Араслановы, Дюняшевы, Касимовы] / Сорокин П. // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1897 год. – Вятка, 1896. – C. 45–70.
  8. Тан = Рассвет: [Татар. обществ. центр г. Ижевска знакомит с 1-м вып. татар. страницы] // Удмуртская правда. – 1990. – 4 окт. – Содерж.: Газизуллин Ф. Наши задачи; Сулейманов Ф. Будут чайханы и минарет; Галеев Х. Создадим землячества; Хисамутдинов А. Суд аксакалов; Нафиков И. Нежданный ветер: (Стихи).
  9. Тан = Рассвет: [2-й вып. татар. страницы] // Удмуртская правда. – 1990. – 28 дек. – Содерж. : Мухамедшин Г. Разрешается законом (о татарских мечетях); Обсуждаем проект устава; Мулюков М. «Татаринформ» сообщает; Нагимов Ф. За национальные фонды.
  10. Хисамутдинов, И. «Встреча»: [Радиожурнал на татар. яз.] / Хисамутдинов И. // Удмуртская правда. – 1989. – 1 нояб.
  11. Хисамутдинов, И. Мы о достоинстве печемся: [О татар. обществ. центрах Удмуртии] / Хисамутдинов И. // Известия Удмуртской Республики. – 1991. – 6 мая.
  12. Хузин Ф. З. О научно-практической конференции «Татары Удмуртии» / Ф. З. Хузин // Информационно-методический сборник / Министерство национальной политики Удмуртской Республики. – Ижевск, 1999. – № 1. – С. 58–61.
  13. Чернышева, И. В. Изменение численности и национального состава населения Удмуртии в 1989–1994 гг. / Чернышева И. В. // Известия Академии труда и занятости. – 1999. – № 3/4. – C. 145–149.
  14. Шарипов И. И. Ижевск – столица российского Сабантуя : [интервью председателя правления национально-культурной автономии татар Удмуртской Республики] / И. Шарипов ; беседовала Марина Плетнева // Удмуртская правда. – 2009. – 24 июня. – С. 3 : фот.
  15. Шепталин А. А. Татарское национальное движение в Удмуртии / А. А. Шепталин // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 223-230.
  16. Шумилов, Е. Ф. Взаимодействие ислама и православия в Удмуртии / Шумилов Е. Ф. // Шумилов Е. Ф. Христианство в Удмуртии: Цивилизац. процессы и христиан. искусство, XVI – нач. XX в. / Шумилов Е. Ф. – Ижевск, 2001. – C. 42–44.
tatar15

Проблемы этногенеза татарского народа

  1. Алишев, С. Х. Образование татарской народности / Алишев С. Х. // Материалы по истории татарского народа. – Казань, 1995. – C. 201–223.
  2. Астраханские татары. – Казань, 1992. – 165 с.
  3. Галлямов Р. Ф. После падения Казани... : этносоциальная история Предкамья : (вторая половина XVI – начало XVII вв.) / Р. Галлямов. – Казань : Татарское книжное издательство, 2001. – 143 с.
  4. Глухов, М. С. Tatarica: Энцикл. / Глухов М. С. – Казань : Ватан, 1997. – 273 с.
  5. Гришин, Я. Я. Польско-литовские татары: (Наследники Золотой Орды): Науч.-попул. очерки / Гришин Я. Я. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1995. – 195 с.
Очерки являются продолжением одноименной работы, вышедшей в Казани в 1995 г. Они касаются чрезвычайно интересной темы, которая практически не раскрыта в отечественной историографии. Речь идет о вопросах осадничества польско-литовских татар, их этническом языке, который они очень быстро потеряли, о некоторых сторонах религиозной жизни, о письменных памятниках и религиозных изданиях, о местных татарских диаспорах, о сынах польско-литовских татар, прославивших не только свой народ, но и свою вторую родину – Польшу. В заключительной части автор пытается разобраться в основном вопросе – кем были и кем являются польские татары.
  1. Гришин, Я. Я. Польско-литовские татары: взгляд через века: Ист. очерки / Гришин Я. Я. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. – 159 с.
  2. Гумилев, Л. Н. История народа хунну. В 2 кн. Кн. 1 / Гумилев Л. Н. – М. : Ин-т ДИ-ДИК, 1998. – 448 с. : ил. – (Соч. Л. Н. Гумилёва; Вып. 9).
  3. Диалог культур : [Ст.] // Известия Удмуртской Республики. – 2003. – 26 июня. – В содерж. : Клуб миллионеров : [Приведены стат. данные о народах России, имеющих численность 1 млн. человек и более, в т. ч. о татарах].
  4. Жиромская, В. Б. Изменения в численности и размещении различных народностей : [1926, 1937, 1939 гг.] / Жиромская В. Б. // Жиромская В. Б. Демографическая история России в 1930-е годы. Взгляд в неизвестное / Жиромская В. Б. – М., 2001. – C. 74–88.
  5. Жуковская, Н. Л. От Карелии до Урала: Рассказы о народах России / Жуковская Н. Л., Мокшин Н. Ф. – М. : Флинта : Наука, 1998. – 318 c . – В содерж. : Татары (с. 221–250).
tat502
Книга посвящена коренным народам, населяющим Европейский Север и Поволжье России. Повествование о каждом народе строится по единому плану: край и люди, города и села, народный костюм, национальная кухня, обычаи, обряды и праздники, народное творчество. Издание красочно иллюстрировано, содержит образцы фольклорного наследия народов.
  1. Закиев, Н. З. Волжские булгары и их потомки / Закиев Н. З., Кузьмин-Юманади Я. Ф. – М.: ИНСАН, 1993. – 160 с.
  2. Из глубины столетий / вступительная статья, обработка текста и комментарии Б. Л. Хамидуллина. – 2-е издание. – Казань : Татарское книжное издательство, 2004. – 271 с. : ил.
tat503
В книге собраны документы, отражающие отдельные моменты этнополитической истории тюрко-татар за период с рубежа н. э. до середины XVI в. Источники представлены в научно-популярной форме и снабжены комментариями, что делает сборник доступным для самого широкого круга читателей. 
  1. Из истории Казанского ханства : по книге М. Г. Худякова «Очерки истории Казанского ханства» // Сокровища культуры Татарстана : историческое наследие, культура и искусство. – М., 2004. – С. 82–93. Йосыпов, Ф. Россия татарлары / Йосыпов Ф. // Мирас. – 2003. – № 7. – Б. 64–74.
  2. Казанская война 1552–1556 гг., национально-освободительная борьба коренных народов бывшего Казанского ханства (татар, черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов), чувашей и др.) против русских завоевателей // Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – C. 237.
  3. Каракетов М. Д. Татары / М. Д. Каракетов // Расы и народы. – М., 2007. – С. 500–501 : ил.
  4. Каримуллин, А. Татары: этнос и этноним / Каримуллин А. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1998. – 98 с.
  5. Касимова Ф. И. Жизнь татар XIX – начала XX веков : по материалам книг редкого фонда ПНБ им. В. Г. Короленко / Ф. И. Касимова // Из прошлого в настоящее : из материалов научно-практической конференции «Из прошлого в настоящее: история развития народов севера Удмуртии» / Глазовская библиотечная централизованная система. – Глазов, 2006. – С. 51–53.
  6. Мизун Ю. В. Ханы и князья : Золотая Орда и русские княжества / Ю. В. Мизун. – М. : Вече, 2005. – 332 с. : ил.
  7. Мухамедова, Р. Г. Татары-мишари: Ист.-этногр. исслед. / Мухамедова Р. Г. – М.: Наука, 1972. – 248 с., 2 л. ил.: ил., карты.
  8. Мухаметшин, Ю. Г. Татары-кряшены: Ист.-этногр. исслед. матер. культуры татар. народа, середина XIX – нач. XХ в. / Мухаметшин Ю. Г.; АН СССР. Казан. фил. Ин-т яз., лит. и истории. – М.: Наука, 1977. – 184 с., 2 л. ил.: ил.
  9. Руденко К. Древнейшие страницы истории Татарстана / К. Руденко // Сокровища культуры Татарстана : историческое наследие, культура и искусство. – М., 2004. – С. 16–29 : ил.
  10. Сибирские татары // Народы Западной и Средней Сибири: Культура и этнич. процессы. – Новосибирск, 2002. – С. 174–229.
  11. Социальное и национальное: Опыт этносоциол. исслед. по материалам Татар. АССР / [Редкол.: Ю. В. Арутюнян (отв. ред.) и др.]. – М. : Наука, 1973. – 331 с. : черт.
  12. Сыркина Д. Г. Загадки незагадочного народа : историко-этнографический очерк о чепецких татарах / Сыркина И. А., Касимова Д. Г. ; Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, Татарский общественный центр, Глазовский городской отдел культуры. – Глазов, 1994. – 175 с.
tat504
Сами себя чепецкие татары называют «татарлар». Татары – этноним тюркоязычный, и на древнетюркском означает «чужеземец, иноплеменник». Но удмурты предпочитают называть их «бигер». Что у них общего с «бигерами», жителями древней Волжской Болгарии? Ответы на эти вопросы можно найти в данном издании, где раскрыты этногенез, традиции, обычаи, хозяйственный и бытовой уклад чепецких татар.
  1. Татары // Народы Российской империи. – М., 2008. – С. 190–195 : ил.
  2. Татары Среднего Поволжья и Приуралья / [Отв. ред.: Н. И. Воробьев, Г. М. Хисамутдинов]. – М.: Наука, 1967. – 538 с., 1 л. карт: ил., нот. ил.
tat505
В монографии представлены материалы по этнополитической истории, демографии, антропологии и диалектологии, о быте, хозяйстве и духовной культуре татарского народа. Хронология охвата – с древнейших времен до конца ХХ в.; народ – собственно татары Поволжья и Урала, включая группы, расселенные за пределами основных районов их проживания – в Западной Сибири, Астраханской области и т. д., а также другие тюркоязычные группы Российской Федерации, известные сегодня под этнонимом «татары».
  1. Трепавлов, В. В. Татарские ханства Сибири XV–XVI веков / Трепавлов В. В. // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 4. – С. 12–17.
  2. Усманов, М. Соседи называли их «татарами» / Усманов М. // Родина. – 1997. – № 3/4. – С. 40–44.
  3. Фахрутдинов Р. Г. История татарского народа и Татарстана : древность и средневековье : учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / Р. Г. Фахрутдинов. – Казань : Магариф, 2000. – 255 с. : ил.
tat506
В учебном пособии освещена история татарского народа и Татарстана с древнейших времен до 1552 г. – до падения Казанского ханства. В книге представлен богатый иллюстративный материал.
  1. Фэхретдинов, Р. Г. Татар тарихы: (Кыскача басма) / Фэхретдинов Р. Г. – Казан : Мэгариф, 1999. – 112 б.
  2. Халиков, А. Х. Кто мы – булгары или татары? Кем без – болгарлармы, татарлармы? / Халиков А. Х. – Казань, 1992. – 192 с.
  3. Халиков, А. Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья / Халиков А. Х. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1978. – 160 с.: ил.
  4. Халиков А. Х. Татарский народ и его предки. – Казань : Татарское книжное издательство, 1989. – 222 с.
tat508
В книге рассказывается об основных особенностях культуры, языка, антропологического типа татар Среднего Поволжья и Приуралья и на основе анализа историко-археологических и этнографических источников раскрывается сложный многовековой путь формирования татарского народа. Особое внимание обращено на булгарский период, который явился решающим в этнической истории татарского народа.
  1. Царские грамоты, приказные памяти и иные акты, относящиеся к истории Вятского края в XVII веке: [В некоторых грамотах есть данные о татарах] / Труды Вятской ученой архивной комиссии, 1910. – Вятка, 1910. – Вып. 1. – C. 1–38 (паг. 5-я).
  2. Чагин Г. Н. Народы Прикамья : очерки этнокультурного развития в ХIХ–ХХ вв. / Г. Н. Чагин, А. В. Черных ; Администрация Пермской области. – Пермь, 2002. – 303 с. : ил.
  3. Шнирельман, В. Идентичность и образы предков: татары перед выбором / Шнирельман В. // Вестник Евразии. – 2002. – № 4. – С. 128–147.

От конфессиального к этническому

         

  1. Ал-Маудуди абу, А. А. Образ жизни в исламе / Ал-Маудуди абу А. А. – М., 1993. – 99 с.
  2. Баязитова, Ф. С. Гомернен оч туе: (Татар халкынын гаилэ йолалары) / Баязитова Ф. С. – Казань : Татарстан китап нэшрияты, 1992. – 295 б.
  3. Давлетшин, Г. М. История духовной культуры тюрко-татар / Давлетшин Г. М. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1999. – 512 с.
  4. Изложение начал мусульманского законоведения. – Репр. изд. 1850 г. – СПб., 1991. – 512 с.
  5. Ислам в татарской общественной мысли начала ХХ в. // Очерки истории татарской общественной мысли. – Казань, 2000. – С. 160–188.
tat601
В статье рассматриваются основные перемены в общественном сознании татар в начале ХХ в., ислам и проблемы национального сознания, религиозно-мировоззренческие искания этого периода. Статья включает иллюстративный материал, в частности фотокопию страницы «Китап-аш-шифа» («Книги исцеления») Ибн Сины, переведенной на старотатарский язык в XVIII в., фотографии татарских публицистов, просветителей, писателей и издателей.
  1. Исламское богослужение: Намаз / Сост.: Р. Бухараев, К. Хавер. – Islamabad: ISLAM INTERNATIONAL PUBLICATIONS LTD., 1990. – 37 с.: ил.
tat602
В книге разъясняется смысл исламского богослужения, приводятся молитвы на арабском языке и в переводе на русский, иллюстрации дают представление о правильных позах молящихся.
  1. Касимов Р. Н. Традиционные религиозно-мифологические представления чепецких татар (конец XIX–середина XX вв.) / Касимов Р. Н. – Ижевск : Типография Удмуртского государственного университета, 2004. – 23 с.
  2. Коран. – М.: Наука, 1990. – 727 с. : ил.
  3. Михайлова, С. М. Этнокультурные тенденции XVII–XIX веков / Михайлова С. М., Коршунова О. Н. // Михайлова С. М. Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья / Михайлова С. М., Коршунова О. Н. – Казань, 1997. – С. 23–36.
  4. Нотманов, А. От Явыз-Ивана до Аби-патша / Нотманов А. // Родина. – 1997. – № 9. – С. 46–50.
  5. Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама. – Казань : Мифи-сервис, 1993. – 83 с.
  6. Уразман, Р. Татар халкынын йолалары hэм байрэмнэре / Уразман Р. – Казан: Татар китап нэшрияты, 1992. – 96 б.
  7. Уразманова, Р. Ислам в семейно-бытовой обрядности татар: традиции и современность / Уразманова Р. // Ислам в Евразии: современные этнические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражении в искусстве мусульманских народов России. – М., 2001. – С. 218–225.
  8. Хадж и Умра: Паломничество и малое паломничество. – Каир, 1994. – 32 с.
  9. Юзеев А. Н. Татарская философская мысль в XVIII–ХIX вв. / Юзеев А. Н. – Казань : Татар. кн. изд-во, 2001. – 192 с. – В содерж. : Ислам в духовной культуре татарского народа (IX–XVIII вв.)
tat603
Выводы, содержащиеся в монографии, являются определенным вкладом в понимание структуры татарской философской мысли Нового времени, позволяют уточнить и философски обосновать такие понятия, как татарское религиозное реформаторство, религиозная философия и просветительство. Результаты исследования могут иметь практическое применение в чтении курсов по истории философии народов России.

 

tatar19


Хозяйство и бытовая культура

  

  1. Баязитова, Ф. С. Татар халкынын байрэм hэм конкуреш йолалары / Баязитова Ф. С. – Казан : Татар китап нэшрияты, 1995. – 158 б.
  2. Беркутов, В. М. Народный календарь и метрология булгаро-татар / Беркутов В. М. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1987. – 93, [2] c.
  3. Бусыгин, Е. П. Традиционная свадьба касимовских татар конца ХIX–начала ХХ в. / Бусыгин Е. П., Шарифуллина Ф. Л. // Семейная обрядность народов Среднего Поволжья. – Казань, 1990. – С. 28–38.
  4. Бушков, Р. А. Казанской кухни цвет / Бушков Р. А., Мазитова Ф. Г. – Казань : Татар. кн. изд-во, 1995. – 330 с.
  5. Гербер. Сабантуй / главный редактор О. Борисова. – Ижевск : Удмуртский издательский Дом, 2006. – [15] л. : ил.
tat701
Сабантуй – любимый праздник татар, праздник весеннего обновления природы. С каждым годом он становится богаче и интереснее, обретая новые краски. В красочно иллюстрированном издании повествуется о проведении на государственном уровне этого национального праздника в Удмуртии.
  1. Из истории материальной культуры татарского народа: [Сб. ст.] / АН СССР. Казан. фил. Ин-т яз., лит. и истории; [Редкол.: Е. П. Казаков, Ю. И. Смыков]. – Казань: Ин-т яз., лит. и истории, 1981. – 88 с.
  2. Касимов Р. Н. Традиционная календарная обрядность и специфика мусульманских религиозных праздников чепецких татар в XX в. / Р. Н. Касимов // Удмуртия: история и современность : материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы функционирования родных языков», посвященной 85-летию государственности Удмуртской Республики, 25–28 октября. 2005 г. : секция VII. – Ижевск, 2005. – С. 128–133.
  3. Касимова Д. Г. Семейная обрядность чепецких татар (середина XIX – XX вв.) / Д. Г. Касимова ; Российская академия наук, Уральское отделение, Удмуртский институт истории, языка и литературы. – Ижевск, 2003. – 300 с. : ил. – В содержании: свадебные и поминально-похоронные обряды, обряд проводов солдат в армию у пермских татар, пермских башкир (тулвинских татар и башкир, сылвенско-иренских татар), проживающих в Пермской области.
  4. Касимова Э. Г. Традиционный женский костюм нухратских татар / Э. Г. Касимова // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность : материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Г. Е. Верещагина. – Глазов, 2001. – С. 64-65.
  5. Любимые блюда народов Татарстана. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. - 190 с.
  6. Методические рекомендации по проведению национального праздника татарского и башкирского народов "Сабантуй" // Сборник методических рекомендаций и сценариев национальных праздников народов, проживающих в Удмуртской Республике. – Ижевск, 2002. – С. 45-46.
  7. Сабантуй [Электронный ресурс] : любимому празднику посвящается : подарочное мультимедийное издание. – Казань : Мастер, [2009]. – 1 электронный диск (CD-ROM).
  8. Татарская свадьба – туй // Парламентская газета. – 2000. – 14 нояб. – С. 4.
  9. У нижегородских татар-мишарей // География: Прил. к газ. «Первое сентября». – 1997. – № 45. – С. 14–15.
  10. Чагин Г. Н. Семейные обряды / Г. Н. Чагин, А. В. Черных // Народы Прикамья : очерки этнокультурного развития в XIX–XX вв. / Г. Н. Чагин, А. В. Черных. – Пермь, 2002. – С. 255–262.
  11. Шарафутдинов, Д. Р. Сабантуй – образ жизни народа = Сабан туе калыкнын яшэеше: Науч.-попул. очерк / Шарафутдинов Д. Р. – Казань : Ред. журн. «Эхо веков», 1997. – 310 с., [14 л.] ил.: ил. – Текст парал. татар., рус.
  12. Шарафутдинов, Д. С. Традиции, рожденные жизнью / Шарафутдинов Д. Р. – Казань, 1978. – 96 с.

 tatar22     tatar23

Все мероприятия

Семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука

15 декабря в Национальной библиотеке УР совместно с Общинным центром еврейской культуры Удмуртии прошла семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука. Подробнее

Презентация книги «Удмурты. Народное искусство»

26 сентября на расширенном заседании клуба «Край удмуртский» прошла торжественная встреча, посвященная 105‑летнему юбилею издательства «Удмуртия», и презентация новой книги, выпущенной издательским коллективом, «Удмурты. Народное искусство».   Подробнее

День национального костюма

20 сентября в Удмуртии во второй раз будет отмечаться День национального костюма – один из самых молодых региональных праздников: в прошедшем году депутаты Госсовета УР закрепили его в законе «О праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики», установив дату – третья пятница сентября.   Подробнее

Творческая встреча с Алевтиной Каравай (Каравай Аля пумита)

3 сентября в конференц-зале Национальной библиотеки прошла юбилейная творческая встреча с мастером этнических украшений Алевтиной Каравай, которая собрала друзей и почитателей ее искусства.   Подробнее

К 100-летию Г. А. Корепанова: вечер воспоминаний

20 августа в Национальной библиотеке УР состоялся вечер воспоминаний о выдающемся удмуртском композиторе, заслуженном деятеле искусств УАССР и РСФСР, основоположнике удмуртской академической музыки Германе Афанасьевиче Корепанове.   Подробнее

Мигрантам

Переезд в другую страну для проживания и работы – это всегда нелегко и требует большой ответственности. Есть много вопросов, которые могут возникнуть в связи со сменой места жительства и привычного образа жизни.

Мы постарались собрать всю полезную информацию, которая поможет как можно скорее освоиться на новом месте и принимать правильные решения во время пребывания в Удмуртии.


Подробнее