• Кеше - китап, ул укыган саен яңа китап. - Человек - это книга, прочитываемая вновь и вновь. (Каждый человек уникален.)
  • Алданган кеше генә алдана. - Обманут только тот, кто готов быть обманутым.
  • Ялганчыга калган - мактаусыз яшәр. - Оставшийся без лести будет жить без хвалы. (Без добрых слов трудно жить.)
  • Кем кебек йоклый, шундый кебек була. - Как спишь, так и живешь. (Утро - ночь уму.)
  • Барысы да - чалмый, берсе дә - канкый. - Все имеют свои недостатки, но никто не без недостатков. (У каждого свои грехи.)
  • Күзлек белән кара, кул белән эшлә. - Смотри глазами, работай руками. (Необходима практика.)
  • Кешенең сөенече - тәрәзә. - Радость человека - как окно. (Счастье проявляется в делах.)
tatar1tatar2
 
Татары издавна проживают на территории современной Удмуртии. По результатам последней переписи татарское население республики составляет 110,5 тысяч человек. Татары делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Самой многочисленной является волго-уральская группа, включающая субэтносы казанских, касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная группа татар). Среди астраханских – юртовские, кундровские татары и карагаши. Самостоятельной этнической общностью – особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических процессов ХV–ХVI веков, – являлись до начала ХХ века литовские татары. Эта группа, сохранившая благодаря исламу свою этническую целостность, во второй половине ХIХ – начале ХХ века переживала в определенной мере процесс интеграции в татарскую этническую общность (в т. ч. и в результате усиления этнического, «татарского» (взамен «мусульманского») самосознания.
 
Народно-разговорный язык татар делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Язык астраханских татар, возникший при участии ногайского языка, имеет определенную специфику. Тюркский язык литовских татар перестал существовать еще в ХVI веке (литовские татары перешли на белорусский язык, а к середине ХIХ века часть интеллигенции начала использовать польский и русский языки). Литовский татарский язык сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта при заметном участии западного (мишарского). Со второй половины ХIХ века начинается формирование татарского национального языка, завершившееся в начале ХХ века.
 
Наиболее древней письменностью татар являлась тюркская руника. С Х века по 1927 г. письменность строилась на основе арабской графики, в 1927–1939 годах – на латинской основе (яналиф), с 1939–1940 годов (на территории СССР) основой татарской письменности стала кириллица.
 
Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен (в т. ч. и нагайбаков), которые были в ХVI–ХIII веках обращены в православие, мусульмане-сунниты.
 
Этноним «татары» впервые появился среди монгольских и тюркских племен в VI–IХ веках, во второй половине ХIХ – начале ХХ века он закрепился как общий этноним.
 
В ХIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена (в т. ч. тюркские), называвшиеся «татарами». В ХIII–ХIV веках в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки ассимировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы, русские и некоторые азиатские народы называли татарами население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, воинско-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшее в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима татары. После падения ханств термин был перенесен в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарского ханства татарами.
 
Наиболее ранними поселенцами на территории современной Удмуртии является чепецкая группа: нукратские (каринские), юкаменско-палагийские, глазовско-кестымские татары, сложившиеся в устойчивые этнотерриториальные подразделения. Позднее появившиеся группы татар проживают на юге Удмуртии, часть из них – в сельской местности (Каракулинский, Киясовский, Глазовский и др. районы), большая часть – в Ижевске, где оформился район компактного проживания татарского населения, а также в городах Сарапуле, Можге, Воткинске. В настоящее время татарское население составляет 7% всего населения республики.
 
Татары Удмуртии имеют некоторую специфику в языке, материальной и духовной культуре, что связано с длительным функционированием в отрыве от основного этнического массива татар, а также с влиянием удмуртского населения. Особенно много финно-угорских черт в культуре кряшен, весьма своеобразной группы татар.
 
В последние годы активизировалось национальное движение татар в Удмуртии: создан Татарский общественный центр, проводятся конференции, съезды, культурно-массовые мероприятия, праздник «Сабантуй». Всплеск интереса к национальным корням, к традициям народа, потребность населения в разнообразной информации об истории и культуре татар обусловили и создание данной выставки.
 
Источники:
  1. Исхаков, Д. М. Татары / Д. М. Исхаков, Р. К. Уразманова, Ю. Г. Мухаметшин и др. // Народы России : Энцикл. / Гл. ред. В. А. Тишков. – М., 1994. – С. 320–321.
  2. Татары // Удмуртская Республика: Энцикл. – Ижевск, 2000. – С. 762.
 
Примечание*
В связи с использованием специальных диакритических символов для дальнейшего просмотра выставки необходимо установить шрифт Arial Unicode MS. Архив этого шрифта можно скачать здесь.
 tatar3
 

Все мероприятия

Презентация сборника В. Байкова «Чукырна но Донды батыр»

26 мая в рамках программы VI Литературного фестиваля «На родине П. И. Чайковского», на Центральной площади города состоялась презентация книги В. П. Байкова «Чукырна но Донды батыр» («Пескарь и Донды батыр»). В сборник «Чукырна но Донды батыр» вошли рассказы, написанные в разное время, а также новые, не публиковавшиеся ранее. Подробнее  

Литературный вечер «Молодость моя, Белоруссия!..»

24 апреля в Национальной библиотеке Удмуртской Республики состоялся литературный вечер «„Молодость моя, Белоруссия!..“: белорусский народ в годы Великой Отечественной войны (по страницам книг писателя Н. Д. Украинца)». Подробнее  

День памяти жертв геноцида армян

23 апреля в 18.00 в Национальной библиотеке УР состоялся вечер памяти «110 лет назад: помню и требую», приуроченный к Дню памяти жертв геноцида армян, который ежегодно отмечается 24 апреля по всему миру. Мероприятие организовано совместно с Армянским национально-культурным обществом Удмуртской Республики «Арарат». Подробнее

Единый день литературы Дебёсского района

21 марта, во Всемирный день поэзии, традиционно по всей Удмуртии проходит Единый день литературы района, принявшего в текущем году эстафету литературной столицы республики. В 2025 году это Дебёсский район.   Подробнее

Золото и серебро родного слова: о презентации новых книг удмуртской поэзии и прозы

25 марта в Национальной библиотеке УР состоялась презентация антологий удмуртской литературы второй половины XX в. – поэзии («Зарни италмас») и прозы («Шуныт тӧл»), – выпущенных издательством «Удмуртия» к 105‑летию государственности республики.   Подробнее

Мигрантам

Переезд в другую страну для проживания и работы – это всегда нелегко и требует большой ответственности. Есть много вопросов, которые могут возникнуть в связи со сменой места жительства и привычного образа жизни.

Мы постарались собрать всю полезную информацию, которая поможет как можно скорее освоиться на новом месте и принимать правильные решения во время пребывания в Удмуртии.


Подробнее