• Cine nu riscă, nu câștigă. - Кто не рискует, тот не выигрывает.
  • Binele se face cu răbdare. - Добро делается с терпением.
  • Unde e voință, e și putere. - Где есть воля, там есть и сила.
  • Vorba bună nu strică. - Хорошое слово не повредит.
  • Cine se scoală de dimineață, departe ajunge. - Кто рано встаёт, тот далеко уйдёт.
  • Cu răbdare și cu credință, se face orice. - С терпением и верой можно сделать всё.
  • Aș învăța de la cei învățați. - Я бы учился у обученных.

Этническая история

beserm04
 
С каких глубин мой древний род?
С каких вершин его притоки?
(М. Федотов)*
  1. Куроптев М. И. Слободской уезд Вятской губернии в географическом и экономическом отношениях. – Вятка, 1881. – С. 4, 21.
  2. Спасский Н. А. Физико-географические условия Вятского края и состав его населения // Календарь Вятской губернии на 1882 год. – Вятка, 1881. – С. 147–148.
  3. Бесермяне // Энциклопедический словарь / Под ред. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. – СПб., 1891. – Т. 3. – С. 603.
  4. Штейнфельд Н. П. Бесермяне: Опыт этногр. исслед. // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 год. – Вятка, 1894. – С. 220–259.
В основу работы положены личные наблюдения автора, сделанные в мае 1894 г. во время специальной поездки в село Ежево Глазовского уезда, что, несомненно, является огромной ценностью этой работы. Общие черты в культуре бесермян и чувашей, по мнению автора, можно объяснить общим происхождением или длительным совместным проживанием в пределах Булгарского государства. Эти материалы неоднократно заимствовались последующими исследователями и частично помещались в справочных изданиях. Статья и ныне остается единственным наиболее полным описанием культуры бесермян.** 
  1. Сорокин П. М. Арские князья в Карино // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 г. – Вятка, 1894. – С. 45–70.
  2. Никольский Д. П. О бесермянах // Живая старина. – 1895. – Вып. 1.
  3. Смирнов И. Н. Бесермяне Вятской губернии // Труды VIII археологического съезда. – М., 1897. – Т. 3. – С. 313–314.
  4. Бесермяне // Большая энциклопедия / Под ред. С. Н. Южакова. – СПб., 1901. – Т. 3. – С. 150.
  5. Михеев И. С. Несколько слов о бесермянах // Известия Общества археологии, истории и этнографии. – Казань, 1901. – Т. 17, вып. 1. – С. 51–60.
  6. Хомяков М. М. К вопросу о краниологическом типе бесермян Вятской губернии: Антропол. исслед. – Казань: Типолитография Император. ун-та, 1911. – 12 с. – (Материалы к изучению Вят. края / Кукар. образоват. о-во; Т. 1, вып. 1).
beserm3
Рец.: Зеленин Д. К. // Живая старина. – СПб., 1911. – Вып. 1. – С. 163–165. Рецензия на книгу дана Д. К. Зелениным: Зеленин Д. К. К вопросу о краниологическом типе бесермян Вятской губернии: Антропологическое исследование М. М. Хомякова. Материалы к изучению Вятского края. Т. 1. Вып. 1. Казань, 1911. // Живая старина. – СПб., 1911. – Вып.1. – С.163–165.  
 
  1. Сатрапинский К. А. Вотяки и бесермяне, проживающие в приходе и селе Укан Глазовского уезда // Архив Русского географического общества. – Разряд 10. – Оп. 1. – Д. 48.
  2. Подворная перепись населения и скота Вятской губернии, 1912 год. – Вятка, 1914. – 366 с.
  3. Перевощиков С. Т. Бесермяне в Вотобласти  / Ижевская правда. – 1923. – № 147 (4 июля).
  4. Перевощиков С. Т. Еще о бесермянах // Ижевская правда. – 1923. – № 158 (17 июля).
  5. Перевощиков С. Т. К материалу о бесермянах // Труды Научного общества по изучению Вотского края. – Ижевск, 1926. – Вып. 1. – С. 60–62.
  6. Луппов П. Н. Обзор быта нацмен Вятско-Ветлужского края // Вятско-Ветлужский край. – Вятка, 1926. – № 1. С. 1–2, 19–20.
  7. Луппов П. Н. Бесермяне: Докл., прочит. в комис. по изучению племен. состава населения СССР при Акад. наук // Архив Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН. – Оп. 2Н. – Д. 616.
  8. Наговицын И. А. Бесермяне // БСЭ. – М., 1927. – Т. 5. – С. 721–722.
  9. Шубин Р. Бесермяне // Статистический бюллетень. – Вятка, 1927. – № 4–5. – С. 28–33.
  10. Луппов П. Н. Современное население Вятского края // Вятский край: Сб. в помощь учителю. – Вятка, 1929. – С. 338–348.
  11. Корепанов Д. И. Бесермяне // На удмуртские темы. – М., 1931. – С. 99–106. – (Ученые зап. НИИ народов Совет. Востока; Вып. 2).
beserm08 
Впервые специальная статья по языку бесермян была подготовлена Д. И. Корепановым. В результате сравнения бесермянского диалекта с южно-удмуртскими, он выдвинул гипотезу, что бесермяне – это южные удмурты, которые «попали на Чепцу во время владычества монголо-татар»; в жилище и одежде, по мнению Д. И. Корепанова, также имелось большее сходство с удмуртами, нежели с татарами. Относительно пережитков мусульманских обрядов, приводимых другими исследователями в качестве основного аргумента в пользу тюркского происхождения бесермян, автор пишет, что «вынужденные в известный период времени исповедовать ислам, бесермяне, безусловно, переняли у татар некоторые верования и обычаи».
 
  1. Луппов П. Н. Северные удмурты в XVI–XVII вв. // На удмуртские темы. – М., 1931. – С. 112–144. – (Ученые зап. НИИ народов Совет. Востока; Вып. 2).
  2. Луппов П. Н. Бесермяне в Кировском крае // Кировская правда. – 1936. – № 168.
  3. Луппов П. Н. К характеристике борьбы удмуртов и бесермян против каринских мурз в конце 17 века // Записки УдНИИ. – 1936. – № 6. – C. 154–184.
  4. Луппов П. Н. Выступление удмуртов, бесермян и татар Вятской земли против бывшего воеводы Римского-Корсакова в 1694 г.: Документы // Записки УдНИИ. – Ижевск, 1938. – Вып. 8. – С. 261–271.
  5. Белицер В. Н. К вопросу о происхождении бесермян (по материалам одежды) // Труды института этнографии. – М., 1947. – Т. 1. – С. 183–193.
  6. Бесермяне // БСЭ. – М., 1950. – Изд. 2. – Т. 5. – С. 65–66.
  7. Луппов П. Н. Документы по истории Удмуртии XV–XVI вв. – Ижевск, 1958.
  8. Белицер В., Новицкая А. Удмурты // Народы европейской части СССР. – М., 1964. – Т. 2. – С. 472–509.
  9. Тихомиров М. Н. Бесермены в русских источниках // Исследования по отечественному источниковедению. – М.; Л., 1964. – С. 50–57. – (Труды Ленинградского отделения Института истории АН СССР; Вып. 7).
В этой работе проводится анализ русских летописей, в результате которого было подчеркнуто, что термины «бусурманин» и «бесермянин» в этих источниках имеют два значения: обозначают мусульманина и иноверца вообще; этим же словом летописи называют определенный народ, а именно – камских булгар.
 
  1. Генинг В. Ф. Этногенез удмуртов по данным археологии // Вопросы финно-угорского языкознания. – Ижевск, 1967. – Вып. IV. – С. 277.
  2. Трефилов Г. Н. Бесермяне по письменным источникам // Вопросы финно-угорского языкознания. – Ижевск, 1967. – Вып. IV. – С. 310–318.
  3. Бесермяне // БСЭ. – М., 1970. – Изд. 3. – Т. 3. – С. 262.
  4. Владыкин В. Е. К вопросу об этнических группах удмуртов // Советская этнография. – 1970. – № 3. – С. 37–47.
beserm09
В этнографическом плане культура и происхождение бесермян рассматривались автором при изучении этнических групп удмуртов, где был привлечен полевой этнографический материал, собранный среди бесермян в середине 1970-х гг. 
 
  1. Тепляшина Т. И. Этноним бесермяне // Этнонимы. – М., 1970. – С. 177–187.
  2. Владыкин В. Е. Происхождение бесермян // Всесоюзная сессия, посвященная итогам полевых археологических и этнографических исследований. – Тбилиси, 1971. – С. 56–57.
  3. Гришкина М. В. Численность и расселение удмуртов в XVIII веке // Вопросы этнографии удмуртов. – Ижевск.: УдНИИ, 1976. – С. 95–133.
  4. Генинг В. Ф. Могильник чепецкой культуры у д. Весьякар // Северные удмурты в начале II тысячелетия н. э. – Ижевск, 1979. – С. 87–106.
  5. Иванова М. Г. Памятники чепецкой культуры (материалы к археологической карте) // Северные удмурты в начале II тысячелетия н. э. – Ижевск, 1979. – С. 115–149.
  6. Исхаков Д. М. Татаро-бесермянские этнические связи как модель взаимодействия булгарского и золотоордынского этносов // Изучение преемственности этнокультурных явлений. – М., 1980. – С. 16–38.
  7. Гришкина М. В., Владыкин В. Е. Письменные источники по истории удмуртов IX–XVII вв. // Материалы по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1982. – С. 25–27.
beserm10
Авторами выдвинуто положение, что бесермяне по своему происхождению – южные удмурты, испытавшие длительное и сильное тюркское влияние, принявшие на территории Булгарского государства ислам и осознавшие себя как нечто отличное от удмуртского этноса, а в первые века второго тысячелетия в результате исторических событий оказавшиеся в бассейне реки Чепца. 
 
  1. Атаманов М. Г. Из истории расселения воршудно-родовых групп удмуртов // Материалы по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1982. – С. 81–127.
  2. Семенов В. А. К вопросу об этническом составе населения бассейна р. Чепцы: (по данным археологии) // Материалы по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1982. – С. 43–62.
  3. Фаттахов Р. М. О состоянии антропологического решения проблемы происхождения удмуртского народа // Материалы по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1982. – С. 75.
  4. Родионов В. Г. Этнокультурные черты и история бесермян как свидетельства болгаро-чувашской преемственности // Болгары и чуваши. – Чебоксары, 1984. – С. 140–154.
  5. Атаманов М. Г. Названия археологических памятников и культовых мест Удмуртии // Материалы средневековых памятников Удмуртии. – Устинов, 1985. – С. 153–161.
  6. Владыкин В. Е. Бесермяне. Кто они? // Пропагандист и агитатор. – 1989. - № 9. – C. 29–30.
  7. Дубов А. И. Антропологическая характеристика северных и центральных удмуртов // Новые исследования по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1989. – С. 106.
  8. Владыкин В. Е. Попова Е. В. Бесермяне // Народы России: Энцикл. – М., 1994. – С. 113–114.
  9. Шкляев Г. К. Бесермяне // Информационный бюллетень № 1 / Ком. по делам национальностей при Правительстве Удмурт. Респ. – Ижевск, 1996. – С. 51–53.
  10. Останина Т. И. Турчинский могильник – ранний бесермянский некрополь на севере Удмуртии // Славянский и финно-угорский мир вчера, сегодня: Сб. ст. – Ижевск, 1996. – C. 25–49. – Библиогр.: с. 41–43.
  11. Луппов П. Н. О бесермянах // О бесермянах: Сб. ст. – Ижевск, 1997. – C. 19–49. – Библиогр.: 60 назв.
  12. Макурина В. В. Бесермяне. Опыт статистического и этносоциологического исследования: (О результатах работы) // История и культура финно-угорских народов: Материалы междунар. студ. науч.-практ. конф., Глазов, 11–13 нояб. 1996 г. – Глазов, 1997. – Ч. 1: Археология. Этнология. История. Краеведение. – C. 54–55.
  13. О бесермянах: Сб. ст. / Удм. ин-т истории, яз. и лит.; Сост. и отв. ред. Шкляев Г. К. – Ижевск, 1997. – 139 с.: ил.
beserm11
В сборнике статей прослеживаются страницы истории бесермян на основе изучения и анализа средневековых и поздних письменных источников, а также рассмотрения некоторых элементов материальной культуры. В книге описаны отдельные стороны духовной культуры этноса конца XIX – нач. XX веков, а также социально-демографические характеристики и некоторые черты национального самосознания современных бесермян.
 
  1. Попова Е. В., Волкова Л. А. Бесермянская тематика в научной работе исторического факультета ГГПИ // Вестник педагогического опыта. – 1998. – Вып. 3. – C. 49–50.
  2. Попова Е. В. Бесермянская тематика в этнографических исследованиях региона // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф., 16–17 нояб. 1999 г. – Глазов, 1999. – C. 3–4 [разд. 5].
  3. Бесермяне: место и роль в полиэтничной культуре региона: (материалы науч.-практ. конф., посвящ. 385-летию д. Шамордан Юкамен. р-на) : информ.-метод. сб. / М-во нац. политики Удмурт. Респ., Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН . – Ижевск, 2000. – N 4. – 63 с.
  4. Владыкин В. Е. Попова Е. В. Бесермяне // Удмуртская Республика = Удмурт Элькун: Энцикл. – Ижевск, 2000. – С. 197.
  5. Хомяков М. М. К вопросу о краниологическом типе бесермян Вятской губернии: Антропол. исслед.: Электрон. изд. / Нац. б-ка Удмурт. Респ. – Ижевск, 2000.
  6. Бесермяне : [док. и материалы] // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 359–371, 373–381, 382–385.
  7. Владыкин В. Е. Бесермяне / В. Е. Владыкин // Мон / В. Е. Владыкин. – Ижевск, 2003. – С. 29–32.
  8. Владыкин В. Е. Этническая мобилизация бесермянского народа / В. Е. Владыкин, Е. В. Попова // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 354–358.
  9. Шкляев Г. К. Бесермяне / Г. К. Шкляев // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 391–395.
  10. Попова Е. В. Время как одна из категорий традиционной модели мира бесермян / Е. В. Попова // Удмуртская мифология. – Ижевск, 2004. – С. 120–134.
  11. Попова Е. В. Бесермяне / Е. В. Попова // Большая Российская энциклопедия : В 30 т. – М., 2005. – Т. 3. «Банкетная компания» 1904. – Большой Иргиз. – С. 411–412.
  12. Редькина Т. В. К вопросу о происхождении бесермян / Т. В. Редькина ; науч. рук. В. А. Матанцев // Тезисы докладов XXXIII итоговой студенческой конференции, апр. 2005 г. / Удмурт. гос. ун-т. – Ижевск, 2005. – С. 121–122.
  13. Белых С. К. Историко-этимологический аспект самоназвания бесермян / С. К. Белых // Иднакар: методы историко-культур. реконструкции. – 2007. – N 1. – С. 46–50.
  14. История и культура бесермян в исследованиях профессора И. Н. Смирнова / Е. В. Попова // Этнография восточно-финских народов : история и современность : материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 150-летию со дня рождения проф. И. Н. Смирнова, Ижевск, 17–18 окт. 2006 г. / А. Е. Загребин [и др.] ; Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН. – Ижевск, 2007. – С. 52–59.
  15. Есть такой народ – бесермяне / Централ. район. б-ка им. Ф. Ф. Павленкова отд. культуры администрации муниципал. образования «Юкамен. р-н» ; [сост. Булдакова О. А., Сысоев А. В.]. – [Юкаменск], 2007. – 28 с.
  16. Есть такой народ – бесермяне : [слайд программа] / МО «Глазов. р-н», МУК «Глазов. район. ЦБС» ; текст программы Поповой Е. В., сост. Шудегова В. С. – Глазов, 2008. – 8 с. + 1 электрон. опт. диск (DVD).
  17. Владыкин В. Е. Бесермяне / В. Е. Владыкин, Е. В. Попова // Удмуртская Республика : энцикл. – 2-е изд., испр. и доп. – Ижевск, 2008. – С. 206–207.
 

* На фото фольклорный коллектив д. Ворца Ярского района
** Тексты аннотаций составлены на основе вступительной статьи к книге Е. В. Поповой «Семейные обряды и обычаи бесермян» (Ижевск, 1998).

Все мероприятия

Семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука

15 декабря в Национальной библиотеке УР совместно с Общинным центром еврейской культуры Удмуртии прошла семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука. Подробнее

Презентация книги «Удмурты. Народное искусство»

26 сентября на расширенном заседании клуба «Край удмуртский» прошла торжественная встреча, посвященная 105‑летнему юбилею издательства «Удмуртия», и презентация новой книги, выпущенной издательским коллективом, «Удмурты. Народное искусство».   Подробнее

День национального костюма

20 сентября в Удмуртии во второй раз будет отмечаться День национального костюма – один из самых молодых региональных праздников: в прошедшем году депутаты Госсовета УР закрепили его в законе «О праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики», установив дату – третья пятница сентября.   Подробнее

Творческая встреча с Алевтиной Каравай (Каравай Аля пумита)

3 сентября в конференц-зале Национальной библиотеки прошла юбилейная творческая встреча с мастером этнических украшений Алевтиной Каравай, которая собрала друзей и почитателей ее искусства.   Подробнее

К 100-летию Г. А. Корепанова: вечер воспоминаний

20 августа в Национальной библиотеке УР состоялся вечер воспоминаний о выдающемся удмуртском композиторе, заслуженном деятеле искусств УАССР и РСФСР, основоположнике удмуртской академической музыки Германе Афанасьевиче Корепанове.   Подробнее

Мигрантам

Переезд в другую страну для проживания и работы – это всегда нелегко и требует большой ответственности. Есть много вопросов, которые могут возникнуть в связи со сменой места жительства и привычного образа жизни.

Мы постарались собрать всю полезную информацию, которая поможет как можно скорее освоиться на новом месте и принимать правильные решения во время пребывания в Удмуртии.


Подробнее