• Cine nu riscă, nu câștigă. - Кто не рискует, тот не выигрывает.
  • Binele se face cu răbdare. - Добро делается с терпением.
  • Unde e voință, e și putere. - Где есть воля, там есть и сила.
  • Vorba bună nu strică. - Хорошое слово не повредит.
  • Cine se scoală de dimineață, departe ajunge. - Кто рано встаёт, тот далеко уйдёт.
  • Cu răbdare și cu credință, se face orice. - С терпением и верой можно сделать всё.
  • Aș învăța de la cei învățați. - Я бы учился у обученных.
beserm1Бесермяне (самоназвание: бесер, бесерман) – особая этнографическая группа, живущая на северо-западе Удмуртии в бассейне реки Чепца. Они сохраняют этноним, этническое самосознание, особенности в материальной и духовной культуре, говорят на бесермянском наречии удмуртского языка. По учету 1678 года было 4 бесермянские деревни (73 двора) и 337 человек мужского пола, а учет 1717 года отмечал 18 деревень с 100 дворами и 432 бесермянина мужского пола.
 
Всесоюзная перепись населения 1926 года зафиксировала бесермян как самостоятельный этнос и зарегистрировала их в количестве 10035 человек в Вотской автономной области и Вятской губернии.
 
Последующие переписи населения до 2002 г. не содержат сведений о бесермянах.
 
Процесс возрождения и консолидации любого малочисленного коренного народа в современной России весьма сложный и трудный. Конец XX столетия – период, когда международным сообществом предпринимались совместные целенаправленные усилия в области защиты прав народов. Особенно активизировалась эта деятельность в сфере прав коренных народов (этносов), которые в силу различных исторических обстоятельств оказались этническим меньшинством на своей исторической (этнической) родине. В свою очередь, под их исторической родиной понимается ареал обитания, где исторически протекал процесс этногенеза данных этнических общностей.
 
В 90-е годы в Удмуртии была проведена работа по восстановлению исторического имени бесермянского народа. В соответствии с Законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации (1995 г.)» бесермяне были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, была создана Национально-культурная автономия бесермянского народа, ведется работа по ее регистрации. Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН в 1995 г. проводил статистическое исследование, которое выявило в Удмуртской Республике 3085 бесермян. В число бесермян были включены лица, учтенные таковыми в материалах Всесоюзной переписи 1926 г., и их потомки, признающие свое бесермянское происхождение, включая и несовершеннолетних детей последних. В переписи населения 2002 г. бесермяне были вновь зарегистрированы как самостоятельный этнос.
 
В настоящее время бесермяне проживают компактно лишь в пределах Удмуртии – в Юкаменском, Ярском, Балезинском, Глазовском и Красногорском районах. Этнически однородных населенных пунктов немного; большинство селений, в которых живут бесермяне, смешанные: бесермяно-татарские, бесермяно-русские, реже – удмуртско-бесермянские.
 
 
Источники:
  1. Попова Е. В. Семейные обычаи и обряды бесермян. – Ижевск, 1998. – С. 3–34.
  2. Резолюция научно-практической конференции «Бесермяне: место и роль в полиэтничной культуре региона» // Информационно-методический сборник. – Ижевск, 2000. – С. 39.
  3. Куликов К. И. О роли Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН в изучении бесермян и дальнейших задачах этого народа по этнической мобилизации // Информационно-методический сборник. – Ижевск, 2000. – С. 5–15.

Этническая история

beserm04
 
С каких глубин мой древний род?
С каких вершин его притоки?
(М. Федотов)*
  1. Куроптев М. И. Слободской уезд Вятской губернии в географическом и экономическом отношениях. – Вятка, 1881. – С. 4, 21.
  2. Спасский Н. А. Физико-географические условия Вятского края и состав его населения // Календарь Вятской губернии на 1882 год. – Вятка, 1881. – С. 147–148.
  3. Бесермяне // Энциклопедический словарь / Под ред. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. – СПб., 1891. – Т. 3. – С. 603.
  4. Штейнфельд Н. П. Бесермяне: Опыт этногр. исслед. // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 год. – Вятка, 1894. – С. 220–259.
В основу работы положены личные наблюдения автора, сделанные в мае 1894 г. во время специальной поездки в село Ежево Глазовского уезда, что, несомненно, является огромной ценностью этой работы. Общие черты в культуре бесермян и чувашей, по мнению автора, можно объяснить общим происхождением или длительным совместным проживанием в пределах Булгарского государства. Эти материалы неоднократно заимствовались последующими исследователями и частично помещались в справочных изданиях. Статья и ныне остается единственным наиболее полным описанием культуры бесермян.** 
  1. Сорокин П. М. Арские князья в Карино // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 г. – Вятка, 1894. – С. 45–70.
  2. Никольский Д. П. О бесермянах // Живая старина. – 1895. – Вып. 1.
  3. Смирнов И. Н. Бесермяне Вятской губернии // Труды VIII археологического съезда. – М., 1897. – Т. 3. – С. 313–314.
  4. Бесермяне // Большая энциклопедия / Под ред. С. Н. Южакова. – СПб., 1901. – Т. 3. – С. 150.
  5. Михеев И. С. Несколько слов о бесермянах // Известия Общества археологии, истории и этнографии. – Казань, 1901. – Т. 17, вып. 1. – С. 51–60.
  6. Хомяков М. М. К вопросу о краниологическом типе бесермян Вятской губернии: Антропол. исслед. – Казань: Типолитография Император. ун-та, 1911. – 12 с. – (Материалы к изучению Вят. края / Кукар. образоват. о-во; Т. 1, вып. 1).
beserm3
Рец.: Зеленин Д. К. // Живая старина. – СПб., 1911. – Вып. 1. – С. 163–165. Рецензия на книгу дана Д. К. Зелениным: Зеленин Д. К. К вопросу о краниологическом типе бесермян Вятской губернии: Антропологическое исследование М. М. Хомякова. Материалы к изучению Вятского края. Т. 1. Вып. 1. Казань, 1911. // Живая старина. – СПб., 1911. – Вып.1. – С.163–165.  
 
  1. Сатрапинский К. А. Вотяки и бесермяне, проживающие в приходе и селе Укан Глазовского уезда // Архив Русского географического общества. – Разряд 10. – Оп. 1. – Д. 48.
  2. Подворная перепись населения и скота Вятской губернии, 1912 год. – Вятка, 1914. – 366 с.
  3. Перевощиков С. Т. Бесермяне в Вотобласти  / Ижевская правда. – 1923. – № 147 (4 июля).
  4. Перевощиков С. Т. Еще о бесермянах // Ижевская правда. – 1923. – № 158 (17 июля).
  5. Перевощиков С. Т. К материалу о бесермянах // Труды Научного общества по изучению Вотского края. – Ижевск, 1926. – Вып. 1. – С. 60–62.
  6. Луппов П. Н. Обзор быта нацмен Вятско-Ветлужского края // Вятско-Ветлужский край. – Вятка, 1926. – № 1. С. 1–2, 19–20.
  7. Луппов П. Н. Бесермяне: Докл., прочит. в комис. по изучению племен. состава населения СССР при Акад. наук // Архив Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН. – Оп. 2Н. – Д. 616.
  8. Наговицын И. А. Бесермяне // БСЭ. – М., 1927. – Т. 5. – С. 721–722.
  9. Шубин Р. Бесермяне // Статистический бюллетень. – Вятка, 1927. – № 4–5. – С. 28–33.
  10. Луппов П. Н. Современное население Вятского края // Вятский край: Сб. в помощь учителю. – Вятка, 1929. – С. 338–348.
  11. Корепанов Д. И. Бесермяне // На удмуртские темы. – М., 1931. – С. 99–106. – (Ученые зап. НИИ народов Совет. Востока; Вып. 2).
beserm08 
Впервые специальная статья по языку бесермян была подготовлена Д. И. Корепановым. В результате сравнения бесермянского диалекта с южно-удмуртскими, он выдвинул гипотезу, что бесермяне – это южные удмурты, которые «попали на Чепцу во время владычества монголо-татар»; в жилище и одежде, по мнению Д. И. Корепанова, также имелось большее сходство с удмуртами, нежели с татарами. Относительно пережитков мусульманских обрядов, приводимых другими исследователями в качестве основного аргумента в пользу тюркского происхождения бесермян, автор пишет, что «вынужденные в известный период времени исповедовать ислам, бесермяне, безусловно, переняли у татар некоторые верования и обычаи».
 
  1. Луппов П. Н. Северные удмурты в XVI–XVII вв. // На удмуртские темы. – М., 1931. – С. 112–144. – (Ученые зап. НИИ народов Совет. Востока; Вып. 2).
  2. Луппов П. Н. Бесермяне в Кировском крае // Кировская правда. – 1936. – № 168.
  3. Луппов П. Н. К характеристике борьбы удмуртов и бесермян против каринских мурз в конце 17 века // Записки УдНИИ. – 1936. – № 6. – C. 154–184.
  4. Луппов П. Н. Выступление удмуртов, бесермян и татар Вятской земли против бывшего воеводы Римского-Корсакова в 1694 г.: Документы // Записки УдНИИ. – Ижевск, 1938. – Вып. 8. – С. 261–271.
  5. Белицер В. Н. К вопросу о происхождении бесермян (по материалам одежды) // Труды института этнографии. – М., 1947. – Т. 1. – С. 183–193.
  6. Бесермяне // БСЭ. – М., 1950. – Изд. 2. – Т. 5. – С. 65–66.
  7. Луппов П. Н. Документы по истории Удмуртии XV–XVI вв. – Ижевск, 1958.
  8. Белицер В., Новицкая А. Удмурты // Народы европейской части СССР. – М., 1964. – Т. 2. – С. 472–509.
  9. Тихомиров М. Н. Бесермены в русских источниках // Исследования по отечественному источниковедению. – М.; Л., 1964. – С. 50–57. – (Труды Ленинградского отделения Института истории АН СССР; Вып. 7).
В этой работе проводится анализ русских летописей, в результате которого было подчеркнуто, что термины «бусурманин» и «бесермянин» в этих источниках имеют два значения: обозначают мусульманина и иноверца вообще; этим же словом летописи называют определенный народ, а именно – камских булгар.
 
  1. Генинг В. Ф. Этногенез удмуртов по данным археологии // Вопросы финно-угорского языкознания. – Ижевск, 1967. – Вып. IV. – С. 277.
  2. Трефилов Г. Н. Бесермяне по письменным источникам // Вопросы финно-угорского языкознания. – Ижевск, 1967. – Вып. IV. – С. 310–318.
  3. Бесермяне // БСЭ. – М., 1970. – Изд. 3. – Т. 3. – С. 262.
  4. Владыкин В. Е. К вопросу об этнических группах удмуртов // Советская этнография. – 1970. – № 3. – С. 37–47.
beserm09
В этнографическом плане культура и происхождение бесермян рассматривались автором при изучении этнических групп удмуртов, где был привлечен полевой этнографический материал, собранный среди бесермян в середине 1970-х гг. 
 
  1. Тепляшина Т. И. Этноним бесермяне // Этнонимы. – М., 1970. – С. 177–187.
  2. Владыкин В. Е. Происхождение бесермян // Всесоюзная сессия, посвященная итогам полевых археологических и этнографических исследований. – Тбилиси, 1971. – С. 56–57.
  3. Гришкина М. В. Численность и расселение удмуртов в XVIII веке // Вопросы этнографии удмуртов. – Ижевск.: УдНИИ, 1976. – С. 95–133.
  4. Генинг В. Ф. Могильник чепецкой культуры у д. Весьякар // Северные удмурты в начале II тысячелетия н. э. – Ижевск, 1979. – С. 87–106.
  5. Иванова М. Г. Памятники чепецкой культуры (материалы к археологической карте) // Северные удмурты в начале II тысячелетия н. э. – Ижевск, 1979. – С. 115–149.
  6. Исхаков Д. М. Татаро-бесермянские этнические связи как модель взаимодействия булгарского и золотоордынского этносов // Изучение преемственности этнокультурных явлений. – М., 1980. – С. 16–38.
  7. Гришкина М. В., Владыкин В. Е. Письменные источники по истории удмуртов IX–XVII вв. // Материалы по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1982. – С. 25–27.
beserm10
Авторами выдвинуто положение, что бесермяне по своему происхождению – южные удмурты, испытавшие длительное и сильное тюркское влияние, принявшие на территории Булгарского государства ислам и осознавшие себя как нечто отличное от удмуртского этноса, а в первые века второго тысячелетия в результате исторических событий оказавшиеся в бассейне реки Чепца. 
 
  1. Атаманов М. Г. Из истории расселения воршудно-родовых групп удмуртов // Материалы по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1982. – С. 81–127.
  2. Семенов В. А. К вопросу об этническом составе населения бассейна р. Чепцы: (по данным археологии) // Материалы по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1982. – С. 43–62.
  3. Фаттахов Р. М. О состоянии антропологического решения проблемы происхождения удмуртского народа // Материалы по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1982. – С. 75.
  4. Родионов В. Г. Этнокультурные черты и история бесермян как свидетельства болгаро-чувашской преемственности // Болгары и чуваши. – Чебоксары, 1984. – С. 140–154.
  5. Атаманов М. Г. Названия археологических памятников и культовых мест Удмуртии // Материалы средневековых памятников Удмуртии. – Устинов, 1985. – С. 153–161.
  6. Владыкин В. Е. Бесермяне. Кто они? // Пропагандист и агитатор. – 1989. - № 9. – C. 29–30.
  7. Дубов А. И. Антропологическая характеристика северных и центральных удмуртов // Новые исследования по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1989. – С. 106.
  8. Владыкин В. Е. Попова Е. В. Бесермяне // Народы России: Энцикл. – М., 1994. – С. 113–114.
  9. Шкляев Г. К. Бесермяне // Информационный бюллетень № 1 / Ком. по делам национальностей при Правительстве Удмурт. Респ. – Ижевск, 1996. – С. 51–53.
  10. Останина Т. И. Турчинский могильник – ранний бесермянский некрополь на севере Удмуртии // Славянский и финно-угорский мир вчера, сегодня: Сб. ст. – Ижевск, 1996. – C. 25–49. – Библиогр.: с. 41–43.
  11. Луппов П. Н. О бесермянах // О бесермянах: Сб. ст. – Ижевск, 1997. – C. 19–49. – Библиогр.: 60 назв.
  12. Макурина В. В. Бесермяне. Опыт статистического и этносоциологического исследования: (О результатах работы) // История и культура финно-угорских народов: Материалы междунар. студ. науч.-практ. конф., Глазов, 11–13 нояб. 1996 г. – Глазов, 1997. – Ч. 1: Археология. Этнология. История. Краеведение. – C. 54–55.
  13. О бесермянах: Сб. ст. / Удм. ин-т истории, яз. и лит.; Сост. и отв. ред. Шкляев Г. К. – Ижевск, 1997. – 139 с.: ил.
beserm11
В сборнике статей прослеживаются страницы истории бесермян на основе изучения и анализа средневековых и поздних письменных источников, а также рассмотрения некоторых элементов материальной культуры. В книге описаны отдельные стороны духовной культуры этноса конца XIX – нач. XX веков, а также социально-демографические характеристики и некоторые черты национального самосознания современных бесермян.
 
  1. Попова Е. В., Волкова Л. А. Бесермянская тематика в научной работе исторического факультета ГГПИ // Вестник педагогического опыта. – 1998. – Вып. 3. – C. 49–50.
  2. Попова Е. В. Бесермянская тематика в этнографических исследованиях региона // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф., 16–17 нояб. 1999 г. – Глазов, 1999. – C. 3–4 [разд. 5].
  3. Бесермяне: место и роль в полиэтничной культуре региона: (материалы науч.-практ. конф., посвящ. 385-летию д. Шамордан Юкамен. р-на) : информ.-метод. сб. / М-во нац. политики Удмурт. Респ., Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН . – Ижевск, 2000. – N 4. – 63 с.
  4. Владыкин В. Е. Попова Е. В. Бесермяне // Удмуртская Республика = Удмурт Элькун: Энцикл. – Ижевск, 2000. – С. 197.
  5. Хомяков М. М. К вопросу о краниологическом типе бесермян Вятской губернии: Антропол. исслед.: Электрон. изд. / Нац. б-ка Удмурт. Респ. – Ижевск, 2000.
  6. Бесермяне : [док. и материалы] // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 359–371, 373–381, 382–385.
  7. Владыкин В. Е. Бесермяне / В. Е. Владыкин // Мон / В. Е. Владыкин. – Ижевск, 2003. – С. 29–32.
  8. Владыкин В. Е. Этническая мобилизация бесермянского народа / В. Е. Владыкин, Е. В. Попова // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 354–358.
  9. Шкляев Г. К. Бесермяне / Г. К. Шкляев // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 391–395.
  10. Попова Е. В. Время как одна из категорий традиционной модели мира бесермян / Е. В. Попова // Удмуртская мифология. – Ижевск, 2004. – С. 120–134.
  11. Попова Е. В. Бесермяне / Е. В. Попова // Большая Российская энциклопедия : В 30 т. – М., 2005. – Т. 3. «Банкетная компания» 1904. – Большой Иргиз. – С. 411–412.
  12. Редькина Т. В. К вопросу о происхождении бесермян / Т. В. Редькина ; науч. рук. В. А. Матанцев // Тезисы докладов XXXIII итоговой студенческой конференции, апр. 2005 г. / Удмурт. гос. ун-т. – Ижевск, 2005. – С. 121–122.
  13. Белых С. К. Историко-этимологический аспект самоназвания бесермян / С. К. Белых // Иднакар: методы историко-культур. реконструкции. – 2007. – N 1. – С. 46–50.
  14. История и культура бесермян в исследованиях профессора И. Н. Смирнова / Е. В. Попова // Этнография восточно-финских народов : история и современность : материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 150-летию со дня рождения проф. И. Н. Смирнова, Ижевск, 17–18 окт. 2006 г. / А. Е. Загребин [и др.] ; Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН. – Ижевск, 2007. – С. 52–59.
  15. Есть такой народ – бесермяне / Централ. район. б-ка им. Ф. Ф. Павленкова отд. культуры администрации муниципал. образования «Юкамен. р-н» ; [сост. Булдакова О. А., Сысоев А. В.]. – [Юкаменск], 2007. – 28 с.
  16. Есть такой народ – бесермяне : [слайд программа] / МО «Глазов. р-н», МУК «Глазов. район. ЦБС» ; текст программы Поповой Е. В., сост. Шудегова В. С. – Глазов, 2008. – 8 с. + 1 электрон. опт. диск (DVD).
  17. Владыкин В. Е. Бесермяне / В. Е. Владыкин, Е. В. Попова // Удмуртская Республика : энцикл. – 2-е изд., испр. и доп. – Ижевск, 2008. – С. 206–207.
 

* На фото фольклорный коллектив д. Ворца Ярского района
** Тексты аннотаций составлены на основе вступительной статьи к книге Е. В. Поповой «Семейные обряды и обычаи бесермян» (Ижевск, 1998).

Материальная культура. Одежда и украшения

 
beserm05
 
Мама в будни, бывало, оденется
В бесермянский старинный наряд...
(М. Федотов)
  1. Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Древняя религия вотяков по ее следам в современных преданиях. Эскиз I. – Вятка, 1888. – 104
  2. Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Следы языческой древности в суеверных обрядах обыденной жизни вотяков от колыбели до могилы. Эскиз V. – Вятка, 1890. – 68 с.
  3. Рубаха бесермянки, нач. XX в.: [Цв. фот.]. – 14,9X15,0 см // Крюкова Т. А. Удмуртское народное изобразительное искусство. – Ижевск; Л., 1973. – С. 36.  (Фото 1)
  4. Одежда замужней женщины-бесермянки: [Фот.]. – 6,8X11,7 см // Крюкова Т. А. Удмуртское народное изобразительное искусство. – Ижевск; Л., 1973. – С. 72.
  5. Виноградов С. Н. Бесермянский комплекс // Виноградов С. Н. Удмуртская одежда. – Ижевск, 1974. – С. 14.
  6. Бесермянка. Д. Бадяро, Юкаменский р-н УАССР: [Фот.]. – 10,6X15,2 см // Виноградов С. Н. Удмуртская одежда. – Ижевск, 1974. – С. 15. (Фото 3)
beserm201beserm202.jpgbeserm203.jpg
Фото 1–3
  1. Виноградов С. Н. Праздничная одежда бесермян: [Цв. рис.]. – 13,5X20,0 см // Виноградов С. Н. Удмуртская одежда. – Ижевск, 1974. – С. 46.
  2. Климов К. М. Фартук, середина XX в. Бесермяне: [Цв. рис.]. – 18,2X19,4 см // Климов К. М. Удмуртское народное ткачество. – Ижевск, 1979. – С. 76.
beserm204beserm206
Особый интерес у исследователей, прежде всего у искусствоведов, по-прежнему вызывает декоративно-прикладное творчество бесермян. Изучению народного костюма, ткачества бесермян посвящены статьи искусствоведа К. М. Климова, в которых он отметил наличие общих элементов с ткачеством тюркоязычных народов Поволжья, а также общие стилевые черты с ткачеством удмуртского и русского населения бассейна реки Вятки. Автор полагает, что искусство бесермян восприняло и переработало элементы разных культурных и художественных традиций, но в нем преобладает иранский элемент, который сыграл существенную роль при создании орнаментальной системы. Вместе с тем здесь присутствуют черты булгарской культуры.
  1. Климов К. М. Костюм бесермянки, 30-е годы XX в.: [Цв. рис.]. – 14,5X20,6 см // Удмуртское народное ткачество. – Ижевск, 1979. – С. 78. (Фото 6)
  2. Климов К. М. Фартук, середина XX в. Бесермяне: [Цв. рис.]. – 18,2X19,4 см // Климов К. М. Удмуртское народное ткачество. – Ижевск, 1979. – С. 81.
  3. Праздничный костюм бесермян, середина XX в.: [Фот.]. – 18,2X16,2 см // Климов К. М. Удмуртское народное ткачество. – Ижевск, 1979. – С. 83. (Фото 7)
beserm205beserm207
Фото 6, 7
  1. Tonberg R. Bessermanide rivad // Известия академии наук Эстонской ССР. Общественные науки. – Tallinn, 1982. – Кd 31. – № 2. – С. 181–186.
  2. Одежда. Головные уборы: Платки-покрывала, платки, шапочки, головные уборы бесермян. женщин : Кат. Вып. 3 / Удмурт. респ. краевед. музей.; Авт. вступ. ст. Лебедева С. Х.; Сост.: Волкова Л. А., Лебедева С. Х. – Устинов, 1986. – 40 с.
  3. Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов. – Устинов, 1987. – С. 55.
beserm208
Многолетним сбором коллекции бесермян занимается сотрудник Национального музея Удмуртской Республики С. Х. Лебедева. В совместной статье с М. Г. Атамановым было отмечено, что костюм бесермян занимает промежуточное положение между северным и южным удмуртскими комплексами, и, вероятно, раннее этническое развитие бесермян протекало в Волго-Камье, на периферии расселения южных удмуртов в соседстве с булгарами.
  1. Богаевский П. М. Очерк быта сарапульских вотяков // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. – М., 1988. – Вып. З. – С. 14–64
  2. Женская рубаха. Вышивка, ткачество. Бесермяне, нач. XX в.: [Цв. фот.]. – 22,3X28 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. – Ижевск, 1988. – С. 106. (Фото 8)
  3. Нагрудник бесермянский. Вышивка, конец XIX в.: [Цв. фот.]. – 11X11 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. – Ижевск, 1988. – С. 107. (Фото 9)
  4. Женский распашной кафтан. Бесермяне, нач. XX в.: [Цв. фот.]. – 22,3X20,5 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. – Ижевск, 1988. – С. 107. (Фото 10)
beserm209beserm210beserm211
Фото 8–10
  1. Нагрудник бесермянский. Вышивка, конец XIX в.: [Цв. фот.]. – 7,2X11 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. – Ижевск, 1988. – С. 108. (Фото 11)
  2. Нагрудник. Вышивка. Бесермяне, Конец XIX в.: [Цв. фот.]. – 14,8X20,5 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. – Ижевск, 1988. – С. 108. (Фото 12)
  3. Фрагмент бесермянского нагрудника. Вышивка, конец XIX в.: [Цв. фот.]. – 22,4X30 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. – Ижевск, 1988. – С. 109. (Фото 13)
beserm212beserm213beserm214
Фото 11–13
  1. Девичья шапочка такъя. Бесермяне, конец XIX в.: [Цв. фот.]. – 11X9 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. – Ижевск, 1988. – С. 110.
  2. Бесермянская девичья шапочка такъя, конец XIX–нач. XX в.: [Цв. фот.]. – 22,3X16,7 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. – Ижевск, 1988. – С. 111.
  3. Девичья шапочка такъя. Бесермяне, начало XX в.: [Цв. фот.]. – 16,7X14,8–см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. – Ижевск, 1988. – С. 111.
beserm215beserm216beserm217
Фото 14–16
  1. Девичья шапочка такъя. Бесермяне, нач. XX в.: [Цв. фот.]. – 14,8X16,8 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. – Ижевск, 1988. – С. 112.
  2. Бесермянская девичья шапочка такъя, конец XIX–нач. XX в.: [Цв. фот.]. – 22,3X18,6 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. – Ижевск, 1988. – С. 113.
  3. Женский головной убор кашпу. Бесермяне, нач. XX в.: [Цв. фот.]. – 12,9X12,9 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. – Ижевск, 1988. – С. 113.
beserm218beserm219beserm220
Фото 17–19
  1. Одежда бесермян – целое искусство: [По материалам Юндин. музея] // Вперед (Балезино). – 1994. – 29 нояб.
  2. Косарева И. А. Удмурты Закамья и бесермянская проблематика: (По материалам традиц. одежды конца XIX–начала XX веков) // О бесермянах: Сб. ст. – Ижевск, 1997. – C. 55–73.
  3. Лихачева Л. Л. Мировоззренческие представления в одежде бесермян // Духовная культура финно-угорских народов: история и проблемы развития: Материалы междунар. науч. конф., Глазов, 19–21 нояб. 1997 г. - Глазов, 1997. – Ч. 2. – C. 120–123. – Библиогр.: 4 назв.
  4. Лихачева Л. Л. Социально-возрастные особенности одежды бесермян // История и культура финно-угорских народов: Материалы междунар. студен. науч.-практ. конф., Глазов, 11–13 нояб. 1996 г. – Глазов, 1997. – Ч. 1: Археология. Этнология. История. Краеведение. – C. 47–51. – Библиогр.: с. 51.
  5. Попова Е. В. Типология и функции культовой постройки бесермян : вейкиськан / вейкиськан куала / Е. В. Попова // Культовые памятники Камско-Вятского региона : материалы и исслед. – Ижевск, 2004. – С. 135–153 ; рис.
  6. Козлова Н. Т. Бесермянский костюм / Н. Т. Козлова, А. Ю. Украинцева // Наш край : прил. к учеб. «География. Государства Евразии» для 9 кл. : учеб. пособие / Н. Т. Козлова, А. Ю. Украинцева. – Ижевск, 2006. – С. 135–137 : фот.
  7. Лебедева С. Х. Бесерманъёслэн дӥськутсы = Бесермянский костюмный комплекс = Besermyan Costume Ensemble / С. Х. Лебедева // Удмуртская народная одежда = Удмурт калык дӥськут = Udmurt folk costume / С. Х. Лебедева. – Ижевск, 2008. – С. 179–188. 

* Попова Е. В. Семейные обычаи и обряды бесермян. – Ижевск, 1998. – С. 14

beserm07beserm06
Фото 1. Показ обряда одевания невесты
Фото 2. Национальнай праздник «Кöрбан» (Шамардан, 1996 г.)
  1. Атаманов М. Г. Обряды и поверья удмуртов, связанные с именами // Семейный и общественный быт удмуртов в XVIII–XX вв. – Устинов : НИИ при СМ УАССР, 1985. – С. 91–106.
  2. Атаманов М. Г. Владыкин В. Е. Погребальный ритуал южных удмуртов (конец XIX–начало XX вв.) // Материалы средневековых памятников Удмуртии. – Устинов : НИИ при СМ УАССР, 1985. – С. 131–153.
  3. Попова Е. В. Праздничное общение молодежи: игры и развлечения (по календарным обрядам бесермян) // Традиционное поведение и общение удмуртов. – Ижевск : Удм. ИИЯЛ УрО РАН, 1992. – С. 61–74.
  4. Загребина Т. А. Бесермяне помнят и почитают родню...; Декоративно-прикладное искусство; Обряды и традиции // Иднакар (Глазов). – 1994. – 19 февр.
  5. Попова Е. В. Родильные обычаи и обряды бесермян // Славянский и финно-угорский мир вчера, сегодня : Сб. ст. – Ижевск, 1996. – C. 116–141.
  6. Васильева Н. Кырбан – праздник бесермян // Знамя Октября (Юкаменское). – 1996. – 14 июня.
  7. Ившина М. В. Женщины в культовой сфере традиционного общества бесермян и удмуртов // Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследлваний : Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. 6–7 февр. 1997 г. – Ижевск, 1997. – C. 41–43.
  8. Ившина М. В. Семантическая пара «женщина – печь» в традиционном мировоззрении удмуртов и бесермян // Духовная культура финно-угорских народов : история и проблемы развития : Материалы междунар. науч. конф., Глазов, 19–21 нояб. 1997 г. – Глазов, 1997. – Ч. 2. – C. 54–55. Библиогр.: 2 назв.
  9. Ившина М. В. Социальный статус женщины в традиционном обществе бесермян и удмуртов // История и культура финно-угорских народов : Материалы междунар. студен. науч.-практ. конф., Глазов, 11–13 нояб. 1996 г. – Глазов, 1997. – Ч. 1: Археология. Этнология. История. Краеведение. – C. 36–39.
  10. Макурина В. В. Лес и его значение в мифологии удмуртов и бесермян // Духовная культура финно-угорских народов : история и проблемы развития: Материалы междунар. науч. конф., Глазов, 19–21 нояб. 1997 г. – Глазов, 1997. – Ч. 2. – C. 38–41. Библиогр.: 7 назв.
  11. Попова Е. В. Кумовство в семейно-родственных взаимоотношениях бесермян // Духовная культура финно-угорских народов : история и проблемы развития: Материалы междунар. науч. конф., Глазов, 19–21 нояб. 1997 г. – Глазов, 1997. – Ч. 2. – C. 133–136.
  12. Попова Е. В. Функции детей в календарных обрядах бесермян (традиции и новации) // Духовная культура финно-угорских народов : история и проблемы развития : Материалы междунар. науч. конф., Глазов, 19–21 нояб. 1997 г. – Глазов, 1997. – Ч. 2. – C. 87–89.
  13. Ившина М. В. Стереотип дозволенного-недозволенного в поведении девушки традиционного бесермяно-удмуртского общества ХIХ–начала ХХ вв. // Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований : Материалы традиц. (IV) Всерос. конф. с междунар. участием, 12–13 февр. 1998 г. – Ижевск, 1998. – C. 16–18.
  14. Попова Е. В. Семейные обычаи и обряды бесермян: (Конец XIX–90-е XX вв.) / Отв. ред. Никитина Г. А.; Удм. ин-т истории, яз. и лит. – Ижевск, 1998. – 236 с., [8] л. ил. – Библиогр.: с. 216–231.
beserm301
В монографии рассмотрены традиционные родильные, свадебные и похоронно-поминальные обряды, а также их современное бытование. Работа написана преимущественно на полевых этнографических материалах, вводимых в научный оборот впервые. Особый интерес вызывает «Введение», где дан содержательный обзор трудов и статей исследователей бесермянского народа с первых упоминаний о них с приложением библиографического списка. В конце книги помещен список источников и литературы, которыми пользовался автор. 
  1. Попова Е. В. Погребальные памятники бигершай в бассейне реки Чепцы и обрядовая практика бесермян // Новые исследования по средневековой археологии Поволжья и Приуралья. – Ижевск; Глазов, 1999. – C. 194-199.
  2. Волкова Л. А. Домашние птицы в магической практике удмуртов и бесермян / Л. А. Волкова // Финно-угорская фольклористика на пороге нового тысячелетия : материалы науч. конф. (Междунар. лет. шк., Глазов, 17–30 августа 2000 г.). – Ижевск, 2001. – С. 22–46.
  3. Попова Е. В. Плацента в знахарской практике бесермян / Е. В. Попова // Финно-угорская фольклористика на пороге нового тысячелетия : материалы науч. конф. (Междунар. лет. шк., Глазов, 17–30 августа 2000 г.). – Ижевск, 2001. – С. 115–124.
  4. Попова Е. В. Гординский надгробный камень «святая могила» – памятник чепецких татар и бесермян / Е. В. Попова // Культовые памятники Камско-Вятского региона : материалы и исслед. – Ижевск, 2004. – С. 167–177.
  5. Попова Е. В. Календарные обряды бесермян / Е. В. Попова ; науч. ред. Г. А. Никитина ; Удмурт. ин-т истории, языка и литературы УрО РАН. – Ижевск, 2004. – 253, [3] с., [8] л. ил.
beserm302
В монографии представлена календарная обрядность бесермян – одного из малочисленных народов России, чья этническая история связана с северо-западом Удмуртии. Автор поднимаетсложные вопросы о пространственно-временных представлениях народа, соотношении традиций и инноваций в обрядах, проявлениях архаичных форм мировоззрения.
  1. Бесермянский праздник кырбан // Праздники народов Удмуртии. 2006 год. – Ижевск, 2005. – С. 22–23.
  2. Попова Е. В. Антропоморфные фигуры в культовой практике бесермян и чепецких татар: к фиксации полевого материала / Е. В. Попова // Русский Север и восточные финно-угры: проблемы пространственно-временного фольклорного диалога. – Ижевск, 2006. – С. 136–148.
 

  1. Тепляшина Т. И. О терминах родства у бесермян // Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной конференции по вопросам финно-угорского языкознания. – Ужгород, 1963. – С. 40.
  2. Тепляшина Т. И. Материалы по бесермянской топонимике // Топонимика Востока. – М., 1964. – С. 133–144.
  3. Тепляшина Т. И. Бесермянские термины, выражающие понятия «мать» и «отец» // Советское финно-угроведение. – 1966. – № 1. – С. 51–56.
  4. Тепляшина Т. И. О смешении терминов «чуваши» и «бесермяне» в письменных источниках // Ученые записки НИИ при СМ Чувашской АССР. – Чебоксары, 1968. – Вып. 40. – С. 177–187.
  5. Тепляшина Т. И. Становление бесермянских фамилий // Советское финно-угроведение. – 1969. – № 3. – С. 189–194.
  6. Тепляшина Т. И. Словообразование в древних личных именах бесермян // Ономастика Поволжья–1. – Ульяновск, 1969. – С. 43–52.
  7. Тепляшина Т. И. Язык бесермян. – М.: Наука, 1970. – 288 с.
beserm401
В книге дается подробное описание языка бесермян, состоящего в ближайшем родстве с удмуртским языком, который до сих пор не был изучен. Явления языка бесермян излагаются в сравнительном плане с удмуртскими диалектами и тюркскими языками.
  1. Тепляшина Т. И. Древние бесермянские фамилии // Вопросы тюркологии. – Казань, 1970. – С. 124–133. – (Ученые зап. / Казан. госпединститут; Вып. 74).
  2. Тепляшина Т. И. Мена бесермянских шипящих и свистящих аффрикат палатальными согласными // Советское финно-угроведение. – Таллин, 1970. – VI. 1. – С. 63–66.
  3. Тепляшина Т. И. Влияние переднерядных гласных на качество согласных в языке бесермян // Советское финно-угроведение. – Таллин, 1971. – VII. 3. – С. 201–204.
  4. Тепляшина Т. И. Бесермянские семейно-родовые имена // Ономастика Поволжья–2. – Горький, 1971. – С. 69–73.
  5. Тепляшина Т. И. О современных бесермянских фамилиях // Структура и история тюркских языков. – М.: Наука, 1971. – С. 187–197.
  6. Тепляшина Т. И. Тюркизмы в бесермянской терминологии родства // Вопросы советского финно-угроведения. Языкознание. Тез. докл. и сообщ. на XIV Всесоюз. конф., посвящ. 50-летию образования СССР. – Саранск, 1972. – С. 28.
  7. Тепляшина Т. И. Удмуртское влияние на патронимию каринских татар // Советское финно-угроведение. – Таллин, 1973. – № 1. – С. 43–47.
  8. Тепляшина Т. И. Наследственные наименования причепецких татар // Советская тюркология. – 1974. – № 4. – С. 78–79.
  9. Тепляшина Т. И. Лично-притяжательные формы бесермянских терминов родства // Вопросы финно-угроведения. – Саранск, 1975. – Вып. 6. – С. 195–200.
  10. Тепляшина Т. И. Топонимия, распространенная в районе расселения бесермян // Вопросы удмуртского языкознания. – Ижевск, 1975. – Вып. 3. – С. 203–228.
  11. Тепляшина Т. И. Древнебулгарские субстратные явления в языке бесермян // Congressus Tertius Internationalis Fenno-Ugristarum. – Tallinn, 1975. – Ps 1. – Р. 562–567.
  12. Кельмаков В. К. Булгарский субстрат в языке бесермян? // IX конференция по диалектологии тюркских языков : Тез. – Уфа, 1982. – С. 61–62.
  13. Кельмаков В. К. К вопросу о булгарском субстрате в языке бесермян // Вопросы диалектологии тюркских языков. – Уфа, 1985. – С. 114–122.
  14. Федотов М. И. Термины родства бесермян // Семейный и общественный быт удмуртов в XVIII–XX вв. – Устинов, 1985. – С. 116–131.
beserm402
Работа посвящена исследованию терминов кровного родства бесермян в сфере их функционирования и степени распространения. В результате сравнения их с терминологией родства удмуртов, а также других финно-угорских и тюркских народов, автор пришел к выводу, что общие термины родства и свойства, отмеченные у бесермян и южных удмуртов, могли возникнуть в тот период, когда они жили в соседстве друг с другом или на обособленной от северных удмуртов территории.
  1. Кельмаков В. К. Язык бесермян в системе удмуртских диалектов // XVII Всесоюзная финно-угорская конференция : Тез. – Устинов, 1987. – Т. 1. – С. 113–115.
beserm403
Существенный вклад в определение статуса бесермянского языка в системе удмуртских диалектов внес языковед В. К. Кельмаков. Новые материалы по языку бесермян и комплексное изучение других удмуртских диалектов позволили пересмотреть прежнюю гипотезу о булгарско-тюркском происхождении бесермян, основанную на лингвистических данных. Многие из особенностей языка, которые были отнесены Т. И. Тепляшиной к древнетюркским и древнебулгарским явлениям, по мнению автора, вполне соотносимы с другими удмуртскими диалектами. Автор выделяет язык бесермян в особое наречие удмуртского языка наряду с северным и южным.
  1. Атаманов М. Г. Удмуртская ономастика. – Ижевск : Удмуртия, 1988. – 168 с.
beserm404
В монографии, посвященной ономастике удмуртов, рассматриваются происхождение и бытование этнонима «бесермяне», а также историография по этому вопросу.
  1. Атаманов М. Г. Удмурт нимбугор = Словарь личных имен удмуртов. – Ижевск : Удмурт. ИИЯЛ УрО АН СССР, 1990. – 396 с.
  2. Кельмаков В. К. Проблемы современной удмуртской диалектологии в исследованиях и материалах. – Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1992. – 176 с. – (Удмурт вераськетъёс = Удмуртские говоры).
  3. Кельмаков В. К. К истории велярных аффрикат в одном бесермянском говоре // Пермистика 4 : Перм. яз. и их диалекты в синхронии и диахронии. – Ижевск, 1997. – C. 76–80.
  4. Волкова Л. А. Культовая топонимика в современной этнокультурной системе ценностей удмуртов и бесермян // Новые исследования по средневековой археологии Поволжья и Приуралья. – Ижевск ; Глазов, 1999. – C. 200–214.
  5. Воронцов П. И. О некоторых спектральных характеристиках гласных бесермянского наречия удмуртского языка // Четвертая Российская университетско-академическая научно-практическая конференция : Тез. докл. – Ижевск, 1999. – Ч. 3. – C. 169–170.
  6. Кельмаков В. К. Бесермянское наречие в системе удмуртских диалектов // Вестник Удмуртского университета. – Ижевск, 1999. – № 4. – C. 82–104. – Библиогр. : с. 102–104.
  7. Кельмаков В. К. Бесермянское наречие в системе удмуртских диалектов / В. К. Кельмаков // Диалектная и историческая фонетика удмуртского языка. Ч. 1. / В. К. Кельмаков. – Ижевск, 2003. – С. 99–135.
  8. Атаманов М. Г. Бесермянский след в диалектах удмуртского языка / М. Г. Атаманов // От Дондыкара до Урсыгурта : из истории удмурт. регионов / М. Г. Атаманов. – Ижевск, 2005. – С. 192–205.
  9. Баязитова Ф. С. Некоторые итоги изучения культурно-языковых особенностей татарских говоров Удмуртии / Ф. С. Баязитова // Диаспоры Урало-Поволжья : материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Ижевск, 28–29 окт. 2004 г.). – Ижевск, 2005. – С. 174–179.
  10. Люкина Н. История изучения бесермянского наречия / Надежда Люкина // Linguistica Uralica. – 2005. – № 4. – Т . XLI. – С. 279–286.

  1. Белицер В. Н. Узорное тканье и вышивка удмуртов // Записки УдНИИ. - Ижевск, 1941. - Вып. 9. - С. 96-120.
  2. Крюкова Т. А. Удмуртское народное изобразительное искусство. - Ижевск; Л., 1973. - 158 с. 
beserm501
Огромное значение для изучения бесермян имеет исследовательская и собирательская деятельность музеев. Формированием коллекций по материальной культуре бесермян для фондов Государственного этнографического музея и их описанием занималась сотрудник отдела народов Поволжья Т. А. Крюкова.
  1. Савельева Л. И. Народная вышивка бесермян // Вопросы искусства Удмуртии. - Ижевск, 1976. - С. 6-24.
  2. Королева Н. С. Удмуртская вышивка XIX-XX веков // Проблемы развития профессионального и народного искусства Удмуртии. - Ижевск, 1979. - С. 32.
  3. Климов К. М. Удмуртское народное ткачество. - Ижевск, 1979. - 138 с
.beserm502
  1. Климов К. М. Конец рукава женской рубахи, нач. XX в. Бесермяне: [Цв. рис.]. - 10,5X19,4 см // Удмуртское народное ткачество. - Ижевск, 1979. - С. 77.
  2. Климов К. М. Покрывало на постель, нач. XX в. Бесермяне: [Цв. рис.]. - 18,0X19,5 см // Удмуртское народное ткачество. - Ижевск, 1979. - С. 79.
  3. Климов К. М. Рукав женской рубахи, конец XIX в. Бесермяне: [Цв. рис.]. - 12,0X19,4 см // Удмуртское народное ткачество. - Ижевск, 1979. - С. 80.
  4. Климов К. М. Полотенце декоративное, конец XIX в. Бесермяне: [Цв. рис.]. - 15,5X19,5 см // Удмуртское народное ткачество. - Ижевск, 1979. - С. 82.
Фото 1beserm504beserm505beserm506
  1. Климов К. М. О национальной специфике декоративно-прикладного искусства бесермян // Вопросы истории и культуры Удмуртии. - Устинов, 1986. - С. 38-47.
  2. Климов К. М. Удмуртское народное искусство. - Ижевск, 1988. - 199 с.
  3. Климов К. М. К вопросу об ирано-тюркском элементе в изобразительном фольклоре бесермян // Вестник Удмуртского университета. - Ижевск, 1994. - № 5. - C. 118-123. - Библиогр.: 25 назв.
  4. Кlimov К. М. Bessermyan folk decorative art as a historical-ethnographic source // Congressus Octavus Internationalis Fenno-Ugristarum. - Juvaskyla, 1995. - Ps II. - Р. 178 - 179.
  5. Климов К. М. Искусство бесермян: Художеств. предмет, интерьер, костюм, среда: Учеб. пособие / Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1999. - 64 с. 
beserm507
Первое издание учебного пособия по курсу истории народного декоративного искусства Урало-Поволжья.
  1. Климов К. М. Народное декоративно-прикладное искусство бесермян: Учеб. пособие / Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск: Изд. дом "Удмурт. ун-т", 2002. - 48 с. 
beserm508
Второе издание учебного пособия по курсу истории народного декоративного искусства Урало-Поволжья, который читается на исторических факультетах университетов, а также для студентов факультетов искусств. Автор анализирует особенности формирования этнических представлений бесермян, знакомит читателя с художественно-выразительным строем основных видов их традиционного декоративного искусства. Во второй части издания доктором физико-математических наук, профессором А. А. Грызловым предпринята попытка топологического анализа орнаментов удмуртов и бесермян.
  1. Корепанова М. В. Песенный репертуар бесермянского ансамбля с. Юнда Балезинского р-на Удмуртии / М. В. Корепанова // Русский Север и восточные финно-угры: проблемы пространственно-временного фольклорного диалога. - Ижевск, 2006. - С. 275-281.

Когда мой дядя песню пел, бывало,
Журчал негромкий голос ручейком.
И буря на дворе ослабевала,
И прекращался ветер за окном.
(М. Федотов)
  1. Шаховской А. П. Бесермянская песня в контексте удмуртской культуры // XVII Всесоюзная финно-угорская конференция : Тез. – Устинов, 1987. – Т. 2. – С. 288–290.
  2. Шаховской А. П. Жанровая система в песенной культуре бесермян // Этико-эстетические основы русского фольклора : Тез. – Свердловск, 1991. – С. 67–69.
  3. Besermen krez = Бесермян крезь. – [М.], 1992. – 1 грп. – Коммент. на конв. М. Ходырева.  Содерж.: 1 сторона: Бесермянский напев; Плясовой напев с гармошкой; Бесермянский напев; Бесермянский напев с гармошкой; Гостевая; Свадебный напев родных жениха; Напев проводов солдата; Похоронно-поминальный напев; Хороводная (д. Шамардан); 2 сторона: Бесермянский напев; Похоронно-поминальный напев; Бесермянский напев; Бесермянский напев; Старинный напев; Гостевой напев; Напев прощания невесты с родным домом (д. Абашево).
beserm601Музыкальная пластинка выпущена с участием Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН и Александра Юминова. На ней собраны музыкальные произведения бесермян в аутентичном исполнении. Особый интерес представляют песни-импровизации, характерные для народно-песенной культуры бесермян.
Ниже представлены музыкальные произведения в формате mp3. Для прослушивания необходим mp3-плеер. Например, WinAmp.
  
 Содержание:
 
1 сторона (д. Шамардан)
Бесермянский напев (2'08; 596Кб)
Плясовой напев с гармошкой (2'18; 1.05Мб)
Бесермянский напев (2'40; 1,22Мб)
Бесермянский напев с гармошкой (2'09; 965Кб)
Гостевая (1'49; 858Kб)
Свадебный напев родных жениха (1'15; 592Kб)
Напев проводов солдата (2'41; 1,22Мб)
Похоронно-поминальный напев (2'44; 1,25Мб)
Хороводная (2'45; 1,26Мб)
 
2 сторона (д. Абашево)
Бесермянский напев (2'08; 0,97Мб)
Похоронно-поминальный напев (2'53; 1,31Мб)
Бесермянский напев (1'49; 853Kб)
Бесермянский напев (2'14; 1,02Мб)
Старинный напев (1'16; 598Kб)
Гостевой напев (3'18; 1,51Мб)
Напев прощания невесты с родным домом (4'00; 1,83Мб)
  1. Шаховской А. П. Русская песня в традиционной культуре бесермян / О-во бесермян. народа. – Глазов, 1992. – 40 с.
  2. Шаховской А. П. Песни бесермянского обряда проводов в армию : Учеб. пособие. – М., 1993. – 43 с.
  3. Шаховской А. П. Народно-песенная культура бесермян. – М, 1993. – 170 с.
beserm602
Одной из наиболее ярких особенностей в современной культуре бесермян является бытование традиционных напевов с импровизированным напевом крезь, которые и ныне исполняются во время многих обрядов и праздников. Именно этот факт во многом определил научный интерес к музыкальному фольклору бесермян. Этномузыковед А. П. Шаховской выделяет песенную культуру бесермян как самостоятельный музыкальный стиль, в плане постановки проблемы анализируется и тюркский компонент в бесермянской песенности.
  1. Шаховской А. П. Народно-песенная культура бесермян / Ред. Алексеев Э. А. – М.: МИП «NВ Магистр», 1993. – 170 с.: карт., нот. ил.
  2. Шаховской А. П. Песни бесермянского обряда проводов в армию / Отд. общ. теории муз. фольклора Рос. ин-та искусствознания, О-во бесермян. народа. – М., 1993. – 45 с.
beserm603
  1. Шаховской А. П. Бесермянский крезь как форма обрядового повеления // Финно-угроведение. – 1995. – № 2. – С. 18–29.
  2. Шаховской А. П. Ассоциативный ряд как фактор мелодико-образования в бесермянских крезях // Узловые проблемы современного финно-угроведения : Материалы I Всерос. науч. конф. финно-угроведов. – Йошкар-Ола, 1995. – С. 479–481.
  3. Ходырева М. Г. Глазовский район Удмуртии // Песни северных удмуртов. – Ижевск: Удм. ИИЯЛ УрО РАН, 1996. – Вып. 1. – С. 16–84.
  4. Гаврилова А. Е. О, вольная, древняя песнь бесермянина / А. Е. Гаврилова // В горе и славе с Россией всегда ты, Удмуртия моя! : материалы науч.-практ. конф., посвящ. 450-летию вхождения Удмуртии в состав России. – Яр, 2006. – С. 34–37. 

И снова – то горем, то счастьем огранена.
Из прошлых – в грядущие дни и века
Летит она – вольная песнь бесермянина,
И – вечные – в небе плывут облака.
(М. Федотов)
  1. Сабиров А. Кто такие бесермяне: [В Удмуртии зарегистрировано о-во бесермян. народа] // Союз. – 1990. – № 40. – C. 17.
  2. Запомните: бесермяне: [Президиум Верхов. Совета Удмуртии восстановил истор. имя бесермян] // Долг. – 1992. – № 19. – C. 2.
  3. Балтачева А. Бесермяне удивили Карелию: [О поездке дет. коллектива Шамардан. клуба в Карелию] // Иднакар (Глазов). – 1995. – 27 июня.
  4. Общество бесермянского народа: Устав, программа и другие док. / Сост. Сабрекова В. Ф. – Глазов, 1997. – 34 с.; 105х150.
  5. Ильина Н. В. Бесермянский поэт М. Федотов и удмуртская мифология // История и культура финно-угорских народов : Материалы междунар. студен. науч.-практ. конф., Глазов 11–13 нояб. 1996 г. – Глазов, 1998. – Ч. 2 : Языкознание. Фольклор и краеведение. – C. 51–53.
  6. Банникова Т. «Мон – бесермян, мон – адями» : [Об отличнике нар. образования учительнице-бесермянке Палагайс. сред. шк. Юкамен. р-на Т. П. Абашевой. О проблемах бесермян. народа] // Удмурт дунне. – 1999. – 30 нояб.
  7. Бесермянам вернули историческое имя: [Открытие центра нац. культур Удмурт. Респ.] // Удм. правда. – 2000. – 11 апр.
  8. Сабреков В. Бесермяне! Равные среди равных, продолжайте историю своих предков! : докл. на юбилейн. собр. О-ва бесермян. народа 15 янв. 2000 г. / В. Ф. Сабреков // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 385–389 ; Бесермян. правда. – Ижевск, 2000. – Май.
  9. Устав бесермянской национально-культуной автономии (БеНКА) // Бесермян. правда. – 2000. – 2 мая.
  10. Пузанова Н. Бесермянам вернули национальность через шестьдесят лет // Удм. правда. – 2002. – 3 сент.
  11. Сабреков В. Восстановить в национальных правах бесермян : [выступление на науч.-практ. конф. «Нац. развитие и межнац. сотрудничество народов Удмуртии» (Ижевск, 1997 г.)] / В. Сабреков // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 5. – С. 293–295.
Фото 1beserm704Фото 2
Фото 1. Турчино-Филимоновский фольклорный коллектив. ДК «Октябрь», 2000
Фото 2. Фольклорный коллектив д. Юнда Балезинского района
Фото 3. Филимоново-Ожьярская фольклорная группа на празднике «Корбан». Глазов, 2001
  1. Клементьев А. А. Образ бесермянского этноса в поэзии М. Федотова (к проблеме изучения творчества поэта в школе) / А. А. Клементьев // Язык и общество : материалы респ. науч.-практ. конф., Ижевск, 20 мая 2003 г., 18 мая 2004 г. – Ижевск, 2004. – Вып. 1. – С. 86–88.
  2. Гаврилова-Решитько М. В. Маскаръяськон но кайгу вискын : [Радиоочерк о М. И. Федотове] // Эшъяськонлэн шунытэз : очеркъёс, тодэ ваёнъёс / М. В. Гаврилова-Решитько. – Ижевск, 2005. – С. 63–73. – На удм. яз.
  3. Бесермянский поэт Михаил Федотов о себе, своих корнях, проблемах бесермянского народа как этноса.
  4. Ильина Н. В. Некоторые особенности поэтической картины мира бесермянского поэта М. Федотова / Н. В. Ильина // Седьмая научно-практическая конференция преподавателей и сотрудников УдГУ, посвященная 245-летию г. Ижевска : материалы конф. Ч. 2. – Ижевск, 2005. – С. 67–68.
  5. Ильина Н. В. Художественный мифологизм бесермянского поэта М. Федотова в контексте удмуртской литературы 1980–1990-х годов : автореф. дис. : канд. филол. наук / Н. В. Ильина. – Чебоксары, 2006. – 22 с.
  6. Пузанова Н. Н. Бесермянам вернули национальность / Н. Пузанова // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2008. – Т. 6 : «Как слово наше отзовется...» – С. 412–416.
  7. Зыкин В. К. Малочисленным народам гарантируются льготы : в Удмуртии малочисл. народом признаны бесермяне : [интервью прокурора Удмурт. Респ. об исполн. Федер. закона «О гарантиях прав корен. малочисл. народов РФ»] / В. К. Зыкин ; беседовала Е. Кузьминых // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2008. – Т. 6 : «Как слово наше отзовется...». – С. 219–221.
  8. Региональная общественная организация «Общество бесермянского народа Удмуртской Республики» // Удмуртия многонациональная. – Ижевск, 2008. – С. 22–23.

Все мероприятия

Семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука

15 декабря в Национальной библиотеке УР совместно с Общинным центром еврейской культуры Удмуртии прошла семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука. Подробнее

Презентация книги «Удмурты. Народное искусство»

26 сентября на расширенном заседании клуба «Край удмуртский» прошла торжественная встреча, посвященная 105‑летнему юбилею издательства «Удмуртия», и презентация новой книги, выпущенной издательским коллективом, «Удмурты. Народное искусство».   Подробнее

День национального костюма

20 сентября в Удмуртии во второй раз будет отмечаться День национального костюма – один из самых молодых региональных праздников: в прошедшем году депутаты Госсовета УР закрепили его в законе «О праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики», установив дату – третья пятница сентября.   Подробнее

Творческая встреча с Алевтиной Каравай (Каравай Аля пумита)

3 сентября в конференц-зале Национальной библиотеки прошла юбилейная творческая встреча с мастером этнических украшений Алевтиной Каравай, которая собрала друзей и почитателей ее искусства.   Подробнее

К 100-летию Г. А. Корепанова: вечер воспоминаний

20 августа в Национальной библиотеке УР состоялся вечер воспоминаний о выдающемся удмуртском композиторе, заслуженном деятеле искусств УАССР и РСФСР, основоположнике удмуртской академической музыки Германе Афанасьевиче Корепанове.   Подробнее

Мигрантам

Переезд в другую страну для проживания и работы – это всегда нелегко и требует большой ответственности. Есть много вопросов, которые могут возникнуть в связи со сменой места жительства и привычного образа жизни.

Мы постарались собрать всю полезную информацию, которая поможет как можно скорее освоиться на новом месте и принимать правильные решения во время пребывания в Удмуртии.


Подробнее