• Хто шукае, той заўжды знойдзе. - Кто ищет, тот всегда найдёт.
  • Дзе легка думка, там лёгка і работа. - Где легкая мысль, там легка и работа.
  • Словы — не страва, а думка ідзе. - Слова — не еда, а дума идёт.
  • Усё, што робіш, робі з душой. - Всё, что делаешь, делай с душой.
  • Не той мудры, хто шмат ведае, а той, хто разумна выкарыстоўвае. - Не тот мудр, кто много знает, а тот, кто разумно использует.
  • Калі не адважышся, дык не наведаеш. - Если не решишься, то не увидишь.
  • Смех — гэта палова здароўя. - Смех — это половина здоровья.

Фольклор

    

  1. Бараг Л. Г. Фантастические белорусские сказки и реальные классовые противоречия XIX – начала XX века // Славянский фольклор и историческая действительность / Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Институт русской литературы. – М., 1965. – С. 60-77.

  2. Белорусские басни. – Л. : Лениздат, 1959. – 152 с.

Из сатирических жанров в белорусской литературе значительное развитие получила басня. Сборник знакомит читателя с творчеством белорусских баснописцев: К. Крапивы, В. Корбана, Э. Волосевича. В известной мере он дает представление о развитии белорусской басни, ее национальных особенностях. В книгу включены наиболее интересные произведения белорусских баснописцев, созданные в дореволюционные годы и в советское время.
  1. Белорусские народные сказки. – М. : Государственное издательство художественной литературы, 1958. – 304 с.

  2. Борковский В. И. Синтаксис сказок : русско-белорусские параллели / В. И. Борковский ; Академия наук СССР, Институт русского языка. – М. : Наука, 1981. – 236 с.

  3. Василевич В. А. Восточнославянская юмористическая песня / В. А. Василевич ; Академия наук Белорусской ССР, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора. – Минск : Наука и техника, 1979. – 142 с.

В книге рассматривается ряд вопросов, связанных с проявлением комического в народно-песенном творчестве восточных славян, и прежде всего в необрядовой поэзии белорусов. Исследуются проблемы генезиса юмористической обрядовой песни, ее специфических особенностей. Затрагивается тема эстетической природы комического и его различных форм, сделана попытка установить особенности юмора каждого из восточнославянских народов, предложена единая классификация юмористических необрядовых песен и проведен анализ их идейно-тематического содержания.
  1. Василенок С. И. Фольклор и литература Белоруссии эпохи феодализма (XIV–XVIII вв.) / С. И. Василенок. – М. : Издательство Московского университета, 1961. – 280 с.

Некоторые историки белорусской литературы утверждают явно ошибочную мысль, будто бы у белорусов в эпоху феодализма почти совсем не было поэзии. На самом же деле имеется масса разнообразных поэтических эпиграмм, посланий, похвал, слов, кантов, плачей и стихотворений светского и церковного характера. В издании представлены материалы о зарождении и развитии фольклора и художественной литературы в Белоруссии в период формирования белорусской народности (XIV – первая половина XVI в.), рассматриваются вопросы развития фольклора и литературы периода антикрепостнической и освободительной борьбы белорусского народа (конец XVI – XVIII в.). Особое внимание уделяется фольклорным и литературным взаимосвязям восточнославянских народов, затрагиваются вопросы белорусско-литовских и белорусско-польских литературных отношений.
  1. Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян : генезис и типология колядования / Л. Н. Виноградова ; Академия наук СССР, Институт славяноведения и балканистики. – М. : Наука, 1982. – 256 с.

  2. Кабашников К. П. О современном состоянии календарной обрядовой поэзии в Белоруссии : (по материалам экспедиций 1975–1978 гг.) // Обряды и обрядовый фольклор / Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – М., 1982. – С. 253-264.

Календарная обрядовая поэзия составляет значительную часть устно-поэтического наследия белорусского народа. Она во многом определяет специфику белорусского фольклора, его национальное своеобразие как в жанровом составе, так в сюжетике и в образной системе. В данной статье рассматривается календарная обрядовая поэзия белорусов на основе фольклорных экспедиций (Минская, Витебская, Гомельская, Гродненская области), что представляет особый интерес для исследователей. Собранный материал дает представление о жанровом своеобразии, богатстве и широком бытовании обрядов и связанной с ними поэзии. Из текста: "...В Белоруссии масленица была представлена довольно полно, имела прочные связи как с восточнославянской, общеславянской и европейской, так и с местной фольклорной традицией. В Крупском районе Минской области был отмечен обычай, который местные информаторы называют «разуваць маладую». Обычай этот известен многим народам Европы и заключается в том, что группа женщин среднего и пожилого возраста на масленицу обходят тех, кто только недавно, в последний мясоед, вышел замуж, и исполняют в честь их песни, за что получают угощения. Песни эти близки к белорусским и волочебным".

А вынесь, вынесь, маладая Валька,

Белы сыр, белы сыр,

А дай табе боже, маладая Валька,

Першы сын, першы сын.

А вынесь, вынесь, маладая Валька,

Мачку, мачку,

Дай табе боже, маладая Валька,

Дачку, дачку.

...У русских подобный обычай на масленицу вообще не отмечен, но он был у поляков.

  1. Основные проблемы эпоса восточных славян / Академия наук СССР, Институт мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР, Академия наук УССР, Институт искусствоведения, фольклора и этнографии. – М. : Издательство Академии наук СССР, 1958. – 348 с.

  2. Петровская Г. А. Белорусские социально-бытовые песни / Г. А. Петровская ; Академия наук Белорусской ССР, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора. – Минск : Наука и техника, 1982. – 159 с.

фото 47
Книга посвящена изучению белорусских социально-бытовых песен, их идейно-тематическому содержанию и художественным особенностям. Исследуется взаимодействие и взаимовлияние песенного творчества белорусского, русского и украинского народов.
  1. Сказки белорусских писателей. – Минск : Юнацтва, 1988. – 272 с. : ил.

фото 48
В сборник вошли сказки белорусских поэтов и прозаиков: Я. Коласа, М. Богдановича, З. Бядули, В. Витки, В. Короткевича.

86

Поэты и писатели юбиляры этого года

Все мероприятия

Семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука

15 декабря в Национальной библиотеке УР совместно с Общинным центром еврейской культуры Удмуртии прошла семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука. Подробнее

Презентация книги «Удмурты. Народное искусство»

26 сентября на расширенном заседании клуба «Край удмуртский» прошла торжественная встреча, посвященная 105‑летнему юбилею издательства «Удмуртия», и презентация новой книги, выпущенной издательским коллективом, «Удмурты. Народное искусство».   Подробнее

День национального костюма

20 сентября в Удмуртии во второй раз будет отмечаться День национального костюма – один из самых молодых региональных праздников: в прошедшем году депутаты Госсовета УР закрепили его в законе «О праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики», установив дату – третья пятница сентября.   Подробнее

Творческая встреча с Алевтиной Каравай (Каравай Аля пумита)

3 сентября в конференц-зале Национальной библиотеки прошла юбилейная творческая встреча с мастером этнических украшений Алевтиной Каравай, которая собрала друзей и почитателей ее искусства.   Подробнее

К 100-летию Г. А. Корепанова: вечер воспоминаний

20 августа в Национальной библиотеке УР состоялся вечер воспоминаний о выдающемся удмуртском композиторе, заслуженном деятеле искусств УАССР и РСФСР, основоположнике удмуртской академической музыки Германе Афанасьевиче Корепанове.   Подробнее

Мигрантам

Переезд в другую страну для проживания и работы – это всегда нелегко и требует большой ответственности. Есть много вопросов, которые могут возникнуть в связи со сменой места жительства и привычного образа жизни.

Мы постарались собрать всю полезную информацию, которая поможет как можно скорее освоиться на новом месте и принимать правильные решения во время пребывания в Удмуртии.


Подробнее