• Хто шукае, той заўжды знойдзе. - Кто ищет, тот всегда найдёт.
  • Дзе легка думка, там лёгка і работа. - Где легкая мысль, там легка и работа.
  • Словы — не страва, а думка ідзе. - Слова — не еда, а дума идёт.
  • Усё, што робіш, робі з душой. - Всё, что делаешь, делай с душой.
  • Не той мудры, хто шмат ведае, а той, хто разумна выкарыстоўвае. - Не тот мудр, кто много знает, а тот, кто разумно использует.
  • Калі не адважышся, дык не наведаеш. - Если не решишься, то не увидишь.
  • Смех — гэта палова здароўя. - Смех — это половина здоровья.

Верования, обряды и обычаи

   

  1. Верования и обряды // Очерки по этнографии народов СССР (Европейская часть) : учебное пособие. – М., 1962. – С. 38-42.

  2. Дучиц Л. В. Курганы белорусско-литовско-латышского пограничья // Исследования в области балто-славянской духовной культуры : погребальный обряд / Академия наук СССР, Институт славяноведения и балканистики. – М., 1990. – С. 163-170.

  3. Котлярчук А. С. Праздничная культура в городах России и Белоруссии XVII века: официальные церемонии и крестьянская обрядность / Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). – СПб. : Петербургское востоковедение, 2001. – 239 с. : ил.

В издании раскрыт сложный и красочный мир официальной праздничной культуры в городах России и Белоруссии в XVII веке на фоне этнической истории двух народов, проиллюстрирован характер этнокультурных связей белорусских и русских горожан, показана связь официальных торжеств с народной традицией восточных славян. Из книги: "Большинство этнографов, исследователей восточнославянского фольклора отмечают сверхустойчивость обрядовых праздников белорусов, ряд моментов которых восходит к язычеству древних славян. Среди народных праздников, бытование которых отражено в городских источниках, выделяются Коляда, Волоченье, Май – наиболее зрелищные, христианизованные даты праздничного календаря. Связь крестьянской и городской культуры белорусов подтверждает празднование в городах XVII века Волоченья. Распространенный на всей этнической территории белорусов праздник представлял собой сходное по форме с колядой обрядовое действие, проходившее в первый пасхальный вечер".
  1. Маслова Г. С. Белорусская свадебная одежда // Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX в. / Г. С. Маслова. – М., 1984. – С. 189-190.

Женский свадебный костюм. Минская губерния. Белорусы. XIX в. //
Одежда народов СССР = National costumes of the Soviet peoples : [фотоальбом] /
Н. М. Калашникова, Г. А. Плужникова. – М., 1990. – С. 61, ил. 35.

Наряд сватьи. Кобринский район Брестской области. Конец XX века //
Белорусы / Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии
им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Национальная академия наук Беларуси,
Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы ;
ответственные редакторы: В. К. Бондарчик [и другие]. – М., 1998. – С. 294.
  1. Праздники, обряды, обычаи // Белорусы / Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Национальная академия наук Беларуси, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы ; ответственные редакторы: В. К. Бондарчик [и другие]. – М., 1998. – С. 382-402.

  2. Рожденные жизнью : обряды Советской Белоруссии / составитель А. А. Радивилов. – Минск, 1988. – 144 с. : ил.

По преданию, в купальскую ночь распускается цветок папоротника.
Тот, кто найдет его, будет счастливым // Рожденные жизнью : обряды Советской Белоруссии /
составитель А. А. Радивилов. – Минск, 1988. – С. 114.
  1. Седакова О. А. Поэтика обряда : погребальная обрядность восточных и южных славян / О. А. Седакова ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Институт мировой культуры. – М. : Индрик, 2004. – 319 с. : ил

фото 18
В монографии рассматривается богатейший материал традиционной славянской культуры, связанный с архаическими представлениями о смерти, умерших и их посмертном существовании, о душе и загробном мире: погребальная и поминальная обрядность, фольклорные источники, бытовые поверья. Автор предлагает концепцию обряда как несловесного сообщения, обладающего собственными законами построения и своеобразной поэтикой.
  1. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX – начало XX в. / Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – М. : Наука, 1979. – 288 с. : ил.

фото 19
В книге описываются календарные праздники и обряды весенне-летнего цикла у восточнославянских народов XIX – начала XX века, показывается глубокая древность земледельческих обрядов, связь народной календарной обрядности с земледелием. Особо выделяются игровые, развлекательные элементы обрядов, их красочное оформление, праздничный колорит.
  1. Уварова С. Тайны белорусского пояса // Этносфера. – 2008. – № 11. – С. 45-47.

фото 20

Пояс тканый. Краснослободской район Минской области. Конец XIX – начало XX века //
Белорусы / Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии
им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Национальная академия наук Беларуси,
Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы ;
ответственные редакторы: В. К. Бондарчик [и другие]. – М., 1998. – С. 291.
 
Из текста:
В традиционном белорусском костюме пояс имел не только функциональное (им подпоясывали нижнюю и верхнюю одежду), но и самостоятельное (носился под одеждой) значение. Двойственное символическое значение пояса объясняет связанные с ним ритуалы. Пояс снимали во время эпидемий и падежа скота, во время обхода с иконой вокруг горящего дома. Развязывали пояс у роженицы при родах, а во время трудных родов – у всех присутствующих. В обряде сватовства девушка в знак согласия снимала с себя пояс, обматывала им бутылку и отдавала ее сватам. В Белоруссии пояс имел и сакральное значение – ему придавали чудодейственную, магическую силу. На поясе у белорусов произносили заклинания и гадали, он служил оберегом от нечистой силы.
  1. Устинюк В. Кирмаш : [народный календарный праздник] // Вокруг света. – 1983. – № 9. – С. 37-39.

  2. Холопов Ю. Каравай к свадьбе // Вокруг света. – 1978. – № 6. – С. 37-39.

  3. Чистов К. В. Семейные обряды и обрядовый фольклор // Этнография восточных славян : очерки традиционной культуры. – М., 1987. – С. 396-416.

79

Поэты и писатели юбиляры этого года

Все мероприятия

Презентация книги С. Косаревой и Е. Самсонова «Ӝуа ӝыт пал инльӧль вирен» («Кровавый горит рассвет»)

17 июня в Национальной библиотеке УР прошла презентация книги С. Косаревой и Е. Самсонова «Ӝуа ӝыт пал инльӧль вирен» («Кровавый горит рассвет»). Выход издания приурочен к 100‑летию со дня рождения удмуртского писателя‑фронтовика Евгения Васильевича Самсонова (1925–1989) и 80‑летию Великой Победы. Подробнее  

Презентация новой книги удмуртской писательницы Лии Малых

25 мая, в рамках VI Литературного фестиваля «На родине П. И. Чайковского», прошла презентация новой книги удмуртской писательницы Лии Малых «Шунды шудыны потӥз» («Солнце вышло поиграть»). Подробнее

Презентация сборника В. Байкова «Чукырна но Донды батыр»

26 мая в рамках программы VI Литературного фестиваля «На родине П. И. Чайковского», на Центральной площади города состоялась презентация книги В. П. Байкова «Чукырна но Донды батыр» («Пескарь и Донды батыр»). В сборник «Чукырна но Донды батыр» вошли рассказы, написанные в разное время, а также новые, не публиковавшиеся ранее. Подробнее  

Литературный вечер «Молодость моя, Белоруссия!..»

24 апреля в Национальной библиотеке Удмуртской Республики состоялся литературный вечер «„Молодость моя, Белоруссия!..“: белорусский народ в годы Великой Отечественной войны (по страницам книг писателя Н. Д. Украинца)». Подробнее  

День памяти жертв геноцида армян

23 апреля в 18.00 в Национальной библиотеке УР состоялся вечер памяти «110 лет назад: помню и требую», приуроченный к Дню памяти жертв геноцида армян, который ежегодно отмечается 24 апреля по всему миру. Мероприятие организовано совместно с Армянским национально-культурным обществом Удмуртской Республики «Арарат». Подробнее

Мигрантам

Переезд в другую страну для проживания и работы – это всегда нелегко и требует большой ответственности. Есть много вопросов, которые могут возникнуть в связи со сменой места жительства и привычного образа жизни.

Мы постарались собрать всю полезную информацию, которая поможет как можно скорее освоиться на новом месте и принимать правильные решения во время пребывания в Удмуртии.


Подробнее