• Առողջ օրգանիզմը՝ երբեք չի վախենում: - Здоровый организм никогда не боится.
  • Մեղեդին առողջ է, բայց գրգռման մեջ: - Мелодия хороша, но в раздражении.
  • Մի լեզու՝ երկու դռներով: - Один язык — с двумя дверями.
  • Ի՞նչ արեցիր, այն է, որ երազում: - Что ты сделал? Это то, что во сне.
  • Անցյալը չես մոռանում, բայց ապագա ե՞րկու է: - Прошлое не забывается, но будущее — двойное.
  • Ասում են, բայց ոչ մեկ չի լսում: - Говорят, но никто не слушает.
  • Անհաջողությունը հիմք է հաջողությանը: - Неудача — основа успеха.
2 
 
Армяне, хай (самоназвание) - основное население Армении. Этнические группы армян в настоящее время в значительной мере утеряли свою древнюю дифференциацию. Различаются две главные этнографические области: западные и восточные - это деление сложилось в 1830-х годах после присоединения Восточной Армении к России: Западная Армения находилась с XVI века под владычеством Турции, Восточная Армения до начала XIX века - владение Персии.
 
Армяне говорят на армянском языке, часть - на русском, английском, грузинском, турецком и других языках стран проживания. Различаются два варианта литературного языка - восточноармянский и западноармянский и многочисленные диалекты и говоры. Верующие, в основном, принадлежат к Армянской апостольской церкви, около 150 тысяч человек - армяно-католики (франги), есть также протестанты, православные.
 
Армянский язык является одним из древних письменных языков, восходящим к IV веку нашей эры (письменность создана около 393 года армянским епископом Месропом Маштоцем на основе византийского письма). Направление строки - слева направо. В истории армянского языка различают древнеармянский язык ("грабар"), на котором создавалась литература вплоть до XIX века; среднеармянский язык, представленный в памятниках XI-XVII веков, и современный литературный язык, так называемый ашхарабар, ведущий свое начало c XVII века. Основатель современного литературного языка - армянский поэт, просветитель Хачатур Абовян.
 
К древнейшим армянским памятникам письменности относятся прежде всего перевод Библии (V век, один из самых ранних и точных) и переводы византийских христианских авторов, а также оригинальные сочинения по истории Армении (Мовсеса Хоренаци, Фавстоса Бузанда). Из произведений художественной литературы выделяется "Книга скорбных песнопений" Григора Нарекаци (XI век).
 
Основная этническая территория проживания армян - Республика Армения (3, 1 млн. человек) - столица Ереван. Живут они также в Азербайджане (Нагорный Карабах - 145,3 тыс. человек), Грузии (249 тыс. человек), Иране (150 тыс. человек).), Турции (80 тыс. человек), Сирии (100 тыс. человек), России (1,13 млн. человек), Франции (450 тыс. человек), США (1 млн. человек) и других странах.
 
Армянская диаспора на сегодняшний день является одной из самых древних и распространенных в мире. Формировалась она еще с VII века в результате этноконфессиональных преследований и насильственных переселений. В России она насчитывает почти тысячелетнюю историю и известна, главным образом, благодаря мастерству армянских мастеров-каменщиков. Народ-строитель в начале XX века, спасаясь от геноцида, был вынужден массово покидать свою историческую родину и переселяться в Россию. К концу XX века армяне расселяются практически по всей территории страны. Именно со строительных бригад в 1970-1980-е годы началось распространение армянской диаспоры и на территории Удмуртии. Армянская общественная организация Удмуртской Республики "Урарту" образована в сентябре 2000 года на базе Армянской социально-культурной общины (1994 год). Основной задачей организации является сохранение национальных традиций, языка и культуры. Сегодня функционируют библиотека армянской литературы и воскресная школа, в которой преподается армянский язык и литература, история армянского народа, основы христианской религии. Создан коллектив армянского народного творчества.
 
Начало сближения этнических общностей Армянского нагорья относится к IV-III тысячелетию до нашей эры. Область на западе Армянского нагорья упоминается в хеттских надписях XVI-XV веков до нашей эры как Арматана, XIV-XIII веков - как Хайаса (отсюда самоназвание армян), позднее она называлась Малой Арменией. С предками армян, по-видимому, связано ассирийское название уруме (народ, захвативший в XII веке до нашей эры область Шубрия к юго-западу от озера Ван и создавший вместе с хурритским населением союз Арме-Шубрия). В греческих источниках появились названия аримы, армены. В VIII веке до нашей эры Арме-Шубрия была присоединена к Урарту, в рамках которого происходило окончательное сложение армян. В последующем армяне широко расселились по Армянскому нагорью, создавая временами крупные государства (Великая Армения, Анийское царство, Киликийское армянское царство). Беспрерывные завоевания (персы, римляне, парфяне, арабы, тюрки-сельджуки), сопровождавшиеся этническими и религиозными преследованиями, вызывали массовую эмиграцию армян. Армянские колонии образовались в Сирии, Египте, Византии, городах Древней Руси, Золотой Орды, Центральной Европы.
 
После присоединения территории восточной Армении к Российской империи (1801-1828) на протяжении XIX- начала XX веков происходила массовая иммиграция армян в Россию. До Первой мировой войны большая часть армян жила на территории исторической Армении: около 1,5 млн. человек - в России 2,5 млн. человек - в Турции. В результате геноцида армян в Османской империи (1894-1896 и особенно 1915-1923 годы, когда погибло свыше 1,5 млн. и было выселено в Месопотамию свыше 600 тыс. армян) Западная Армения почти лишилась армянского населения, обширная армянская диаспора образовалась в странах Европы и Америки.
 
Традиционная культура типична для народов Кавказа и Передней Азии. Основное занятие - земледелие, отгонное скотоводство. Развиты ткачество (шерсть, шелк), вышивка, изготовление ковров, узорных поясов, керамики, обработка меди, серебра (чеканка, филигрань, чернь), резьба по камню (стелы-хачкары).
 
Основной тип традиционного жилища - глхатун - наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием. В долинах строили глинобитные дома с плоской крышей.
 
Для жилища Западной Армении характерны парадные комнаты (гоми-ода) для приема гостей, мужских собраний, примыкающие к хлеву, с каменно-земляными нарами по сторонам и камином-бухари в торцовой стене.
 
Основу мужской и женской традиционной одежды составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закрепленные у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука). В Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной Армении, войлочные и тканые - в Западной Армении, у женщин - накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь - поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.
 
В основе традиционной пищи - зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в глиняных печах - тонирах выпекают тонкий хлеб - лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, например, лапшу - аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко - мацун и пахта - тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. В обрядовых блюдах использовалось вареное мясо, по праздникам - жареное.
 
Традиционная семья большая, патриархальная (гердастан), с четкой половозрастной регламентацией прав и обязанностей ее членов.
 
Устная традиция включает эпос ("Давид Сасунский"), сказания, сказки. Из старинных песен выделяются исторические, трудовые и песни, тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпос и песни исполняются народными певцами-гусанами. Сохранилось также устное профессиональное искусство певцов сказителей гусанов и ашугов. Существовали разновидности кукольного театра, театра теней.
 
Источники:
 
Армяне // Большая Российская энциклопедия : в 30 т. – М., 2005. – Т. 2. – С. 256–258.

Армяне // Народы России. – М., 1994. – С. 89–95.

Армяне // Феномен Удмуртии / Российская академия наук, Центр по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 642–643.
 
30

Поэты и писатели юбиляры этого года

Все мероприятия

Семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука

15 декабря в Национальной библиотеке УР совместно с Общинным центром еврейской культуры Удмуртии прошла семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука. Подробнее

Презентация книги «Удмурты. Народное искусство»

26 сентября на расширенном заседании клуба «Край удмуртский» прошла торжественная встреча, посвященная 105‑летнему юбилею издательства «Удмуртия», и презентация новой книги, выпущенной издательским коллективом, «Удмурты. Народное искусство».   Подробнее

День национального костюма

20 сентября в Удмуртии во второй раз будет отмечаться День национального костюма – один из самых молодых региональных праздников: в прошедшем году депутаты Госсовета УР закрепили его в законе «О праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики», установив дату – третья пятница сентября.   Подробнее

Творческая встреча с Алевтиной Каравай (Каравай Аля пумита)

3 сентября в конференц-зале Национальной библиотеки прошла юбилейная творческая встреча с мастером этнических украшений Алевтиной Каравай, которая собрала друзей и почитателей ее искусства.   Подробнее

К 100-летию Г. А. Корепанова: вечер воспоминаний

20 августа в Национальной библиотеке УР состоялся вечер воспоминаний о выдающемся удмуртском композиторе, заслуженном деятеле искусств УАССР и РСФСР, основоположнике удмуртской академической музыки Германе Афанасьевиче Корепанове.   Подробнее

Мигрантам

Переезд в другую страну для проживания и работы – это всегда нелегко и требует большой ответственности. Есть много вопросов, которые могут возникнуть в связи со сменой места жительства и привычного образа жизни.

Мы постарались собрать всю полезную информацию, которая поможет как можно скорее освоиться на новом месте и принимать правильные решения во время пребывания в Удмуртии.


Подробнее