• Хто шукае, той заўжды знойдзе. - Кто ищет, тот всегда найдёт.
  • Дзе легка думка, там лёгка і работа. - Где легкая мысль, там легка и работа.
  • Словы — не страва, а думка ідзе. - Слова — не еда, а дума идёт.
  • Усё, што робіш, робі з душой. - Всё, что делаешь, делай с душой.
  • Не той мудры, хто шмат ведае, а той, хто разумна выкарыстоўвае. - Не тот мудр, кто много знает, а тот, кто разумно использует.
  • Калі не адважышся, дык не наведаеш. - Если не решишься, то не увидишь.
  • Смех — гэта палова здароўя. - Смех — это половина здоровья.
i70Беларусь, Беларусь!
Огнем имя твое мне горит
И с песнею матери вольно несется,
Страшным огнем в разговоре стоит,
В гневе мне в грудь отдается.
                       
                             М. Богушевич
 
 
 
 
 
 
 
Белорусы (самоназвание беларусы) – восточнославянский народ, основное население Республики Беларусь. Выделяется субэтническая группа полешуки/полещуки (Гомельская, Брестская области).
 
77   78
 
Численность белорусов в Российской Федерации – 1.206.222 человека, согласно переписи 1989 года. Кроме того, они проживают в Литве – 63,2 тыс. человек, Латвии – 119,7 тыс. человек, Казахстане – 182,6 тыс. человек, в Украине – 440 тыс. человек, в Молдавии – 19,6 тыс. человек.
 
Живут также в Польше – около 250 тыс. человек – и в странах Америки (США, Аргентина, Канада). Общая численность белорусов в мире составляет около 10,5 млн. человек.
 
В Удмуртии проживает около четырех тысяч белорусов. Общество белорусской культуры «Батьковщина» было зарегистрировано в декабре 1998 года. С июля 2001 года оно стало республиканским. Его отделения действуют в городах Сарапуле и Воткинске, а также в селах Завьялово и Малая Пурга.
 
Основной целью Общества является сохранение белорусской культуры и самобытного уклада жизни, обычаев, традиций. «Батьковщина» стремится создать необходимые условия для общения на родном белорусском языке, укрепить связи с другими национальными объединениями Удмуртии, а также содействует развитию культурных, общественных, научных контактов и обменов с Белоруссией. По инициативе Президента Белоруссии А. Г. Лукашенко в честь 60-летия освобождения республики от фашизма были вручены медали ветеранам Удмуртии, принимавшим в этом непосредственное участие.
 
Значительное внимание уделяется взаимодействию с детскими дошкольными учреждениями – в детском саду № 48 города Ижевска создана белорусская группа.
 
Большой вклад в дело становления и развития Общества внесли К. А. Роговец, Н. Д. Украинец, Б. А. Якимович, Н. В. Мацулевич, М. И. Дятко, К. П. Орлицкая, В. В. Придыбайло, Н. В. Захарова.
 
Среди национальных праздников и торжественных событий, отмечаемых Обществом белорусской культуры, особое место занимают День освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков (3 июля) и Каляды.
 
Белорусы говорят на белорусском языке, относящемся к восточнославянской ветви славянской языковой семьи. Различаются два основных его диалекта: северо-восточный (включает полоцкую и витебско-могилевскую группы говоров) и юго-западный (охватывает гродненско-барановичскую и слуцко-мозырскую группы говоров). Существуют также среднебелорусские (переходные) говоры; особо выделяется группа полесских говоров, близких к северным украинским. Современный литературный белорусский язык сложился на основе живой народной речи в конце XVIII – XIX веке. В его развитии и совершенствовании большую роль сыграло творчество Я. Купалы и Я. Коласа.
 
Письменность на белорусских землях начала развиваться сравнительно рано. Уже в XII–XIII веках такие города, как Полоцк и Туров, продолжали древнерусскую традицию по переписыванию книг. В письменных источниках этого времени сохранились и имена первых белорусских книжников – Евросинии Полоцкой, Кирилла Туровского и других. По своему содержанию ранние рукописные книги были преимущественно богослужебными, библейскими.
 
Совершенно новым этапом в истории белорусской письменности явилось книгопечатание. Зарождение его связано с именем выдающегося культурного деятеля Белоруссии начала XVI века Франциска Скорины. Стремясь распространить просвещение в родном крае и дать своему народу книги на понятном языке, он в одних случаях свободно вмешивается в текст Священного писания, заменяет в нем «неразумные простым людямъ» выражения лексическими средствами живой разговорной речи и снабжает свои издания оригинальными предисловиями на народном языке; в других же случаях – просто переводит церковнославянские книги на белорусский язык. Примером такой творческой обработки книжных текстов могут служить изданные с 1517 по 1519 годы в Праге «Псалтырь» и 22 книги из Ветхого Завета. Издания Ф. Скорины вскоре получили общеславянскую известность и оказали благотворное влияние на развитие книгопечатания (как в самой Белоруссии, так и за ее пределами).
 
Белорусы как этнос сложились на основе единой древнерусской народности. В их формировании приняли участие несколько восточнославянских племен, в том числе дреговичи, юго-западные кривичи (полочане и смоленские кривичи), радимичи и отчасти древляне, северяне и волыняне. До прихода славян все Верхнее Поднепровье было занято балтийскими племенами, оказавшими влияние, в частности, на этногенез белорусов.
 
В эпоху феодальной раздробленности в XIII–XIV веках земли Белоруссии вошли в состав Великого княжества Литовского. Особые политические и социально-экономические условия, в которых оказалось восточнославянское население Великого княжества Литовского, сыграли определяющую роль в формировании специфических черт белорусской культуры и языка. Белорусская этническая общность складывалась в XIV–XVI веках. В это время по отношению к части белорусских земель начало употребляться название «Белая Русь». С созданием в 1569 году объединенного польско-литовского государства – Речи Посполитой – в его составе оказались и белорусские земли. Осуществлялась полонизация белорусов, насаждались католичество, униатство. Высшие слои общества в XVI–XVIII веках ориентировались на польские культуру и язык, низшие и средние слои (крестьянство, часть горожан, мелкая шляхта) – воспроизводили традиции народной белорусской культуры.
 
К XVII веку название «Белая Русь» закрепляется за белорусскими землями. Для обозначения жителей Белой Руси появляется определение «белорусцы», одновременно существовали обозначения «литвины», «русины», «полещуки», «полесяне». В результате трех разделов Польши (1772, 1793, 1795 годы) белорусские земли отошли к России. Усиление экономических связей между белорусскими землями способствовало консолидации белорусской этнической общности. С конца 30-х годов XIX века усилилось русское влияние в Белоруссии, однако оно касалось, прежде всего, ее восточной и северной частей, где население было православным; между тем белорусы-католики (преимущественно на западе) длительное время оставались под влиянием польской культуры. Царизм проводил в Белоруссии русификаторскую политику. Функции белорусского языка были ограничены; употребление самих названий «Белоруссия» и «белорусы» было запрещено, присоединенные белорусские земли назывались Северо-Западным краем. Однако в конце XIX – начале XX века постепенно росло национальное самосознание белорусского народа. После революции 1917 года была образована Белорусская ССР – 1919 год. Западная Белоруссия по Рижскому договору 1921 года отошла к Польше. В 1922 году Белоруссия вошла в состав СССР. В ноябре 1939 года Западная Белоруссия воссоединилась с Белорусской ССР. После распада СССР в 1991 году было образовано суверенное государство Республика Беларусь.
 
Традиционные формы культуры белорусов складывались в XII–XVII веках. Белорусы – исконные земледельцы. Основные сельскохозяйственные культуры – рожь, пшеница, овес, ячмень, картофель, из технических — лен, конопля. Вспомогательную роль играли огородничество, садоводство, пчеловодство, охота, рыболовство, ремесла и промыслы – столярное, плотницкое, бондарное, гончарное, кузнечное, портняжное, сапожное, прядильное дело, ткачество.
 
Поселения на севере и северо-востоке – в основном малодворные, кучевые, в Поднепровье – крупные, скученной планировки. Традиционное жилище – срубная изба (хата) с двускатной, редко четырехскатной, крышей, покрытой соломой, камышом или дранкой.
 
Планировка усадеб — веночная (хата и хозяйственные постройки, создающие замкнутый двор) и погонная (все постройки расположены в ряд).
 
В национальной одежде преобладал белый цвет. Mужчины носили навыпуск полотняную рубаху туникообразного покроя до колен с прямым разрезом на груди, которую подвязывали цветным шерстяным поясом, сверху – безрукавка из цветного сукна; штаны холщовые, зимой поверх них надевались суконные или полусуконные. Головные уборы – валяная шапка (магерка), зимой – меховая (кучма, аблавўха, аўчына), летом – соломенная шляпа с широкими полями (брыль).
 
Женская традиционная одежда состояла из рубахи, иногда туникообразного покроя, но чаще с прямыми поликами, на которую надевалась понева (сшитая из суконных полотнищ) или андарак (шерстяная юбка в разноцветную клетку с вертикальными или горизонтальными полосами); поверх юбки надевали передник (фартук) и цветной пояс.
 
Обязательной была цветная безрукавка (гарсет, кабат), богато украшавшаяся в праздничной одежде. Старинная девичья прическа – распущенные волосы, с нею связаны традиционные головные уборы – венок с налобником, орнаментированная повязка из ткани. Замужние женщины убирали волосы под чепец (каптур), носили намитку (аналогично русскому повойнику и рушниковым головным уборам других народов). Верхняя мужская и женская одежда – суконная свитка, зимой – белые недубленые и охристо-красные дубленые кожухи и полушубки.
 
Традиционная обувь – лапти из лыка или лозы, кожаные постолы, зимой – валенки. Сапоги (боты) и ботинки надевались в особых случаях.
 
Народная кухня включает множество блюд из муки, круп, овощей, картофеля (блины, оладьи, затирка, кулеш, солодуха, бураки, драники, клецки, разнообразные поливки, холодники). Мясо употребляли редко, в праздники готовили из него печисты, жаркое, верещаку, мачанку (из поджаренных свиных ребер и колбасы с мукой, ели с блинами), студень. Традиционные напитки – квасы (хлебный, ягодный, медовый).
 
Основные календарные праздники – святки (Каляды), Пасха (вяликдзень), Троица (сёмуха), купалье, зажынки, дажынки, пакроу, дзяды (день поминовения усопших). Святки проходили с участием ряженых с колядованием и щедрованием (хождением от дома к дому с величальными песнями). На купалье жгли костры, девушки и парни гадали, искали цветы папоротника. На Пасху волочебники ходили по деревне, исполняя специальные волочебные песни с пожеланиями благоприятных погодных условий, приплода скота, здоровья и счастья в семье. Из семейных обрядов выделяются свадебные, родильные и похоронные. Центральные моменты свадебного обряда – «пасад» невесты (иногда и жениха) на дзяжу (квашню), покрытую вывернутым вверх кожухом, постригание и прижигание волос молодых, раздел каравая. Распространены родильные песни. Важный момент – выбор крестных родителей, раздел «бабиной» каши.
 
Устное народное творчество включает легенды, предания, волшебные сказки, былины. Чрезвычайно богат песенный фольклор. Традиционные музыкальные инструменты – цимбалы, дудочки, басетля (струнный, смычковый), жалейка, лира, бубен. Традиционный танец – весенне-летний и зимний хоровод (каровод, танок); распространены полька, кадриль, лявониха, юрачка.
 
70
Литература
Агеева Р. А. Белорусы // Какого мы роду-племени? : народы России: имена и судьбы : словарь-справочник. – М., 2000. – С. 68–72.

Белорусы // Большая Российская энциклопедия. – М., 2004. – Т. 3. – С. 260–262.

Белорусы // Народы России : энциклопедия. – М., 1994. – С. 110–112.

Поэты и писатели юбиляры этого года

Все мероприятия

Семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука

15 декабря в Национальной библиотеке УР совместно с Общинным центром еврейской культуры Удмуртии прошла семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука. Подробнее

Презентация книги «Удмурты. Народное искусство»

26 сентября на расширенном заседании клуба «Край удмуртский» прошла торжественная встреча, посвященная 105‑летнему юбилею издательства «Удмуртия», и презентация новой книги, выпущенной издательским коллективом, «Удмурты. Народное искусство».   Подробнее

День национального костюма

20 сентября в Удмуртии во второй раз будет отмечаться День национального костюма – один из самых молодых региональных праздников: в прошедшем году депутаты Госсовета УР закрепили его в законе «О праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики», установив дату – третья пятница сентября.   Подробнее

Творческая встреча с Алевтиной Каравай (Каравай Аля пумита)

3 сентября в конференц-зале Национальной библиотеки прошла юбилейная творческая встреча с мастером этнических украшений Алевтиной Каравай, которая собрала друзей и почитателей ее искусства.   Подробнее

К 100-летию Г. А. Корепанова: вечер воспоминаний

20 августа в Национальной библиотеке УР состоялся вечер воспоминаний о выдающемся удмуртском композиторе, заслуженном деятеле искусств УАССР и РСФСР, основоположнике удмуртской академической музыки Германе Афанасьевиче Корепанове.   Подробнее

Мигрантам

Переезд в другую страну для проживания и работы – это всегда нелегко и требует большой ответственности. Есть много вопросов, которые могут возникнуть в связи со сменой места жительства и привычного образа жизни.

Мы постарались собрать всю полезную информацию, которая поможет как можно скорее освоиться на новом месте и принимать правильные решения во время пребывания в Удмуртии.


Подробнее