• Не всё то золото, что блестит. - Внешний вид может обмануть.
  • На безрыбье и рак рыба. - В отсутствие лучшего, довольствуйся тем, что есть.
  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. - На практике важнее, чем на словах.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь. - Прежде чем действовать, хорошо все обдумай.
  • Каково настроение, такова и погода. - Чувства влияют на восприятие мира.
  • Готовь сани летом, а телегу зимой. - Заранее подумай о будущем.
  • Имеем, что имеем. - Удовлетворяйся тем, что у тебя есть.

 

2

 Мы русские – какой восторг!»

А. В. Суворов

 

Русские (самоназвание) – крупнейший этнос России и Европы. Численность в РФ – 111 016 896 человек (2010 г.), что составило 80,9 % населения. За пределами России русские живут в Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Эстонии, Молдавии, Грузии, Армении, а также в США, Канаде и ряде др. стран (около 1, 5 млн. человек).

По данным переписи населения 2010 г. в Удмуртской Республике проживает 912 539 русских, что составляет 62, 22% населения. Очевидное большинство русские составляют в Воткинском, Каракулинском, Камбарском и Сарапульском районах.

Русские говорят на русском языке, который входит в восточнославянскую группу индоевропейской языковой семьи и в десятку наиболее круп­ных языков мира. Русский алфавит – вариант кириллицы. Большинство верующих – православные, в т.ч. старообрядцы.

Исторические корни русских восходят к восточнославянскому населению Киевской Руси. С распадом древнерусского государства и особенно после монгольского нашествия XIII в. началось сложение новых этнических связей. Ядро русского народа составило население, объединенное в XIV–XVII вв. Великим княжеством Московским. Центр его территории – Волго-Окское междуречье – с IX в. заселялся восточными славянами тремя потоками: новгородскими словенами с северо-запада, смоленскими кривичами с запада и вятичами с юго-запада. Расселяясь в междуречье, славяне ассимилировали местное финно-угорское и балтское население. Присоединение к началу XVI в. Северо-Западной Руси, заволжских земель и Приуралья к Великому княжеству Московскому и дальнейшее расширение государства, проходившее в борьбе с татарскими ханствами, привело к окончательному сложению этнической территории русского народа и его историко-культурных и диалектных областей. Русская колонизация направлялась в XIV–XVI вв. из Центра на Европейский Север, в XVI – XVII вв. – в Вятский и Камско-Печорский край, в черноземные области, лесостепные и степные области Среднего и Нижнего Поволжья, Дона и Приазовья, выходцами из Поморья осваивалась Сибирь. В XVIII в. русские проникают на Южный Урал и Северный Кавказ. В XVIII – XIX вв. в Сибирь устремились новые потоки русских поселенцев; к концу XIX в. русское население появляется в Средней Азии.

4На заселенной русскими территории сложились историко-культурные зоны, а в них сформировались отдельные группы народа. Они отличались от окружающего их русского же населения особенностями либо в языке, либо в бытовой культуре, либо по внешнему облику, но при этом сохраняли общерусское самосознание. В Европейской России выделяются северорусская, южнорусская зоны и средняя полоса между ними.

Особую этносословную группу русских составляло казачество. В его формировании в разных районах приняли участие (кроме русских) и др. народы. Наиболее известны донские, кубанские, терские, яицкие (уральские) казаки в Европейской России; забайкальские, амурские, уссурийские – в Сибири и на Дальнем Востоке. От русского сельского населения казаки отличались по своему социальному положению. За несение постоянной военной службы они получали большие земельные наделы и др. привилегии. Владельцем всех получаемых от государства земель считалось войско. У казаков выработалось собственное самосознание – чисто казачьи представления о личной свободе и независимости своего войска. Между собой казаки разных регионов (Дона, Кавказа, Сибири и др.) также различались.

7Основное занятие русских – земледелие. Основная зерновая культура – озимая рожь, в южных районах – просо и пшеница (озимая и яровая), в северных – яровые ячмень и овес. С глубокой древности возделывали лен и коноплю, дающие волокно и масло.

В XIX в. cначала в помещичьих, затем и в крестьянских хозяйствах образовались районы товарного животноводства.

Древнейшим восточнославянским жилищем были землянки. В X– XIIIвв. они сменялись наземной срубной постройкой, которая делилась на 2 помещения – избу и сени. Характерной для всех русских, как и для других восточных славян, особенностью избы была русская печь – большое глинобитное, позднее – кирпичное сооружение универсального назначения (для обогрева, приготовления пищи, сна, а там, где не было отдельных бань, – для мытья, и др.). Местоположение печи определяло внутреннюю планировку основного помещения жилища, которое и называлось избой.

К XVIII–XIX вв. сложились региональные варианты жилища, различавшиеся по материалу и технике строительства, высотности, внутренней планировке, внутреннему и внешнему убранству избы.

3Традиционная русская одежда шилась из домотканных льняных, конопляных и шерстяных тканей. Основная мужская одежда – штаны и рубаха, подвязанная поясом. Около XV– XVI вв. сформировался тип косоворотки с разрезом слева, получивший название русской рубахи. Древний тип женского костюма русских – длинная, подвязанная поясом рубаха и несшитая юбка. Около XVI в. появляется сарафан. И мужчины, и женщины носили различные типы верхней распашной одежды: кафтаны, охабни, жупаны, шубы, телогреи и др.

Основой питания русских были мучные изделия разнообразных видов. Из них основным видом были хлеб из кислого теста, реже – из пресного, а также различные пироги. Помимо хлеба широко распространены были крупы (овсяная, пшеничная, гречневая), из которых готовили каши. Из овощных культур наиболее употребительны капуста, лук, морковь, свекла, репа, горох, с начала XIX в. – картофель. Из мясных продуктов повсеместно предпочитали говядину, телятину, в северных районах и баранину, в южных – свинину; везде питались мясом птиц. Более употребительны, чем мясные, были молочные продукты. Рыба (речная, озерная, морская) также занимала большое место в рационе.

Праздничный календарь русских на протяжении многовековой истории не был стабильным. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое. Наиболее заметные изменения он претерпел трижды – после Крещения Руси, в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, т. е. в переломные периоды в истории русского народа. Первыми возникли праздники, связанные с земледельческим календарем. В отличие от праздников, появившихся позже, они имели преимущественно магический характер (Календарные праздники и обряды). С принятием Христианства на Руси появились и новые праздники – церковные (Святки, Рождество, Крещение, пасха, Троица и т.д. ). Кроме общих календарных праздников бытовало множество местных и связанных с ними обрядов и обычаев. К ним относятся праздники престольные, обетные, съезжие, деревенские, уличные, местные ежегодные гуляния и др. Важное значение имели обряды и обычаи «семейного цикла» – свадебные, родильно-крестильные, похоронно-поминальные.

5Русское народное искусство восходит к искусству Древней Руси, вобравшему в себя художественные традиции славянских, тюркских, финно-угорских народов, а также черты искусства Скандинавии, Византии, романского искусства Западной Европы и Востока. В допетровской России древняя художественная традиция была единой для всех социальных слоев, с начала XVIII в. она стала достоянием главным образом крестьянского искусства. Одним из повсеместно развитых его видов были узорное ткачество и вышивка. Особым видом текстильного искусства являлось плетение кружев.

Художественное литье и ковка металла существовали на Руси с раннего средневековья. Высочайшего развития достигло ювелирное искусство. Еще с домонгольской Руси существовали сложнейшие ювелирные техники: перегородчатая эмаль, чернь, зернь и скань.

Производство художественной керамики тоже восходит к домонгольскому периоду (посуда, изразцы, фигурная керамика).

Резьба по дереву относится к самому традиционному виду русского народного искусства – деревянные изделия, декор крестьянских изб, изготовление и украшение утвари. Художественная резьба по кости была особенно развита на Русском Севере. Камнерезное искусство появилось в домонгольской Руси – иконки-образки, фасадная резьба зданий, архитектурный орнамент в каменном зодчестве, скульптура.

В XVIII в. возникло новое для России искусство лаковой миниатюры в изготовлении картин, орнаментированных шкатулок и т.п., а также лаковая роспись по металлу. Многое из народного прикладного искусства дожило до наших дней.

Русские оказали значительное влияние на культурное развитие других народов России и прежде всего родственных им украинцев и белорусов. Это объясняется ведущей ролью русских в политической и экономической жизни в период средневековья, этнической близостью этих народов, общим древнерусским наследством, их постоянным культурно-хозяйственным взаимодействием и взаимовлиянием.

6

 

 

Источники:

Русские: этносоциологические очерки / Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Ин-т нац. проблем образования ; [Ю. В. Арутюнян и др.]. – Москва: Наука, 1992. – 461 с. ;

Русские / Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; Отв. ред.: Александров В. А. и др. – Москва: Наука, 1999. – 827 с.: ил. – (Народы и культуры) ;

Расы и народы / [науч. ред. Л. М. Минц]. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 638 с. : ил.; 26 см. – (Иллюстрированная энциклопедия "Руссика") ;

Русские: этносоциологические исследования / [Ю. В. Арутюнян и др.; отв. ред. и сост.: Ю. В. Арутюнян]; Рос. акад. наук, Ин-т социологии. – Москва: Наука, 2011. – 189 с.: ил. ;

Народы России: энциклопедия / [редкол.: Александров В. А. и др.; гл. ред. Тишков В. А.]. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 1994. – 479 с. : ил. ;

Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Науч.-редсовет: Ю. С. Осипов (предс.) [и др.]. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2004. – 1007 с.

Все мероприятия

Семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука

15 декабря в Национальной библиотеке УР совместно с Общинным центром еврейской культуры Удмуртии прошла семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука. Подробнее

Презентация книги «Удмурты. Народное искусство»

26 сентября на расширенном заседании клуба «Край удмуртский» прошла торжественная встреча, посвященная 105‑летнему юбилею издательства «Удмуртия», и презентация новой книги, выпущенной издательским коллективом, «Удмурты. Народное искусство».   Подробнее

День национального костюма

20 сентября в Удмуртии во второй раз будет отмечаться День национального костюма – один из самых молодых региональных праздников: в прошедшем году депутаты Госсовета УР закрепили его в законе «О праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики», установив дату – третья пятница сентября.   Подробнее

Творческая встреча с Алевтиной Каравай (Каравай Аля пумита)

3 сентября в конференц-зале Национальной библиотеки прошла юбилейная творческая встреча с мастером этнических украшений Алевтиной Каравай, которая собрала друзей и почитателей ее искусства.   Подробнее

К 100-летию Г. А. Корепанова: вечер воспоминаний

20 августа в Национальной библиотеке УР состоялся вечер воспоминаний о выдающемся удмуртском композиторе, заслуженном деятеле искусств УАССР и РСФСР, основоположнике удмуртской академической музыки Германе Афанасьевиче Корепанове.   Подробнее

Мигрантам

Переезд в другую страну для проживания и работы – это всегда нелегко и требует большой ответственности. Есть много вопросов, которые могут возникнуть в связи со сменой места жительства и привычного образа жизни.

Мы постарались собрать всю полезную информацию, которая поможет как можно скорее освоиться на новом месте и принимать правильные решения во время пребывания в Удмуртии.


Подробнее