2

 Мы русские – какой восторг!»

А. В. Суворов

 

Русские (самоназвание) – крупнейший этнос России и Европы. Численность в РФ – 111 016 896 человек (2010 г.), что составило 80,9 % населения. За пределами России русские живут в Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Эстонии, Молдавии, Грузии, Армении, а также в США, Канаде и ряде др. стран (около 1, 5 млн. человек).

По данным переписи населения 2010 г. в Удмуртской Республике проживает 912 539 русских, что составляет 62, 22% населения. Очевидное большинство русские составляют в Воткинском, Каракулинском, Камбарском и Сарапульском районах.

Русские говорят на русском языке, который входит в восточнославянскую группу индоевропейской языковой семьи и в десятку наиболее круп­ных языков мира. Русский алфавит – вариант кириллицы. Большинство верующих – православные, в т.ч. старообрядцы.

Исторические корни русских восходят к восточнославянскому населению Киевской Руси. С распадом древнерусского государства и особенно после монгольского нашествия XIII в. началось сложение новых этнических связей. Ядро русского народа составило население, объединенное в XIV–XVII вв. Великим княжеством Московским. Центр его территории – Волго-Окское междуречье – с IX в. заселялся восточными славянами тремя потоками: новгородскими словенами с северо-запада, смоленскими кривичами с запада и вятичами с юго-запада. Расселяясь в междуречье, славяне ассимилировали местное финно-угорское и балтское население. Присоединение к началу XVI в. Северо-Западной Руси, заволжских земель и Приуралья к Великому княжеству Московскому и дальнейшее расширение государства, проходившее в борьбе с татарскими ханствами, привело к окончательному сложению этнической территории русского народа и его историко-культурных и диалектных областей. Русская колонизация направлялась в XIV–XVI вв. из Центра на Европейский Север, в XVI – XVII вв. – в Вятский и Камско-Печорский край, в черноземные области, лесостепные и степные области Среднего и Нижнего Поволжья, Дона и Приазовья, выходцами из Поморья осваивалась Сибирь. В XVIII в. русские проникают на Южный Урал и Северный Кавказ. В XVIII – XIX вв. в Сибирь устремились новые потоки русских поселенцев; к концу XIX в. русское население появляется в Средней Азии.

4На заселенной русскими территории сложились историко-культурные зоны, а в них сформировались отдельные группы народа. Они отличались от окружающего их русского же населения особенностями либо в языке, либо в бытовой культуре, либо по внешнему облику, но при этом сохраняли общерусское самосознание. В Европейской России выделяются северорусская, южнорусская зоны и средняя полоса между ними.

Особую этносословную группу русских составляло казачество. В его формировании в разных районах приняли участие (кроме русских) и др. народы. Наиболее известны донские, кубанские, терские, яицкие (уральские) казаки в Европейской России; забайкальские, амурские, уссурийские – в Сибири и на Дальнем Востоке. От русского сельского населения казаки отличались по своему социальному положению. За несение постоянной военной службы они получали большие земельные наделы и др. привилегии. Владельцем всех получаемых от государства земель считалось войско. У казаков выработалось собственное самосознание – чисто казачьи представления о личной свободе и независимости своего войска. Между собой казаки разных регионов (Дона, Кавказа, Сибири и др.) также различались.

7Основное занятие русских – земледелие. Основная зерновая культура – озимая рожь, в южных районах – просо и пшеница (озимая и яровая), в северных – яровые ячмень и овес. С глубокой древности возделывали лен и коноплю, дающие волокно и масло.

В XIX в. cначала в помещичьих, затем и в крестьянских хозяйствах образовались районы товарного животноводства.

Древнейшим восточнославянским жилищем были землянки. В X– XIIIвв. они сменялись наземной срубной постройкой, которая делилась на 2 помещения – избу и сени. Характерной для всех русских, как и для других восточных славян, особенностью избы была русская печь – большое глинобитное, позднее – кирпичное сооружение универсального назначения (для обогрева, приготовления пищи, сна, а там, где не было отдельных бань, – для мытья, и др.). Местоположение печи определяло внутреннюю планировку основного помещения жилища, которое и называлось избой.

К XVIII–XIX вв. сложились региональные варианты жилища, различавшиеся по материалу и технике строительства, высотности, внутренней планировке, внутреннему и внешнему убранству избы.

3Традиционная русская одежда шилась из домотканных льняных, конопляных и шерстяных тканей. Основная мужская одежда – штаны и рубаха, подвязанная поясом. Около XV– XVI вв. сформировался тип косоворотки с разрезом слева, получивший название русской рубахи. Древний тип женского костюма русских – длинная, подвязанная поясом рубаха и несшитая юбка. Около XVI в. появляется сарафан. И мужчины, и женщины носили различные типы верхней распашной одежды: кафтаны, охабни, жупаны, шубы, телогреи и др.

Основой питания русских были мучные изделия разнообразных видов. Из них основным видом были хлеб из кислого теста, реже – из пресного, а также различные пироги. Помимо хлеба широко распространены были крупы (овсяная, пшеничная, гречневая), из которых готовили каши. Из овощных культур наиболее употребительны капуста, лук, морковь, свекла, репа, горох, с начала XIX в. – картофель. Из мясных продуктов повсеместно предпочитали говядину, телятину, в северных районах и баранину, в южных – свинину; везде питались мясом птиц. Более употребительны, чем мясные, были молочные продукты. Рыба (речная, озерная, морская) также занимала большое место в рационе.

Праздничный календарь русских на протяжении многовековой истории не был стабильным. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое. Наиболее заметные изменения он претерпел трижды – после Крещения Руси, в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, т. е. в переломные периоды в истории русского народа. Первыми возникли праздники, связанные с земледельческим календарем. В отличие от праздников, появившихся позже, они имели преимущественно магический характер (Календарные праздники и обряды). С принятием Христианства на Руси появились и новые праздники – церковные (Святки, Рождество, Крещение, пасха, Троица и т.д. ). Кроме общих календарных праздников бытовало множество местных и связанных с ними обрядов и обычаев. К ним относятся праздники престольные, обетные, съезжие, деревенские, уличные, местные ежегодные гуляния и др. Важное значение имели обряды и обычаи «семейного цикла» – свадебные, родильно-крестильные, похоронно-поминальные.

5Русское народное искусство восходит к искусству Древней Руси, вобравшему в себя художественные традиции славянских, тюркских, финно-угорских народов, а также черты искусства Скандинавии, Византии, романского искусства Западной Европы и Востока. В допетровской России древняя художественная традиция была единой для всех социальных слоев, с начала XVIII в. она стала достоянием главным образом крестьянского искусства. Одним из повсеместно развитых его видов были узорное ткачество и вышивка. Особым видом текстильного искусства являлось плетение кружев.

Художественное литье и ковка металла существовали на Руси с раннего средневековья. Высочайшего развития достигло ювелирное искусство. Еще с домонгольской Руси существовали сложнейшие ювелирные техники: перегородчатая эмаль, чернь, зернь и скань.

Производство художественной керамики тоже восходит к домонгольскому периоду (посуда, изразцы, фигурная керамика).

Резьба по дереву относится к самому традиционному виду русского народного искусства – деревянные изделия, декор крестьянских изб, изготовление и украшение утвари. Художественная резьба по кости была особенно развита на Русском Севере. Камнерезное искусство появилось в домонгольской Руси – иконки-образки, фасадная резьба зданий, архитектурный орнамент в каменном зодчестве, скульптура.

В XVIII в. возникло новое для России искусство лаковой миниатюры в изготовлении картин, орнаментированных шкатулок и т.п., а также лаковая роспись по металлу. Многое из народного прикладного искусства дожило до наших дней.

Русские оказали значительное влияние на культурное развитие других народов России и прежде всего родственных им украинцев и белорусов. Это объясняется ведущей ролью русских в политической и экономической жизни в период средневековья, этнической близостью этих народов, общим древнерусским наследством, их постоянным культурно-хозяйственным взаимодействием и взаимовлиянием.

6

 

 

Источники:

Русские: этносоциологические очерки / Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Ин-т нац. проблем образования ; [Ю. В. Арутюнян и др.]. – Москва: Наука, 1992. – 461 с. ;

Русские / Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; Отв. ред.: Александров В. А. и др. – Москва: Наука, 1999. – 827 с.: ил. – (Народы и культуры) ;

Расы и народы / [науч. ред. Л. М. Минц]. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 638 с. : ил.; 26 см. – (Иллюстрированная энциклопедия "Руссика") ;

Русские: этносоциологические исследования / [Ю. В. Арутюнян и др.; отв. ред. и сост.: Ю. В. Арутюнян]; Рос. акад. наук, Ин-т социологии. – Москва: Наука, 2011. – 189 с.: ил. ;

Народы России: энциклопедия / [редкол.: Александров В. А. и др.; гл. ред. Тишков В. А.]. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 1994. – 479 с. : ил. ;

Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Науч.-редсовет: Ю. С. Осипов (предс.) [и др.]. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2004. – 1007 с.

Контакты

Национальная библиотека Удмуртской Республики

Отдел социогуманитарной и естественнонаучной литературы

Заведующая отделом: Юшина Ольга Александровна

Адрес: г. Ижевск ул. Удмуртская, 199

Телефон: (3412) 97-22-70

E-mail: ecocenter@unatlib.org.ru