8 октября
130 лет со дня рождения (1892–1941) Марины Ивановны Цветаевой, русского поэта, прозаика, драматурга. М. И. Цветаева родилась в Москве в интеллигентной семье.
Творчество М. И. Цветаевой развивалось в русле традиции акмеизма. Ее лирике свойственны исповедальность, эмоциональная экспрессия и гиперболизм образов. Это поэзия не переживаний, а страстей и аффектов. Проявившиеся уже в ранней лирике постоянные мотивы одиночества, отверженности, отчуждения подкреплялись дальнейшими обстоятельствами ее жизни. Разлученная с мужем-белогвардейцем революцией и Гражданской войной, Цветаева в 1922 г. эмигрировала из Советской России, чтобы с ним соединиться. В 1939 г. вернулась на родину, где скоро потеряла своих близких (аресты мужа и дочери). Доведенная до отчаяния, М. И. Цветаева покончила жизнь самоубийством.
Основные произведения: книги стихов «Разлука» (1922), «Психея» (1923), «Ремесло» (1923), «Поэма Горы» и «Поэма Конца» (1924), «После России» (1928), поэма «Крысолов» (1925–1926), трагедия «Федра» (1927). Большинство прозаических произведений М. И. Цветаевой написаны в жанре эссе: «Искусство при свете совести», «Мой Пушкин», «Поэт и время» и др.
Источники:
1. Кудрова И. В. Марина Цветаева: беззаконная комета: биография: / Ирма Викторовна Кудрова. – Москва : АСТ ; Редакция Елены Шубиной, 2017 ;
2. Поликовская Л. В. Тайна гибели Марины Цветаевой / Людмила Владимировна Поликовская. – Москва: Яуза ; Эксмо, 2010 ;
3. Саакянц А. А. Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица – феникс / Анна Александровна Саакянц. – Москва: Центрполиграф, 2002 ;
4. Швейцер В. А. Быт и бытие Марины Цветаевой / Виктория Александровна Швейцер. – [3-е изд.]. – Москва: Молодая гвардия, 2009 ;
5. Эфрон А. С. Моя мать – Марина Цветаева : / Ариадна Сергеевна Эфрон. – Москва: Алгоритм, 2016 ;
6. Точка доступа
14 октября
280 лет со дня рождения (1742–1791) Якова Борисовича Княжнина, русского драматурга, поэта и переводчика.
Я. Б. Княжнин родился в дворянской семье псковского вице-губернатора Б. И. Княжнина. До 16 лет воспитывался дома, а затем был отправлен в Петербург, в гимназию при Академии наук.
Его литературная деятельность начиналась под влиянием творчества А. П. Сумарокова, учеником которого он считал себя. Я. Б. Княжнин – автор трагедий, комедий и комических опер, многие из которых представляли собой переделки французских образцов. Он автор шуточной поэмы «Бой стихотворцев» (1765), трагедий «Дидона» (1769), «Росслав» (1783), комедий и комических опер «Хвастун» (1786), «Скупой», «Несчастье от кареты». Издание «Вадима Новгородского» – первой русской антимонархической трагедии, написанной Я. Б. Княжниным, – свыше ста двадцати лет находилось под запретом.
Творчество Я. Б. Княжнина оказало глубокое влияние на формирование гражданской поэзии начала XIX века.
Источники:
1. Бархатов А. А. Наддворный советник: повесть о Якове Княжнине / Алексей Александрович Бархатов; художник О. Жигарев. – Москва: Лепта, 1994 ;
2. Кулакова Л. И. Яков Борисович Княжнин: 1742–1791 / Любовь Ивановна Кулакова. – Москва–Ленинград: Искусство, 1951 ;
3. Точка доступа
4. Точка доступа
5 сентября
205 лет со дня рождения (1817–1875) Алексея Константиновича Толстого, русского поэта и драматурга.
А. К. Толстой родился в Санкт-Петербурге. Его отец, Константин Толстой, происходил из старинного дворянского рода, служил советником в Государственном ассигнационном банке.
У А. К. Толстого множество произведений, которые знают только специалисты, но есть и всенародно известные. Это романсы на его стихотворения: «Колокольчики мои, цветики степные», «Средь шумного бала», «Звонче жаворонка пенье» и др. Не менее известен А. К. Толстой и балладами на темы русской истории, историческим романом «Князь Серебряный» (1863) и драматической трилогией (1866–1870) «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Среди его главнейших поэм – «Иоанн Дамаскин» и «Дракон». А. К. Толстой – автор ряда сатирических произведений, в том числе комической истории России, где высмеивается российская тоска по порядку.
В том же насмешливом роде А. К. Толстой и его двоюродные братья Жемчужниковы писали под коллективным псевдонимом Козьма Прутков. Последним произведением А. К. Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник».
Источники:
1. Ю. И. Когинов Отшельник Красного Рога: исторический роман в двух повестях: [о А. К. Толстом] / Юрий Когинов. – Москва : Советский писатель, 1992. – 431 с. ;
2. А. М. Крюкова А. Н. Толстой и русская литература: творческая индивидуальность в литературном процессе / А. М. Крюкова; отв. ред. В. Р. Щербина; АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Москва : Наука, 1990. – 257 с. ;
3. А. К. Толстой Стихотворения; Поэмы; Князь Серебряный; Сочинения Козьмы Пруткова / Алексей Константинович Толстой. – Москва : АСТ, 1999 ;
4. Точка доступа
19 сентября
75 лет со дня рождения (1947) Виктора Владимировича Ерофеева, российского писателя, литературоведа.
В. В. Ерофеев родился в г. Москва в семье дипломата. Окончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ. Работал сотрудником ИМЛИ. Приобрел известность благодаря публикации в журнале «Вопросы литературы» эссе о творчестве маркиза де Сада (1973).
В 1979 г. он был исключен из Союза писателей СССР за участие в организации самиздатовского альманаха «Метрополь», и до 1988 г. его проза не печаталась. Широкий резонанс имела его статья «Поминки по советской литературе» (1990). В. В. Ерофеев – представитель постмодернизма. Автор романа «Русская красавица» (1990), рассказов и коротких повестей, составивших сборники «Тело Анны, или Конец русского авангарда» (1989), «Карманный апокалипсис» (1993) и др. Его произведения переведены на 20 языков мира.
В 1994–1996 гг. в Москве вышло трехтомное собрание сочинений писателя. В. В. Ерофеев – член Союза писателей Русского ПЕН-центра, лауреат премии имени В. В. Набокова (1992), кавалер французского Ордена искусств и литературы (2006).
С февраля 1998 года – автор и ведущий телепрограммы «Апокриф» на телеканале «Культура».
Источники:
1. В. В. Ерофеев / В лабиринте проклятых вопросов / Виктор Владимирович Ерофеев. – Москва : Советский писатель, 1990 ;
2. Точка доступа
3. Точка доступа
4. Точка доступа
26 сентября
90 лет со дня рождения (1932–2018) Владимира Николаевича Войновича, русского писателя.
В. Н. Войнович родился в Сталинабаде (Душанбе), Таджикской ССР. Детские годы писатель провел в Ленинабаде (ныне Худжанд, Таджикистан).
В 1961 г. в журнале «Новый мир» была напечатана его первая повесть «Мы здесь живем», благожелательно встреченная критикой. В 1963 г. появился рассказ «Хочу быть честным», в 1967 году – «Два товарища». Всенародную известность В. Н. Войновичу принесла песня о космонавтах «Заправлены в планшеты космические карты».
В начале 1970-х гг. опубликовал за рубежом роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» и его продолжение – роман «Претендент на престол». За эту публикацию и выступления в поддержку репрессированных писателей и участников правозащитного движения он был исключен из Союза писателей СССР. В 1980–1992 гг. Владимир Войнович жил в ФРГ, затем в США. В 1980-е годы сотрудничал с радио «Свобода». В своих произведениях В. Н. Войнович опирался на традиции сатирической прозы А. Аверченко и М. Зощенко, использовал жанровые формы антиутопии.
В. Н. Войнович автор сатирических повестей «Иванькиада, или Рассказ о вселении писателя Войновича в новую квартиру» (1976), «Путем взаимной переписки»(1979), «Монументальная пропаганда» (2000), романа-антиутопии «Москва 2042» (1987). Заключительная часть трилогии об Иване Чонкине – «Перемещенное лицо» вышла в 2007 г. к юбилею писателя. Произведения В. Н. Войновича были экранизированы и ставились в театрах по авторским сценариям и инсценировкам. В 2010 г. вышла книга его мемуаров «Автопортрет. Роман моей жизни». Книги писателя переведены более чем на 30 языков.
Источники:
1. Войнович В. Н. Владимир Войнович : [сборник / Владимир Николаевич Войнович ; предисловие Н. Ивановой]. – Москва : Эксмо, 2002 ;
2. Точка доступа
3. Точка доступа
7 августа
185 лет со дня рождения (1837–1904) Константина Константиновича Случевского, русского писателя, поэта, публициста.
Литературная деятельность К. К. Случевского на раннем этапе была не столь успешной, как в последние годы жизни. Первые публикации остались незамеченными ни критикой, ни публикой. Перелом произошел в 1861 г., когда К. К. Случевский встретился с А. Григорьевым, на которого его стихи произвели сильное впечатление и вскоре были напечатаны в журнале «Современник». Однако революционные демократы подвергли поэзию К. К. Случевского столь жесткой критике, что он перестал писать и уехал за границу. Только одиннадцать лет спустя его стихи вновь стали появляться в печати.
В 1880–1890 гг. вышли четыре книги его стихотворений и пять книг прозы, три тома географо-этнографических очерков «По северу России», а также поэмы и драматические сцены в стихах на темы современной жизни. В 1902 г. вышла последняя книга стихов «Песни из «Уголка».
Источники:
1. Тахо-Годи Е. А. Константин Случевский. Портрет на пушкинском фоне / Е. А. Тахо-Годи. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2000;
21 августа
230 лет со дня рождения (1792–1865) Петра Александровича Плетнева, русского поэта, литературного критика.
П. А. Плетнев родился в с. Теблеши Тверской губернии, в семье дьякона. Образование юноша получил в тверской семинарии, а затем в Главном педагогическом институте. Позже работал в качестве преподавателя словесности в женских институтах, кадетских корпусах и в Благородном пансионе Санкт-Петербурга. В 1828 г. начал преподавать литературу наследнику российского престола Александру II и великим княжнам. Известность на литературном поприще получил в 1820-х гг. после публикации первых стихов. Они появились на страницах «Соревнователя», «Северных цветов» и ряда других изданий. В поэзии П. А. Плетнев – представитель романтизма.
Близко дружил с А. С. Пушкиным и другими литераторами того времени. П. А. Плетнев – автор мемуарных рассказов, биографического очерка «Александр Сергеевич Пушкин», критических статей о творчестве В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Н. В. Гоголя и др. Известна его деятельность в издании «Литературной газеты» и пушкинского «Современника». С 1932 г. он был профессором русской словесности Петербургского университета, а затем – ректором. Активно занимался изданием сочинений А. С. Пушкина. В свою очередь великий поэт посвятил П. А. Плетневу роман «Евгений Онегин».
Литература:
Плетнев, П. А. Статьи. Стихотворения. Письма / Петр Александрович Плетнев ; [составление, вступительная статья и примечания А. А. Шелаевой ; художник П. С. Сацкий]. – Москва : Советская Россия, 1988.
19 августа
85 лет со дня рождения (1937–1972) Александра Валентиновича Вампилова, советского драматурга, прозаика и сценариста.
А. В. Вампилов родился в с. Черемхово Иркутской области. Учился на филологическом факультете ИГУ. Трудовую деятельность начал на 5 курсе в областной газете «Советская молодежь», проработав в ней вплоть до 1964 г.
Литературным дебютом была книга юмористических рассказов «Стечение обстоятельств» (1961), но главным его поприщем стала драматургия. Пьесы А. В. Вампилова заставляют зрителя исповедоваться перед самим собой. Вопросы человеческого несовершенства, предательства и нравственного торга стали главными в творчестве драматурга. Основные произведения: «Двадцать минут с ангелом» (1962), «Прощание в июне» (1964), «Утиная охота» (1967), «Старший сын» (1967), «Прошлым летом в Чулимске» (1972). У тех, кто их читал, они вызывали самые горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или Ленинграде. Но в провинции к 1970 г. уже в восьми театрах шла его пьеса «Прощание в июне».
К 1972 г. отношение столичной театральной общественности к пьесам А. В. Вампилова стало меняться. «Прошлым летом в Чулимске» взял себе для постановки Театр им. М. Н. Ермоловой, «Прощание» – Театр им. К. С. Станиславского. После гибели драматурга стали выходить в свет его книги, театры ставили его пьесы, на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. На его родине был открыт музей, в Иркутске именем А. В. Вампилова назван Театр юного зрителя.
Источники:
1. Смирнов С. Р. Недопетая песня...: Девять сюжетов из творческой лаборатории Александра Вампилова / Сергей Ростиславович Смирнов; [Иркутский областной Фонд А. Вампилова ; Иркутский государственный университет, Кафедра новейшей русской литературы]. – Иркутск: Иркутская областная типография № 1 им. В. М. Посохина, 2005 ;
2. Точка доступа
2 августа
90 лет со дня рождения (1932) Владимира Константиновича Арро, советского и российского писателя, драматурга.
В. К. Арро родился в Ленинграде, ребенком встретил блокаду и в состоянии истощения был вывезен в эвакуацию на Урал. После войны он вернулся на родину и окончил филологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена (1955). Работал директором школы, научным сотрудником НИИ Академии педагогических наук, окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте.
Писать для детей начал в 1960-е гг., когда учительствовал в сельской школе. Работа с детьми дала В. К. Арро материал для повести «Вот моя деревня». Главные герои этой книги, а также повестей «Мой старый дом», «Чиж-Королевич», «Бананы и лимоны», «Белые терема» – это обычные мальчишки и девчонки с их детскими интересами, бедами, мечтами. Впечатлениям военных лет посвящен сборник рассказов для детей «Когда гремели залпы». Также писатель создал целую серию детских познавательных книг – «Аисты в городе», «Сокровища моего города», «Завод как на ладони», «Старый барабанщик».
Будучи учеником драматурга В. Розова, В. К. Арро написал несколько пьес для взрослого читателя.
Источники:
1. Звегинцова Н. В. Арро Владимир Константинович / Н. В. Звегинцова // Русские детские писатели XX века : биобиблиографический словарь / ответственный редактор Г. А. Черная. – Москва: Флинта: Наука, 1997. – С. 33-35;
2. Никольский Б. Об авторе этой книги / Б. Никольский // Повести / В. Арро. – Ленинград : Детская литература, 1982. – С. 2–3 ;
3. Путилова Е. Об этой книге и ее авторе / Е. Путилова // Бананы и лимоны : повести / В. Арро. – Ленинград : Детская литература, 1990. – С. 300–302.
1 июля (18 июня)
115 лет со дня рождения (1907–1982) Варлама Тихоновича Шаламова, русского писателя, журналиста, поэта.
В. Т. Шаламов родился в г. Вологда, в многодетной семье священника. После школы покинул родной город и уехал в Кунцево, где устроился дубильщиком кожи на местный завод. Проработав там два года, он поступил в МГУ.
В 1929 г. В. Т. Шаламова арестовали, осудили и отправили на два года в Вишерский лагерь на Урале. Вернувшись оттуда, писатель сначала трудился разнорабочим, но затем получил должность журналиста в Москве. Через несколько лет в журнале «Октябрь» вышел его первый рассказ «Три смерти доктора Аустино» (1936).
В дальнейшем писателя вновь арестовывают, и еще более десяти лет своей жизни он проводит в лагерях. В 1949 г., окончив фельдшерские курсы, во время очередного заключения он начинает работать в больнице и вновь заниматься литературным трудом. В. Т. Шаламов пишет стихи, которые в дальнейшем войдут в сборник «Колымские тетради» (1956). Через несколько лет он покидает Колыму, живет и работает в Москве. Там он пишет свои знаменитые «Колымские рассказы» (1954–1973), ставшие главным трудом его жизни. В 1961 г. В. Т. Шаламов публикует книгу стихов «Огниво», а в 1971 г. автобиографическое произведение «Четвертая Вологда».
Источники:
1. Есипов В. В. Шаламов: / Валерий Васильевич Есипов. – Москва : Молодая гвардия, 2019 ;
2. Жаравина Л. В. «И верю, был я в будущем» : Варлам Шаламов в перспективе ХХI века : монография / Лариса Владимировна Жаравина. – Москва : Флинта ; Наука, 2014.
3. Шаламов В. Т. Воспоминания / Варлам Тихонович Шаламов. – Москва : АСТ ; Астрель ; АСТОЛ, 2003 ;
4. Точка доступа
23 июля
230 лет со дня рождения(1792–1878) Петра Андреевича Вяземского, русского поэта, литературного критика, историка, переводчика, публициста, мемуариста, государственного деятеля.
П. А. Вяземский родился в г. Москве в княжеской семье. Получил блестящее образование и воспитание.
Первым поэтическим опытом были стихи на французском языке, написанные П. А. Вяземским в 12 лет. Дебютное произведение, вышедшее в печать – «О магии», которое юноша сочинил в 15-летнем возрасте.
П. А. Вяземский проявил себя как автор мемуарных сочинений. Черты дворянского быта, русский национальный характер, анекдоты – все это нашло отражение в таких его замечательных мемуарных зарисовках, как «Допотопная или допожарная Москва», «Воспоминание о графе Ростопчине».
Он тесно сотрудничал с «Литературной газетой» А. Пушкина и А. Дельвига, журналами «Московский телеграф» и «Современник». Уникальным литературным документом являются его записные книжки. П. А. Вяземский – первый биограф Д. Фонвизина, автор исторических очерков о Москве.
Он занимал ряд отечественных государственных постов. Один из основателей Русского исторического общества, ставший его первым председателем. Последние двадцать лет жизни поэт прожил за рубежом почти в полном одиночестве, не найдя общего языка с новым поколением разночинцев-демократов.
Источники:
1. Бондаренко В. В. Вяземский / Вячеслав Васильевич Бондаренко. – Москва : Молодая гвардия, 2014 ;
2. Точка доступа
3. Точка доступа
28 июля
200 лет со дня рождения (1822–1864) Аполлона Александровича Григорьева, русского поэта, переводчика, критика.
А. А. Григорьев родился в Москве. Получив хорошее домашнее образование, он окончил Московский университет первым кандидатом юридического факультета (1842).
В 1846 г. поэт дебютировал книгой «Стихотворения Аполлона Григорьева». В дальнейшем он стихов почти не писал, но много переводил: сочинения Шекспира, Мольера, Гете, Шиллера, Байрона и др. Главным его занятием была литературная критика. С 1850 г. он ведущий критик журнала «Москвитянин», позднее редактировал «Русское слово», сотрудничал с журналами «Время» и «Эпоха». В статьях, посвященных отечественной словесности, А. А. Григорьев утверждал метод «органической критики», ориентированной на эстетическую оценку произведения.
Стихотворения поэта послужили основой песен и городских романсов. Среди них самый популярный – «Две гитары, зазвенев, жалобно заныли…» (1857). Войдя в литературу, когда эпоха романтизма уже закончилась, А. А. Григорьев приобрел репутацию «последнего романтика».
Источники:
20 июня
90 лет со дня рождения Роберта Ивановича Рождественского (1932–1994), советского поэта-песенника.
Р. И. Рождественский родился в д. Косиха на Алтае, в семье военнослужащего.
Печататься начал с середины 1950-х гг. (сборники стихов «Флаги весны» и «Испытание», поэма «Моя любовь»), участвовал в литературных вечерах в Политехническом музее. В поэзии подражал В. Маяковскому и писал в основном гражданскую лирику. Основные поэтические сборники: «Дрейфующий проспект» (1959), «Ровеснику» (1962), «Посвящение» (1970), «За двадцать лет» (1973) и др. Среди лучших поэм Р. Рождественского – «Реквием» (1961), «Письмо в тридцатый век», «Посвящение» (1969).
Всенародную известность Р. И. Рождественский получил как поэт-песенник. Многие его песни были очень известны и популярны в 1960–1980-е годы: «За все тебя благодарю», «Не надо печалиться», «Позвони мне, позвони», «Мои года – мое богатство», «Погоня», «Мгновения» и др.
Р. И. Рождественский занимался переводами и публицистикой, а в последние годы жизни издал первый поэтический сборник В. Высоцкого и ранее запрещенные стихи О. Мандельштама и М. Цветаевой.
Источники:
1. Рождественская Е. Р. Жили-были, ели-пили.. : семейные истории / Екатерина Рождественская. – Москва : Эксмо, 2020. – 431 с. ;
2. Мальгин А. В. Роберт Рождественский: очерк творчества / А. В. Мальгин. – Москва : Художественная литература, 1990. – 204 с. ;
3. Точка доступа
4. Точка доступа
18 июня
210 лет со дня рождения (1812–1891) Ивана Александровича Гончарова, русского прозаика, критика.
И. А. Гончаров родился в Симбирске в состоятельной купеческой семье. По окончании Московского университета он служил в департаменте внешней торговли Министерства финансов в Санкт-Петербурге.
В 1856 г. был назначен цензором, проявляя на этом поприще сочувственное отношение к прогрессивным явлениям литературы: способствовал новому изданию запрещенных в течение нескольких лет «Записок охотника» И. Тургенева, сборника стихотворений Н. Некрасова, разрешил к печати роман А. Писемского «Тысяча душ». В 1865 г. стал членом Совета по делам печати.
Как писатель формировался в русле «натуральной школы». Вершиной творчества явились романы «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859) и «Обрыв» (1869). И. А. Гончаров автор очерков и литературно-критических статей: «Мильон терзаний», «Слуги старого века» и др. Его произведения – художественная летопись русской жизни 1840–1860-х гг. XIX века.
В творчестве И. А. Гончарова глубоки традиции А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. Шиллера. Он заложил основы русского социально-психологического романа, дав его классический вариант.
Источники:
1. Гончаров без глянца / [составитель, вступительная статья П. Е. Фокин]. – Санкт-Петербург : Амфора ; ТИД Амфора, 2013. – 318 с. ;
2. И. А. Гончаров в воспоминаниях современников : [сборник / подготовка текста и примечаний А. Д. Алексеева, О. А. Демиховской; ответственный редактор Н. К. Пиксанов; вступительная статья А. Д. Алексеева]. – Ленинград : Художественная литература, Ленинградское отделение, 1969. – 320 с. ;
4. Точка доступа
5. Точка доступа
15 июня
155 лет со дня рождения (1867–1942) Константина Дмитриевича Бальмонта, русского поэта, критика.
К. Д. Бальмонт родился в д. Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в небогатой дворянской семье. Учился на юридическом отделении московского университета. Учеба там длилась недолго, через год его исключили за участие в студенческих беспорядках.
К. Д. Бальмонт один из самых ярких представителей символизма, классик литературы Серебряного века. Литературную деятельность начал в 1890-е гг. (книги стихов «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина»). Вершина творчества – поэтический сборник «Будем как солнце» (1903). Его поэзия отличается музыкальностью. Не случайно свыше 150 стихотворений К. Д. Бальмонта было положено на музыку. Он жил преимущественно во Франции, много путешествовал, совершил кругосветное плавание. Вернулся на родину после начала Первой мировой войны.
С энтузиазмом воспринял революционные события 1917 г., но, разочаровавшись в советской власти, в 1920 г. уехал в Париж, где провел остаток дней. Он издал несколько книг стихов, эссе, сотрудничал с журналами русской эмиграции.
К. Д. Бальмонт известен как переводчик поэзии Э. По, О. Уайльда, поэмы Ш.Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Источники:
1. Гарин И. И. Серебряный век : в 3 томах / И. Гарин. – Москва : Терра, 1999. – Т. 1 : Анненский, Сологуб, Вячеслав Иванов, Бальмонт, Гиппиус. – 1999. – 715 с.;
2. Эллис (Кобылинский Л. Л.). Русские символисты : Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый / Эллис (Л. Л. Кобылинский) – Томск : Водолей, 1998. – 287 с.
3. Русская литература XX века, 1890–1910 : в 2 книгах / под редакцией С. А. Венгерова. Кн. 1., [т. 1, т. 2]. – Москва : XXI век – Согласие, 2000 – 510 с.
4. Точка доступа
5. Точка доступа
10 мая
90 лет со дня рождения Галины Николаевны Щербаковой (1932–2010), советской и российской писательницы, драматурга.
Г. Н. Щербакова родилась в Дзержинске Донецкой области (Украинская ССР). Школьные годы Щербаковой прошли в немецкой оккупации.
Училась в университете в Ростове. Работала учителем в средней школе, также сотрудничала с периодическими изданиями. Однако вскоре предпочла полностью посвятить себя литературному творчеству.
Г. Н. Щербакова написала более 30 книг, среди которых повести и романы «Дверь в чужую жизнь», «Актриса и милиционер», «Косточка авокадо», «Слабых несет ветер», «Женщины в игре без правил» для взрослых читателей. Это книги самые разные – от сентиментальной драмы до ироничного детектива. Но «визитной карточкой» писательницы стала подростковая повесть «Вам и не снилось», опубликованная журналом «Юность» в 1979 г. Повесть, имевшая невероятный успех, легла в основу столь же удачного художественного фильма режиссера И. Фрэза «Вам и не снилось». Он стал лидером проката и по опросу читателей журнала «Советский экран» был назван лучшим фильмом 1981 г. Повесть Г. Н. Щербаковой рассказывает о первой любви и о том, что взрослые часто рассматривают детей как свою собственность, отказывая им в праве на личный выбор.
Тема трудностей взросления, взаимоотношений подростков с родителями, со сверстниками звучит и в других повестях для юношества – «Отчаянная осень», «Дверь в чужую жизнь», «Мальчик и девочка», «Мандариновый год», «Год Алены».
Источники:
Литература:
Бондарева, А. От доброй породы до Яшкиного рода : Галина Щербакова / А. Бондарева // Вопросы литературы. – 2012. – № 6. – С. 131–141.
Лапина, Т. Е. А вам такое снилось? / Т. Е. Лапина // Литература в школе. – 2011. – № 10. – С. 34–36.
Разумихин, А. Взрослые дети: заботы или забавы? / А. Разумихин // Молодые о молодых : сборник литературно-критических статей молодых критиков / под редакцией В. В. Горбачева. – Москва : Молодая гвардия, 1984. – С. 139–142.
16 мая
135 лет со дня рождения (1887–1941) Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарёва), русского поэта.
И. Северянин родился в г. Петербурге в семье капитана железнодорожного батальона.
Был одним из основоположников «русских реситалей» – выступлений со своими стихами в концертных залах. Не случайно его считали соперником В. Маяковского на эстраде. Он объявил себя футуристом, но прибавил к этому слову местоимение «эго» – свидетельство личной независимости. Первая книга И. Северянина «Громокипящий кубок» (1913) принесла автору ошеломляющий успех. Слава И. Северянина ширилась в процессе его частых турне по городам России. На гребне успеха он выпустил в свет книги: «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Victoria Regia», «Поэзоантракт».
Пиком своего всероссийского признания И. Северянин считал избрание его «королем поэтов» в Политехническом музее в Москве (1918). Лучшая книга зарубежного периода творчества Северянина – «Классические розы» (1931). Из поздних произведений примечательны поэмы «Роса оранжевого часа», «Колокола собора чувств», «Рояль Леандра» и сборник сонетов «Медальоны».
Источники:
1. Бондаренко, В. Г. Северянин : «Ваш нежный, ваш единственный...» / Владимир Григорьевич Бондаренко. – Москва: Молодая гвардия, 2018 ;
2. Шаповалов, М. А. Король поэтов : Игорь Северянин : страницы жизни и творчества (1887–1941) / Михаил Анатольевич Шаповалов. – Москва : Глобус, 1997.
3. Точка доступа
31 мая
130 лет со дня рождения (1892–1968) Константина Георгиевича Паустовского, русского писателя, педагога, сценариста.
К. Г. Паустовский родился в Москве в православной мещанской семье. Образование получил в классической гимназии Киева.
Во времена учебы в гимназии пишет свой первый рассказ «На воде» и публикует в киевском журнале «Огни». В литературную жизни К. Г. Паустовский вошел в начале 1930-х гг., имея за плечами большой жизненный опыт: служил санитаром в Первую мировую войну, участвовал в Гражданской войне, занимался журналистикой. Первое признание ему принесла повесть «Кара-Бугаз» (1932).
С началом Великой Отечественной войны стал работать военным корреспондентом. К. Г. Паустовский – мастер лирической прозы, писал о людях искусства (биографии О. И. Кипренского, Т. Г. Шевченко, И. И. Левитана), о творчестве и писательском ремесле. Этой теме посвящено одно из лучших его произведений – «Золотая роза» (1955). В годы «оттепели» К. Г. Паустовский много сделал для реабилитации репрессированных писателей и издания запрещенных книг, был одним из составителей сборников «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961).
В своем творчестве писатель часто обращался к детской аудитории, создавая для нее сказки, рассказы, повести («Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Заячьи лапы», «Барсучий нос» и др.).
Книги К. Г. Паустовского переведены на все основные языки мира.
Источник:
Литература:
1. Каверин, В. А. Письменный стол. Воспоминания и размышления / Вениамин Александрович Каверин. – Москва : Советский писатель, 1985.
2. Паустовский, К. Г. Наедине с осенью : портреты, воспоминания, очерки / Константин Георгиевич Паустовский. – [2-е изд., доп.] . – Москва : Советский писатель, 1972.
3. Трефилова, Г. П., Паустовский К. Г. Мастер прозы / Галина Павловна Трефилова. – Москва : Художественная литература, 1983.
9 апреля
120 лет со дня рождения (1902–1961) Ольги Васильевны Перовской, русской советской писательницы.
О. В. Перовская родилась в с. Васильевка Мелитопольского уезда Таврической губернии Российской империи. Детство будущей писательницы прошло в Алма-Ате. Училась на биологическом факультете МГУ.
В 1925 г. вышла ее первая и наиболее известная книга рассказов «Ребята и зверята», сразу завоевавшая симпатии маленьких читателей. О. В. Перовская и дальше работала в жанре анималистики для детей. Самые известные ее произведения: «Необыкновенные рассказы об обыкновенных животных», «Бердягинский внучек», «Остров в степи» (в соавторстве с Г. Замчаловым) о заповеднике Аскания-Нова, «Тигренок Васька», «Золотое руно», «Джан – глаза героя» о подготовке собак-поводырей для незрячих. Книги О. В. Перовской носят познавательный характер, отличаются занимательностью сюжета и тонким пониманием психологии животных, показанной через детское восприятие.
В начале 40-х гг. она была репрессирована. Ее приговорили к десяти годам лагерей, которые затем смягчились ссылкой. Книги О. В. Перовской не печатались долгие 15 лет. Полностью был уничтожен весь тираж повести «Остров в степи». Реабилитирована в конце 50-х годов.
Источники:
1. Колядич Т. М. Перовская Ольга Васильевна / Т. М. Колядич // Русские детские писатели XX века: биобиблиографический словарь / ответственный редактор Г. А. Черная. – Москва: Флинта: Наука, 1997. – С. 333–334 ;
2. Перовская Ольга Васильевна // Рассказы об авторах ваших книг : справочник для учителя средней школы / под редакцией М. И. Мещеряковой. – Москва : Мегатрон, 1997. – С. 150–155 ;
3. Рябинин Б. С. Она любила все живое: очерк / Б. С. Рябинин // Ушедшее – живущее: сборник очерков / Б. С. Рябинин. – Москва : Советский писатель, 1985. – С. 276–282.
10 апреля
95 лет со дня рождения (1927–1979) Виля Владимировича Липатова, советского писателя, журналиста, сценариста.
В. В. Липатов родился в г. Чита, в семье интеллигентов. Экстерном окончил Томский педагогический институт, будучи студентом, работал в газете «Красное знамя».
В 1956 г. были опубликованы его первые рассказы «Двое в тельняшке» и «Самолетный кочегар» в журнале «Юность». В. В. Липатов писал о людях, которых довелось увидеть и узнать в родном краю, в селах, рабочих поселках и городах, лежащих на берегах Оби и Кети.
Проза В. В. Липатова, как правило, близка жанру производственного романа, однако в контексте советской производственной прозы его сочинения выглядели достаточно проблемными и психологически достоверными. Наибольшую известность принесли В. В. Липатову повесть «Сказание о директоре Прончатове», роман «И это все о нем» (и сценарий одноименного телефильма), стал лауреатом премии Ленинского комсомола, а также повесть «Деревенский детектив» и созданные на ее основе киносценарии трилогии о деревенском милиционере Анискине.
В 1971 г. вышла в свет повесть «Еще до войны», которая считается одной из его лучших книг.
Источники:
1. Липатов В. В. Еще до войны : повести / Виль Владимирович Липатов. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987 ;
2. Точка доступа
6 апреля
210 лет со дня рождения (1812–1870) Александра Ивановича Герцена, русского писателя, философа, общественного деятеля.
А. И. Герцен родился в Москве. Получил хорошее домашнее образование. С юности отличался начитанностью, свободой и широтой взглядов. А. И. Герцен мастер художественной прозы, яркий публицист, он вошел в историю отечественной культуры как идеолог западничества, первый революционер-социалист.
Живя с 1847 г. в эмиграции, А. И. Герцен основал «Вольную русскую типографию», где печатал запрещенные в России сочинения, издавал политический альманах «Полярная звезда», сборник «Голоса из России», революционную газету «Колокол».
Основные литературные произведения А. И. Герцена: роман «Кто виноват?», повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов» (1840-е).
А. И. Герцен – автор публицистических циклов «Письма из Франции и Италии» (1847–1852), «С того берега» (1847–1850), труда «О развитии революционных идей в России» (1851). Самое значительное произведение – автобиографическая книга «Былое и думы» (1852–1868).
Источник:
1. Герцен А. И. Избранные труды / Александр Иванович Герцен; составитель, автор вступительной статьи и комментариев В. К. Кантор; Институт общественной мысли. – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
2. Дрыжакова Е. Н. Герцен на Западе: в лабиринте надежд, славы и отречений / Елена Николаевна Дрыжакова. – Санкт-Петербург: Академический Проект, 1999.
3. Ломоносов; Грибоедов; Герцен; Сенковский; Писемский: Биографические повествования / составление и под редакцией Н. Ф. Болдырева; послесловие А. Верникова. – Челябинск: Урал-Пресс, 1997.
10 апреля
85 лет со дня рождения (1937–2010) Беллы Ахатовны Ахмадулиной, поэта, переводчика.
Б. А. Ахмадулина родилась в Москве. Не поступив на факультет журналистики МГУ, работала корреспондентом газеты «Метростроевец». Именно здесь были опубликованы первые стихотворения, в т. ч. «Родина» (1955). Известность Б. А. Ахмадулина приобрела в начале 1960-х гг. поэтическими выступлениями в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете, когда возник массовый интерес к поэзии.
Первый опубликованный поэтический сборник «Струна» (1962). Среди других сборников примечательны «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1969), «Свеча» (1977), «Сны о Грузии» (1977) – всего более 200 книг. Б. А. Ахмадулина участвовала в создании литературного альманаха «Метрополь».
Поэтический стиль Б. А. Ахмадулиной отличается утонченным лиризмом, классической ясностью стихотворной формы, сближающей его с традициями акмеизма. Она – автор очерков о поэтах-современниках и эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове. В 1964 г. Б. А. Ахмадулина снялась в фильме В. Шукшина «Живет такой парень», а в 1970 г. появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт».
Источник:
1. Завада М. Р., Белла: встречи вослед: [сборник воспоминаний в беседах: Марина Романовна Завада, Юрий Петрович Куликов. – Москва : Молодая гвардия, 2017 ;
2. Быков Дмитрий Львович, Советская литература: краткий курс: [по материалам уроков для старшеклассников московской школы «Золотое сечение» и лекций для студентов МГИМО] / Дмитрий Быков. – Москва : ПРОЗАиК, 2013. – 412 с.;
3. Точка доступа
15 марта
85 лет со дня рождения (1937–2015) Валентина Григорьевича Распутина, русского писателя.
В. Г. Распутин родился в с. Усть-Уда Иркутской области, в крестьянской семье.
С первых рассказов и повестей, составивших книгу «Человек с этого света» (1967), В. Г. Распутин определился как писатель «деревенской прозы». В художественной прозе – жесткий реалист.
Основные произведения: «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), «Пожар» (1985). В. Г. Распутин – автор многих публицистических статей, посвященных теме сохранения национального менталитета, духовных традиций и культурной самобытности России.
Писатель награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 3 степени, лауреат премии А. Солженицына, Всероссийской литературной премии им. С. Аксакова.
Источники:
1. Курбатов В. Я. Валентин Распутин : личность и творчество / В. Курбатов. – Москва : Советский писатель, 1992. – 172 с.
2. Ковский В. Е. Преемственность : «деревенская тема» в современной литературе / В. Е. Ковский. – Москва : Знание, 1981 . – 64 с.
3. Панкин Б. Д. Страсть к настоящему : литературно-критические статьи и очерки / Б. Д. Панкин. – Москва: Детская литература, 1983. – 382 с.
13 марта
85 лет со дня рождения (1937–2017) Владимира Семеновича Маканина, русского писателя.
В. С. Маканин родился в г. Орске Оренбургской области. Окончил механико-математический факультет Московского государственного университета.
В. С. Маканина называют одним из самых крупных российских писателей современности. Он является мастером бытовой психологической прозы. Из дипломного сценария родился первый его роман «Прямая линия» (1965). В. С. Маканин пишет в основном о современном городе и его обитателях, изображая людей «серединных», погруженных в текущую повседневность с ее разнообразными курьезами. В 1993 г. писатель стал лауреатом Букеровской премии за роман «Стол, покрытый сукном и с графином посередине».
За рубежом у писателя вышло более ста книг. Основные произведения: «Безотцовщина» (1971), «Старые книги» (1976), «Предтеча» (1982), «Отставший» (1984), «Утрата» (1987) и др.
С. М. Маканин член российского СП.
Источники:
1. Русская проза конца XX века: учебное пособие для вузов по специальности 032900 – Русский язык и литература / [В. В. Агеносов и др..]; под ред. Т. М. Колядич]. – Москва: ACADEMIA, 2005. – 420 с.;
2. Точка доступа
3. Точка доступа
24 февраля
130 лет со дня рождения(1892–1977) Константина Александровича Федина, советского писателя.
К. А. Федин родился в г. Саратове в семье торговца. Окончил литературный институт им. А. М. Горького.
Печатался с начала 1920-х годов, примыкал к объединению «Серапионовы братья». Литературную известность приобрел после выхода романа «Города и годы» (1924), посвященного теме интеллигенции и революции. К. А. Федин – автор повестей «Мужики» (1926), «Трансвааль» (1927); романов «Братья» (1928), «Похищение Европы» (1935), «Санаторий Арктур» (1940).
Позже вышли в свет романы «Первые радости» (1945), «Необыкновенное лето» (1948), «Костер» (1965).
В качестве корреспондента «Известий» присутствовал на Нюрнбергском процессе.
К. А. Федин был первым председателем Союза писателей СССР (1958). По инициативе К. А. Федина была запрещена публикация многих произведений.
Источники:
1. Кузнецов М. М. Романы Константина Федина / Михаил Матвеевич Кузнецов. – Москва: Художественная литература, 1973 ;
2. Фрезинский Б. Судьбы Серапионов (Портреты и сюжеты) / Борис Фрезинский. – Санкт-Петербург : Академический проект, 2003.
20 февраля
170 лет со дня рождения (1852–1906) Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, русского писателя, эссеиста, инженера, путешественника. Гарин – псевдоним беллетриста Николая Георгиевича Михайловского.
Н. Г. Михайловский родился в дворянской семье. Окончил Петербургский институт путей сообщения.
В историю литературы вошел как создатель автобиографической тетралогии, посвященной судьбам русской интеллигенции: «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (1906). Среди других сочинений – повести, рассказы, очерки, а также путевые заметки, в которых Н. Г. Гарин-Михайловский описал предпринятое в 1898 г. кругосветное путешествие. Находясь в Корее, составил сборник «Корейские сказки» (1899).
В 1900-х гг. он сотрудничал в издательстве М. Горького «Знание». Кроме того, работая на строительстве крупных железных дорог, Н. Г. Гарин-Михайловский проявил себя и как талантливый инженер-путеец.
Источник:
Н. Г. Гарин-Михайловский в воспоминаниях современников / [составитель и автор примечаний И. М. Юдина]. –Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1983.
10 декабря
200 лет со дня рождения (1821–1878) Николая Алексеевича Некрасова, русского поэта.
Н. А. Некрасов родился в небольшом городке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишен материальной поддержки. Чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев.
В середине 1840-х гг. Н. А. Некрасов приобрел известность как литератор «натуральной школы» и драматург-водевилист, чьи пьесы ставились на императорской сцене. В 1847–1866 гг. он был редактором журнала «Современник». После закрытия журнала Н. А. Некрасов приобрел право на издание «Отечественных записок», с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы он работал над поэмами «Кому на Руси жить хорошо» (1866–1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» 1871–1872), создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875). Лучшие его сочинения характеризуются обращением к фольклорным истокам и традициям русской народной песни.
Для поздней лирики Н. А. Некрасова характерны элегические мотивы: «Три элегии» (1873), «Утро», «Уныние», «Элегия» (1874), связанные с утратой многих друзей, одиночеством, тяжелой болезнью. Свое литературное кредо Н. А. Некрасов выразил в стихотворении «Поэт и гражданин», в котором декларировал идею гражданственности поэзии – звание «гражданин» он считал более почетным, чем звание поэта.
Источники:
1. Жданов В. В. Жизнь Некрасова / В. В. Жданов. – Москва : Художественная литература, 1981. – 239 с. ;
2. Чуковский, К. И. Люди и книги / Корней Иванович Чуковский. – Москва: Художественная литература, 1958 ;
3. Точка доступа
4. Точка доступа
3 ноября
110 лет со дня рождения (1911–1990) Бориса Степановича Рябинина, русского писателя.
Б. С. Рябинин родился в г. Кунгур в семье служащего. Окончил Пермский землеустроительный техникум, работал журналистом и фотокорреспондентом в редакции журнала «Уральский следопыт», газеты «Известия» по Уралу.
Б. С. Рябинин автор сценариев научно-популярных фильмов на тему охраны природы. Кроме того, писатель активно вел природоохранную деятельность. В 1930-х гг. в журнале «Уральский следопыт» он сначала работал фотокорреспондентом и там же стал автором своих первых очерков. Им написаны книги о природе «Чудеса в решете», «Друг, воспитанный тобой», «Друзья, которые всегда со мной», «Рассказы о потерянном друге», «Животные в нашем доме», «Мои друзья».
Б. С. Рябинин много писал о собаках. Став профессиональным кинологом, он получал тысячи писем с вопросами об особенностях содержания собак. Себя он в шутку называл «собачьим» писателем. Его девизом были слова: «Помогай слабым – будешь сильным».
Он участвовал в знаменитой писательской борьбе против переброски северных рек на юг. На съездах Всероссийского общества охраны природы вместе с другими делегатами выступал за создание Государственного комитета по охране природы. С 2001 г. Центральная детская библиотека уральского г. Кунгура, где родился Б. С. Рябинин, носит его имя и проводит ежегодные Рябининские чтения.
Б. С. Рябинин член СП (1939).
Источники:
11 ноября
200 лет со дня рождения (1821–1881) Федора Михайловича Достоевского, русского писателя, мыслителя, философа.
Ф. М. Достоевский родился в Москве в многодетной дворянской семье.
Литературная слава пришла к Ф. М. Достоевскому после публикации романа «Бедные люди» (1846) и последовавших за ним произведений – «Белые ночи», «Неточка Незванова». Пять лет сибирской каторги, последующая служба рядовым отразились в «Записках из Мертвого дома» (1862).
В 1860-е Ф. М. Достоевский издавал журналы «Время» и «Эпоха», печатался как литературный критик и публицист. Но главным поприщем писателя осталась художественная литература. Основные произведения, написанные им в жанре романа: «Униженные и оскорбленные» (1859), «Преступление и наказание» (1866), «Игрок» (1867), «Идиот» (1868), «Бесы» (1870–1872), «Братья Карамазовы» (1878–1880).
Параллельно в 1873 г. Ф. М. Достоевский печатает «Дневник писателя», в котором художественные произведения перемежаются публицистическими статьями и философскими эссе. Идеи Ф. М. Достоевского оказали огромное влияние на искания философской и общественной мысли в России. Он считается классиком мировой литературы, по данным ЮНЕСКО, один из читаемых писателей в мире.
Источники:
1. Достоевский без глянца / [составление и предисловие П. Фокина]. – Санкт-Петербург: Амфора, 2008. – 459, [1] с.– Краткая летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского: с. 449–456 ;
2. Гроссман Л. П. Жизнь и труды Ф. М. Достоевского: биография в датах и документах / Л. Гроссман. – Москва; Ленинград : ACADEMIA, 1935. – 382 с.: ил. ;
22 ноября
220 лет со дня рождения (1801–1872) Владимира Ивановича Даля, русского писателя.
В. И. Даль родился в г. Лугани (современном г. Луганске), где его отец служил врачом. Учился В. И. Даль в Петербурге в Морском кадетском корпусе и был направлен на Черноморский флот. В 1825 г. уволился с флота и поступил на медицинский факультет Дерптского университета.
Под псевдонимом Казак Луганский В. И. Даль публиковал обработки народных сказок, писал очерки и повести, сотрудничал с журналами «Отечественные записки» и «Библиотека для чтения», выпускал книги: сборники рассказов «Солдатские досуги», «Матросские досуги». Писатель собрал столько русских народных сказок, русских народных пословиц и слов, что Н. В. Гоголь назвал его работу «живой и верной статистикой России».
Им собрано более 30 тысяч «Пословиц русского народа», написаны повести и рассказы, составившие 10 томов Полного собрания сочинений, «Очерки русской жизни», произведения для детей, стихи. Интересы Даля были поистине безграничны. Он написал учебники ботаники и зоологии, высоко оцененные естествоиспытателями и педагогами. В 1838 г. Петербургская Академия наук избрала В. И. Даля членом-корреспондентом по отделению естественных наук.
В течение 55 лет В. И. Даль собирал слова, пословицы, поговорки, меткие выражения, которые вошли в «Толковый словарь живого великорусского языка». За этот труд ученый был удостоен звания Почетного академика Петербургской Академии наук, писателю была присуждена Ломоносовская премия.
Источники:
1. Булатов М. А. Собирал человек слова... : повесть о В. И. Дале / М. А. Булатов В. И. Порудоминский. – Москва: Детская литература, 1966. – 224 с.: ил.;
2. В. И. Даль: биография и творческое наследие: биобиблиографический указатель / науч. ред. Р. Н. Клеймёнова, библиогр. ред. Л. М. Кулаева; сост. Н. Л. Юган, К. Г. Тарасов. – Москва: Флинта, 2011. – 809 с.;
3. В. И. Даль: биография и творческое наследие: биобиблиографический указатель / науч. ред. Р. Н. Клеймёнова, библиогр. ред. Л. М. Кулаева; сост. Н. Л. Юган, К. Г. Тарасов. – Москва: Флинта, 2011. – 809 с.;
4. Точка доступа
5. Точка доступа
1 октября
230 лет со дня рождения (1791–1859) Сергея Тимофеевича Аксакова, русского писателя, литературного и театрального критика, мемуариста.
С. Т. Аксаков родился в Уфе и происходил из старинного дворянского рода. Детство прошло в патриархальной помещичьей среде, что оказало глубокое влияние на формирование спокойного, доброжелательного миросозерцания С. Т. Аксакова. Благодаря матери, женщины, по тому времени, очень образованной, он получил прекрасное образование. После обучения в Казанском университете поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова».
Литературная деятельность началась рано. В 19 лет С. Т. Аксаков занимался переводами пьес Ж. Б. Мольера и Ф. Шиллера, печатался в журналах «Вестник Европы», «Московский вестник», газете «Молва». Он автор биографических книг «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858).
Немалый вклад внес С. Т. Аксаков и в развитие детской литературы. Так, совершенно самостоятельное значение имеет приложение к «Детским годам Багрова-внука» – сказка «Аленький цветочек», выдержавшая много переизданий и экранизированная в советскую эпоху. Его перу принадлежат также «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1856), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855).
В своих произведениях С. Т. Аксаков запечатлел выразительные картины помещичьего быта. Художественная жизнь Москвы показана им в книге «Литературные и театральные воспоминания» (1858). Последние годы жизни писатель провел в подмосковном имении Абрамцево.
Источники:
17 сентября
180 лет со дня рождения (1841–1871) Федора Михайловича Решетникова, русского писателя, очеркиста.
Ф. М. Решетников родился в Екатеринбурге. Рано лишился матери, оставшись на попечении своего дяди и тетки. Окончив Пермское уездное училище, служил чиновником в Екатеринбурге и Перми, где сблизился с либеральной интеллигенцией, найдя в В. Г. Белинском и Н. А. Добролюбове своих «нравственных учителей».
Известен, прежде всего, как автор повести «Подлиповцы» (1864). Этот «Этнографический очерк» в двух частях о бедственном положении народа в пореформенной деревне вызвал ожесточенные споры между либеральной и демократической критикой.
В журналах «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки» печатались рассказы и очерки этнографического характера, написанные Ф. М. Решетниковым на материале поездки на Урал. В Петербурге им созданы романы «Горнорабочие» (1866), «Глумовы» (1867), «Свой хлеб» (1870). В своих произведениях одним из первых изобразил зарождение в России рабочего класса.
Источники:
15 августа
85 лет со дня рождения (1936) Владислава Анатольевича Бахревского, русского писателя, поэта, драматурга, публициста, критика.
В. А. Бахревский родился в Горьковской области. Детство прошло в Орехово-Зуеве. Учился на литературном факультете Педагогического института.
Работал корреспондентом районной газеты, сотрудничал с «Литературной газетой», печатался в детских периодических изданиях: «Пионерская правда», «Пионер», «Мурзилка» и др.
Много путешествовал по стране: бывал в Сибири, на Камчатке, Сахалине, в Карелии, на Алтае, в Туркмении, Киргизии, собирая материал для своих книг.
Дебютировал с детской книгой «Мальчик с Веселого» (1960). Сказочной фантазией, юмором расцвечены рассказы и повести «Дворец Золушки», «Нормальная температура», «Собака на картофельном поле», поэтические сборники для детей «Лошадиная поляна», «Золотые к сердечку ключи».
В. А. Бахревский член Союза писателей СССР (1967).
Источники:
1. Турков А. / Предисловие
17 июля
235 лет со дня рождения (1786–1864) Анны Петровны Зонтаг, русской писательницы.
А. П. Зонтаг – племянница знаменитого поэта В. А. Жуковского. Главная ее стихия в творчестве – сказки. Она входила в число ведущих детских писателей середины XIX в.
А. П. Зонтаг начала писать для детей в 1830 г. Ее сказочные повести, собранные в сборники «Волшебные сказки», «Подарок детям», «Сочельник», «Три комедии для детей», «Восточные повести», были непременной частью детского чтения и домашнего воспитания. Особенность ее книг – сочетание занимательности и познавательности.
В ее художественных сюжетах, нередко – детективных, очень ненавязчиво популяризировались знания из разных сфер жизни: природы, ремесел, этики, техники. Писательница была убеждена, что детям нужно чтение с общеполезной информацией, развивающей их интеллект и кругозор. Особый успех имела составленная ею «Священная история для детей, выбранная из Ветхого и Нового завета», которая удостоилась престижной тогда Демидовской премии.
Источники:
1. Анна Зонтаг. – Текст : электронный // LiveLib : сайт (дата обращения: 14.11.2019) ;
2. Зонтаг Анна Петровна. – Текст : электронный // Академик : сайт (дата обращения : 14.11.2019).
3 июля
95 лет со дня рождения (1926–2003) Владимира Осиповича Богомолова, русского писателя.
В. О. Богомолов родился в крестьянской семье в небольшой деревне Кирилловка Московской губернии. Литературная деятельность В. О. Богомолова началась с повести «Иван» (1957), которая принесла автору большую известность. Произведение было переведено на 50 языков и опубликовано более 200 раз. По мотивам повести А. Тарковским был снят черно-белый фильм «Иваново детство» (1962).
В. О. Богомолов является автором серии рассказов: «Первая любовь» (1958), «Сердца моего боль», «Кладбище под Белостоком» (1965), «Зося» (1963). Писатель стал широко известен и очень популярен после выхода романа «В августе сорок четвертого» («Момент истины», 1973), впервые опубликованного в журнале «Новый мир» (1974). Роман переиздавался более 130 раз и был дважды экранизирован. Книги В. О. Богомолова выпущены миллионными тиражами на многих языках.
В 2003 г. ЮНЕСКО наградило писателя медалью и дипломом «За выдающийся вклад в мировую литературу».
Источники:
1. Богомолов В. О. Момент истины; Повести. Рассказы / Богомолов Владимир Осипович; [предисловие И. Дедкова]; ОЛМА медиагрупп. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 396 с.;
2. Бондаренко В. Серебряный век простонародья: книга статей о стержневой русской словесности, об окопной правде, о деревенской прозе и тихой лирике / Владимир Бондаренко. – Москва: ИТРК, 2004. – 509 с.
22 июля
95 лет со дня рождения Сергея Алексеевича Баруздина (1926–1991), русского писателя, поэта.
С. А. Баруздин родился в Москве в семье служащего. Ещё в школьником возрасте увлекся поэзией. Его стихи помещали в школьной стенгазете, в «Пионерской правде», журналах «Пионер» и «Дружные ребята». Стихи оценила Н. К. Крупская, в ту пору заместитель наркома просвещения. Она направила мальчика в литературную студию московского Дома пионеров.
С. А. Баруздин был участником Великой Отечественной войны. В детскую литературу он пришел со стихотворным сборником «Кто построил этот дом» (1950), но поэзией не ограничился. Позднее появились его повести: «Только не завтра», «Первое апреля – один день весны», «Новые Дворики», «Ее зовут Елкой», «Верить и помнить», «Твои друзья – мои товарищи», «Рави и Шаши» и др. За сборник рассказов и повестей «Само собой» удостоен Государственной премии РСФСР им. М. Горького (1983).
Читателям постарше адресована его прекрасная военная проза: роман «Повторение пройденного», повесть «Шел по улице солдат». На посту главного редактора журнала «Дружба народов» многое сделал для публикации на русском языке лучших произведений писателей народов СССР.
С. А. Баруздин член СП (1951).
Источники:
1. Баруздин Сергей Алексеевич // Русские писатели, XXвек : биобиблиографический словарь : в 2-х частях. Часть 1 / под редакцией Н. Н. Скатова. – Москва: Просвещение, 1998. – С. 138–140 ;
2. Орлов Д. К. Сергей Баруздин : очерк творчества / Д. К. Орлов. – Москва : Детская литература, 1976. – 112 с. ;
3. Федоров В. Памятные встречи / В. Федоров // Бойцы моей земли / В. Федоров. – Москва : Современник, 1973. – С. 83–90.
4 июня
200 лет со дня рождения (1821–1897) Аполлона Николаевича Майкова, русского поэта и прозаика.
А. Н. Майков родился в дворянской семье. Художественная атмосфера родительского дома способствовала формированию интересов мальчика, который рано начал рисовать и писать стихи. Его учителем словесности был писатель И. А. Гончаров.
Первые произведения были опубликованы в конце 1830-х гг. В 1842 г. вышел его первый стихотворный сборник. Поэт активно сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки», дружил с В. Г. Белинским, Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым.
С 1850-х гг. А. Н. Майков сблизился с редакцией журнала «Москвитянин», в его творчестве все больше ощущаются консервативные настроения.
В поэзии А. Н. Майков опирался на фольклорные традиции и проявил себя мастером возвышенной лирики. Лучшие произведения – поэмы «Клермонтский собор» (1853), «Странник» (1859), циклы стихотворений «Неаполитанский альбом» (1858) и «Новогреческие песни» (1858).
Его поэма «Два мира» в 1882 г. была удостоена Пушкинской премии. Майков изучал древнерусскую культуру, создал один из лучших переводов «Слова о полку Игореве». Многие произведения А. Н. Майкова были положены на музыку Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским и др.
Источники:
11 июня
210 лет со дня рождения (1811–1848) Виссариона Григорьевича Белинского, русского литературного критика, публициста, философа.
В. Г. Белинский родился в Финляндии в семье уездного врача. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала в Пензенскую губернию. В 1825 г. он стал студентом губернской гимназии. Затем юноша поступил в Московский университет на словесный факультет. Через год учебы в университете он написал свое первое литературное произведение – драму «Дмитрий Калинин» на тему крепостного права. В 1932 г. был отчислен из университета, оставшись без средств к существованию. Начал давать частные уроки и занимался переводами зарубежных произведений.
С 1834 г. В. Г. Белинский печатался в журналах «Телескоп», «Отечественные записки», «Современник».
Как литературный критик В. Г. Белинский разработал теорию реализма, ввел новые понятия для оценки литературного произведения: «верность характеру героя», «современность». Пропагандировал принципы народности, изображение действительной жизни. Заядлый театрал, В. Г. Белинский выразил свое отношение к сцене в знаменитых строках: «Любите ли вы театр, как люблю его я?».
Творчество В. Г. Белинского, признанное при жизни, приобрело особое влияние после его смерти, в период либеральных реформ середины XIX в. «Честным сеятелем добра» назвал В. Г. Белинского Н. А. Некрасов в стихотворении, посвященном памяти великого критика.
Источники:
3 мая
70 лет со дня рождения (1951) Татьяны Никитичны Толстой, российской писательницы, публициста, телеведущей.
Т. Н. Толстая родилась в г. Ленинград в литературной семье. Является внучкой по одной линии – писателя А. Толстого и поэтессы Н. Крандиевской, по другой – известного литературного переводчика М. Лозинского.
Долгое время она жила в США, преподавала литературу в колледжах и университетах, сотрудничала с газетами «Московские новости» и «Русский телеграф». Вышедший в 2000 г. роман «Кысь» вызвал много откликов и стал очень популярен. До этой книги Т. Н. Толстую знали как автора четырех сборников рассказов: «На золотом крыльце сидели», «Любишь – не любишь», «Сестры», «Река Оккервиль». После «Кыси» стали появляться сборники перепечатываемых рассказов и журнально-газетных эссе, изредка появляются и новые творения. Т. Н. Толстая занимается литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.
Источники:
1. Одиннадцать бесед о современной русской прозе: интервью журналистки Кристины Роткирх с российскими писателями / под редакцией Анны Юнггрен и Кристины Роткирх. – Москва: Новое литературное обозрение, 2009. – 146 с.;
2. Проза новой России: в 4 т. Т. 4 / составитель Е. Шубина. – М.: Вагриус, 2003. – 432 с. ;
3. Толстая Т. Н. Девушка в цвету: / Татьяна Толстая. – Москва: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017 (макет 2018). – 348 с. – (Эксклюзивная новая классика) ;
3. Толстая Т. Н. «На золотом крыльце сидели...»: рассказы / Толстая Татьяна Никитична; послесловие А. Михайлова. – Москва: Молодая гвардия, 1987. – 189, 3 с.: ил. – (Молодые голоса) ;
4. Толстая, Т. Н. Не кысь: [рассказы, статьи, эссе и интервью]. – М.: ЭКСМО, 2004. – 606, [1] с.
5. Толстая Т. Н. Река Оккервиль: рассказы / Толстая Татьяна Никитична. – Москва: Подкова; Эксмо, 2006. – 462, [1] с.
15 мая
130 лет со дня рождения (1891–1940) Михаила Афанасьевича Булгакова, русского писателя, драматурга, театрального режиссера и актера.
М. А. Булгаков родился в многодетной семье доцента Киевской духовной академии. С 1901 г. будущий писатель получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В 1909 г. поступил в Киевский университет на медицинский факультет.
В 1921 г. М. А. Булгаков переезжает в Москву. Он активно занимается литературной деятельностью, начинает сотрудничать со многими периодическими изданиями Москвы: «Гудок», «Рабочий» и др., принимает участие в заседаниях литературных кружков.
Литературная известность пришла к М. А. Булгакову в начале 1920-х гг. Ранние его сочинения: цикл рассказов «Записки юного врача», повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце», роман «Белая гвардия».
После премьеры в Московском Художественном театре пьесы «Дни Турбиных» (1926) он стал репертуарным драматургом. Однако в 1929 г. его пьесы были запрещены. В 1930-е гг. М. А. Булгаков работал режиссером-ассистентом МХАТа, писал инсценировки и оперные либретто. Главным делом писателя стал философский роман «Мастер и Маргарита», над которым он работал до последних дней. Роман является наиболее обсуждаемым и важным произведением в биографии и творчестве писателя.
Творчество М. А. Булгакова получило широкую известность спустя 30 лет после смерти, когда были опубликованы «Мастер и Маргарита» и многие другие сочинения.
Источники:
1. Соколов Б. В., Булгаковская энциклопедия / Б. В. Соколов. – Москва: Локид: Миф, 1996. – 584 с.;
2. Соколов Б. В., Булгаков: энциклопедия: персонажи, прототипы, произведения, друзья и враги, семья / Б. В. Соколов. – Москва: Эксмо, 2005. – 827 с. ;
3. Чудакова М. О., Жизнеописание Михаила Булгакова / Чудакова Мариэтта Омаровна. – Москва: Книга, 1988. – 492 с. – (Писатели о писателях) ;
4. Точка доступа
Национальная библиотека Удмуртской Республики
Отдел обслуживания, сектор универсальной литературы
Заведующая сектором: Юшина Ольга Александровна
Адрес: г. Ижевск ул. Советская, 11
Телефон: (3412) 65-22-71 (доб. 125)
E-mail: sul@unatlib.ru