18 июля
90 лет со дня рождения (1933–2017) Евгения Александровича Евтушенко, российского поэта.
Е. А. Евтушенко родился на станции Зима в Иркутской области в семье геологов, которые привили ему любовь кчтению и поэзии.
Е. А. Евтушенко стал одним из лидеров поколения «оттепели», собиравшим, наряду с Андреем Вознесенским, Беллой Ахмадулиной и Робертом Рождественским, полные залы слушателей на вечерах поэзии в Политехническом музее. Самый переменчивый поэт своего времени, он то бросал вызов власти (поэма «Бабий Яр», стихотворения «Наследники Сталина», «Танки идут по Праге»), то создавал произведения в верноподданническом духе (поэма «Братская ГЭС»). С 1980-х гг. Е. А. Евтушенко писал киносценарии и снимал фильмы как режиссер, обращался к мемуарной прозе («Волчий паспорт»). После распада Советского Союза переехал в США.
Источники:
1. Евтушенко Е. А. Шестидесантник: мемуарная проза / Евгений Александрович Евтушенко. – Москва : Зебра Е, 2006. – 831 с.
2. Фаликов И. З. Евтушенко: love story: / Илья Зиновьевич Фаликов ; [редактор Л. С. Калюжная]. – Москва : Молодая гвардия, 2014. – 700, [2] с., [16] л. ил., портр. : факс. – (ЖЗЛ. Биография продолжается...). – Осн. даты жизни и творчества Е. А. Евтушенко : с. 684–695 ;
3. Точка доступа
4. Точка доступа
14 июля
280 лет со дня рождения (1743–1816) Гавриила Романовича Державина, русского поэта, государственного деятеля.
Г. Р. Державин был губернатором Олонецкой, а затем Тамбовской губернии, сенатором, кабинет-секретарем Екатерины II, министром юстиции Российской Империи, но в первую очередь его имя ассоциируется с поэзией. Г. Р. Державин писал оды, посвященные историческим событиям и конкретным личностям, эпиграммы, лирические стихотворения, в которых с любовью описана русская природа. Поэзии Г. Р. Державина присуще стремление возвеличить человека, он считал, что в основе искусства должно быть стремление к высокой истине. Предназначение поэта для Г. Р. Державина – обличение дурного и прославление великого.
С 1811 года Г. Р. Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литературный стиль. Однако это не помешало ему увидеть и высоко оценить талант юного А. С. Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее.
Источники:
1. Аверинцев С. С. Поэты: сборник статей / Сергей Сергеевич Аверинцев. – Москва : Языки русской культуры, 1996. – 364 с. – (Язык. Семиотика. Культура). – Лит. : с. 355–364 ;
2. Ходасевич В. Ф. Державин / Владислав Фелицианович Ходасевич; [вступительная статья, комментарии А. Л. Зорина]. – Москва : Книга, 1988. – 326 с. : ил. – (Писатели о писателях). – Библиогр. в примеч. : с. 317–327.
6 июня
224 года со дня рождения (1799–1837) Александра Сергеевича Пушкина, величайшего русского драматурга, поэта, прозаика и публициста.
А. С. Пушкин родился в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.
Поступил в только что открытый Царскосельский лицей. В чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».
Автор бессмертных произведений в стихах и прозе: романов «Евгений Онегин», «Дубровский», известных поэм «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», повести «Пиковая дама» и многих других, а также сказок для детей. Гениальность А. С. Пушкина не только в том, что он поднял на недосягаемую высоту ценность простого русского слова и поэтического слога. Он стал основателем качественно нового искусства, сравнимого лишь с лучшими образцами мировой литературы. Язык Пушкина, сочетающий книжные нормы с живыми, разговорными, до сих пор остается основой русского литературного языка. Художественные открытия Пушкина определили и предвосхитили многое в дальнейшем развитии не только русской литературы (творчество Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др.), но и почти всех областей русского искусства и духовной культуры XIX–XX вв.
6 июня отмечается Пушкинский день в России.
Эта Ежегодная памятная дата установлена указом Президента Российской Федерации от 21 мая 1997 года № 506 «О 200-летии со дня рождения А. С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России». В советское время она отмечалась как Пушкинский праздник поэзии.
Источники:
1. Анненков П. В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина / Павел Анненков ; [послесловие М. Филина]. – Москва : Терра-Книжный клуб, 2007. – 461, [2] с. – (Я люблю Пушкина).
2. Вересаев В. В. Пушкин в жизни : [систематический свод подлинных свидетельств современников] ; Спутники Пушкина / Викентий Викентьевич Вересаев. – Москва : Астрель : АСТ, 2011. – 1757, [1] c.;
3. Гаспаров Б. М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка / Б. М. Гаспаров. – Санкт-Петербург : Академический Проект, 1999. – 396 с. – (Современная западная русистика). – Цитируемая лит. : с. 361–386.
4. Гейченко С. С. У Лукоморья : Пушкин – Михайловское : рассказы хранителя Пушкинского заповедника / С. С. Гейченко. – Санкт-Петербург : [б. и.], 2013 [т. е. 2012]. – 470 с. : ил., портр. – ISBN 978-5-9904078-1-7.
5 июня
85 лет со дня рождения (1938) Альберта Анатольевича Иванова, российского писателя, сценариста.
А. А. Иванов родился в п. Ожерелье Московской области в семье учителей. Окончил филологический факультет Воронежского государственного университета и сценарный факультет ВГИКа.
Его первые книги, веселые и захватывающие, – «Король дзюдо», «Летучий голландец, или Причуды водолаза Ураганова», «Обычные приключения «олимпийца» Михаила Енохина», «Свистать всех наверх!». Потом вышли его удивительные сказочные повести «Записки звездочета Сириуса», «Лилипут – сын великана», сборники сказок «Крылья, ноги и хвосты», «Хитрая ворона», «Раз – горох, два – горох». По ним поставлены и многие талантливые мультфильмы.
По его сценариям сняты известные картины: «Лестница», «Свистать всех наверх!», «Семь стариков и одна девушка», «Поговорим, брат...», «Три дня в Москве», «Раз на раз не приходится». Сегодня его книги изданы общим тиражом 15 млн экземпляров и переведены на 11 языков.
А. А. Иванов избран действительным членом Академии российской словесности и Академии российской литературы. Награжден Пушкинской медалью «Ревнителю просвещения».
Иванов А. А. член союза писателей СССР (1966).
Источники:
1. Иванов А. А. Старая немецкая сказка или Игра в войну : повести и рассказ / Альберт Анатольевич Иванов ; предисловие Н. Богатыревой ; художник Г. Мазурин. – Москва : АСТ : Астрель, 2007. – 191 с.: ил. – (Внеклассное чтение) ;
2. Точка доступа ;
3. Точка доступа.
26 мая
85 лет со дня рождения (1938) Людмилы Стефановны Петрушевской, российской писательницы.
Л. С. Петрушевская родилась в Москве, в семье служащего. Окончила факультет журналистики МГУ.
В середине 1960-х гг. начала писать рассказы, с середины 1970-х – пьесы. Первая книга вышла в 1988 г. По сценариям Л. С. Петрушевской было снято несколько мультфильмов, в том числе знаменитая «Сказка сказок» Ю. Норштейна. В своих рассказах, пьесах, романах и даже сказках Л. С. Петрушевская пишет об обыденной жизни и ее абсурдности. Среди самых известных произведений писательницы – «Три девушки в голубом», «Уроки музыки», «Свой круг», «Сказки для всей семьи».
Пьесы и проза Л. С. Петрушевской были опубликованы более чем в тридцати странах мира на многих языках. Писательница – член Русского ПЕН-центра, лауреат многих премий. У нее было несколько персональных выставок живописи, работы хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Многие книги Л. Петрушевской иллюстрированы ее акварелями.
Источники:
1. Петрушевская Л. С. Волшебные истории. Завещание старого монаха. – Москва : Э, 2018. – 316 с. : ил. ;
2. Петрушевская Л. С. Как много знают женщины : повести, рассказы, сказки, пьесы. – Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Астрель-СПб, 2013. – 890, [3] с.
3. Петрушевская Л. С. Нагайна, или Измененное время. – Москва : Эксмо, 2019. – 410 с. : ил.
4. Точка доступа
12 мая
90 лет со дня рождения (1933–2010) Андрея Андреевича Вознесенского, российского поэта, публициста, художника и архитектора.
А. А. Вознесенский родился в Москве. Окончил Московский архитектурный институт.
В четырнадцатилетнем возрасте показал свои стихи Б. Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу.
А. А. Вознесенский был одним из лидеров нового поколения поэтов –«шестидесятников», постоянным участником литературных вечеров в Политехническом музее в Москве. Большое влияние на него оказала экспериментальная поэзия футуристов, прежде всего поэзия В. Маяковского и Б. Пастернака. Стихи А. А. Вознесенского шокировали необычными ритмами, дерзкими метафорами и парадоксальными неологизмами. Поэт подвергался резкой критике со стороны Н. С. Хрущева.
А. А. Вознесенский автор сборников и циклов стихов «Мозаика», «Парабола», «Треугольная груша», «Антимиры», «Витражных дел мастер». На его стихи написаны многие популярные эстрадные песни, рок-опера «Юнона и Авось», в Театре на Таганке поставлен спектакль «Антимиры».
Источники:
26 мая
115 лет со дня рождения (1908–1986) Алексея Николаевича Арбузова, советского драматурга.
А. Н. Арбузов родился в Москве в дворянской семье. В результате сложных семейных обстоятельств А. Н. Арбузов с одиннадцати лет бродяжничал, попал в колонию для «трудных» детей. Случайно ему довелось увидеть спектакль «Разбойники» по произведению Ф. Шиллера, который показывали для красноармейцев, уходивших на фронт. Впечатление Арбузова было огромным, он получил определяющий жизненный ориентир.
Как драматург А. Н. Арбузов заявил о себе в конце 1930-х гг., откликнувшись на самые значительные события тех лет: коллективизацию («Шестеро любимых»), строительство московского метро («Дальняя дорога»). Пьесы «Домик на окраине», «Ночная исповедь», «Мой бедный Марат», «Годы странствий» – отклик на события Великой Отечественной войны.
По-настоящему знаменитым драматурга сделала пьеса «Таня». Для творчества А. Н. Арбузова характерны как аспекты повседневной жизни современников, так и тяготение к острым ситуациям, нестандартным ярким характерам, «сиюминутно-бытийный» и высший, вневременной пласты сценического повествования. Став признанным мастером, А. Н. Арбузов поддерживал начинающих литераторов: А. Володина, А. Вампилова, Л. Петрушевскую.
Источники:
1. Сказки... Сказки... Сказки Старого Арбата: загадки и парадоксы Алексея Арбузова / [составители : К. А. Арбузов, О. А. Кучкина, В. И. Славкин]. – Москва : Зебра Е, 2004. – 478 с., [24] л. фот.
2. Точка доступа
1 марта
160 лет со дня рождения (1863–1927) Федора Кузьмича Сологуба (Федора Кузьмича Тетерникова), русского поэта, прозаика, драматурга, театрального критика.
Ф. К. Сологуб родился в Санкт-Петербурге в бедной семье портного. Окончил Петербургский учительский институт.
Представитель старшего поколения русских символистов. Всеобщее признание пришло к нему лишь через десять лет после публикации первых стихов. Его пьесы «Дар мудрых пчел» (1907), «Победа смерти» (1908) были поставлены В. Э. Мейерхольдом.
Ф. К. Сологуб – автор поэтических сборников «Змий» (1907), «Пламенный круг» (1908), романной трилогии «Творимая легенда» (1914). Вершиной творчества поэта явился роман «Мелкий бес». После выхода «Мелкого беса» Ф. К. Сологуба ставили в один ряд с самыми популярными писателями того времени – М. Горьким и А. Куприным. В1920-е гг. Ф. К. Сологуб выпустил книги «Голубое небо», «Одна любовь», «Соборный благовест», «Фимиамы», «Свирель», «Чародейская чаша».
Источники:
1. Молодяков В. Э. Декаденты : люди в пейзаже эпохи : / Василий Элинархович Молодяков. – Москва : Молодая гвардия, 2020. – 397 с. ил., портр., факс. – (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ). – Библиогр.: с. 378–398;
2. Сологуб Ф. К. Капли крови : избранная проза / Федор Кузьмич Сологуб. – Москва : Центурион : Интерпракс, 1992. – 445 с. – (Серебряный век) ;
3. Сологуб Ф. К. Мелкий бес : / Федор Кузьмич Сологуб ; [вступительная статья В. Келдыша ; подготовка текста и комментарии М. Козьменко]. – Москва : Художественная литература, 1988. – 303 с., [1] л. портр.
28 марта
155 лет со дня рождения (1868–1936) Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова), русского писателя, поэта, драматурга, журналиста, публициста и общественного деятеля.
М. Горький родился в Нижнем Новгороде в семье столяра. Это был талантливый самоучка, человек с обостренным чувством справедливости. Об этом свидетельствует вся его жизнь, отображенная в автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». Литературную известность М. Горький приобрел в середине 1890-х гг. благодаря колоритному образу писателя «из босяков». Пьесы «Мещане» и «На дне», поставленные на сцене МХТ, открыли М. Горького-драматурга. Долгое время создавался образ писателя как «буревестника революции».
В действительности его отношение к революции было более сложным. В царское время М. Горький находился под надзором полиции и несколько раз был арестован за связи с подпольными кружками. Однако после событий 1917 г. писатель вел большую общественную и политическую работу, осуждал отношение большевиков к старой интеллигенции и спас многих ее представителей от репрессий и голода.
В 1934 г. М. Горький возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.
Источники:
1. Басинский П. В. Горький : страсти по Максиму : / Павел Валерьевич Басинский. – Москва : АСТ ; Редакция Елены Шубиной, 2018. – 540 с. – (Литературные биографии Павла Басинского) ;
2. Вайнберг И. И. Страницы большой жизни : М. Горький в документах, письмах, воспоминаниях современников, 1868–1907 : [для старшего школьного возраста] / Иосиф Ирмович Вайнберг. – Москва : Детская литература, 1980. – 40 с. ;
3. Горький М. Книга о русских людях / Максим Горький ; [предисловие, примечания П. Басинского]. – Москва : Вагриус, 2007. – 571 с. ;
4. Горький М. Несвоевременные мысли : заметки о революции и культуре, рассказы / Максим Горький ; составитель А. В. Диенко. – Москва : Современник, 1991 ;
5. Никитина И. В. По следам героев М. Горького : нижегородский комментарий к произведениям писателя / Ирина Владимировна Никитина. – Горький : Волго-Вятское книжное издательство, 1981. – 189 с.;
6. Ходасевич В. Ф. Воспоминания о Горьком / Владислав Фелицианович Ходасевич. – Москва : Правда, 1989. – 46 с. – (Библиотека «Огонек»).
4 февраля
150 лет со дня рождения (1873–1954) Михаила Михайловича Пришвина, русского писателя.
М. М. Пришвин родился в c. Хрущёво-Лёвшино (ныне Становлянский район), которое в свое время было куплено его дедом, елецким купцом первой гильдии Д. И. Пришвиным. Несмотря на сложное финансовое положение семьи после смерти отца, мать смогла дать детям достойное образование. Михаил окончил Рижский политехникум, позже – агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета в Германии.
Философско-лирическая проза М. М. Пришвина связана преимущественно с природой, историей, народным бытом и фольклором.
К. Г. Паустовский называл его «певцом русской природы», но сам М. М. Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые вел с 1905 г. до самой смерти. Полностью «Дневники» были опубликованы только после отмены цензуры в 1991 г. На их страницах – напряженная духовная работа писателя, его честное мнение о современной ему жизни, размышления о смерти и вечной жизни, о том, какой след он оставит на земле.
М. М. Пришвин запечатлевал окружающую жизнь не только писательским пером, но и объективом фотоаппарата. Кроме съемок природы, в 1930 г. он сделал серию фотоснимков, засвидетельствовавших уничтожение колоколов Троице-Сергиевой лавры. Он хранил их негативы, фотографии были опубликованы уже в новой России.
Источники:
1. Варламов А. Н. Михаил Пришвин : биография / Алексей Николаевич Варламов. – Москва : Эксмо, 2010. – 669, [1] с. ;
2. Пришвина В. Д. Круг жизни : Очерки о М. М. Пришвине / Валерия Дмитриевна Пришвина. – Москва: Художественная литература, 1981. – 238 с. : портр. ;
3. Точка доступа
4. Точка доступа
9 февраля
240 лет со дня рождения (1783–1852) Василия Андреевича Жуковского, русского поэта, переводчика.
В. А. Жуковский родился в с. Мишенском Тульской губернии. Он был незаконнорождненным сыном помещика А. И. Бунина. Получил новую фамилию после усыновления крестным – бедным белорусским дворянином А. Г. Жуковским.
«Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль, / И, внемля им, вздохнет о славе младость, / Утешится безмолвная печаль / И резвая задумается радость», – так писал А. С. Пушкин в стихотворении, посвященном В. А. Жуковскому. Он стал для А. С. Пушкина старшим другом и учителем в литературе. После гибели А. С. Пушкина В. А. Жуковский стал собирателем, хранителем и издателем пушкинского литературного наследия. Известность В. А. Жуковскому принесла элегия «Сельское кладбище». Поэт стал основоположником романтизма в русской литературе, утвердил многие жанры романтической поэзии.
В. А. Жуковский перевел множество произведений западноевропейских поэтов – Гете, Шиллера, Байрона и др. Ему же принадлежит и перевод «Одиссеи» Гомера. В то же время он – родоначальник русской баллады. Отталкиваясь от западноевропейских баллад, В. А. Жуковский создает свои собственные, старается наполнить их национальным колоритом («Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев»). В. А. Жуковский реализовал и талант педагога, став воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II, освободившего Россию от крепостного права.
Источники:
1. Афанасьев, В. В. Жуковский / Виктор Васильевич Афанасьев. – Москва : Молодая гвардия, 1986. – 397, [2] с., [16] л. ил. – (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ ;
2. Точка доступа
3. Бессараб, М. Я. Жуковский : книга о великом русском поэте / Майя Яковлевна Бессараб. – Москва : Современник, 1975. – 315, [1] с. : ил.
А. Н. Веселовский, В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» / Александр Николаевич Веселовский. – Москва : Интрада, 1999. – 446, [2] с., [8] л. ил. – Указ. : с. 434 – 446. – ISBN 5-87604-041-X.
4. Зайцев, Б. К. Жуковский : литературная биография / Борис Константинович Зайцев. – Москва : Дружба народов, 2001. – 176 с. – (Русская классика в школе). – ISBN 5-285-00368-7.
Янушкевич, А. С. В мире Жуковского / Александр Сергеевич Янушкевич. – Москва : Наука, 2006. – 523, [1] с. – Указ. имен. : с. 497–522.
2 января
65 лет со дня рождения Тима Собакина (Андрея Викторовича Иванова) (род. 1958), российского писателя.
Родился Тим Собакин на Украине. Окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ) по специальности математик-программист позже специальное отделение факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Математик-программист Тим Собакин (настоящее имя – Андрей Викторович Иванов) получил второе высшее образование, окончив факультет журналистики МГУ. В 1990-х гг. он возглавил журнал «Трамвай», работал в детских журналах «Куча мала», «Колобок», «Филя». Отличительная черта его поэзии и прозы для детей – легкий абсурд, пародия, игра, предлагающая читателю изменить привычные представления о реальности.
Тим Собакин – автор сборников «Дом для муравьев», «Всё наоборот», «Из переписки с Коровой», «Мышь отсюда, или Кыш сюда!», «Без ботинка», «Игра в птиц», «Песни бегемотов», «Заводной мир», куда входят стихи, сказки, словесные игры.
Им написаны сказки для младших школьников: «Все наоборот», «Игра в птиц», «Из переписки с коровой», «Собака, которая была кошкой». На основе его творчества созданы песни и мультфильмы. Критик Михаил Яснов сказал: «Если применить ключ к его стихам и сказкам, то есть применить воображение и фантазию, то мир сразу начнет копошиться, кувыркаться, колобродить и куролесить, потому что Тим Собакин – безудержный, остроумный, лукавый…».
Источники:
1. Арзамасцева И. Н. Собакин Тим / И. Н. Арзамасцева // Русские детские писатели XX века : биобиблиографический словарь / ответственный редактор Г. А. Черная. – Москва: Флинта: Наука, 1997. – С. 417–418.
2. Яснов М. Д. Заводной: Тим Собакин / М. Д. Яснов // Путешествие в Чудетство: книга о детях, детской поэзии и детских поэтах / М. Д. Яснов. – Санкт-Петербург : Дом детской книги, 2014. – С. 225–229.
3. Яснов М. Д. Тим Собакин / М. Д. Яснов // Читайка и его друг совенок. – 2008. – № 11. – С. 21–24.
6 января
95 лет со дня рождения (1928–2000) Льва Ивановича Кузьмина, советского и российского писателя.
Л. И. Кузьмин родился в с. Задорино (ныне Парфеньевского района Костромской области), в семье учительницы и рабочего. Рано потерял отца, детство провел в деревне у бабушки-крестьянки.
Уральскому автору Л. И. Кузьмину были подвластны разные жанры: стихи, рассказы и повести, документальные очерки, волшебные сказки, переложения на русский язык зарубежных народных песенок и сказок. В повести «Чистый след горностая» Л. И. Кузьмин рассказал о своем военном отрочестве и малой родине – Костромском крае.
Автор, поселившись в 1950-х гг. в Перми и будучи по профессии строителем, уже в зрелом возрасте пришел в детскую литературу. Самые известные его книги: сборник стихов и сказок «Кто что умеет?» для малышей, стихотворные сказки «Башмаки-простаки», сборники сказок «Капитан Коко и Зеленое Стеклышко», «Чудесное яблоко», «Привет тебе, Митя Кукин!», «Любашин денек», «Грустная Элизабет», «Серебряная труба».
Стихи Л. И. Кузьмина вошли в российские школьные хрестоматии. Писатель возглавлял пермскую писательскую организацию в 1980-х гг., создавал сценарии для кукольного театра. Уже посмертно вышла его последняя книга – «В одном прекрасном царстве», включающая более сотни стихов для детей.
Источники:
1. Кузьмин Лев Иванович // Пермская губерния от «А» до «Я»: энциклопедический справочник / главный редактор О. Андрияшкин. – Пермь: Стиль –МГ, 2001. – С. 163.
2. Точка доступа
3. Точка доступа
8 декабря
220 лет со дня рождения (1802–1839) Александра Ивановича Одоевского, русского поэта.
А. И. Одоевский родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Получил домашнее образование. С юных лет проявлял интерес к литературе.
Основным жанром творчества А. И. Одоевского явилась гражданская лирика. Стихи поэта, написанные до 1825 г., почти не сохранились. Пользуются известностью его стихотворение «Струн вещих пламенные звуки…» (1827) – ответ на известное послание в Сибирь А. С. Пушкина, поэма «Василько» (1829–1830), стихотворение «Зосима» (1827–1829), «Старица-пророчица» (1829) и др.
А. И. Одоевский – участник восстания декабристов. Усиление философского начала в лирике А. И. Одоевского в известной мере предвещало развитие лермонтовской линии в русской поэзии.
Именно его перу принадлежит известная строчка «Из искры возгорится пламя…». Собрание стихотворений А. И. Одоевского было выпущено впервые в 1862 г. в Лейпциге и включало 17 произведений.
Источники:
1. Котляревский Н. А. Декабристы / Нестор Александрович Котляревский; [редактор Е. Н. Балашов]. – Санкт-Петербург : Летний сад, 2009 ;
2. Точка доступа
3. Точка доступа
22 ноября
60 лет со дня рождения (1967) Виктора Олеговича Пелевина, российского прозаика.
В. О. Пелевин – современный российский писатель, одна из наиболее ярких фигур современного русского постмодернизма. Писатель вызывает диаметрально противоположные оценки в литературной критике. Известность В. О. Пелевину принесла публикация повести «Омон Ра», в журнале «Знамя», после чего он стал восприниматься литературным сообществом как серьезный писатель. Автор романов «Чапаев и Пустота» (1997), «Generation «P»» (1999), «ДПП (HH)» (2003), «Священная книга оборотня» (2004), «Empire «V»» (2006), «t» (2009) и др.
В. О. Пелевин – лауреат многих литературных премий. Он был сотрудником журнала «Наука и религия», редактировал переводы книг К. Кастанеды. Много лет вел жизнь затворника, был в Непале, подолгу жил в буддийском монастыре в Южной Корее, преподавал русскую литературу в Японии. Произведения В. О. Пелевина изданы во многих странах. Пьесы по его рассказам с успехом идут в театрах Москвы, Лондона и Парижа.
Источники:
1. Русская проза конца XX века: учеб. пособие для вузов по специальности 032900 – Рус. яз. и литература / [В. В. Агеносов и др.] ; под ред. Т. М. Колядич]. – Москва : ACADEMIA, 2005. – 420 с. ;
2. Скоропанова Ирина Степановна Русская постмодернистская литература : учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов / И. С. Скоропанова. – 6-е изд. – Москва : Флинта : Наука, 2007. – 607 с. ;
3. Бабенко Наталья Григорьевна Язык и поэтика русской прозы в эпоху постмодерна / Н. Г. Бабенко. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: URSS: Либроком, 2010. – 303 с. ;
4. Точка доступа
5. Точка доступа
27 ноября
75 лет со дня рождения (1947) Григория Бенционовича Остера, советского и российского писателя, сценариста.
Этого детского писателя и сценариста называют остроумным, непредсказуемым, противоречивым, неоднозначным.
Первоначально творчество Григория Остера адресовалось взрослым читателям, но однажды он попробовал писать для детей. Со временем Григорий Остер снискал такую любовь юных читателей, что теперь его имя невозможно представить вне детской литературы. Признание получил уже первый сборник сказок «Как хорошо дарить подарки», изданный в 1975 г. Слоненок, Мартышка, Удав и Попугай – смешные, симпатичные персонажи этих историй. Они стали главными героями известных мультфильмов «38 попугаев» и «Бабушка Удава». Григорий Остер был сценаристом мультфильмов «Котенок по имени Гав», «Осторожно, обезьянки!» и других. Его лучшие книги: «Петька-микроб», «Зарядка для хвоста», «Легенды и мифы Лаврового переулка», «Дикие и прирученные взрослые», «Робинзон и тринадцать жадностей», «Невредный календарь для всей семьи», «Вредные советы».
Автор написал целую серию шутливых и в то же время познавательных «учебников» по физике и математике, которые он сам назвал «ненаглядными пособиями». А как драматург Григорий Остер прославился пьесами «Человек с хвостом», «Все волки боятся», «Привет мартышке».
Литература:
1. Капков, С. В. Остер Григорий Бенционович / С. В. Капков // Энциклопедия отечественной мультипликации / С. В. Капков. – Москва : Алгоритм, 2006. – С. 489–490.
2. Остер, Г. Изучайте «кошачью» азбуку – шмяур / Г. Остер // Новое книжное обозрение. – 1995. – № 3. – С. 5, 7–8.
3. Остер Григорий Бенционович // Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь в 3-х частях. Часть 3 / главный редактор С. И. Самсонов. – Москва : Либерея, 2000. – С. 313–317.
25 ноября
305 лет со дня рождения (1717–1777) Александра Петровича Сумарокова, русского поэта, драматурга, театрального деятеля.
А. П. Сумароков родился в г. Вильманстранд (ныне г. Лаппеэнранта). Поэт принадлежал к дворянскому роду Сумароковых, возвышение которого началось во второй половине XVII века. Получил хорошее домашнее образование, его педагогом был учитель наследника престола, будущего императора Павла II. В 1732 г. был отдан в специальное учебное заведение для детей высшего дворянства – Сухопутный шляхетный корпус.
А. П. Сумароков – один из первых в русской литературе представителей классицизма, изложивший его принципы в «Эпистоле о стихотворстве» (1747) и «Наставлении хотящим быть писателями» (1759). Он писал трагедии, комедии, сатиры, оды, басни, мадригалы, элегии, эклоги, эпиграммы. Сочинял также оперные и балетные либретто. В своих «вздорных одах» пародировал высокопарный слог М. В. Ломоносова. В 1756 г. он был назначен директором учрежденного Елизаветой Петровной Русского театра и возглавлял его в течение нескольких лет. В 1759 г. А. П. Сумароков создал первый в России частный журнал «Трудолюбивая пчела», который во многом предопределил традиции сатирической журналистики.
Источники:
1. Вишневская И. А. Аплодисменты в прошлое : А. П. Сумароков и его трагедии / Вишневская И. А. – Москва : Издательство Литератур. ин-та, 1996. – 263 с. ;
2. Буранок Олег Михайлович Русская литература XVIII века : учебно-методический комплекс для студентов филологических специальностей / О. М. Буранок. – Москва: Флинта : Наука, 1999. – 391 с. ;
3. Берков П. Н. Александр Петрович Сумароков, 1717–1777 / П. Н. Берков. – Ленинград ; Москва : Искусство, 1949. – 100 с., [1] л. портр. : портр. – (Русские драматурги : науч.-популяр. очерки) ;
4. Точка доступа
5. Точка доступа
8 октября
130 лет со дня рождения (1892–1941) Марины Ивановны Цветаевой, русского поэта, прозаика, драматурга. М. И. Цветаева родилась в Москве в интеллигентной семье.
Творчество М. И. Цветаевой развивалось в русле традиции акмеизма. Ее лирике свойственны исповедальность, эмоциональная экспрессия и гиперболизм образов. Это поэзия не переживаний, а страстей и аффектов. Проявившиеся уже в ранней лирике постоянные мотивы одиночества, отверженности, отчуждения подкреплялись дальнейшими обстоятельствами ее жизни. Разлученная с мужем-белогвардейцем революцией и Гражданской войной, Цветаева в 1922 г. эмигрировала из Советской России, чтобы с ним соединиться. В 1939 г. вернулась на родину, где скоро потеряла своих близких (аресты мужа и дочери). Доведенная до отчаяния, М. И. Цветаева покончила жизнь самоубийством.
Основные произведения: книги стихов «Разлука» (1922), «Психея» (1923), «Ремесло» (1923), «Поэма Горы» и «Поэма Конца» (1924), «После России» (1928), поэма «Крысолов» (1925–1926), трагедия «Федра» (1927). Большинство прозаических произведений М. И. Цветаевой написаны в жанре эссе: «Искусство при свете совести», «Мой Пушкин», «Поэт и время» и др.
Источники:
1. Кудрова И. В. Марина Цветаева: беззаконная комета: биография: / Ирма Викторовна Кудрова. – Москва : АСТ ; Редакция Елены Шубиной, 2017 ;
2. Поликовская Л. В. Тайна гибели Марины Цветаевой / Людмила Владимировна Поликовская. – Москва: Яуза ; Эксмо, 2010 ;
3. Саакянц А. А. Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица – феникс / Анна Александровна Саакянц. – Москва: Центрполиграф, 2002 ;
4. Швейцер В. А. Быт и бытие Марины Цветаевой / Виктория Александровна Швейцер. – [3-е изд.]. – Москва: Молодая гвардия, 2009 ;
5. Эфрон А. С. Моя мать – Марина Цветаева : / Ариадна Сергеевна Эфрон. – Москва: Алгоритм, 2016 ;
6. Точка доступа
14 октября
280 лет со дня рождения (1742–1791) Якова Борисовича Княжнина, русского драматурга, поэта и переводчика.
Я. Б. Княжнин родился в дворянской семье псковского вице-губернатора Б. И. Княжнина. До 16 лет воспитывался дома, а затем был отправлен в Петербург, в гимназию при Академии наук.
Его литературная деятельность начиналась под влиянием творчества А. П. Сумарокова, учеником которого он считал себя. Я. Б. Княжнин – автор трагедий, комедий и комических опер, многие из которых представляли собой переделки французских образцов. Он автор шуточной поэмы «Бой стихотворцев» (1765), трагедий «Дидона» (1769), «Росслав» (1783), комедий и комических опер «Хвастун» (1786), «Скупой», «Несчастье от кареты». Издание «Вадима Новгородского» – первой русской антимонархической трагедии, написанной Я. Б. Княжниным, – свыше ста двадцати лет находилось под запретом.
Творчество Я. Б. Княжнина оказало глубокое влияние на формирование гражданской поэзии начала XIX века.
Источники:
1. Бархатов А. А. Наддворный советник: повесть о Якове Княжнине / Алексей Александрович Бархатов; художник О. Жигарев. – Москва: Лепта, 1994 ;
2. Кулакова Л. И. Яков Борисович Княжнин: 1742–1791 / Любовь Ивановна Кулакова. – Москва–Ленинград: Искусство, 1951 ;
3. Точка доступа
4. Точка доступа
5 сентября
205 лет со дня рождения (1817–1875) Алексея Константиновича Толстого, русского поэта и драматурга.
А. К. Толстой родился в Санкт-Петербурге. Его отец, Константин Толстой, происходил из старинного дворянского рода, служил советником в Государственном ассигнационном банке.
У А. К. Толстого множество произведений, которые знают только специалисты, но есть и всенародно известные. Это романсы на его стихотворения: «Колокольчики мои, цветики степные», «Средь шумного бала», «Звонче жаворонка пенье» и др. Не менее известен А. К. Толстой и балладами на темы русской истории, историческим романом «Князь Серебряный» (1863) и драматической трилогией (1866–1870) «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Среди его главнейших поэм – «Иоанн Дамаскин» и «Дракон». А. К. Толстой – автор ряда сатирических произведений, в том числе комической истории России, где высмеивается российская тоска по порядку.
В том же насмешливом роде А. К. Толстой и его двоюродные братья Жемчужниковы писали под коллективным псевдонимом Козьма Прутков. Последним произведением А. К. Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник».
Источники:
1. Ю. И. Когинов Отшельник Красного Рога: исторический роман в двух повестях: [о А. К. Толстом] / Юрий Когинов. – Москва : Советский писатель, 1992. – 431 с. ;
2. А. М. Крюкова А. Н. Толстой и русская литература: творческая индивидуальность в литературном процессе / А. М. Крюкова; отв. ред. В. Р. Щербина; АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – Москва : Наука, 1990. – 257 с. ;
3. А. К. Толстой Стихотворения; Поэмы; Князь Серебряный; Сочинения Козьмы Пруткова / Алексей Константинович Толстой. – Москва : АСТ, 1999 ;
4. Точка доступа
19 сентября
75 лет со дня рождения (1947) Виктора Владимировича Ерофеева, российского писателя, литературоведа.
В. В. Ерофеев родился в г. Москва в семье дипломата. Окончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ. Работал сотрудником ИМЛИ. Приобрел известность благодаря публикации в журнале «Вопросы литературы» эссе о творчестве маркиза де Сада (1973).
В 1979 г. он был исключен из Союза писателей СССР за участие в организации самиздатовского альманаха «Метрополь», и до 1988 г. его проза не печаталась. Широкий резонанс имела его статья «Поминки по советской литературе» (1990). В. В. Ерофеев – представитель постмодернизма. Автор романа «Русская красавица» (1990), рассказов и коротких повестей, составивших сборники «Тело Анны, или Конец русского авангарда» (1989), «Карманный апокалипсис» (1993) и др. Его произведения переведены на 20 языков мира.
В 1994–1996 гг. в Москве вышло трехтомное собрание сочинений писателя. В. В. Ерофеев – член Союза писателей Русского ПЕН-центра, лауреат премии имени В. В. Набокова (1992), кавалер французского Ордена искусств и литературы (2006).
С февраля 1998 года – автор и ведущий телепрограммы «Апокриф» на телеканале «Культура».
Источники:
1. В. В. Ерофеев / В лабиринте проклятых вопросов / Виктор Владимирович Ерофеев. – Москва : Советский писатель, 1990 ;
2. Точка доступа
3. Точка доступа
4. Точка доступа
26 сентября
90 лет со дня рождения (1932–2018) Владимира Николаевича Войновича, русского писателя.
В. Н. Войнович родился в Сталинабаде (Душанбе), Таджикской ССР. Детские годы писатель провел в Ленинабаде (ныне Худжанд, Таджикистан).
В 1961 г. в журнале «Новый мир» была напечатана его первая повесть «Мы здесь живем», благожелательно встреченная критикой. В 1963 г. появился рассказ «Хочу быть честным», в 1967 году – «Два товарища». Всенародную известность В. Н. Войновичу принесла песня о космонавтах «Заправлены в планшеты космические карты».
В начале 1970-х гг. опубликовал за рубежом роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» и его продолжение – роман «Претендент на престол». За эту публикацию и выступления в поддержку репрессированных писателей и участников правозащитного движения он был исключен из Союза писателей СССР. В 1980–1992 гг. Владимир Войнович жил в ФРГ, затем в США. В 1980-е годы сотрудничал с радио «Свобода». В своих произведениях В. Н. Войнович опирался на традиции сатирической прозы А. Аверченко и М. Зощенко, использовал жанровые формы антиутопии.
В. Н. Войнович автор сатирических повестей «Иванькиада, или Рассказ о вселении писателя Войновича в новую квартиру» (1976), «Путем взаимной переписки»(1979), «Монументальная пропаганда» (2000), романа-антиутопии «Москва 2042» (1987). Заключительная часть трилогии об Иване Чонкине – «Перемещенное лицо» вышла в 2007 г. к юбилею писателя. Произведения В. Н. Войновича были экранизированы и ставились в театрах по авторским сценариям и инсценировкам. В 2010 г. вышла книга его мемуаров «Автопортрет. Роман моей жизни». Книги писателя переведены более чем на 30 языков.
Источники:
1. Войнович В. Н. Владимир Войнович : [сборник / Владимир Николаевич Войнович ; предисловие Н. Ивановой]. – Москва : Эксмо, 2002 ;
2. Точка доступа
3. Точка доступа
7 августа
185 лет со дня рождения (1837–1904) Константина Константиновича Случевского, русского писателя, поэта, публициста.
Литературная деятельность К. К. Случевского на раннем этапе была не столь успешной, как в последние годы жизни. Первые публикации остались незамеченными ни критикой, ни публикой. Перелом произошел в 1861 г., когда К. К. Случевский встретился с А. Григорьевым, на которого его стихи произвели сильное впечатление и вскоре были напечатаны в журнале «Современник». Однако революционные демократы подвергли поэзию К. К. Случевского столь жесткой критике, что он перестал писать и уехал за границу. Только одиннадцать лет спустя его стихи вновь стали появляться в печати.
В 1880–1890 гг. вышли четыре книги его стихотворений и пять книг прозы, три тома географо-этнографических очерков «По северу России», а также поэмы и драматические сцены в стихах на темы современной жизни. В 1902 г. вышла последняя книга стихов «Песни из «Уголка».
Источники:
1. Тахо-Годи Е. А. Константин Случевский. Портрет на пушкинском фоне / Е. А. Тахо-Годи. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2000;
21 августа
230 лет со дня рождения (1792–1865) Петра Александровича Плетнева, русского поэта, литературного критика.
П. А. Плетнев родился в с. Теблеши Тверской губернии, в семье дьякона. Образование юноша получил в тверской семинарии, а затем в Главном педагогическом институте. Позже работал в качестве преподавателя словесности в женских институтах, кадетских корпусах и в Благородном пансионе Санкт-Петербурга. В 1828 г. начал преподавать литературу наследнику российского престола Александру II и великим княжнам. Известность на литературном поприще получил в 1820-х гг. после публикации первых стихов. Они появились на страницах «Соревнователя», «Северных цветов» и ряда других изданий. В поэзии П. А. Плетнев – представитель романтизма.
Близко дружил с А. С. Пушкиным и другими литераторами того времени. П. А. Плетнев – автор мемуарных рассказов, биографического очерка «Александр Сергеевич Пушкин», критических статей о творчестве В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Н. В. Гоголя и др. Известна его деятельность в издании «Литературной газеты» и пушкинского «Современника». С 1932 г. он был профессором русской словесности Петербургского университета, а затем – ректором. Активно занимался изданием сочинений А. С. Пушкина. В свою очередь великий поэт посвятил П. А. Плетневу роман «Евгений Онегин».
Литература:
Плетнев, П. А. Статьи. Стихотворения. Письма / Петр Александрович Плетнев ; [составление, вступительная статья и примечания А. А. Шелаевой ; художник П. С. Сацкий]. – Москва : Советская Россия, 1988.
19 августа
85 лет со дня рождения (1937–1972) Александра Валентиновича Вампилова, советского драматурга, прозаика и сценариста.
А. В. Вампилов родился в с. Черемхово Иркутской области. Учился на филологическом факультете ИГУ. Трудовую деятельность начал на 5 курсе в областной газете «Советская молодежь», проработав в ней вплоть до 1964 г.
Литературным дебютом была книга юмористических рассказов «Стечение обстоятельств» (1961), но главным его поприщем стала драматургия. Пьесы А. В. Вампилова заставляют зрителя исповедоваться перед самим собой. Вопросы человеческого несовершенства, предательства и нравственного торга стали главными в творчестве драматурга. Основные произведения: «Двадцать минут с ангелом» (1962), «Прощание в июне» (1964), «Утиная охота» (1967), «Старший сын» (1967), «Прошлым летом в Чулимске» (1972). У тех, кто их читал, они вызывали самые горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или Ленинграде. Но в провинции к 1970 г. уже в восьми театрах шла его пьеса «Прощание в июне».
К 1972 г. отношение столичной театральной общественности к пьесам А. В. Вампилова стало меняться. «Прошлым летом в Чулимске» взял себе для постановки Театр им. М. Н. Ермоловой, «Прощание» – Театр им. К. С. Станиславского. После гибели драматурга стали выходить в свет его книги, театры ставили его пьесы, на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. На его родине был открыт музей, в Иркутске именем А. В. Вампилова назван Театр юного зрителя.
Источники:
1. Смирнов С. Р. Недопетая песня...: Девять сюжетов из творческой лаборатории Александра Вампилова / Сергей Ростиславович Смирнов; [Иркутский областной Фонд А. Вампилова ; Иркутский государственный университет, Кафедра новейшей русской литературы]. – Иркутск: Иркутская областная типография № 1 им. В. М. Посохина, 2005 ;
2. Точка доступа
2 августа
90 лет со дня рождения (1932) Владимира Константиновича Арро, советского и российского писателя, драматурга.
В. К. Арро родился в Ленинграде, ребенком встретил блокаду и в состоянии истощения был вывезен в эвакуацию на Урал. После войны он вернулся на родину и окончил филологический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена (1955). Работал директором школы, научным сотрудником НИИ Академии педагогических наук, окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте.
Писать для детей начал в 1960-е гг., когда учительствовал в сельской школе. Работа с детьми дала В. К. Арро материал для повести «Вот моя деревня». Главные герои этой книги, а также повестей «Мой старый дом», «Чиж-Королевич», «Бананы и лимоны», «Белые терема» – это обычные мальчишки и девчонки с их детскими интересами, бедами, мечтами. Впечатлениям военных лет посвящен сборник рассказов для детей «Когда гремели залпы». Также писатель создал целую серию детских познавательных книг – «Аисты в городе», «Сокровища моего города», «Завод как на ладони», «Старый барабанщик».
Будучи учеником драматурга В. Розова, В. К. Арро написал несколько пьес для взрослого читателя.
Источники:
1. Звегинцова Н. В. Арро Владимир Константинович / Н. В. Звегинцова // Русские детские писатели XX века : биобиблиографический словарь / ответственный редактор Г. А. Черная. – Москва: Флинта: Наука, 1997. – С. 33-35;
2. Никольский Б. Об авторе этой книги / Б. Никольский // Повести / В. Арро. – Ленинград : Детская литература, 1982. – С. 2–3 ;
3. Путилова Е. Об этой книге и ее авторе / Е. Путилова // Бананы и лимоны : повести / В. Арро. – Ленинград : Детская литература, 1990. – С. 300–302.
1 июля (18 июня)
115 лет со дня рождения (1907–1982) Варлама Тихоновича Шаламова, русского писателя, журналиста, поэта.
В. Т. Шаламов родился в г. Вологда, в многодетной семье священника. После школы покинул родной город и уехал в Кунцево, где устроился дубильщиком кожи на местный завод. Проработав там два года, он поступил в МГУ.
В 1929 г. В. Т. Шаламова арестовали, осудили и отправили на два года в Вишерский лагерь на Урале. Вернувшись оттуда, писатель сначала трудился разнорабочим, но затем получил должность журналиста в Москве. Через несколько лет в журнале «Октябрь» вышел его первый рассказ «Три смерти доктора Аустино» (1936).
В дальнейшем писателя вновь арестовывают, и еще более десяти лет своей жизни он проводит в лагерях. В 1949 г., окончив фельдшерские курсы, во время очередного заключения он начинает работать в больнице и вновь заниматься литературным трудом. В. Т. Шаламов пишет стихи, которые в дальнейшем войдут в сборник «Колымские тетради» (1956). Через несколько лет он покидает Колыму, живет и работает в Москве. Там он пишет свои знаменитые «Колымские рассказы» (1954–1973), ставшие главным трудом его жизни. В 1961 г. В. Т. Шаламов публикует книгу стихов «Огниво», а в 1971 г. автобиографическое произведение «Четвертая Вологда».
Источники:
1. Есипов В. В. Шаламов: / Валерий Васильевич Есипов. – Москва : Молодая гвардия, 2019 ;
2. Жаравина Л. В. «И верю, был я в будущем» : Варлам Шаламов в перспективе ХХI века : монография / Лариса Владимировна Жаравина. – Москва : Флинта ; Наука, 2014.
3. Шаламов В. Т. Воспоминания / Варлам Тихонович Шаламов. – Москва : АСТ ; Астрель ; АСТОЛ, 2003 ;
4. Точка доступа
23 июля
230 лет со дня рождения(1792–1878) Петра Андреевича Вяземского, русского поэта, литературного критика, историка, переводчика, публициста, мемуариста, государственного деятеля.
П. А. Вяземский родился в г. Москве в княжеской семье. Получил блестящее образование и воспитание.
Первым поэтическим опытом были стихи на французском языке, написанные П. А. Вяземским в 12 лет. Дебютное произведение, вышедшее в печать – «О магии», которое юноша сочинил в 15-летнем возрасте.
П. А. Вяземский проявил себя как автор мемуарных сочинений. Черты дворянского быта, русский национальный характер, анекдоты – все это нашло отражение в таких его замечательных мемуарных зарисовках, как «Допотопная или допожарная Москва», «Воспоминание о графе Ростопчине».
Он тесно сотрудничал с «Литературной газетой» А. Пушкина и А. Дельвига, журналами «Московский телеграф» и «Современник». Уникальным литературным документом являются его записные книжки. П. А. Вяземский – первый биограф Д. Фонвизина, автор исторических очерков о Москве.
Он занимал ряд отечественных государственных постов. Один из основателей Русского исторического общества, ставший его первым председателем. Последние двадцать лет жизни поэт прожил за рубежом почти в полном одиночестве, не найдя общего языка с новым поколением разночинцев-демократов.
Источники:
1. Бондаренко В. В. Вяземский / Вячеслав Васильевич Бондаренко. – Москва : Молодая гвардия, 2014 ;
2. Точка доступа
3. Точка доступа
28 июля
200 лет со дня рождения (1822–1864) Аполлона Александровича Григорьева, русского поэта, переводчика, критика.
А. А. Григорьев родился в Москве. Получив хорошее домашнее образование, он окончил Московский университет первым кандидатом юридического факультета (1842).
В 1846 г. поэт дебютировал книгой «Стихотворения Аполлона Григорьева». В дальнейшем он стихов почти не писал, но много переводил: сочинения Шекспира, Мольера, Гете, Шиллера, Байрона и др. Главным его занятием была литературная критика. С 1850 г. он ведущий критик журнала «Москвитянин», позднее редактировал «Русское слово», сотрудничал с журналами «Время» и «Эпоха». В статьях, посвященных отечественной словесности, А. А. Григорьев утверждал метод «органической критики», ориентированной на эстетическую оценку произведения.
Стихотворения поэта послужили основой песен и городских романсов. Среди них самый популярный – «Две гитары, зазвенев, жалобно заныли…» (1857). Войдя в литературу, когда эпоха романтизма уже закончилась, А. А. Григорьев приобрел репутацию «последнего романтика».
Источники:
20 июня
90 лет со дня рождения Роберта Ивановича Рождественского (1932–1994), советского поэта-песенника.
Р. И. Рождественский родился в д. Косиха на Алтае, в семье военнослужащего.
Печататься начал с середины 1950-х гг. (сборники стихов «Флаги весны» и «Испытание», поэма «Моя любовь»), участвовал в литературных вечерах в Политехническом музее. В поэзии подражал В. Маяковскому и писал в основном гражданскую лирику. Основные поэтические сборники: «Дрейфующий проспект» (1959), «Ровеснику» (1962), «Посвящение» (1970), «За двадцать лет» (1973) и др. Среди лучших поэм Р. Рождественского – «Реквием» (1961), «Письмо в тридцатый век», «Посвящение» (1969).
Всенародную известность Р. И. Рождественский получил как поэт-песенник. Многие его песни были очень известны и популярны в 1960–1980-е годы: «За все тебя благодарю», «Не надо печалиться», «Позвони мне, позвони», «Мои года – мое богатство», «Погоня», «Мгновения» и др.
Р. И. Рождественский занимался переводами и публицистикой, а в последние годы жизни издал первый поэтический сборник В. Высоцкого и ранее запрещенные стихи О. Мандельштама и М. Цветаевой.
Источники:
1. Рождественская Е. Р. Жили-были, ели-пили.. : семейные истории / Екатерина Рождественская. – Москва : Эксмо, 2020. – 431 с. ;
2. Мальгин А. В. Роберт Рождественский: очерк творчества / А. В. Мальгин. – Москва : Художественная литература, 1990. – 204 с. ;
3. Точка доступа
4. Точка доступа
18 июня
210 лет со дня рождения (1812–1891) Ивана Александровича Гончарова, русского прозаика, критика.
И. А. Гончаров родился в Симбирске в состоятельной купеческой семье. По окончании Московского университета он служил в департаменте внешней торговли Министерства финансов в Санкт-Петербурге.
В 1856 г. был назначен цензором, проявляя на этом поприще сочувственное отношение к прогрессивным явлениям литературы: способствовал новому изданию запрещенных в течение нескольких лет «Записок охотника» И. Тургенева, сборника стихотворений Н. Некрасова, разрешил к печати роман А. Писемского «Тысяча душ». В 1865 г. стал членом Совета по делам печати.
Как писатель формировался в русле «натуральной школы». Вершиной творчества явились романы «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859) и «Обрыв» (1869). И. А. Гончаров автор очерков и литературно-критических статей: «Мильон терзаний», «Слуги старого века» и др. Его произведения – художественная летопись русской жизни 1840–1860-х гг. XIX века.
В творчестве И. А. Гончарова глубоки традиции А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. Шиллера. Он заложил основы русского социально-психологического романа, дав его классический вариант.
Источники:
1. Гончаров без глянца / [составитель, вступительная статья П. Е. Фокин]. – Санкт-Петербург : Амфора ; ТИД Амфора, 2013. – 318 с. ;
2. И. А. Гончаров в воспоминаниях современников : [сборник / подготовка текста и примечаний А. Д. Алексеева, О. А. Демиховской; ответственный редактор Н. К. Пиксанов; вступительная статья А. Д. Алексеева]. – Ленинград : Художественная литература, Ленинградское отделение, 1969. – 320 с. ;
4. Точка доступа
5. Точка доступа
15 июня
155 лет со дня рождения (1867–1942) Константина Дмитриевича Бальмонта, русского поэта, критика.
К. Д. Бальмонт родился в д. Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в небогатой дворянской семье. Учился на юридическом отделении московского университета. Учеба там длилась недолго, через год его исключили за участие в студенческих беспорядках.
К. Д. Бальмонт один из самых ярких представителей символизма, классик литературы Серебряного века. Литературную деятельность начал в 1890-е гг. (книги стихов «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина»). Вершина творчества – поэтический сборник «Будем как солнце» (1903). Его поэзия отличается музыкальностью. Не случайно свыше 150 стихотворений К. Д. Бальмонта было положено на музыку. Он жил преимущественно во Франции, много путешествовал, совершил кругосветное плавание. Вернулся на родину после начала Первой мировой войны.
С энтузиазмом воспринял революционные события 1917 г., но, разочаровавшись в советской власти, в 1920 г. уехал в Париж, где провел остаток дней. Он издал несколько книг стихов, эссе, сотрудничал с журналами русской эмиграции.
К. Д. Бальмонт известен как переводчик поэзии Э. По, О. Уайльда, поэмы Ш.Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Источники:
1. Гарин И. И. Серебряный век : в 3 томах / И. Гарин. – Москва : Терра, 1999. – Т. 1 : Анненский, Сологуб, Вячеслав Иванов, Бальмонт, Гиппиус. – 1999. – 715 с.;
2. Эллис (Кобылинский Л. Л.). Русские символисты : Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый / Эллис (Л. Л. Кобылинский) – Томск : Водолей, 1998. – 287 с.
3. Русская литература XX века, 1890–1910 : в 2 книгах / под редакцией С. А. Венгерова. Кн. 1., [т. 1, т. 2]. – Москва : XXI век – Согласие, 2000 – 510 с.
4. Точка доступа
5. Точка доступа
10 мая
90 лет со дня рождения Галины Николаевны Щербаковой (1932–2010), советской и российской писательницы, драматурга.
Г. Н. Щербакова родилась в Дзержинске Донецкой области (Украинская ССР). Школьные годы Щербаковой прошли в немецкой оккупации.
Училась в университете в Ростове. Работала учителем в средней школе, также сотрудничала с периодическими изданиями. Однако вскоре предпочла полностью посвятить себя литературному творчеству.
Г. Н. Щербакова написала более 30 книг, среди которых повести и романы «Дверь в чужую жизнь», «Актриса и милиционер», «Косточка авокадо», «Слабых несет ветер», «Женщины в игре без правил» для взрослых читателей. Это книги самые разные – от сентиментальной драмы до ироничного детектива. Но «визитной карточкой» писательницы стала подростковая повесть «Вам и не снилось», опубликованная журналом «Юность» в 1979 г. Повесть, имевшая невероятный успех, легла в основу столь же удачного художественного фильма режиссера И. Фрэза «Вам и не снилось». Он стал лидером проката и по опросу читателей журнала «Советский экран» был назван лучшим фильмом 1981 г. Повесть Г. Н. Щербаковой рассказывает о первой любви и о том, что взрослые часто рассматривают детей как свою собственность, отказывая им в праве на личный выбор.
Тема трудностей взросления, взаимоотношений подростков с родителями, со сверстниками звучит и в других повестях для юношества – «Отчаянная осень», «Дверь в чужую жизнь», «Мальчик и девочка», «Мандариновый год», «Год Алены».
Источники:
Литература:
Бондарева, А. От доброй породы до Яшкиного рода : Галина Щербакова / А. Бондарева // Вопросы литературы. – 2012. – № 6. – С. 131–141.
Лапина, Т. Е. А вам такое снилось? / Т. Е. Лапина // Литература в школе. – 2011. – № 10. – С. 34–36.
Разумихин, А. Взрослые дети: заботы или забавы? / А. Разумихин // Молодые о молодых : сборник литературно-критических статей молодых критиков / под редакцией В. В. Горбачева. – Москва : Молодая гвардия, 1984. – С. 139–142.
16 мая
135 лет со дня рождения (1887–1941) Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарёва), русского поэта.
И. Северянин родился в г. Петербурге в семье капитана железнодорожного батальона.
Был одним из основоположников «русских реситалей» – выступлений со своими стихами в концертных залах. Не случайно его считали соперником В. Маяковского на эстраде. Он объявил себя футуристом, но прибавил к этому слову местоимение «эго» – свидетельство личной независимости. Первая книга И. Северянина «Громокипящий кубок» (1913) принесла автору ошеломляющий успех. Слава И. Северянина ширилась в процессе его частых турне по городам России. На гребне успеха он выпустил в свет книги: «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Victoria Regia», «Поэзоантракт».
Пиком своего всероссийского признания И. Северянин считал избрание его «королем поэтов» в Политехническом музее в Москве (1918). Лучшая книга зарубежного периода творчества Северянина – «Классические розы» (1931). Из поздних произведений примечательны поэмы «Роса оранжевого часа», «Колокола собора чувств», «Рояль Леандра» и сборник сонетов «Медальоны».
Источники:
1. Бондаренко, В. Г. Северянин : «Ваш нежный, ваш единственный...» / Владимир Григорьевич Бондаренко. – Москва: Молодая гвардия, 2018 ;
2. Шаповалов, М. А. Король поэтов : Игорь Северянин : страницы жизни и творчества (1887–1941) / Михаил Анатольевич Шаповалов. – Москва : Глобус, 1997.
3. Точка доступа
31 мая
130 лет со дня рождения (1892–1968) Константина Георгиевича Паустовского, русского писателя, педагога, сценариста.
К. Г. Паустовский родился в Москве в православной мещанской семье. Образование получил в классической гимназии Киева.
Во времена учебы в гимназии пишет свой первый рассказ «На воде» и публикует в киевском журнале «Огни». В литературную жизни К. Г. Паустовский вошел в начале 1930-х гг., имея за плечами большой жизненный опыт: служил санитаром в Первую мировую войну, участвовал в Гражданской войне, занимался журналистикой. Первое признание ему принесла повесть «Кара-Бугаз» (1932).
С началом Великой Отечественной войны стал работать военным корреспондентом. К. Г. Паустовский – мастер лирической прозы, писал о людях искусства (биографии О. И. Кипренского, Т. Г. Шевченко, И. И. Левитана), о творчестве и писательском ремесле. Этой теме посвящено одно из лучших его произведений – «Золотая роза» (1955). В годы «оттепели» К. Г. Паустовский много сделал для реабилитации репрессированных писателей и издания запрещенных книг, был одним из составителей сборников «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961).
В своем творчестве писатель часто обращался к детской аудитории, создавая для нее сказки, рассказы, повести («Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Заячьи лапы», «Барсучий нос» и др.).
Книги К. Г. Паустовского переведены на все основные языки мира.
Источник:
Литература:
1. Каверин, В. А. Письменный стол. Воспоминания и размышления / Вениамин Александрович Каверин. – Москва : Советский писатель, 1985.
2. Паустовский, К. Г. Наедине с осенью : портреты, воспоминания, очерки / Константин Георгиевич Паустовский. – [2-е изд., доп.] . – Москва : Советский писатель, 1972.
3. Трефилова, Г. П., Паустовский К. Г. Мастер прозы / Галина Павловна Трефилова. – Москва : Художественная литература, 1983.
9 апреля
120 лет со дня рождения (1902–1961) Ольги Васильевны Перовской, русской советской писательницы.
О. В. Перовская родилась в с. Васильевка Мелитопольского уезда Таврической губернии Российской империи. Детство будущей писательницы прошло в Алма-Ате. Училась на биологическом факультете МГУ.
В 1925 г. вышла ее первая и наиболее известная книга рассказов «Ребята и зверята», сразу завоевавшая симпатии маленьких читателей. О. В. Перовская и дальше работала в жанре анималистики для детей. Самые известные ее произведения: «Необыкновенные рассказы об обыкновенных животных», «Бердягинский внучек», «Остров в степи» (в соавторстве с Г. Замчаловым) о заповеднике Аскания-Нова, «Тигренок Васька», «Золотое руно», «Джан – глаза героя» о подготовке собак-поводырей для незрячих. Книги О. В. Перовской носят познавательный характер, отличаются занимательностью сюжета и тонким пониманием психологии животных, показанной через детское восприятие.
В начале 40-х гг. она была репрессирована. Ее приговорили к десяти годам лагерей, которые затем смягчились ссылкой. Книги О. В. Перовской не печатались долгие 15 лет. Полностью был уничтожен весь тираж повести «Остров в степи». Реабилитирована в конце 50-х годов.
Источники:
1. Колядич Т. М. Перовская Ольга Васильевна / Т. М. Колядич // Русские детские писатели XX века: биобиблиографический словарь / ответственный редактор Г. А. Черная. – Москва: Флинта: Наука, 1997. – С. 333–334 ;
2. Перовская Ольга Васильевна // Рассказы об авторах ваших книг : справочник для учителя средней школы / под редакцией М. И. Мещеряковой. – Москва : Мегатрон, 1997. – С. 150–155 ;
3. Рябинин Б. С. Она любила все живое: очерк / Б. С. Рябинин // Ушедшее – живущее: сборник очерков / Б. С. Рябинин. – Москва : Советский писатель, 1985. – С. 276–282.
10 апреля
95 лет со дня рождения (1927–1979) Виля Владимировича Липатова, советского писателя, журналиста, сценариста.
В. В. Липатов родился в г. Чита, в семье интеллигентов. Экстерном окончил Томский педагогический институт, будучи студентом, работал в газете «Красное знамя».
В 1956 г. были опубликованы его первые рассказы «Двое в тельняшке» и «Самолетный кочегар» в журнале «Юность». В. В. Липатов писал о людях, которых довелось увидеть и узнать в родном краю, в селах, рабочих поселках и городах, лежащих на берегах Оби и Кети.
Проза В. В. Липатова, как правило, близка жанру производственного романа, однако в контексте советской производственной прозы его сочинения выглядели достаточно проблемными и психологически достоверными. Наибольшую известность принесли В. В. Липатову повесть «Сказание о директоре Прончатове», роман «И это все о нем» (и сценарий одноименного телефильма), стал лауреатом премии Ленинского комсомола, а также повесть «Деревенский детектив» и созданные на ее основе киносценарии трилогии о деревенском милиционере Анискине.
В 1971 г. вышла в свет повесть «Еще до войны», которая считается одной из его лучших книг.
Источники:
1. Липатов В. В. Еще до войны : повести / Виль Владимирович Липатов. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987 ;
2. Точка доступа
6 апреля
210 лет со дня рождения (1812–1870) Александра Ивановича Герцена, русского писателя, философа, общественного деятеля.
А. И. Герцен родился в Москве. Получил хорошее домашнее образование. С юности отличался начитанностью, свободой и широтой взглядов. А. И. Герцен мастер художественной прозы, яркий публицист, он вошел в историю отечественной культуры как идеолог западничества, первый революционер-социалист.
Живя с 1847 г. в эмиграции, А. И. Герцен основал «Вольную русскую типографию», где печатал запрещенные в России сочинения, издавал политический альманах «Полярная звезда», сборник «Голоса из России», революционную газету «Колокол».
Основные литературные произведения А. И. Герцена: роман «Кто виноват?», повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов» (1840-е).
А. И. Герцен – автор публицистических циклов «Письма из Франции и Италии» (1847–1852), «С того берега» (1847–1850), труда «О развитии революционных идей в России» (1851). Самое значительное произведение – автобиографическая книга «Былое и думы» (1852–1868).
Источник:
1. Герцен А. И. Избранные труды / Александр Иванович Герцен; составитель, автор вступительной статьи и комментариев В. К. Кантор; Институт общественной мысли. – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
2. Дрыжакова Е. Н. Герцен на Западе: в лабиринте надежд, славы и отречений / Елена Николаевна Дрыжакова. – Санкт-Петербург: Академический Проект, 1999.
3. Ломоносов; Грибоедов; Герцен; Сенковский; Писемский: Биографические повествования / составление и под редакцией Н. Ф. Болдырева; послесловие А. Верникова. – Челябинск: Урал-Пресс, 1997.
10 апреля
85 лет со дня рождения (1937–2010) Беллы Ахатовны Ахмадулиной, поэта, переводчика.
Б. А. Ахмадулина родилась в Москве. Не поступив на факультет журналистики МГУ, работала корреспондентом газеты «Метростроевец». Именно здесь были опубликованы первые стихотворения, в т. ч. «Родина» (1955). Известность Б. А. Ахмадулина приобрела в начале 1960-х гг. поэтическими выступлениями в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете, когда возник массовый интерес к поэзии.
Первый опубликованный поэтический сборник «Струна» (1962). Среди других сборников примечательны «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1969), «Свеча» (1977), «Сны о Грузии» (1977) – всего более 200 книг. Б. А. Ахмадулина участвовала в создании литературного альманаха «Метрополь».
Поэтический стиль Б. А. Ахмадулиной отличается утонченным лиризмом, классической ясностью стихотворной формы, сближающей его с традициями акмеизма. Она – автор очерков о поэтах-современниках и эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове. В 1964 г. Б. А. Ахмадулина снялась в фильме В. Шукшина «Живет такой парень», а в 1970 г. появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт».
Источник:
1. Завада М. Р., Белла: встречи вослед: [сборник воспоминаний в беседах: Марина Романовна Завада, Юрий Петрович Куликов. – Москва : Молодая гвардия, 2017 ;
2. Быков Дмитрий Львович, Советская литература: краткий курс: [по материалам уроков для старшеклассников московской школы «Золотое сечение» и лекций для студентов МГИМО] / Дмитрий Быков. – Москва : ПРОЗАиК, 2013. – 412 с.;
3. Точка доступа
15 марта
85 лет со дня рождения (1937–2015) Валентина Григорьевича Распутина, русского писателя.
В. Г. Распутин родился в с. Усть-Уда Иркутской области, в крестьянской семье.
С первых рассказов и повестей, составивших книгу «Человек с этого света» (1967), В. Г. Распутин определился как писатель «деревенской прозы». В художественной прозе – жесткий реалист.
Основные произведения: «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), «Пожар» (1985). В. Г. Распутин – автор многих публицистических статей, посвященных теме сохранения национального менталитета, духовных традиций и культурной самобытности России.
Писатель награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 3 степени, лауреат премии А. Солженицына, Всероссийской литературной премии им. С. Аксакова.
Источники:
1. Курбатов В. Я. Валентин Распутин : личность и творчество / В. Курбатов. – Москва : Советский писатель, 1992. – 172 с.
2. Ковский В. Е. Преемственность : «деревенская тема» в современной литературе / В. Е. Ковский. – Москва : Знание, 1981 . – 64 с.
3. Панкин Б. Д. Страсть к настоящему : литературно-критические статьи и очерки / Б. Д. Панкин. – Москва: Детская литература, 1983. – 382 с.
Национальная библиотека Удмуртской Республики
Отдел обслуживания, сектор универсальной литературы
Заведующая сектором: Юшина Ольга Александровна
Адрес: г. Ижевск ул. Советская, 11
Телефон: (3412) 65-22-71 (доб. 125)
E-mail: ecocenter@unatlib.org.ru