«Все, что мы потеряли вдали от Кореи за более 100 лет – родную речь,
культуру – можно вернуть, но то, что мы приобрели на новой родине – язык
соседнего государства, нравы – отнять нельзя. Это достояние корейцев СНГ, через
лишения и страдания пронесших лучшие качества и умение жить с другими
народами»…
В. Н. Ким.
Корейцы (самоназвание хангук-сарам – «люди страны Хангук» – в Республике Корея; чосон-сарам – «люди страны Чосонв» – в КНДР; корё-сарам – «люди страны Корё» – в пределах постсоветского пространства, в том числе в России) – один из древнейших народов. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что Корейский полуостров был заселен людьми раннего палеолита (500 тыс. лет до н. э.).
Основное население проживает в Республике Корея и КНДР. Корейцы живут также в Китае, США, Японии, странах бывшего СССР (преимущественно в Узбекистане и Казахстане). Согласно Всероссийской переписи населения в 2010 г. общая численность корейцев в Российской Федерации составляла 153156 человек. В Удмуртской Республике проживает около 300 корейцев, что составляет 0,02% населения (2010 г.)
Началом истории корейской иммиграции на территорию российского государства считается первая половина 60-х гг. XIX в. После включения в состав российских владений Приамурья (Айгунский договор 1858 г.) и Приморья (Пекинский трактат 1860 г.) появились общие границы России и Кореи. Около 1864 года на эти новые российские земли начали заселяться первые корейские семьи, образовавшие корейский поселок.
Русское правительство в целом было благосклонно к иммигрантам. К началу XX века всем корейцам, иммигрировавшим в Россию, было разрешено принять русское подданство. Корейцев отнесли к государственным крестьянам, привлекли к налогам и предоставили им земли по 50 десятин на семью. Корейцы, тем самым, стали важной частью населения России и в политическом плане. Но для максимальной включенности корейцев в дела государства, необходимы были реформы просвещения.Особенно важную роль сыграла пропаганда через православную церковь.
С августа 1937 г. вышел указ «О депортации всех неблагонадежных народов». Корейцы были первыми, кого принудительно переселили с территории России в Среднюю Азию. Со второй половины 50-х к корейцам вернулась свобода передвижения за пределы республик проживания. Корейцы начали переселяться обратно в Россию.
Важным событием в этой связи стало в 1993 г. решение Верховного Совета России «О реабилитации российских корейцев», согласно которому корейцы получили право вернуться в те места, где проживали до переселения в 1937 г. Молодежь активно пошла учиться, в том числе в столичные вузы. К семидесятым годам среди корейцев было немало ученых, инженеров, врачей и юристов. Продолжали процветать корейские рисоводческие колхозы в Средней Азии. В Приморье корейцы начали возвращаться с 1960-х годов. После распада СССР многие корейцы из республик Средней Азии переехали в Россию и Украину.
Если обратиться к особенностям национального характера корейцев, становится ясно, что ассимиляция произошла не только благодаря государственной политике России. Переселившись на новую территорию, корейцы старались адаптироваться к новым условиям. Стремясь к ассимиляции с местным населением, корейцы принимали их культуру и язык, поэтому уровень владения корейским среди современных российских корейцев крайне низок. Но, несмотря на это, в семьях до определенной степени продолжают следовать корейским традициям. За 150 лет проживания корейцев в России современное поколение фактически впитало черты русского менталитета и утратило корейский язык. Родным для них стал русский.
В 90-е годы многие народы, имеющие историческую родину за пределами РФ, покинули страну. Из корейцев уехали единицы. Причиной отказа вернуться на историческую родину оказалась несовместимость менталитетов: в Корее современный менталитет совсем другой, непривычный для русскоязычных корейцев, впитавших в себя черты русской культуры.
Корейцы придерживаются сложной системы верований и обрядов на основе традиционных корейских воззрений на природу, элементов конфуцианства, буддизма и христианства. Среди них немало православных.
Основу корейских обычаев составляют стремление к порядку, гармонии, жизнелюбию, которые должны быть в душе, в семье, обществе, государстве. Корейцы, где бы они ни проживали, весьма чувствительны к своим традициям, обычаям, вкусам, представлениям и стараются их не нарушать. Российским корейцам для сохранения самобытности и особенного колорита в силу своей сложной судьбы, своеобразия корейского народа важно следовать укоренившимся традициям и обычаям. Ведь они являются духовной скрепой, которая связана с историей, культурой, мировоззрением, психологией, т.е. основополагающим стержнем корейской нации. Обычаи и обряды со временем претерпевали существенные изменения, но их суть и дух всегда оставались первоначальными.
Наглядно это выражается, например, в культе по отношению к предкам, старшим по возрасту людям, в культе образования, выделяющимся среди народов мира. Трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных целей, уважение старших, всемерное стремление к образованию были и сегодня остаются главнейшими добродетелями среди корейцев.
Почтительность к старшим проявляется даже внешне, например, младший по возрасту всегда здоровается со старшим, придерживая второй рукой в локте, подает предметы обязательно двумя руками, учтиво уступает дорогу.
Корейские традиции требуют также выражения почтительности в речи при обращении к собеседнику или объекту разговора, если таковым являются родители, дедушка, бабушка, старшие братья и сестры, официальные лица, гости и т.д. Сейчас зачастую дети уже не имеют возможности постоянного ежедневного общения со старшими родственниками, обучаться различным стилям общения со старшими.
Выражения вежливости, используемые корейцами, подчеркивают разницу социально-общественного статуса и возраста собеседников. Корея долго была страной конфуцианской, а эта идеология отводила семье совершенно особое место. Важнейшим и лучшим из всех человеческих качеств в конфуцианстве считалось хё – термин, который на русский язык приблизительно переводится как «сыновняя почтительность». Человека судили во многом по тому, как он относится к своим родителям. В отличие от европейцев, беспрекословное повиновение родительской воле требовалось даже от взрослых сыновей (замужние дочери должны были подчиняться в первую очередь мужу и свекру со свекровью).
Традиционная кухня за годы жизни в России сильно изменилась: появились блюда, не имеющих аналогов в Корее. Например, полюбившаяся россиянам морковча – морковь по-корейски. Салат появился во времена СССР как замена кимчхи – традиционного блюда из пекинской капусты с красным перцем. Корейцы предпочитают рыбу и свинину. Любят острый перец, чеснок и кориандр. На свой манер они готовят некоторые блюда российской кухни. В борщ, например, добавляют вареный рис паби.
Источники:
1. Агеева Р. А. Корейцы // Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы : словарь-справочник. – М., 2000 – С. 176–178.
2. Большая Российская энциклопедия : в 30 т. Т. 15 Конго – Крещение. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2010 – С. 256–258.
3. Корея : справочник / Корейская служба информ. для зарубеж. стран. – Сеул : КСИЗС, 1993 – 676 с. : ил.
4. Кистова А.В., Севруженко Н.С. – Корейцы в современной России: роль этнических меньшинств // Социодинамика. – 2016 – № 3 – С. 62 - 72 DOI: 10.7256/2409-7144.2016.3.18204. Точка доступа