i70
 
Огнем имя твое мне горит
И с песнею матери вольно несется,
Страшным огнем в разговоре стоит,
В гневе мне в грудь отдается.
 
М. Богушевич
 
 
 
 
 
 
 
 
Белорусы (самоназвание беларусы) – восточнославянский народ, основное население Республики Беларусь. Выделяется субэтническая группа полешуки/полещуки (Гомельская, Брестская области).
 
77   78
 
Численность белорусов в Российской Федерации – 1.206.222 человека, согласно переписи 1989 года. Кроме того, они проживают в Литве – 63,2 тыс. человек, Латвии – 119,7 тыс. человек, Казахстане – 182,6 тыс. человек, в Украине – 440 тыс. человек, в Молдавии – 19,6 тыс. человек.
 
Живут также в Польше – около 250 тыс. человек – и в странах Америки (США, Аргентина, Канада). Общая численность белорусов в мире составляет около 10,5 млн. человек.
 
В Удмуртии проживает около четырех тысяч белорусов. Общество белорусской культуры «Батьковщина» было зарегистрировано в декабре 1998 года. С июля 2001 года оно стало республиканским. Его отделения действуют в городах Сарапуле и Воткинске, а также в селах Завьялово и Малая Пурга.
 
Основной целью Общества является сохранение белорусской культуры и самобытного уклада жизни, обычаев, традиций. «Батьковщина» стремится создать необходимые условия для общения на родном белорусском языке, укрепить связи с другими национальными объединениями Удмуртии, а также содействует развитию культурных, общественных, научных контактов и обменов с Белоруссией. По инициативе Президента Белоруссии А. Г. Лукашенко в честь 60-летия освобождения республики от фашизма были вручены медали ветеранам Удмуртии, принимавшим в этом непосредственное участие.
 
Значительное внимание уделяется взаимодействию с детскими дошкольными учреждениями – в детском саду № 48 города Ижевска создана белорусская группа.
 
Большой вклад в дело становления и развития Общества внесли К. А. Роговец, Н. Д. Украинец, Б. А. Якимович, Н. В. Мацулевич, М. И. Дятко, К. П. Орлицкая, В. В. Придыбайло, Н. В. Захарова.
 
Среди национальных праздников и торжественных событий, отмечаемых Обществом белорусской культуры, особое место занимают День освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков (3 июля) и Каляды.
 
Белорусы говорят на белорусском языке, относящемся к восточнославянской ветви славянской языковой семьи. Различаются два основных его диалекта: северо-восточный (включает полоцкую и витебско-могилевскую группы говоров) и юго-западный (охватывает гродненско-барановичскую и слуцко-мозырскую группы говоров). Существуют также среднебелорусские (переходные) говоры; особо выделяется группа полесских говоров, близких к северным украинским. Современный литературный белорусский язык сложился на основе живой народной речи в конце XVIII – XIX веке. В его развитии и совершенствовании большую роль сыграло творчество Я. Купалы и Я. Коласа.
 
Письменность на белорусских землях начала развиваться сравнительно рано. Уже в XII–XIII веках такие города, как Полоцк и Туров, продолжали древнерусскую традицию по переписыванию книг. В письменных источниках этого времени сохранились и имена первых белорусских книжников – Евросинии Полоцкой, Кирилла Туровского и других. По своему содержанию ранние рукописные книги были преимущественно богослужебными, библейскими.
 
Совершенно новым этапом в истории белорусской письменности явилось книгопечатание. Зарождение его связано с именем выдающегося культурного деятеля Белоруссии начала XVI века Франциска Скорины. Стремясь распространить просвещение в родном крае и дать своему народу книги на понятном языке, он в одних случаях свободно вмешивается в текст Священного писания, заменяет в нем «неразумные простым людямъ» выражения лексическими средствами живой разговорной речи и снабжает свои издания оригинальными предисловиями на народном языке; в других же случаях – просто переводит церковнославянские книги на белорусский язык. Примером такой творческой обработки книжных текстов могут служить изданные с 1517 по 1519 годы в Праге «Псалтырь» и 22 книги из Ветхого Завета. Издания Ф. Скорины вскоре получили общеславянскую известность и оказали благотворное влияние на развитие книгопечатания (как в самой Белоруссии, так и за ее пределами).
 
Белорусы как этнос сложились на основе единой древнерусской народности. В их формировании приняли участие несколько восточнославянских племен, в том числе дреговичи, юго-западные кривичи (полочане и смоленские кривичи), радимичи и отчасти древляне, северяне и волыняне. До прихода славян все Верхнее Поднепровье было занято балтийскими племенами, оказавшими влияние, в частности, на этногенез белорусов.
 
В эпоху феодальной раздробленности в XIII–XIV веках земли Белоруссии вошли в состав Великого княжества Литовского. Особые политические и социально-экономические условия, в которых оказалось восточнославянское население Великого княжества Литовского, сыграли определяющую роль в формировании специфических черт белорусской культуры и языка. Белорусская этническая общность складывалась в XIV–XVI веках. В это время по отношению к части белорусских земель начало употребляться название «Белая Русь». С созданием в 1569 году объединенного польско-литовского государства – Речи Посполитой – в его составе оказались и белорусские земли. Осуществлялась полонизация белорусов, насаждались католичество, униатство. Высшие слои общества в XVI–XVIII веках ориентировались на польские культуру и язык, низшие и средние слои (крестьянство, часть горожан, мелкая шляхта) – воспроизводили традиции народной белорусской культуры.
 
К XVII веку название «Белая Русь» закрепляется за белорусскими землями. Для обозначения жителей Белой Руси появляется определение «белорусцы», одновременно существовали обозначения «литвины», «русины», «полещуки», «полесяне». В результате трех разделов Польши (1772, 1793, 1795 годы) белорусские земли отошли к России. Усиление экономических связей между белорусскими землями способствовало консолидации белорусской этнической общности. С конца 30-х годов XIX века усилилось русское влияние в Белоруссии, однако оно касалось, прежде всего, ее восточной и северной частей, где население было православным; между тем белорусы-католики (преимущественно на западе) длительное время оставались под влиянием польской культуры. Царизм проводил в Белоруссии русификаторскую политику. Функции белорусского языка были ограничены; употребление самих названий «Белоруссия» и «белорусы» было запрещено, присоединенные белорусские земли назывались Северо-Западным краем. Однако в конце XIX – начале XX века постепенно росло национальное самосознание белорусского народа. После революции 1917 года была образована Белорусская ССР – 1919 год. Западная Белоруссия по Рижскому договору 1921 года отошла к Польше. В 1922 году Белоруссия вошла в состав СССР. В ноябре 1939 года Западная Белоруссия воссоединилась с Белорусской ССР. После распада СССР в 1991 году было образовано суверенное государство Республика Беларусь.
 
Традиционные формы культуры белорусов складывались в XII–XVII веках. Белорусы – исконные земледельцы. Основные сельскохозяйственные культуры – рожь, пшеница, овес, ячмень, картофель, из технических – лен, конопля. Вспомогательную роль играли огородничество, садоводство, пчеловодство, охота, рыболовство, ремесла и промыслы – столярное, плотницкое, бондарное, гончарное, кузнечное, портняжное, сапожное, прядильное дело, ткачество.
 
Поселения на севере и северо-востоке – в основном малодворные, кучевые, в Поднепровье – крупные, скученной планировки. Традиционное жилище – срубная изба (хата) с двускатной, редко четырехскатной, крышей, покрытой соломой, камышом или дранкой.
 
Планировка усадеб — веночная (хата и хозяйственные постройки, создающие замкнутый двор) и погонная (все постройки расположены в ряд).
 
В национальной одежде преобладал белый цвет. Mужчины носили навыпуск полотняную рубаху туникообразного покроя до колен с прямым разрезом на груди, которую подвязывали цветным шерстяным поясом, сверху – безрукавка из цветного сукна; штаны холщовые, зимой поверх них надевались суконные или полусуконные. Головные уборы – валяная шапка (магерка), зимой – меховая (кучма, аблавўха, аўчына), летом – соломенная шляпа с широкими полями (брыль).
 
Женская традиционная одежда состояла из рубахи, иногда туникообразного покроя, но чаще с прямыми поликами, на которую надевалась понева (сшитая из суконных полотнищ) или андарак (шерстяная юбка в разноцветную клетку с вертикальными или горизонтальными полосами); поверх юбки надевали передник (фартук) и цветной пояс.
 
Обязательной была цветная безрукавка (гарсет, кабат), богато украшавшаяся в праздничной одежде. Старинная девичья прическа – распущенные волосы, с нею связаны традиционные головные уборы – венок с налобником, орнаментированная повязка из ткани. Замужние женщины убирали волосы под чепец (каптур), носили намитку (аналогично русскому повойнику и рушниковым головным уборам других народов). Верхняя мужская и женская одежда – суконная свитка, зимой – белые недубленые и охристо-красные дубленые кожухи и полушубки.
 
Традиционная обувь – лапти из лыка или лозы, кожаные постолы, зимой – валенки. Сапоги (боты) и ботинки надевались в особых случаях.
 
Народная кухня включает множество блюд из муки, круп, овощей, картофеля (блины, оладьи, затирка, кулеш, солодуха, бураки, драники, клецки, разнообразные поливки, холодники). Мясо употребляли редко, в праздники готовили из него печисты, жаркое, верещаку, мачанку (из поджаренных свиных ребер и колбасы с мукой, ели с блинами), студень. Традиционные напитки – квасы (хлебный, ягодный, медовый).
 
Основные календарные праздники – святки (Каляды), Пасха (вяликдзень), Троица (сёмуха), купалье, зажынки, дажынки, пакроу, дзяды (день поминовения усопших). Святки проходили с участием ряженых с колядованием и щедрованием (хождением от дома к дому с величальными песнями). На купалье жгли костры, девушки и парни гадали, искали цветы папоротника. На Пасху волочебники ходили по деревне, исполняя специальные волочебные песни с пожеланиями благоприятных погодных условий, приплода скота, здоровья и счастья в семье. Из семейных обрядов выделяются свадебные, родильные и похоронные. Центральные моменты свадебного обряда – «пасад» невесты (иногда и жениха) на дзяжу (квашню), покрытую вывернутым вверх кожухом, постригание и прижигание волос молодых, раздел каравая. Распространены родильные песни. Важный момент – выбор крестных родителей, раздел «бабиной» каши.
 
Устное народное творчество включает легенды, предания, волшебные сказки, былины. Чрезвычайно богат песенный фольклор. Традиционные музыкальные инструменты – цимбалы, дудочки, басетля (струнный, смычковый), жалейка, лира, бубен. Традиционный танец – весенне-летний и зимний хоровод (каровод, танок); распространены полька, кадриль, лявониха, юрачка.
70
 
 
Источники:
 
Агеева Р. А. Белорусы // Какого мы роду-племени? : народы России: имена и судьбы : словарь-справочник. – М., 2000. – С. 68–72.

Белорусы // Большая Российская энциклопедия. – М., 2004. – Т. 3. – С. 260–262.

Белорусы // Народы России : энциклопедия. – М., 1994. – С. 110–112.

Контакты

Национальная библиотека Удмуртской Республики

Отдел обслуживания, сектор универсальной литературы

Заведующая сектором: Юшина Ольга Александровна

Адрес: г. Ижевск ул. Советская, 11

Телефон: (3412) 65-22-71 (доб. 125)

E-mail: sul@unatlib.ru