• Таныш булдың - танылдың. - Стань знакомым — станешь известным.
  • Кемде бар, шунда булыр. - У кого есть, тот будет иметь.
  • Бөйрәк һымаҡ, эсе тулы. - Как почка, внутри полна.
  • Ҡыйын ғына ҡабатланма. - Трудно повторить просто.
  • Ата-әсә — бәғзеләрҙең иң ҙур байлығы. - Родители — богатство некоторых.
  • Ҡуйға уйла, ҡанатыңа уйла. - Думай о овце, думай о своих крыльях.
  • Шират, инсафын ҡуй. - Умерь свои побуждения, соблюдай справедливость.

2

Говорят на башкирском языке (кыпчакско-булгарская подгруппа кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи). Башкиры Западной Башкирии, Татарстана, Свердловской области и Пермского края говорят на диалекте, близком к татарскому языку.

В X веке в среду башкир начал проникать ислам, ставший в XIV веке господствующей религией. Верующие башкиры – мусульмане-сунниты ханафитскогомазхаба.

В древности территория нынешнего Башкортостана находилась в зоне интенсивного взаимодействия индоевропейских и финно-угорских народов. Проникшие из Сибири скотоводческие тюркские племена дали башкирам тюркский язык и, вероятно, этноним. Одна из возможных трактовой этнонима – «волк-вожак» (баш-корт в огузско-тюркских языках). Формирование этноса завершилось в основном в XIII в. – с восприятием кыпчакского языка – основного языка Золотой Орды. Дальнейшее развитие народа протекало в рамках Казанского ханства (XV в.) и Русского государства (с 1557 г.)

3Традиционными занятиями башкир, унаследованными от древних азиатских предков, были полукочевое скотоводство, игравшее ведущую роль в хозяйстве, бортничество, охота и рыбная ловля. Разводили главным образом лошадей, овец, меньше – коров, имелись верблюды. Башкирам было знакомо земледелие, подчиненное кочевому образу жизни. Основные культуры – просо, ячмень, конопля. Ремесла – выплавка железа и меди, изготовление оружия и орудий труда, войлоков, паласов и тканей из животного и растительного сырья – были обусловлены потребностями кочевого хозяйства.

 В условиях кочевой жизни башкиры имели несколько мест поселений: зимнее, весеннее, летнее, осеннее. На месте зимников в процессе перехода к оседлости возникали постоянные поселения – аулы. Основным типом жилища долгое время оставалась войлочная юрта с решетчатым деревянным сборным каркасом. Были известны постройки земляночного типа, пластовые, саманные и срубные строения. В XVIII–нач. XX в. Почти всюду преобладали бревенчатые срубные дома, деревни.

До XVI в. Преобладала большая семья с определенной хозяйственной автономией входящих в нее семейных пар. С XVI по XIX в. Большая и малая семьи были распространены приблизительно одинаково, но у полукочевых башкир была в большей степени распространена неразделенная семья, у оседлых – малая. Среди богатых башкир встречалось многоженство.

Были распространены родовая взаимопомощь и экзогамия, до настоящего времени бытуют родословные, племенная символика (тамга, боевой клич – оран). Основные праздники приходятся на весенне-летний период: Каргатуй (Грачиный праздник), Сабантуй (Праздник плуга), Йыйын – праздник завершения сева.

6

Источники:

1. Народы России : атлас культур и религий / М-во регионал. развития Рос. Федерации, Рос. акад. наук; отв. ред. : А. В. Журавский, О. Е. Казьмина, В. А. Тишков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Дизайн. Информация.Картография, 2009. – 318 с.;

2. Р. А. Агеева Какого мы роду-племени?: народы России: имена и судьбы: словарь-справочник / Р. А. Агеева; Центр языка и культур Северной Евразии им. князя Н. С. Трубецкого. – Москва: Academia, 2000. – 422 с.

3. Л. Н. Лузин Планета Южный Урал: живая энциклопедия народов Челябинской области / Лев Лузин. – Челябинск: Авто Граф, 2012. – 396 с.;

4. Башкиры / К. И. Абрамичева и др. ; ответственные редакторы: Р. Г. Кузеев, Е. С. Данилко; Российская академия наук и др. – Москва: Наука, 2015. – 662 с.

5. Башкортостан: краткая энциклопедия / ред. Р. З. Шакуров. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. – 670 с.

Поэты и писатели юбиляры этого года

Все мероприятия

Семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука

15 декабря в Национальной библиотеке УР совместно с Общинным центром еврейской культуры Удмуртии прошла семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука. Подробнее

Презентация книги «Удмурты. Народное искусство»

26 сентября на расширенном заседании клуба «Край удмуртский» прошла торжественная встреча, посвященная 105‑летнему юбилею издательства «Удмуртия», и презентация новой книги, выпущенной издательским коллективом, «Удмурты. Народное искусство».   Подробнее

День национального костюма

20 сентября в Удмуртии во второй раз будет отмечаться День национального костюма – один из самых молодых региональных праздников: в прошедшем году депутаты Госсовета УР закрепили его в законе «О праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики», установив дату – третья пятница сентября.   Подробнее

Творческая встреча с Алевтиной Каравай (Каравай Аля пумита)

3 сентября в конференц-зале Национальной библиотеки прошла юбилейная творческая встреча с мастером этнических украшений Алевтиной Каравай, которая собрала друзей и почитателей ее искусства.   Подробнее

К 100-летию Г. А. Корепанова: вечер воспоминаний

20 августа в Национальной библиотеке УР состоялся вечер воспоминаний о выдающемся удмуртском композиторе, заслуженном деятеле искусств УАССР и РСФСР, основоположнике удмуртской академической музыки Германе Афанасьевиче Корепанове.   Подробнее

Мигрантам

Переезд в другую страну для проживания и работы – это всегда нелегко и требует большой ответственности. Есть много вопросов, которые могут возникнуть в связи со сменой места жительства и привычного образа жизни.

Мы постарались собрать всю полезную информацию, которая поможет как можно скорее освоиться на новом месте и принимать правильные решения во время пребывания в Удмуртии.


Подробнее