Говорят на башкирском языке (кыпчакско-булгарская подгруппа кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи). Башкиры Западной Башкирии, Татарстана, Свердловской области и Пермского края говорят на диалекте, близком к татарскому языку.
В X веке в среду башкир начал проникать ислам, ставший в XIV веке господствующей религией. Верующие башкиры – мусульмане-сунниты ханафитскогомазхаба.
В древности территория нынешнего Башкортостана находилась в зоне интенсивного взаимодействия индоевропейских и финно-угорских народов. Проникшие из Сибири скотоводческие тюркские племена дали башкирам тюркский язык и, вероятно, этноним. Одна из возможных трактовой этнонима – «волк-вожак» (баш-корт в огузско-тюркских языках). Формирование этноса завершилось в основном в XIII в. – с восприятием кыпчакского языка – основного языка Золотой Орды. Дальнейшее развитие народа протекало в рамках Казанского ханства (XV в.) и Русского государства (с 1557 г.)
Традиционными занятиями башкир, унаследованными от древних азиатских предков, были полукочевое скотоводство, игравшее ведущую роль в хозяйстве, бортничество, охота и рыбная ловля. Разводили главным образом лошадей, овец, меньше – коров, имелись верблюды. Башкирам было знакомо земледелие, подчиненное кочевому образу жизни. Основные культуры – просо, ячмень, конопля. Ремесла – выплавка железа и меди, изготовление оружия и орудий труда, войлоков, паласов и тканей из животного и растительного сырья – были обусловлены потребностями кочевого хозяйства.
В условиях кочевой жизни башкиры имели несколько мест поселений: зимнее, весеннее, летнее, осеннее. На месте зимников в процессе перехода к оседлости возникали постоянные поселения – аулы. Основным типом жилища долгое время оставалась войлочная юрта с решетчатым деревянным сборным каркасом. Были известны постройки земляночного типа, пластовые, саманные и срубные строения. В XVIII–нач. XX в. Почти всюду преобладали бревенчатые срубные дома, деревни.
До XVI в. Преобладала большая семья с определенной хозяйственной автономией входящих в нее семейных пар. С XVI по XIX в. Большая и малая семьи были распространены приблизительно одинаково, но у полукочевых башкир была в большей степени распространена неразделенная семья, у оседлых – малая. Среди богатых башкир встречалось многоженство.
Были распространены родовая взаимопомощь и экзогамия, до настоящего времени бытуют родословные, племенная символика (тамга, боевой клич – оран). Основные праздники приходятся на весенне-летний период: Каргатуй (Грачиный праздник), Сабантуй (Праздник плуга), Йыйын – праздник завершения сева.
Источники:
1. Народы России : атлас культур и религий / М-во регионал. развития Рос. Федерации, Рос. акад. наук; отв. ред. : А. В. Журавский, О. Е. Казьмина, В. А. Тишков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Дизайн. Информация.Картография, 2009. – 318 с.;
2. Р. А. Агеева Какого мы роду-племени?: народы России: имена и судьбы: словарь-справочник / Р. А. Агеева; Центр языка и культур Северной Евразии им. князя Н. С. Трубецкого. – Москва: Academia, 2000. – 422 с.
3. Л. Н. Лузин Планета Южный Урал: живая энциклопедия народов Челябинской области / Лев Лузин. – Челябинск: Авто Граф, 2012. – 396 с.;
4. Башкиры / К. И. Абрамичева и др. ; ответственные редакторы: Р. Г. Кузеев, Е. С. Данилко; Российская академия наук и др. – Москва: Наука, 2015. – 662 с.
5. Башкортостан: краткая энциклопедия / ред. Р. З. Шакуров. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. – 670 с.