Выставки
tatar1              tatar2
 
Татары издавна проживают на территории современной Удмуртии. По результатам последней переписи татарское население республики составляет 110,5 тысяч человек. Татары делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Самой многочисленной является волго-уральская группа, включающая субэтносы казанских, касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещёных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная группа татар). Среди астраханских – юртовские, кундровские татары и карагаши. Самостоятельной этнической общностью – особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических процессов ХV–ХVI веков, – являлись до начала ХХ века литовские татары. Эта группа, сохранившая благодаря исламу свою этническую целостность, во второй половине ХIХ – начале ХХ века переживала в определенной мере процесс интеграции в татарскую этническую общность (в т. ч. и в результате усиления этнического, «татарского» (взамен «мусульманского») самосознания.
 
Народно-разговорный язык татар делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Язык астраханских татар, возникший при участии ногайского языка, имеет определенную специфику. Тюркский язык литовских татар перестал существовать ещё в ХVI веке (литовские татары перешли на белорусский язык, а к середине ХIХ века часть интеллигенции начала использовать польский и русский языки). Литовский татарский язык сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта при заметном участии западного (мишарского). Со второй половины ХIХ века начинается формирование татарского национального языка, завершившееся в начале ХХ века.
 
Наиболее древней письменностью татар являлась тюркская руника. С Х века по 1927 г. письменность строилась на основе арабской графики, в 1927–1939 годах – на латинской основе (яналиф), с 1939–1940 годов (на территории СССР) основой татарской письменности стала кириллица.
 
Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен (в т. ч. и нагайбаков), которые были в ХVI–ХIII веках обращены в православие, мусульмане-сунниты.
 
Этноним «татары» впервые появился среди монгольских и тюркских племен в VI-IХ веках, во второй половине ХIХ – начале ХХ века он закрепился как общий этноним.
 
В ХIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена (в т. ч. тюркские), называвшиеся «татарами». В ХIII–ХIV веках в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки ассимировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы, русские и некоторые азиатские народы называли татарами население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, воинско-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшее в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима татары. После падения ханств термин был перенесён в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарского ханства татарами.
 
Наиболее ранними поселенцами на территории современной Удмуртии является чепецкая группа: нукратские (каринские), юкаменско-палагийские, глазовско-кестымские татары, сложившиеся в устойчивые этнотерриториальные подразделения. Позднее появившиеся группы татар проживают на юге Удмуртии, часть из них – в сельской местности (Каракулинский, Киясовский, Глазовский и др. районы), большая часть – в Ижевске, где оформился район компактного проживания татарского населения, а также в городах Сарапуле, Можге, Воткинске. В настоящее время татарское население составляет 7% всего населения республики.
 
Татары Удмуртии имеют некоторую специфику в языке, материальной и духовной культуре, что связано с длительным функционированием в отрыве от основного этнического массива татар, а также с влиянием удмуртского населения. Особенно много финно-угорских черт в культуре кряшен, весьма своеобразной группы татар.
 
В последние годы активизировалось национальное движение татар в Удмуртии: создан Татарский общественный центр, проводятся конференции, съезды, культурно-массовые мероприятия, праздник «Сабантуй». Всплеск интереса к национальным корням, к традициям народа, потребность населения в разнообразной информации об истории и культуре татар обусловили и создание данной выставки.
 
Источники:
 
Исхаков, Д. М. Татары / Д. М. Исхаков, Р. К. Уразманова, Ю. Г. Мухаметшин и др. // Народы России: Энцикл. / Гл. ред. В. А. Тишков. – М., 1994. – С. 320–321.
 
Татары // Удмуртская Республика: Энцикл. – Ижевск, 2000. – С. 762.
 
Примечание
В связи с использованием специальных диакритических символов для дальнейшего просмотра выставки необходимо установить шрифт Arial Unicode MS. Архив этого шрифта можно скачать здесь (15,4 Мб)
 
tatar3
 

Контакты

Национальная библиотека Удмуртской Республики

Отдел социогуманитарной и естественнонаучной литературы

Заведующая отделом: Юшина Ольга Александровна

Адрес: г. Ижевск ул. Удмуртская, 199

Телефон: (3412) 97-22-70

E-mail: ecocenter@unatlib.org.ru