• Бемудаи зебо, бидуни паҳлавон метавонад. - Красота незаметна, если нет героя. (Красота требует защиты.)
  • Сабр калаф, бузуи подшоҳ. - Терпение — ключ к успеху. (Терпение приносит плоды.)
  • Касе ки рўйи оби хун дорад, худаш наметарсад. - Тот, кто идет по воде, не боится себя. (Смелый не боится опасностей.)
  • Калид ба чанд захира маталад. - Ключ не откроет много запасов. (Одним действием многое не решить.)
  • Ҳар кӣ кораш намекунад, роҳат намеёбад. - Кто не трудится, тот не получает покоя. (Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
  • Сухан кишти, лабаро осон. - Слово — это зёрна, а дело — это жатва. (Слова без дел — пустота.)
  • Ғам, ранг, дур ва ошиқӣ. - Грусть глубока, цветы бледны и страсть слаба. (Недостаток любви приводит к грусти.)
1
 
Таджики (самоназвание: тоҷик) – основное население Таджикистана. Этнографически таджики делятся на северных и южных, внутри этих крупных подразделений существует множество локально-территориальных групп (например, вар-зобцы, ромитцы, кулябцы, каратегинцы и др.), проживающие в относительно автономных географических областях. В ряде местностей существует и деление таджиков на жителей равнины и горцев, приобретающее этнический смысл. К таджикам причисляют и припамирские народности (помири), в силу исторических причин оказавшиеся на периферии этнической территории Таджикистана и развивавшиеся самостоятельно. Верующие таджики – в основном мусульмане-сунниты, есть шииты-исмаилиты.
 
Таджики говорят на таджикском языке, относящемся к юго-западной группе иранских языков (индоевропейская языковая семья). В нем выделяются диалектные группы: северная (говоры Бухары и Самарканда, Ферганской долины, Ура-Тюбе, Пенджикента и др.), центральная (верхнезеравшанская), южная (каратегинские, кулябские, рогские и бадахшанские говоры) и юго-восточная (дарвазская). Припамирские народности говорят на памирских языках, относящихся к восточной группе иранских языков.
 
Письменность у таджиков существует с давних пор. С IX века до тридцатых годов XX столетия она основывалась на арабской графике, в 1930 году был принят латинизованый алфавит. В 1940 – создан новый алфавит на основе русской графики.
 
Таджикский язык имеет многовековую литературную традицию. Среди классиков таджикской литературы есть писатели с мировым именем, как Рудаки, Фирдуоси, Омар Хайям и другие. Основоположником современного таджикского литературного языка является Садриддин Айни, создавший свои произведения на базе существовавшего литературного языка с использованием средств живой речи.
 
Основная этническая территория таджиков – Республика Таджикистан (3.172.420 человек) – столица Душанбе. Проживают также в Узбекистане – 933,5 тыс. человек, Киргизии – 33,5 тыс. человек, Казахстане – 25,5 тыс. человек, России, Северном и Центральном Афганистане – 3,7 млн. человек. Общая численность – 7,2 млн. человек. В России таджикские диаспоры расселены дисперсно.
 
Массовое переселение таджиков в Российскую Федерацию в 1990-е годы было обусловлено общественно-политическим кризисом, охватившим Таджикистан после распада СССР. В результате этого процесса таджикская диаспора расселилась в большей части регионов России. Часть переселенцев выбрала в качестве новой родины Удмуртскую Республику. В 2000 году был создан Таджикский общественный центр «Ориён-Тадж» («Благородные»), имеющий своей целью сохранение родного языка и культуры, а также установление и поддержание связей с исторической родиной.
 
Структурные подразделения Центра действуют в городах Сарапуле и Воткинске, а также в поселке городского типа Уве.
 
За непродолжительное время своей деятельности Таджикский общественный центр провел несколько важных для становления культурно-просветительной работы мероприятий: День таджикского языка и национального согласия, Дни таджикской культуры в Удмуртии, книжные выставки, научно-практическую конференцию, посвященную 1150-летию основоположника таджикско-персидской поэзии Абу Абдулло Рудаки.
 
Этногенетические процессы, предшествовавшие сложению таджикского народа, восходят к концу II – началу I тыс. до н. э., когда Среднюю Азию и степи Евразии заселяли племена индоиранской общности, из которых впоследствии выделились ираноязычные племена, смешавшиеся с местными племенами эпохи бронзы. У основного населения среднеазиатских оазисов, долин и степей распространились восточно-иранские языки. Прямыми предками таджиков были: бактрийцы в бассейне верховьев Амударьи, согдийцы в бассейнах Зеравшана и Кашкадарьи, парфяне в Хорасане, маргианцы в Мервском оазисе, хорезмийцы в низовьях Амударьи, парканцы в Ферганской долине и сако-массагетские племена Памиро-Тянь-Шаньских гор и Арало-Каспийских степей.
 
Во II веке до н. э. в Бактрию проникли юэчжи (тохары), которых некоторые исследователи причисляют к сакам-массагетам. Одна из их ветвей — кушаны создали могущественное Кушанское царство. С образованием в VI веке Тюркского каганата усилилось проникновение тюркских этнических элементов. Ко времени арабского завоевания (VIII век) на территории Средней Азии выделились три основные этнические области: согдийская на Севере, ферганская на Северо-Востоке и тохарская на Юге, население которых и в дальнейшем сохранило некоторые свои культурные и бытовые особенности. С образованием государства Саманидов в IX–X веках завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков, что было тесно связано с распространением общего фарси-дари-таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развивались культура и наука иранских народов (таджиков и персов), создавалась их богатая литература.
 
Письменно зафиксированное время появления этнонима «тоҷик» — XI век, однако фактически, оно относится к более ранней эпохе. С конца X века политическое преобладание в Средней Азии перешло к тюркоязычным народам, все новые волны тюркских, а позже монгольских племен проникали в области оседлого таджикского населения; начался многовековой процесс тюркизации таджиков.
Таджикский народ и его культура складывались и развивались в тесной этнокультурной связи с тюркскими народами Средней Азии, особенно узбеками. Сложной оказалась судьба таджиков во второй половине XIX — начале XX века; северные районы таджикской оседлости вошли (1868 год) в состав России, а население Южного Таджикистана оставалось под властью зависимого от России феодального Бухарского эмирата. В 1924 году образована Таджикская АССР, в 1929 году преобразована в Таджикскую ССР, с 1991 – Республика Таджикистан.
 
Исконные занятия таджиков — пашенное земледелие, скотоводство (в горных районах). На равнинах традиционно развиты ремесла — ковроделие, изготовление сукна, хлопчатобумажных и шелковых тканей, ювелирное и гончарное дело. В горах распространены ткачество, вязание, вышивка.
 
Дома в основном глинобитные (в горных районах часто каменные), с плоской крышей. Жилище делится на внешнюю (мужскую) и внутреннюю (женскую) половины. Характерна особая комната для гостей (мехмонхона): пол в ней застилается кошмами, хлопчатобумажными и шерстяными паласами, коврами, на которых по периметру помещения раскладывают длинные узкие стеганые одеяла для сидения (курпача), в центре — скатерть (дастархан). Стены украшают вышивкой (сюзане), коврами.
 
Традиционная одежда имеет свои особенности в каждом из регионов, но обладает и общими чертами. У мужчин: рубаха, шаровары, распашной халат, тюбетейка, чалма, пояс-платок, кожаные сапоги на мягкой подошве, галоши. У женщин: широкое платье, шаровары, платок, тюбетейка, многочисленные украшения.
 
Основная пища — плов, лепешки, топленое масло, сыр, манты (большие пельмени), суп из баранины.
 
Фольклор таджиков богат и разнообразен: трудовые, обрядово-календарные, обрядово-праздничные и траурные народные песни (суруд), популярны четверостишия (рубай), но наиболее интересны сказки — волшебные и сатирические, широко распространены юмористические рассказы-анекдоты (латифы), например о Ходже Насреддине.
 
Красочны таджикские народные танцы (в т. ч. шуточные и воспроизводящие процессы труда). Излюбленные народные зрелища — выступления канатоходцев, фокусников, кукольный театр.
 
Источники
Агеева Р. А. Таджики // Какого мы роду-племени? : народы России: имена и судьбы : словарь-справочник / Отделение лит. и яз. Рос. акад. наук, Центр языков и культур Сев. Евразии им. кн. Н. С. Трубецкого. – М., 2000. – С. 282–287.

Таджики // Иллюстрированная энциклопедия «Руссика». Расы и народы. – 2007. – С. 495–496.

Таджики // Народы России. – М., 1994. – С. 319–320.

Таджики // Феномен Удмуртии / Рос. акад. наук, Центр по изучению межнац. отношений Ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 417–430.

Примечание
Выставка составлена на основе фонда Национальной библиотеки Удмуртской Республики и фонда библиотеки Таджикского общественного центра «Ориён-Тадж».
 

Поэты и писатели юбиляры этого года

Юбиляры не найдены

Все мероприятия

Семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука

15 декабря в Национальной библиотеке УР совместно с Общинным центром еврейской культуры Удмуртии прошла семейная встреча, посвященная национальному еврейскому празднику Ханука. Подробнее

Презентация книги «Удмурты. Народное искусство»

26 сентября на расширенном заседании клуба «Край удмуртский» прошла торжественная встреча, посвященная 105‑летнему юбилею издательства «Удмуртия», и презентация новой книги, выпущенной издательским коллективом, «Удмурты. Народное искусство».   Подробнее

День национального костюма

20 сентября в Удмуртии во второй раз будет отмечаться День национального костюма – один из самых молодых региональных праздников: в прошедшем году депутаты Госсовета УР закрепили его в законе «О праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики», установив дату – третья пятница сентября.   Подробнее

Творческая встреча с Алевтиной Каравай (Каравай Аля пумита)

3 сентября в конференц-зале Национальной библиотеки прошла юбилейная творческая встреча с мастером этнических украшений Алевтиной Каравай, которая собрала друзей и почитателей ее искусства.   Подробнее

К 100-летию Г. А. Корепанова: вечер воспоминаний

20 августа в Национальной библиотеке УР состоялся вечер воспоминаний о выдающемся удмуртском композиторе, заслуженном деятеле искусств УАССР и РСФСР, основоположнике удмуртской академической музыки Германе Афанасьевиче Корепанове.   Подробнее

Мигрантам

Переезд в другую страну для проживания и работы – это всегда нелегко и требует большой ответственности. Есть много вопросов, которые могут возникнуть в связи со сменой места жительства и привычного образа жизни.

Мы постарались собрать всю полезную информацию, которая поможет как можно скорее освоиться на новом месте и принимать правильные решения во время пребывания в Удмуртии.


Подробнее