Выставки

Этническая история

beserm04
 
С каких глубин мой древний род?
С каких вершин его притоки?
(М. Федотов)*
  1. Куроптев М. И. Слободской уезд Вятской губернии в географическом и экономическом отношениях. – Вятка, 1881. – С. 4, 21.
  2. Спасский Н. А. Физико-географические условия Вятского края и состав его населения // Календарь Вятской губернии на 1882 год. – Вятка, 1881. – С. 147–148.
  3. Бесермяне // Энциклопедический словарь / Под ред. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. – СПб., 1891. – Т. 3. – С. 603.
  4. Штейнфельд Н. П. Бесермяне: Опыт этногр. исслед. // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 год. – Вятка, 1894. – С. 220–259.
В основу работы положены личные наблюдения автора, сделанные в мае 1894 г. во время специальной поездки в село Ежево Глазовского уезда, что, несомненно, является огромной ценностью этой работы. Общие черты в культуре бесермян и чувашей, по мнению автора, можно объяснить общим происхождением или длительным совместным проживанием в пределах Булгарского государства. Эти материалы неоднократно заимствовались последующими исследователями и частично помещались в справочных изданиях. Статья и ныне остается единственным наиболее полным описанием культуры бесермян.** 
  1. Сорокин П. М. Арские князья в Карино // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 г. – Вятка, 1894. – С. 45–70.
  2. Никольский Д. П. О бесермянах // Живая старина. – 1895. – Вып. 1.
  3. Смирнов И. Н. Бесермяне Вятской губернии // Труды VIII археологического съезда. – М., 1897. – Т. 3. – С. 313–314.
  4. Бесермяне // Большая энциклопедия / Под ред. С. Н. Южакова. – СПб., 1901. – Т. 3. – С. 150.
  5. Михеев И. С. Несколько слов о бесермянах // Известия Общества археологии, истории и этнографии. – Казань, 1901. – Т. 17, вып. 1. – С. 51–60.
  6. Хомяков М. М. К вопросу о краниологическом типе бесермян Вятской губернии: Антропол. исслед. – Казань: Типолитография Император. ун-та, 1911. – 12 с. – (Материалы к изучению Вят. края / Кукар. образоват. о-во; Т. 1, вып. 1).
beserm3Рец.: Зеленин Д. К. // Живая старина. – СПб., 1911. – Вып. 1. – С. 163–165. Рецензия на книгу дана Д. К. Зелениным: Зеленин Д. К. К вопросу о краниологическом типе бесермян Вятской губернии: Антропологическое исследование М. М. Хомякова. Материалы к изучению Вятского края. Т. 1. Вып. 1. Казань, 1911. // Живая старина. – СПб., 1911. – Вып.1. – С.163–165.  
 
  1. Сатрапинский К. А. Вотяки и бесермяне, проживающие в приходе и селе Укан Глазовского уезда // Архив Русского географического общества. – Разряд 10. – Оп. 1. – Д. 48.
  2. Подворная перепись населения и скота Вятской губернии, 1912 год. – Вятка, 1914. – 366 с.
  3. Перевощиков С. Т. Бесермяне в Вотобласти  / Ижевская правда. – 1923. – № 147 (4 июля).
  4. Перевощиков С. Т. Еще о бесермянах // Ижевская правда. – 1923. – № 158 (17 июля).
  5. Перевощиков С. Т. К материалу о бесермянах // Труды Научного общества по изучению Вотского края. – Ижевск, 1926. – Вып. 1. – С. 60–62.
  6. Луппов П. Н. Обзор быта нацмен Вятско-Ветлужского края // Вятско-Ветлужский край. – Вятка, 1926. – № 1. С. 1–2, 19–20.
  7. Луппов П. Н. Бесермяне: Докл., прочит. в комис. по изучению племен. состава населения СССР при Акад. наук // Архив Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН. – Оп. 2Н. – Д. 616.
  8. Наговицын И. А. Бесермяне // БСЭ. – М., 1927. – Т. 5. – С. 721–722.
  9. Шубин Р. Бесермяне // Статистический бюллетень. – Вятка, 1927. – № 4–5. – С. 28–33.
  10. Луппов П. Н. Современное население Вятского края // Вятский край: Сб. в помощь учителю. – Вятка, 1929. – С. 338–348.
  11. Корепанов Д. И. Бесермяне // На удмуртские темы. – М., 1931. – С. 99–106. – (Ученые зап. НИИ народов Совет. Востока; Вып. 2).
beserm08Впервые специальная статья по языку бесермян была подготовлена Д. И. Корепановым. В результате сравнения бесермянского диалекта с южно-удмуртскими, он выдвинул гипотезу, что бесермяне – это южные удмурты, которые «попали на Чепцу во время владычества монголо-татар»; в жилище и одежде, по мнению Д. И. Корепанова, также имелось большее сходство с удмуртами, нежели с татарами. Относительно пережитков мусульманских обрядов, приводимых другими исследователями в качестве основного аргумента в пользу тюркского происхождения бесермян, автор пишет, что «вынужденные в известный период времени исповедовать ислам, бесермяне, безусловно, переняли у татар некоторые верования и обычаи». 
 
  1. Луппов П. Н. Северные удмурты в XVI–XVII вв. // На удмуртские темы. – М., 1931. – С. 112–144. – (Ученые зап. НИИ народов Совет. Востока; Вып. 2).
  2. Луппов П. Н. Бесермяне в Кировском крае // Кировская правда. – 1936. – № 168.
  3. Луппов П. Н. К характеристике борьбы удмуртов и бесермян против каринских мурз в конце 17 века // Записки УдНИИ. – 1936. – № 6. – C. 154–184.
  4. Луппов П. Н. Выступление удмуртов, бесермян и татар Вятской земли против бывшего воеводы Римского-Корсакова в 1694 г.: Документы // Записки УдНИИ. – Ижевск, 1938. – Вып. 8. – С. 261–271.
  5. Белицер В. Н. К вопросу о происхождении бесермян (по материалам одежды) // Труды института этнографии. – М., 1947. – Т. 1. – С. 183–193.
  6. Бесермяне // БСЭ. – М., 1950. – Изд. 2. – Т. 5. – С. 65–66.
  7. Луппов П. Н. Документы по истории Удмуртии XV–XVI вв. – Ижевск, 1958.
  8. Белицер В., Новицкая А. Удмурты // Народы европейской части СССР. – М., 1964. – Т. 2. – С. 472–509.
  9. Тихомиров М. Н. Бесермены в русских источниках // Исследования по отечественному источниковедению. – М.; Л., 1964. – С. 50–57. – (Труды Ленинградского отделения Института истории АН СССР; Вып. 7).
В этой работе проводится анализ русских летописей, в результате которого было подчеркнуто, что термины «бусурманин» и «бесермянин» в этих источниках имеют два значения: обозначают мусульманина и иноверца вообще; этим же словом летописи называют определенный народ, а именно – камских булгар.
 
  1. Генинг В. Ф. Этногенез удмуртов по данным археологии // Вопросы финно-угорского языкознания. – Ижевск, 1967. – Вып. IV. – С. 277.
  2. Трефилов Г. Н. Бесермяне по письменным источникам // Вопросы финно-угорского языкознания. – Ижевск, 1967. – Вып. IV. – С. 310–318.
  3. Бесермяне // БСЭ. – М., 1970. – Изд. 3. – Т. 3. – С. 262.
  4. Владыкин В. Е. К вопросу об этнических группах удмуртов // Советская этнография. – 1970. – № 3. – С. 37–47.
beserm09В этнографическом плане культура и происхождение бесермян рассматривались автором при изучении этнических групп удмуртов, где был привлечен полевой этнографический материал, собранный среди бесермян в середине 1970-х гг. 
 
  1. Тепляшина Т. И. Этноним бесермяне // Этнонимы. – М., 1970. – С. 177–187.
  2. Владыкин В. Е. Происхождение бесермян // Всесоюзная сессия, посвященная итогам полевых археологических и этнографических исследований. – Тбилиси, 1971. – С. 56–57.
  3. Гришкина М. В. Численность и расселение удмуртов в XVIII веке // Вопросы этнографии удмуртов. – Ижевск.: УдНИИ, 1976. – С. 95–133.
  4. Генинг В. Ф. Могильник чепецкой культуры у д. Весьякар // Северные удмурты в начале II тысячелетия н. э. – Ижевск, 1979. – С. 87–106.
  5. Иванова М. Г. Памятники чепецкой культуры (материалы к археологической карте) // Северные удмурты в начале II тысячелетия н. э. – Ижевск, 1979. – С. 115–149.
  6. Исхаков Д. М. Татаро-бесермянские этнические связи как модель взаимодействия булгарского и золотоордынского этносов // Изучение преемственности этнокультурных явлений. – М., 1980. – С. 16–38.
  7. Гришкина М. В., Владыкин В. Е. Письменные источники по истории удмуртов IX–XVII вв. // Материалы по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1982. – С. 25–27.
beserm10Авторами выдвинуто положение, что бесермяне по своему происхождению – южные удмурты, испытавшие длительное и сильное тюркское влияние, принявшие на территории Булгарского государства ислам и осознавшие себя как нечто отличное от удмуртского этноса, а в первые века второго тысячелетия в результате исторических событий оказавшиеся в бассейне реки Чепца. 
 
  1. Атаманов М. Г. Из истории расселения воршудно-родовых групп удмуртов // Материалы по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1982. – С. 81–127.
  2. Семенов В. А. К вопросу об этническом составе населения бассейна р. Чепцы: (по данным археологии) // Материалы по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1982. – С. 43–62.
  3. Фаттахов Р. М. О состоянии антропологического решения проблемы происхождения удмуртского народа // Материалы по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1982. – С. 75.
  4. Родионов В. Г. Этнокультурные черты и история бесермян как свидетельства болгаро-чувашской преемственности // Болгары и чуваши. – Чебоксары, 1984. – С. 140–154.
  5. Атаманов М. Г. Названия археологических памятников и культовых мест Удмуртии // Материалы средневековых памятников Удмуртии. – Устинов, 1985. – С. 153–161.
  6. Владыкин В. Е. Бесермяне. Кто они? // Пропагандист и агитатор. – 1989. - № 9. – C. 29–30.
  7. Дубов А. И. Антропологическая характеристика северных и центральных удмуртов // Новые исследования по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1989. – С. 106.
  8. Владыкин В. Е. Попова Е. В. Бесермяне // Народы России: Энцикл. – М., 1994. – С. 113–114.
  9. Шкляев Г. К. Бесермяне // Информационный бюллетень № 1 / Ком. по делам национальностей при Правительстве Удмурт. Респ. – Ижевск, 1996. – С. 51–53.
  10. Останина Т. И. Турчинский могильник – ранний бесермянский некрополь на севере Удмуртии // Славянский и финно-угорский мир вчера, сегодня: Сб. ст. – Ижевск, 1996. – C. 25–49. – Библиогр.: с. 41–43.
  11. Луппов П. Н. О бесермянах // О бесермянах: Сб. ст. – Ижевск, 1997. – C. 19–49. – Библиогр.: 60 назв.
  12. Макурина В. В. Бесермяне. Опыт статистического и этносоциологического исследования: (О результатах работы) // История и культура финно-угорских народов: Материалы междунар. студ. науч.-практ. конф., Глазов, 11–13 нояб. 1996 г. – Глазов, 1997. – Ч. 1: Археология. Этнология. История. Краеведение. – C. 54–55.
  13. О бесермянах: Сб. ст. / Удм. ин-т истории, яз. и лит.; Сост. и отв. ред. Шкляев Г. К. – Ижевск, 1997. – 139 с.: ил.
beserm11В сборнике статей прослеживаются страницы истории бесермян на основе изучения и анализа средневековых и поздних письменных источников, а также рассмотрения некоторых элементов материальной культуры. В книге описаны отдельные стороны духовной культуры этноса конца XIX – нач. XX веков, а также социально-демографические характеристики и некоторые черты национального самосознания современных бесермян.
 
  1. Попова Е. В., Волкова Л. А. Бесермянская тематика в научной работе исторического факультета ГГПИ // Вестник педагогического опыта. – 1998. – Вып. 3. – C. 49–50.
  2. Попова Е. В. Бесермянская тематика в этнографических исследованиях региона // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф., 16–17 нояб. 1999 г. – Глазов, 1999. – C. 3–4 [разд. 5].
  3. Бесермяне: место и роль в полиэтничной культуре региона: (материалы науч.-практ. конф., посвящ. 385-летию д. Шамордан Юкамен. р-на) : информ.-метод. сб. / М-во нац. политики Удмурт. Респ., Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН . – Ижевск, 2000. – N 4. – 63 с.
  4. Владыкин В. Е. Попова Е. В. Бесермяне // Удмуртская Республика = Удмурт Элькун: Энцикл. – Ижевск, 2000. – С. 197.
  5. Хомяков М. М. К вопросу о краниологическом типе бесермян Вятской губернии: Антропол. исслед.: Электрон. изд. / Нац. б-ка Удмурт. Респ. – Ижевск, 2000.
  6. Бесермяне : [док. и материалы] // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 359–371, 373–381, 382–385.
  7. Владыкин В. Е. Бесермяне / В. Е. Владыкин // Мон / В. Е. Владыкин. – Ижевск, 2003. – С. 29–32.
  8. Владыкин В. Е. Этническая мобилизация бесермянского народа / В. Е. Владыкин, Е. В. Попова // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 354–358.
  9. Шкляев Г. К. Бесермяне / Г. К. Шкляев // Феномен Удмуртии. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 391–395.
  10. Попова Е. В. Время как одна из категорий традиционной модели мира бесермян / Е. В. Попова // Удмуртская мифология. – Ижевск, 2004. – С. 120–134.
  11. Попова Е. В. Бесермяне / Е. В. Попова // Большая Российская энциклопедия : В 30 т. – М., 2005. – Т. 3. «Банкетная компания» 1904. – Большой Иргиз. – С. 411–412.
  12. Редькина Т. В. К вопросу о происхождении бесермян / Т. В. Редькина ; науч. рук. В. А. Матанцев // Тезисы докладов XXXIII итоговой студенческой конференции, апр. 2005 г. / Удмурт. гос. ун-т. – Ижевск, 2005. – С. 121–122.
  13. Белых С. К. Историко-этимологический аспект самоназвания бесермян / С. К. Белых // Иднакар: методы историко-культур. реконструкции. – 2007. – N 1. – С. 46–50.
  14. История и культура бесермян в исследованиях профессора И. Н. Смирнова / Е. В. Попова // Этнография восточно-финских народов : история и современность : материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 150-летию со дня рождения проф. И. Н. Смирнова, Ижевск, 17–18 окт. 2006 г. / А. Е. Загребин [и др.] ; Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН. – Ижевск, 2007. – С. 52–59.
  15. Есть такой народ – бесермяне / Централ. район. б-ка им. Ф. Ф. Павленкова отд. культуры администрации муниципал. образования «Юкамен. р-н» ; [сост. Булдакова О. А., Сысоев А. В.]. – [Юкаменск], 2007. – 28 с.
  16. Есть такой народ – бесермяне : [слайд программа] / МО «Глазов. р-н», МУК «Глазов. район. ЦБС» ; текст программы Поповой Е. В., сост. Шудегова В. С. – Глазов, 2008. – 8 с. + 1 электрон. опт. диск (DVD).
  17. Владыкин В. Е. Бесермяне / В. Е. Владыкин, Е. В. Попова // Удмуртская Республика : энцикл. – 2-е изд., испр. и доп. – Ижевск, 2008. – С. 206–207.
 

* На фото фольклорный коллектив д. Ворца Ярского района
** Тексты аннотаций составлены на основе вступительной статьи к книге Е. В. Поповой «Семейные обряды и обычаи бесермян» (Ижевск, 1998).

Контакты

Национальная библиотека Удмуртской Республики

Отдел обслуживания, сектор универсальной литературы

Заведующая сектором: Юшина Ольга Александровна

Адрес: г. Ижевск ул. Советская, 11

Телефон: (3412) 65-22-71 (доб. 125)

E-mail: sul@unatlib.ru