Выставки
2 
 
Армяне, хай (самоназвание) - основное население Армении. Этнические группы армян в настоящее время в значительной мере утеряли свою древнюю дифференциацию. Различаются две главные этнографические области: западные и восточные - это деление сложилось в 1830-х годах после присоединения Восточной Армении к России: Западная Армения находилась с XVI века под владычеством Турции, Восточная Армения до начала XIX века - владение Персии.
 
Армяне говорят на армянском языке, часть - на русском, английском, грузинском, турецком и других языках стран проживания. Различаются два варианта литературного языка - восточноармянский и западноармянский и многочисленные диалекты и говоры. Верующие, в основном, принадлежат к Армянской апостольской церкви, около 150 тысяч человек - армяно-католики (франги), есть также протестанты, православные.
 
Армянский язык является одним из древних письменных языков, восходящим к IV веку нашей эры (письменность создана около 393 года армянским епископом Месропом Маштоцем на основе византийского письма). Направление строки - слева направо. В истории армянского языка различают древнеармянский язык ("грабар"), на котором создавалась литература вплоть до XIX века; среднеармянский язык, представленный в памятниках XI-XVII веков, и современный литературный язык, так называемый ашхарабар, ведущий свое начало c XVII века. Основатель современного литературного языка - армянский поэт, просветитель Хачатур Абовян.
 
К древнейшим армянским памятникам письменности относятся прежде всего перевод Библии (V век, один из самых ранних и точных) и переводы византийских христианских авторов, а также оригинальные сочинения по истории Армении (Мовсеса Хоренаци, Фавстоса Бузанда). Из произведений художественной литературы выделяется "Книга скорбных песнопений" Григора Нарекаци (XI век).
 
Основная этническая территория проживания армян - Республика Армения (3, 1 млн. человек) - столица Ереван. Живут они также в Азербайджане (Нагорный Карабах - 145,3 тыс. человек), Грузии (249 тыс. человек), Иране (150 тыс. человек).), Турции (80 тыс. человек), Сирии (100 тыс. человек), России (1,13 млн. человек), Франции (450 тыс. человек), США (1 млн. человек) и других странах.
 
Армянская диаспора на сегодняшний день является одной из самых древних и распространенных в мире. Формировалась она еще с VII века в результате этноконфессиональных преследований и насильственных переселений. В России она насчитывает почти тысячелетнюю историю и известна, главным образом, благодаря мастерству армянских мастеров-каменщиков. Народ-строитель в начале XX века, спасаясь от геноцида, был вынужден массово покидать свою историческую родину и переселяться в Россию. К концу XX века армяне расселяются практически по всей территории страны. Именно со строительных бригад в 1970-1980-е годы началось распространение армянской диаспоры и на территории Удмуртии. Армянская общественная организация Удмуртской Республики "Урарту" образована в сентябре 2000 года на базе Армянской социально-культурной общины (1994 год). Основной задачей организации является сохранение национальных традиций, языка и культуры. Сегодня функционируют библиотека армянской литературы и воскресная школа, в которой преподается армянский язык и литература, история армянского народа, основы христианской религии. Создан коллектив армянского народного творчества.
 
Начало сближения этнических общностей Армянского нагорья относится к IV-III тысячелетию до нашей эры. Область на западе Армянского нагорья упоминается в хеттских надписях XVI-XV веков до нашей эры как Арматана, XIV-XIII веков - как Хайаса (отсюда самоназвание армян), позднее она называлась Малой Арменией. С предками армян, по-видимому, связано ассирийское название уруме (народ, захвативший в XII веке до нашей эры область Шубрия к юго-западу от озера Ван и создавший вместе с хурритским населением союз Арме-Шубрия). В греческих источниках появились названия аримы, армены. В VIII веке до нашей эры Арме-Шубрия была присоединена к Урарту, в рамках которого происходило окончательное сложение армян. В последующем армяне широко расселились по Армянскому нагорью, создавая временами крупные государства (Великая Армения, Анийское царство, Киликийское армянское царство). Беспрерывные завоевания (персы, римляне, парфяне, арабы, тюрки-сельджуки), сопровождавшиеся этническими и религиозными преследованиями, вызывали массовую эмиграцию армян. Армянские колонии образовались в Сирии, Египте, Византии, городах Древней Руси, Золотой Орды, Центральной Европы.
 
После присоединения территории восточной Армении к Российской империи (1801-1828) на протяжении XIX- начала XX веков происходила массовая иммиграция армян в Россию. До Первой мировой войны большая часть армян жила на территории исторической Армении: около 1,5 млн. человек - в России 2,5 млн. человек - в Турции. В результате геноцида армян в Османской империи (1894-1896 и особенно 1915-1923 годы, когда погибло свыше 1,5 млн. и было выселено в Месопотамию свыше 600 тыс. армян) Западная Армения почти лишилась армянского населения, обширная армянская диаспора образовалась в странах Европы и Америки.
 
Традиционная культура типична для народов Кавказа и Передней Азии. Основное занятие - земледелие, отгонное скотоводство. Развиты ткачество (шерсть, шелк), вышивка, изготовление ковров, узорных поясов, керамики, обработка меди, серебра (чеканка, филигрань, чернь), резьба по камню (стелы-хачкары).
 
Основной тип традиционного жилища - глхатун - наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием. В долинах строили глинобитные дома с плоской крышей.
 
Для жилища Западной Армении характерны парадные комнаты (гоми-ода) для приема гостей, мужских собраний, примыкающие к хлеву, с каменно-земляными нарами по сторонам и камином-бухари в торцовой стене.
 
Основу мужской и женской традиционной одежды составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закрепленные у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука). В Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки. Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. У горожан, ремесленников, богатых крестьян пояса набирались из массивных серебряных блях. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной Армении, войлочные и тканые - в Западной Армении, у женщин - накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь - поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.
 
В основе традиционной пищи - зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в глиняных печах - тонирах выпекают тонкий хлеб - лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, например, лапшу - аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко - мацун и пахта - тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. В обрядовых блюдах использовалось вареное мясо, по праздникам - жареное.
 
Традиционная семья большая, патриархальная (гердастан), с четкой половозрастной регламентацией прав и обязанностей ее членов.
 
Устная традиция включает эпос ("Давид Сасунский"), сказания, сказки. Из старинных песен выделяются исторические, трудовые и песни, тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпос и песни исполняются народными певцами-гусанами. Сохранилось также устное профессиональное искусство певцов сказителей гусанов и ашугов. Существовали разновидности кукольного театра, театра теней.
 
Источники:
 
Армяне // Большая Российская энциклопедия : в 30 т. – М., 2005. – Т. 2. – С. 256–258.

Армяне // Народы России. – М., 1994. – С. 89–95.

Армяне // Феномен Удмуртии / Российская академия наук, Центр по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 642–643.
 
30

Контакты

Национальная библиотека Удмуртской Республики

Отдел обслуживания, сектор универсальной литературы

Заведующая сектором: Юшина Ольга Александровна

Адрес: г. Ижевск ул. Советская, 11

Телефон: (3412) 65-22-71 (доб. 125)

E-mail: sul@unatlib.ru