Выставки
evrei1     evrei2
 
 
Евреи – народ. Йегудим – самоназвание на иврите, йид или айид самоназвание на идише. Этноним «евреи» через церковнославянский язык восходит к греческому эбрайос («еврей»), в свою очередь восходящему к ивритскому иври («перешедший через что-либо»). Как этническое обозначение в Библии впервые применено к Аврааму. Русский этноним «еврей», как и однокоренные англ. Hebrew, франц. Hebreu, нем. Hebraer, относится к книжной библейской традиции. Древним самоназванием евреев является йисраэль («изрильтяне»), беней-йисраэль («сыновья Израиля»), восходящее к племенному эпониму Йисраэль-Израиль, второму имени Иакова («борющийся с богом»).
 
Общая численность евреев 13,62 млн. чел.: в США 5,835 млн., Израиле свыше 4 млн., Франции 535 тыс., в России 551 тыс., на Украине 487 тыс., в Великобритании 300 тыс., Аргентине 288 тыс., Канаде 325 тыс., Бразилии 150 тыс., ЮАР 120 тыс., Белоруссии 112 тыс.; по несколько десятков тысяч человек живут также в Венгрии, Бельгии, Италии, Нидерландах, Германии, Молдавии, Иране, Мексике, Австралии, Швейцарии, Румынии, Индии, Турции, Уругвае, Чили. Более мелкие группы живут в других странах мира.
 
Перед второй мировой войной 90% евреев относились к группе ашкеназов (ашкенази, от древеевр. Ашкеназ – Германия), Кроме Европы, центры иммиграции евреев были в XIX–XX вв. в Северной и Латинской Америке, Южной Африке, Австралии. Сефарды, потомки евреев средневековой Испании, жили на Балканском полуострове, на Ближнем Востоке, в Марокко, в небольшом количестве в Западной Европе и Америке. Другие группы: арабоязычные евреи стран Ближнего Востока и Северной Африки, персидские евреи, среднеазиатские евреи, грузинские евреи, крымчаки, курдские евреи, италийские евреи и др. Некоторые мелкие периферийные группы резко отличаются от основной массы евреев, их еврейское происхождение иногда подвергается сомнению.
 
После геноцида евреев во время Второй мировой войны многие группы стали распадаться, и на их основе начали формироваться новые этнические и территориальные общности. Крупнейшая из них – евреи США, к которым примыкают евреи Канады; основную их часть составляют потомки ашкеназов. Ашкеназский компонент доминирует и у евреев России, а также у евреев Европы, Латинской Америки, Южной Африки, Австралии. Евреи Израиля сформировались из потомков различных этнических групп евреев, ашкеназы в их числе составляют почти половину.
 
Общим языком евреев является иврит (или древнееврейский язык) семитской ветви афразийской семьи, на котором написан Ветхий Завет Библии (Танах). С середины первого тысячелетия до нашей эры иврит пользуется слого-алфавитным (так называемым квадратным) еврейским письмом. Сохранялся в качестве разговорного языка евреев древнего Израиля до первых веков н. э., затем сменился на арамейский, впоследствии в диаспоре – на различные еврейские языки и этнолекты, возникавшие в замкнутых общинах евреев на базе языков окружающих их народов. С ХIХ в. начинается общее движение за возрождение иврита в качестве живого разговорного языка, которое во второй половине ХIХ в. объединилось с палестинофильским движением. За последние сто лет произошло превращение иврита в разговорный язык израильтян, на котором говорят несколько миллионов человек. В диаспоре знание иврита по-прежнему остается пассивным. В среде еврейской диаспоры наиболее распространен идиш (букв. еврейский, еврейско-немецкий, жаргон) – язык ашкеназов, зародился в Германии в Х–ХII вв. как еврейский этнолект на базе верхненемецких диалектов среднего Рейна, с ХIV–ХV вв. идиш был перенесен еврейскими мигрантами на территорию Речи Посполитой в славянское окружение. Идиш использует квадратное еврейское письмо с ХII в., включает диалекты: северо-восточный (Литва, Белоруссия, восточная Латвия, Псковская, Смоленская, Брянская области России); центральный (Польша, Западная Галиция); юго-восточный (Украина, Молдавия, Румыния). Идиш был разговорным языком большей части евреев мира на протяжении всего средневековья и нового времени. Число говорящих на идише, оценивающееся в 11 млн. человек накануне второй мировой войны, резко уменьшилось вследствие геноцида и последующего вытеснения идиша языками окружающих народов и ивритом.
 
Большинство верующих евреев – иудаисты; у иудаистов этническое и конфессиональное самосознание часто слиты воедино; согласно традиционным взглядам, переход евреев в другую религию был равносилен переходу в другой народ, а принимающие иудаизм инородцы считались евреями.
 
Древнееврейский этнос сформировался в течение второго тысячелетия до н. э. на территории Ханаана (современный Израиль) в результате интеграции семитоязычных кочевников-скотоводов и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, евреи сложились в народ в процессе исхода порабощенных предков евреев из Египта и завоевания ими обетованной Богом «земли Израиля» в середине второго тысячелетия до н. э. На рубеже второго и первого тысячелетий до н. э. евреи уже становятся земледельческим народом. В этот период складывается первое древнееврейское царство, основанное царями Саулом (1025–1004 гг. до н. э.) и Давидом (1004–965 гг. до н. э.) со столицей в Иерусалиме, строится Первый Иерусалимский храм, складывается монотеистическая религия евреев, жреческий иудаизм, создаётся на протяжении первого тысячелетия до н. э. Танах.
 
Этническое и культурное единство древних евреев было нарушено с распадом древнееврейского царства и последовавшим завоеванием двух образовавшихся на его месте самостоятельных монархий (Израильской и Иудейской) Ассирией и Вавилоном в VI–VIII вв. до н. э. Завоеватели разрушили Первый храм и увели большую часть населения за пределы Израиля. Народная традиция сохранила память о бывших жителях Израильского царства (так называемых «10 потерянных коленах»), чьи следы потерялись где-то за Ираном. В конце VI в. до н. э. часть евреев возвращается в Иудею из Вавилонского плена и строит Второй храм в Иерусалиме, вокруг которого начинается государственная и духовная консолидация евреев. С тех пор складывается модель этнического развития, включавшая центр в Иудее и обширную диаспору, первоначально сложившуюся в Месопотамии, а на рубеже нашей эры охватившую Египет, Малую Азию, Сирию, Иран, Северную Африку, Западное Средиземноморье, Крым, Кавказ, часть Средней Азии. В период второго древнееврейского Хасмонейского, или Маккавейского, царства (164–37 гг. до н. э.) в состав евреев включаются нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья и эллинизированное население Галилеи и береговой полосы Израиля. Римское завоевание и разгром еврейских движений в I–II вв. привели к массовому насильственному выселению значительной части евреев из Иудеи; изгнанники пополнили еврейские диаспоры. Этнический центр в Иудее практически прекратил существование после арабского завоевания Палестины в 638 г., хотя небольшие группы евреев продолжали жить на исторической родине постоянно. Тяга к возвращению в Израиль, т. е. «возвращение в Сион» (к горе, на которой стоял Иерусалимский храм), постоянно сохранялась среди евреев и была освящена иудаизмом. С разрушением Иерусалимского Второго храма в 70 г. н. э. оформляется приспособленный к жизни в диаспоре раввинистический иудаизм, в основе которого наряду с Танахом лежит религиозный и юридический памятник - Талмуд. Центром религиозной жизни становится синагога или место для собраний ("дом собраний"), ее служитель – раввин (рав), ученый знаток и толкователь традиции.
 
Традиционные формы поселения: еврейские кварталы, отделённые стеной от остальной части города; в Восточной Европе – местечко (штетл), переходное от села к городскому поселению, где евреи составляли большинство. Обязательными элементами поселения были синагоги, ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), особое еврейское кладбище. Традиционное жилище однотипно с жилищем окружающих народов, но отличалось некоторыми особенностями – специальными аппликациями или росписью на восточной стене (мизрах), неокрашенным или неоштукатуренным участком стены в память о разрушении Иерусалимского храма и др. Для ашкеназских домов были характерны большие окна, отсутствие сеней, палисадников.
 
Еврейский костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов, а также религиозных норм. Универсальные черты традиционного мужского костюма: шерстяные молитвенные шали с кистями (талит, талес, арбаканфес и др.), длинные халаты, кафтаны, плащи, обязательное покрытие головы специальной шапочкой (кипа, ермолка) на улице и в помещении. Мужчины отпускали бороды и пряди волос на висках (пейсы). Традиционный ашкеназский мужской костюм включал туникообразную рубаху, черные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), черную ермолку или шляпу, отороченную мехом (штраймл). Замужние женщины покрывали голову париком.
 
Характер пищи определялся местными традициями и религиозными табу (кашрут): запрещалось смешение молочных и мясных продуктов, из белковой пищи разрешалось есть рыбу, покрытую чешуёй, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, зарезанных специальными резниками. Основу пищи составляли мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клёцки, лапша (локшн), пудинги (кугл). Популярны рыбные блюда (у ашкеназов - фаршированная рыба), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты и т. п. Разнообразна ритуальная пища: субботние плетеные булки (хала), пресные пасхальные лепёшки (маца), треугольные пирожки с маком (гоменташн) и др. Богат песенный и танцевальный фольклор, сохранивший элементы ближневосточной мелодики и обогатившийся путём заимствований из музыки окружающих пародов. Сохранились так называемые хасидские песни, народные драматические инсценировки (пуримшнил). Для повествовательного фольклора (волшебные сказки, притчи, басни) характерны библейские и талмудические сюжеты.
 
Евреи России – городские жители (98,4%), в сельской местности евреи преимущественно жители пригородов. Наиболее крупные общины в Москве (174,7 тыс. чел.) и Санкт-Петербурге (106,1 тыс. чел.). На Дальнем Востоке с 1934 г. существовала Еврейская автономная область с центром в г. Биробиджан (8,9 тыс.). Еврейская традиция (галаха) считает евреем рождённого от матери-еврейки и (или) исповедующего иудаизм. Количество евреев по этому критерию примерно на 25% превышает переписные данные. Широко применяются на практике критерии израильского «Закона о возвращении», согласно которому каждый человек, у которого дед или бабка – евреи, имеет право на репатриацию в Израиль (их численность на 100–150% больше, чем переписная).
 
Подавляющее большинство евреев России относится к группе ашкеназов. До второй мировой войны сохранялось подразделение на этнографические группы: лытваки в Литве и Белоруссии, в западных районах современных Брянской, Смоленской областей и на юге Псковской области; украинские евреи – на Украине и в Бессарабии; курляндцы - в Латвии; польские евреи и др. После окончания войны и ликвидации центров традиционной еврейской культуры и расселения на Украине, в Белоруссии, Прибалтике и Молдавии значительная часть ашкеназов переместилась в Россию, где подверглась языковой и культурной ассимиляции.
 
Первые сведения о еврейских поселениях в Закавказье относятся к IV- III вв. до н. э. С I в. до н. э. евреи селятся в греческих колониях в Крыму, в частности, в Боспорском царстве и на Таманском полуострове. В раннем средневековье евреи-беженцы из этих районов начинают проникать на территорию южнорусских степей, где в VI–VIII вв. складывается государство тюркоязычных кочевников хазар (Хазарский каганат), принявшее иудаизм в качестве государственной религии. В Х–ХIII вв. в Киевской Руси существовали общины славяноязычных евреев (так называемые кенаанимы), которые были ассимилированы ашкеназами в ХVI–ХVII вв. В конце ХVIII в. в западной части России была введена дискриминационная «черта оседлости», за пределами которой жительство евреев (кроме лиц особых категорий) было запрещено.
 
С первой половины ХIХ в. с присоединением районов со значительным еврейским населением на территории современной Польши, Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, Крыма, Бессарабии, Кавказа Российская империя стала местом проживания более половины евреев мира. Евреи составили четвертый по численности этнос России (более 7,25 млн. чел. в 1917 г.). В основном евреи проживали в сельской местности и местечках, занимались ремёслами, промыслами, мелкой торговлей. В конце ХIХ в. наряду с ассимиляционными тенденциями намечается консолидация еврейской общественной жизни, складываются все основные политические и общественные движения, доминировавшие в еврействе на протяжении ХХ в. Дискриминационная государственная политика в еврейском вопросе, погромы (по разным оценкам, в 1881–1921 гг. они унесли от 100 до 250 тыс. жизней) способствовали массовой эмиграции евреев (с 1881 по 1914 гг. – ок. 1,7 млн. чел., из них 85% в США).
 
После отмены «черты оседлости» (1917 г.) и гражданской войны началась массовая миграция евреев в крупные города (Киев, Харьков, Одессу, Москву, Ленинград и др., в т. ч. в пригородные посёлки). Еврейские мигранты быстро подвергались аккультурации, переходили на русский язык, постепенно вливались преимущественно в состав служащих и интеллигенции. Вместе с тем, особенно в местах традиционного расселения евреев, в 1920–30-е гг. (до 1938–39 гг.) развивались общественная жизнь и культура на идише (литература, печать, культурные и образовательные учреждения, государственные, профсоюзные и т. д.). Накануне Великой Отечественной войны в СССР проживало 5 млн. 200 тыс. евреев, т. е. треть еврейского населения мира. Уничтожение евреев нацистами (Холокост) унесло 2,5 млн. жизней советских евреев. Местечко как средоточие традиционной ашкеназской культуры было окончательно уничтожено.
 
С конца войны в СССР государственная политика в отношении евреев носила дискриминационный характер, с 1950-х гг. антисемитская пропаганда принимает характер антисионистский, антиизраильский. Во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. возникли условия для некоторого восстановления еврейской культуры. Во второй половине 1960-х и особенно с конца 1980-х гг. начинается процесс еврейского национального возрождения.
 
Источник
 
Народы и религии мира: Энциклопедия. М. : Большая Российская энциклопедия, 1999. С. 167–169.
 
 
evrei3     evrei4
 
 

Контакты

Национальная библиотека Удмуртской Республики

Отдел обслуживания, сектор универсальной литературы

Заведующая сектором: Юшина Ольга Александровна

Адрес: г. Ижевск ул. Советская, 11

Телефон: (3412) 65-22-71 (доб. 125)

E-mail: sul@unatlib.ru