1. Альмеева Н. Ю. О музыкальном воплощении татарского баита : (введение в изучение проблемы) / Н. Ю. Альмеева // Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях. – Ижевск, 2002. – С. 17-52.

  2. Баит "Сак - Сок" / Сост., авт. науч. коммент. и табл. Ш. К. Шарифуллин. - Казань, 1999. - 127 с. 

tat101Это первая книга из серии "Памятники татарской народного музыкального искусства". Баит "Сак - Сок" - произведение, относимое большинством исследователей к временам Булгарского государства. В нем отразились архаические представления предков татарского народа, среди них - боязнь проклятия матери, культ близнецов, тотемические представления, мотив языческого колдовства. По своей распространённости среди татар различных регионов Среднего Поволжья, Урала и Сибири баит "Сак - Сок", несомненно, превосходит другие произведения этого жанра. Являясь среди огромного числа баитов как исторической, так и бытовой тематики, одним из самых древних, он, тем не менее, по-прежнему остаётся самым популярным и любимым в народе. Причину такого широкого распространения баита и столь долгой его жизни исследователи видят в том, что это предание отражает очень важные для народа события древней истории. В книге приведены 52 варианта мелодии баита "Сак - Сок", достаточно полный поэтический текст трёх основных вариантов с полными переводами, опубликованными в академической антологии "Татарское народное искусство" (Том "Баиты". Казань, 1983. С. 204-210), неопубликованный вариант чувашского пеита "Сак - сук", а также тексты мунаджатов с подстрочным переводом на русский язык.

  1. Валеев Ф. Х. Древнее искусство Татарстана / Ф. Х. Валеев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова. – 2-е издание, дополненное. – Казань : Татарское книжное издательство, 2002. – 102 с. : ил.

tat102В книге представлено обобщающее исследование по истории древнего и средневекового искусства татар и даны материалы, характеризующие истоки и эволюцию татарской художественной культуры на базе обширного иллюстративного материала. 

tat103

Поливные керамические чаши. Золотая Орда. XIV в. //
Древнее искусство Татарстана / Ф. Х. Валеев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова. –
2-е издание, дополненное. – Казань, 2002. – Ил. 160.
  1. Гулова, Ф. Ф. Татарская народная вышивка / Гулова Ф. Ф.; Под. ред. Мухамедовой Р. Г. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1980. - 79 с. 

tat104В книге рассказывается об особенностях одного из самых популярных видов татарского народно-прикладного икусства. Иллюстрации знакомят читателя с наиболее распространёнными среди татар приёмами вышивания, интересными образцами вышивок прошлого столетия, а также современной вышивки, в которой бережно сохраняются и развиваются многовековые национальные традиции. В работе использованы экспедиционные и архивные материалы Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова.

 

  1. Гулова, Ф. Ф. Татарская национальная обувь: (Искусство кожаной мозаики) / Гулова Ф. Ф.; Под. ред. Мухамедовой Р. Г. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1983. - 47 с., 13 л. ил.: ил.

  2. Завьялова, М. Н. Татарский костюм: Из собр. Гос. музея Респ. Татарстан / Завьялова М. Н. - Казань: Заман, 1996. - 256 с.: ил.

  3. Зарипова Р. З. Истоки и современность в праздничном костюме татарского, русского и удмуртского народов / Р. З. Зарипова // Английский язык в поликультурном регионе : материалы международной конференции (31 мая – 3 июня 2005 г.). – Ижевск, 2005. – Ч. 2. – С. 80-84.

  4. Золото и серебро казанских татар : из собрания Национального музея Республики Татарстан = Казан татарларының алтын һәм көмеше : Татарстан Республикасы Милли музее жыелмаларыннан = Gold and silver of the Kazan Tatars : from the collections of National Museum of the Republic of Tatarstan / перевод на татарский язык И. Г. Хадиева ; перевод на английский язык А. В. Сахарова. – Казань : Заман, 2002. – 159 с. : ил.

tat105Золото и серебро в украшениях, монетах, предметах быта татарского народа с древнейших времен и до наших дней – тема книги, написанной научными сотрудниками Национального музея Республики Татарстан. В книге использованы изобразительные материалы (украшения, монеты, фотографии, национальные костюмы) из фондов музея – крупнейшего хранилища национального достояния татарского народа.

tat106
 
Чулпа коромыслообразная. Серебро, скань, поделочные монеты. Первая половина XIX в. //
Золото и серебро казанских татар : из собрания Национального музея Республики Татарстан =
Казан татарларының алтын һәм көмеше : Татарстан Республикасы Милли музее жыелмаларыннан =
Gold and silver of the Kazan Tatars : from the collections of National Museum
of the Republic of Tatarstan. – Казань, 2002. – С. 117.
  1. Каюмова Э. Р. Автономность ритмических клише в песнях казанских татар / Э. Р. Каюмова // Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях. – Ижевск, 2002. – С. 53-64.

  2. Похвалинская Л. Волшебный мир фарфора из собрания Национального музея Республики Татарстан = The magical world of porcelain : from the collection of the National museum of the Republic of Tatarstan / Л. Похвалинская. – Казань : Заман, 2003. – 158 с. : ил.

tat107Альбом представляет информацию о коллекции фарфора в собрании Национального музея Республики Татарстан и знакомит с некоторыми страницами из истории фарфорового производства. Издание прекрасно иллюстрировано изображением лучших образцов, имеющихся в коллекции.

  1. Рославцева, Л. И. Одежда крымских татар конца XVIII - начала ХХ в.: Ист.-этногр. исслед. / Рославцева Л. И. - М.: Наука, 2000. - 104 с.

tat108Работа является первым исследованием по костюму крымских татар. Хронологические рамки исследования объясняются тем, что самый ранний, относительно подробный иллюстративный и описательный материал, как и собранные в музейных коллекциях образцы костюма, относится к концу ХVIII в., верхний рубеж - 1920-е годы - определяется тем, что именно до этого времени сохранялись традиционно принятые формы костюма. Позднее, в связи с резким изменением условий жизни, традиционный костюм, за исключением самых стойких его элементов (прежде всего головного убора), уходит из употребления.

  1. Страницы истории татарской музыкальной культуры: Сб. ст. / АН СССР. Казан. науч. центр. Ин-т яз., лит. и истории; Сост. Альмеева Н. Ю. - Казань: ИЯЛИ, 1991. - 132, [1] с.: ил., ноты.

tat109Основу сборника составляют статьи молодых музыковедов. Многие из них прозвучали в виде докладов на конференциях молодых ученых в Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова (1987-1989). Целевая специфика сборника заключается в том, чтобы задействовать как можно больше исторических фактов культурной жизни татар, важных в осмыслении культурно-исторического процесса.

  1. Суслова, С. В. Женские украшения казанских татар середины XIX - начала ХХ в.: Ист.-этногр. исслед. / Суслова С. В. - М.: Наука, 1980. - 128 с.: ил.

tat110В книге рассматриваются прежде всего металлические ювелирные украшения. Объектом исследования явились казанские татары, живущие в современных административных пределах Татарстана. К другим группам татар автор обращается исключительно в сравнительных целях. Кроме научного интереса издание может принести определённую практическую пользу, особенно работникам художественных промыслов.

  1. Тагиров, Г. 100 татарских фольклорных танцев: [Описание] / Тагиров Г.; Вступ. ст. В. Горшкова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1988. - 158, [2] с.: ил., нот. ил.

  2. Тагиров, Г. Татарские танцы / Тагиров Г.; Послесл. Ю. Виноградова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1984. - 256 с.: ил., ноты.

tat111В книге представлены записи пятнадцати танцев Г. Тагирова, использованных в репертуарах Государственного ансамбля песни и танца Татарской АССР. Внимательное изучение книги позволяет усвоить наиболее существенные черты творчества народного артиста Татарской АССР Гая Хаджиевича Тагирова, глубже ознакомиться с его знанием татарского народного танца и виртуозным претворением последнего как национально- характерной основы собственных авторских композиций.

  1. Татарский народный орнамент, 1920-1960: Комплект табл. - Б. м.: Таткнигоиздат, б. г. - 29 табл.

tat112Издание является первым опытом, иллюстрирующим одну из интереснейших областей народного искусств, которая отражает в своих образцах историю и традиции татарского народа.

  1. Традиционные художественные промыслы татар : (середина XIX – начало XX века) / Государственный объединенный музей Республики Татарстан ; автор-составитель М. Завьялова ; перевод на татарский язык Х. Махмутова [и других]. – Б. м., б. г. – [17] с. : ил.

tat113В издании представлена выставка уникальных этнографических коллекций народов Поволжья и Приуралья из Государственного музея Республики Татарстан. Она дает представление об основных художественных промыслах татар, раскрывает влияние народных традиций на современное декоративно-прикладное искусство.

  1. Червоная, С. М. Искусство Татарии / Червоная С. М. - М.: Искусcтво, 1987. - 351, [1] с., [32] л. ил.

tat114Книга представляет собой исследование истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и зодчества Татарии с древнейших времен до 1917 года. Комплексное изучение истории татарского искусства даёт наглядное представление о богатых традициях национальной художественной культуры, впитавшей наследие домонгольского и золотоордынского периодов, Казанского ханства, с XVI века развивавшейся в составе Российского государства.