ev602
 
 Фото 1. Хоральная синагога Бродского. Киев. Построена в 1898 г. на средства сахарозаводчика
и филантропа Лазаря Бродского.Закрыта в 1926 г. Использовалась под детский кукольный театр.
В конце 1997 г. возвращена еврейской общине. Восстановлена в основном
за счёт местных спонсоров и с учётом требований дня.
  1. Бейзер, М. Синагоги СНГ в прошлом и настоящем / Бейзер М. - М.; Иерусалим: Гешарим, 2002 (5762). - 175 с. 

ev601В еврейской традиции синагога - это место молитвы, где евреи собираются для выражения своих духовных чаяний, надежд и устремлений. Это место, куда приходят в поисках утешения в период скорби, для укрепления духа, когда страшно, и для того, чтобы ощутить радость от соприкосновения с традицией. Книга рассказывает об усилиях многих людей на поприще возвращения и реконструкции синагог по всему бывшему Советскому Союзу.   

  1. Гоберман, Д. Еврейские надгробья на Украине и в Молдове / Гоберман Д. - М.: Реклам.-изд. дом "Имидж", 1993. - 264 с. - (Шедевры еврейс. искусства).  (Фото 2)

ev603Надгробие у евреев почитается как святыня. Оно как бы связано с вечно сущей душой покойного, и всё, что к нему относится, освящено ритуалом. Монография посвящена созданным руками представителей многих поколений камнерезов надгробиям. Они являют собой целый мир ярких образов, отличающихся оригинальными формами и большим разнообразием. Еврейские резные стелы чрезвычайно интересны в аспекте художественном. Их стилевые черты заключают в себе ясно прочитываемую двойственность. Одни своими истоками лежат в русле высокопрофессионального искусства, другие, более сильные, определяющие, относятся к искусству народному. Их сложная и нерасторжимая совместность, с различной мерой преобладания того и другого, даёт удивительный, полный многообразия результат. 

  1. Гоберман, Д. Забытые памятники / Гоберман Д. // Декоративное искусство СССР. - 1991. - № 11. - С. 24-29.

  2. Канцедикас, А. Бронза / Канцедикас А. - М.: Реклам.-изд. дом "Имидж", б. г. - 390 с. - (Шедевры еврейс. искусства). 

ev605Традиционным художественным изделиям из меди и бронзы принадлежит заметное место в культурном наследии еврейского народа. Храмовый семисвечник "менора" - один из основных атрибутов иудейского культа и соответственно один из двух центральных символов еврейского народа, наряду с шестиконечной звездой Давида. И хотя слово "менора" в буквальном переводе с древнееврейского означает светильник, понятие это употребляется по традиции к храмовому, синагогальному семисвечнику. Совершенно особую разновидность составляют так называемые хануккальные меноры - девятиствольные светильники, используемые в строго опредёленные дни одного из наиболее важных праздников еврейского календаря - Ханукки. Традиционная хануккия имеет в одном ряду восемь ёмкостей для масла или восемь чашечек под свечи. Их количество определяется числом дней этого праздника, который известный историк и общественный деятель первого столетия новой эры Иосиф Флавий назвал "праздником огней".

  1. Канцедикас, А. Еврейское народное искусство / Канцедикас А. // Декоративное искусство СССР. - 1989. - № 2. - С. 37-41.

  2. Кравцов, С. О происхождении девятипольных каменных синагог / Кравцов С. // Еврейское искусство в европейском контексте: Сб. ст. / Сост. И. Родов. - Иерусалим; М., 2002 (5762). - С. 191-204.

  3. Серебро / Сост.: А. Канцедикас и др.; Пер. с англ. Л. Лежневой. - М.: Реклам.-изд. дом "Имидж", б. г. - 383 с. - (Шедевры еврейс. искусства). - На англ. и рус. яз.

ev607Среди традиционных еврейских серебряных изделий особое место занимают ритуальные предметы, используемые в синагогальном обряде, связанном с чтением свитка Торы. В украшение свитка Торы вкладывалось щедрое, обильное благолепие. Оно должно было подчеркнуть величие высшего мира, его господство над миром реальным, бренным, преходящим. На протяжении тысячелетий, последовавших после изгнания евреев с их древней родины и утраты государственности, корона использовалась лишь для венчания свитка Торы. Все виды ювелирных техник, всё мастерство, которым владели златокузнецы, вложено в создание Кетер-Торы. Она является истинной вершиной еврейского художественного серебра.  

 
ev604  ev606ev608 
 
Фото 2. Стела Моше и Ноте, сыновей Иакова, с изображением оленя. Середина XIX в. Яблонов.
Фото 3. Cинагогальная хануккальная менора. Бронза, литьё. Высота 1020 мм. 1773 г. Галиция.
Фото 4. Кетер-Тора. Серебро, золочение, литьё, чеканка, ковка. Высота 410 мм.
Первая половина XIX в. Польша.