ukr01Люби Украину, как солнце, люби,
Как ветер, как воды, как травы,
В минуты невзгоды ты с нею скорби
И радуйся в час ее славы!..
 
Люби Украину, трудом и мечтой
С вишневою будь Украиной,
С красой ее новой и вечно живой,
Язык ее славь соловьиный.
 
Она в этих звездах, и в вербах она
В биении сердца живого...
 
                           Владимир Сосюра   
 
 
Украинцы – cамоназвание українець (муж.), українка (жен.), украинцї (мн.). Названия украинцев в языках некоторых соседних народов: украинец, малоросс, хохол.
Украинцы – основное население Республики Украина (столица – г. Киев). По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, на Украине (бывшая Украинская ССР) проживало 37.419.053 украинца.
В Российской Федерации, по данным переписи населения 2002 года, проживали 2.942,961 украинец (10,6% от общего населения). По численности они занимали третье место после русских и татар. В Удмуртской Республике проживало 11.526 украинцев (0,7% от общего населения).
 
Существуют следующие этнографические группы с родным украинским языком (по материалам переписи 1989 года): буковинцы (Черновицкая область Украины); верховинцы (Львовская и Закарпатская области Украины); гуцулы (Закарпатская, Ивано-Франковская и Черновицкая области Украины); гайналы (Закарпатская область Украины); казаки (Краснодарский край России); бойки, лемки (Львовская, Закарпатская области Украины, Польша, Словакия).
 
Украинский язык относится к восточнославянской ветви славянской языковой семьи. Существуют три основных наречия украинского языка: юго-восточное (средне-поднепровские, слобожанские и степные говоры); юго-западное (волынско-подольские, галицко-буковинские и карпатские говоры); северное (левобережные, правобережные и волынско-полесские говоры). Письменность с XIV века на основе кириллицы.
 
Верующие украинцы – в большинстве православные, часть в западных регионах – греко-католики.
Украинский этнос сформировался на основе единой древнерусской народности, в его формировании принимали участие несколько восточнославянских племен, в том числе поляне, древляне, волыняне, северяне, уличи, тиверцы.
 
Украинская народность складывалась на территории Киевского, Переяславского, Чернигово-Северского и Галицко-Волынского княжеств. В середине XIV века галицкие земли были захвачены польским королем Казимиром и стали провинцией Великого Литовского княжества. В 1362 году образовалось новое Киевское княжество, в состав которого вошли старые переяславские земли и смежные районы черниговских земель; оно было подчинено Литве. Однако на Украине, главным образом в ее западной части, постепенно усиливалось польское влияние. После Люблинского сейма 1569 года Польша отобрала у Великого Литовского княжества почти все украинские земли. За пределами зависящей от Польши территории оставались только Закарпатская Украина (Угорская Русь), Буковина, Берестейское воеводство и старая Черниговская земля, ставшая с 1503 года владением Московского государства.
 
Во время польского господства на Украине (прежде всего во Львове) началось движение за национальное и культурное возрождение; в этом движении большую роль также играл конфессиональный фактор. В 1596 году Украинская церковь разделилась на православную и униатскую (принявшую католические догматы и подчинившуюся папе). Православное духовенство, дворянство и мещанство, стремившиеся сохранить свою веру и самостоятельность, обратились за помощью к новой социальной силе – украинскому казачеству. В XVI–XVII веках происходит процесс консолидации украинского народа, сопровождаемый восстаниями казаков в Польше. Значительная часть православных украинцев спасается бегством в пределы Московского государства. В XVII веке пограничная с Москвой территория (по современному административному делению – Харьковская и частично Луганская, Сумская, Курская, Воронежская, Белгородская области) заселяется украинскими переселенцами. Эти земли получили название Слободской Украины (от казацких слобод – т. е. поселений свободных, не закрепощенных, имевших льготы жителей; кроме украинцев здесь были русские служилые люди, беглые крестьяне и холопы).
 
При гетмане Богдане Хмельницком (1654) Украина воссоединилась с Россией, однако после Андрусовского мира (1667) была разделена между Польшей (Правобережная Украина) и Россией (Левобережная Украина). Население Правобережной Украины оказалось вновь под гнетом Польши и было втянуто также в войны с Турцией. Центр казачества переместился в Левобережную Украину. Московское государство оказывало давление на Украину, препятствуя усилению ее самостоятельности. При Петре I и, в особенности, при Екатерине II власть гетманов была ликвидирована, что означало конец политической роли казацкой аристократии. В 90-е годы XVIII века в состав России вошла и Правобережная Украина, а в первой половине XIX века – придунайские украинские земли. Украинская Галиция была присоединена к Австрии (1772), как позже и Буковина – северная часть Молдавии со значительным украинским населением. XIX век отмечен движением украинцев за восстановление утраченной автономии, за возрождение культуры и языка.
 
После Октябрьской революции 1917 года Центральной Радой была провозглашена Украинская народная республика (20 ноября 1917 года); затем была образована Украинская ССР (25 декабря 1917 года), с конца 1922 года вошедшая в СССР. В 1939 году в состав УССР вошла Западная Украина, в 1940 году – Северная Буковина и часть Бессарабии, в 1945 году – Закарпатье. С 1991 года Украина – суверенная республика в составе СНГ.
 
Этноним украинцы – территориальное обозначение и происходит от названия Украина. В свою очередь название Украина связано по смыслу со словами край, окраина. Впервые слово Украина встречается в Ипатьевской летописи под 1187 годом. В значении окраинная территория Украина упоминается в летописях в связи с Волынской землей (например, в Ипатьевской летописи под 1189 годом: «ко ОукраинЂ Галичьской»). Это собственное имя образовано из нарицательного – древнерусская оукраина (пограничная местность).
 
Действительно, Украина Галичская – область Волынского княжества, пограничного с Польшей. Украиной также назывались юго-западные окраины Московского государства (украина за Окою), пограничные земли Пскова. Украйна Терская – диалектное название южного побережья Кольского полуострова; в архангельских говорах украй – с краю, на берегу, украйной – крайний. Украиной довольно рано (с конца XII века) стали называть окраинные территории Переяславских и Киевских земель; позже это наименование распространилось на все земли, называвшиеся Малороссией. Среди украинских исследователей бытует, кроме того, мнение, что название Украина (укр. Україна, Вкраїна) не означает окраина, пограничье, а, скорее, связано со словом край в значении земля, область, страна, район (укр. край, країна). Устаревшее наименование украинцев малороссы – также территориальное: от слова Малороссия или более древнего Малая Русь. Малая Русь – это метрополия, исторический центр Древнерусского государства (в отличие от Великой Руси, т. е. колонии, расширенной территории). Понятие Малая Русь возникло при церковно-территориальном и политическом дроблении Руси в начале XIV века: оно стало применяться с 1305 года к Галицкой митрополии и одновременно к Галицкой Руси. Соответственно за оставшейся после выделения юго-западной Руси частью территории сохранилось название Великой Руси. Таким образом, противопоставление Великой и Малой Руси носило первоначально политический, а не этнографический характер.
 
Украинские поселения формировались в зависимости от различных естественно-географических и этнических условий. Особенности заселения оказывали непосредственное влияние на формирование типов поселений и их планировочной структуры. Для большинства степных и лесостепных районов характерны многодворные поселения – села, деревни, поселки, в казачьих войсках – станицы и хутора. Малодворные и однодворные поселения – хутора, выселки, урочища, заимки – видимо, исторически были наиболее ранними поселениями, нередко временными, сезонными.
 

Традиционная планировка украинского дома – двух- и трехраздельная. Двухкамерный дом состоял из хаты и неотапливаемых сеней (сiни, сiнцi); в трехкамерном доме сенями соединились две хаты либо хата и холодная комора. Многокомнатные дома с усложненной планировкой были характерны для поселений городского типа, крупных украинских слобод с развитой промысловой деятельностью и для казачьих станиц.
 
В заднем углу хаты стояла духовая печь (вapicта пiч), широко известная как русская печь с устьем, повернутым к боковой длинной стене дома. По диагонали от печи – передний угол (покут), где висели иконы и стоял обеденный стол: вдоль фасадной и боковой стен – укрепленные в стены лавки (лави), напротив устья печи ближе к двери – кухонная половина. Духовую печь, а иногда покут и переднюю стену расписывали (квiтчали) разноцветной глиной, синькой, красками, передний угол украшали рушниками, искусственными и живыми цветами, колосьями ржи и пшеницы.
 
Украинская народная одежда в XIX – начале XX века представляла собой сложный комплекс, состоявший из рубахи, поясной, нагрудной, верхней одежды, головного убора, обуви и украшений. Основу мужского и женского традиционного костюма составляла длинная рубаха (сорочка) из домотканого полотна, позднее – из фабричных тканей, служившая еще и в начале XX века нательной и одновременно выходной одеждой. Женскую рубаху шили с длинными рукавами, с прямоугольными вставками на плечах (поликами), пришитыми по утку или по основе.
 
Праздничной одеждой повсюду была плахта, скроенная из двух длинных полотнищ домотканой яркой клетчатой шерсти, сшитых между собой до половины; перегнутые поперек, они укреплялись на талии поясом; спереди щель между полотнищами закрывалась запаской, выполнявшей роль передника. Богато орнаментированные тканые геометрические узоры из розеток, ромбов, звезд, стилизованных цветов украшались вышивкой из цветного гаруса и шелковых нитей. В конце XIX – начале XX века более распространенной стала юбка (спiдниця), сшитая из фабричных тканей.
 
Система питания была и остается устойчивым компонентом украинской народной культуры. Основу питания составляли хлебные, мучные и крупяные кушанья, существенную роль играли продукты овощеводства, животноводства, на Кубани – рыболовства. В быту украинцев сохраняются основы национальной украинской пищи в составе блюд и в способах их приготовления. Большой любовью пользовались кушанья из теста, сваренного в кипящей воде: галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней, лапша (локшина), затiрка. Из пшена с добавлением лука и картофеля готовили жидкий кулiш, заправленный салом. Всегда популярен был типично украинский борщ из свеклы, капусты, с добавлением других овощей и круп, заправленный салом или растительным маслом. Летом готовили борщ из свежей зелени, а также супы из капусты, картофеля, круп (капусняк, юшка и др.).
 
Украинцы – народ древней поэтической культуры, многообразной по жанровой структуре и музыкальной выразительности. Конечно, миграционные процессы частично обеднили фольклорный фонд. Сравнительно лучше сохранилась древняя украинская календарная и семейная обрядовая поэзия (колядки, щедрiвки, заciвання, веснянки, русальнi, петрiвочнi, купальськi песни). Песня была и остается наиболее распространенным и массовым жанром поэзии украинцев. Пели на отдыхе, за работой, на вечерах, в военных походах, в будни и в праздники.
 
В последние годы в среде украинской диаспоры усиливается тенденция возрождения национально-культурных традиций. Среди потомков выходцев с Украины возрастает чувство этнического самосознания, интерес к истории и культуре украинского народа как на основной этнической территории, так и на новой родине.
 
В 2001 году в Удмуртской Республике создано Общество украинской культуры «Громада» (председатель – Степан Михайлович Хаба). Отделения Общества организованы в городах Ижевск и Сарапул, в Завьяловском, Малопургинском, Якшур-Бодьинском районах.
 
С момента создания «Громады» проведено более 80 мероприятий, среди которых –фестиваль украинцев Ижевска «Рiдний голос Батькiвщини», Межрегиональный фестиваль украинской культуры, спектакли «Сорочинская ярмарка», историко-культурная выставка «Славянские страницы Ижевска».
 
В настоящее время в целях создания комплексной сети информационных, культурных и научно-образовательных ресурсов разработана и реализуется программа «Сохранение и развитие украинской культуры в Удмуртской Республике». Перспективные направления в рамках данной программы: создание библиотеки украинской литературы, издание газеты на украинском языке, организация воскресной школы, музея украинской истории и культуры Удмуртии и Прикамья, научно-исследовательская работа по истории и культуре украинцев Прикамья.
 
Литература
Агеева Р. А. Украинцы // Какого мы роду-племени? : народы России: имена и судьбы : словарь-справочник. – М., 2000. – С. 342-347.

Брук С. И. Украинцы / С. И. Брук, В. М. Кабузан, Л. Н. Чижикова // Народы России : энциклопедия. – М., 1994. – С. 357-366.