1. Адамова А. Т. Миниатюры рукописи поэмы «Шахнаме» 1933 года / А. Т. Адамова, Л. Т. Гюзальян. – Л. : Искусство, 1985. – 167 с. : ил.

tad 801Персидский список «Шахнаме» 1933 года, миниатюры которого полностью публикуются в книге, являются одним из древнейших иллюстрированных списков поэмы. В издании впервые дается подробная научная характеристика его содержания, полностью публикуются украшающие его иллюстрации. Воспроизведение всех 52-х миниатюр «Шахнаме» сопровождается развернутыми аннотациями.

  1. Айни С. Собр. соч. : в 6 т. Т. 1. О моей жизни. Дохунда / пер. с тадж. – М. : Художественная литература, 1971. – 511 с.

  2. Антология таджикской поэзии : с древних времен до наших дней. – М. : Гос. изд-во. художественной литературы, 1951. – 608 с.

  3. Восточная поэзия : в 2 т. – М. : Терра-Книжный клуб, 2002. – Т. 1. – 512 с.

tad 802Классическая ирано-таджикская поэзия занимает особое место в сокровищнице всемирной литературы. Она не только неисчерпаемый кладезь восточной мудрости, но и хранительница истории Востока. Двухтомник содержит лучшие образцы поэзии X–XV веков. Творчество Фирдоуси, Фаррухи, Унсури и многих других поэтов представлено на страницах первого тома.

  1. Восточная поэзия : в 2 т. – М. : Терра-Книжный клуб, 2002. – Т. 2. – 512 с.

  2. Джами А. Избранные произведения : в 4 т. – Душанбе : Ифрон, 1972. – Т. 1. – 432 с.

tad 807Литературное наследие Джами велико не только по своей значимости, но и по объему. Современники считали, что ему принадлежит от 35 до 99 книг. Среди этих книг – философские труды, словари, биографии прославленных суфийских шейхов, книга художественной прозы (со стихотворными вставками) – «Весенний сад», лирические стихотворения, притчи, назидания и, наконец, поэмы: «Дар благородным», «Четки праведников», «Саламан и Абсаль», «Юсуф и Зулейха», «Лэйли и Менджнун».
«Настоящий четырехтомник – большое событие в культурной жизни Таджикистана, считает Мирзо Турсун-заде, – впервые в таком, сравнительно полном, виде Джами предстает в русской одежде, и читателям всех национальностей открывается весенний сад его поэзии».

  1. Еремин В. Н. Шамсиддин Х. // Сто великих поэтов. – М., 2007. – С. 101-104.

  2. Звезды поэзии / пер. с фарси (с таджикского). – Душанбе : Ифрон, 1974. – 520 с. : ил. – В содерж. : Абуабдулло Рудаки; Абулькасим Фирдуоси; Хайям; Джалаллиддин Саади; Шамсиддин Хафиз; Абдуррахман Джами.

  3. Зульфикаров Т. Избранное. – М. : Terra– Terra, 1992. – 752 с.

tad 803Тимур Зульфикаров – автор многих книг беспрецедентной, уникальной прозы и поэзии. В 1991 году он представлен на соискание Нобелевской премии. На Западе его называют «Данте современной русской литературы». В книгу вошли, получившие широкую известность, романы о легендарном Ходже Насреддине, Иване Грозном и повествование о жизни и загробных хождениях современного поэта «Земные и небесные странствия поэта».

  1. Зульфикаров Т. Лазоревый странник на золотой дороге... : Песнопения Руси и Азии. – М. : Современник, 1991. – 382 с.

  2. Каноат М. Избранное / пер. с тадж. – М. : Художественная литература, 1984. – 192 с.

  3. Каноат М. Свет на вершинах / пер с тадж. – М. : Художественная литература, 1976. – 208.

  4. Лахути А. Верю в правду / пер. с тадж. – М. : Советский писатель, 1988. – 224 с.

  5. Лирика : из персидско-таджикской поэзии. – М. : Художественная литература, 1987. – 464 с. – В содерж. : Рудаки; Ибн Сина; Насир Хосров; Омар Хайям; Саади; Руми; Камол; Хафиз; Джами; Бедиль.

  6. Мирзоев К. Муки любви / пер. с тадж. И. Ракиш. – М. : Советский писатель, 1989. – 272 с.

  7. Миршакар М. Живая вода / пер. с тадж. – М. : Маориф, 1987. – 144 с.

  8. Навои А. Избранная лирика. – Ташкент : Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1978. – 136 с.

  9. Навои А. Поэмы : пер. со староузб. / А. Навои ; [вступ. ст. В. Захидова ; сост.: А. Каюмов]. – М. : Художеств. лит., 1972. – 813, [2] с. : цв. ил.

Навои поэмыВ издании представлен знаменитый цикл «Хамсе» («Пятерица»), который включает в себя пять монументальных эпических поэм: «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет» и «Искандерова стена». В данных поэмах Алишер Навои полемизирует с персидскими поэтами-предшественниками, давая новую трактовку известным сюжетам, событиям и образам.

  1. Навои А. Фархад и Ширин. 1484-1984. К 500-летию создания поэмы. / Вступ.ст. О.Акимушкина. – М.: 1984г. –564 с. : ил.

фархад и ширин 2В основу сюжета поэмы «Фархад и Ширин» положена полная трагизма легенда о любви могучего богатыря и прекрасной царевны. Юбилейное издание поэмы, выпущенное к 500-летию ее написания, иллюстрировано восточными миниатюрами, выполненными художниками И. Лившицем и Б. Лукашевичем.

  1. Насрулло К. Фароӯи нигоҳ. – Душанбе : Адиб, 2007. – 228 с.

  2. Низами. Лирика / пер. с яз. фарси. – М. : Гос. изд-во художеств. литературы, 1960. – 223 с.

  3. Омар Хайям и персидские поэты X–XVI веков. – М. : Белый город, 2008. – 416 с. : ил.

  4. Поклон земле родной : стихи таджикских поэтов. – М. : Художественная литература, 1974. – 352 с.

  5. Рӯдакӣ А. Девон / Бунёди байналмилалии забони тоҷикии форсӣ. – Душанбе, RafiGraf, 2008. – 160 c.

  6. Рудакӣ А. Шърҳо = Рудаки А. Стихи. – Душанбе : Ифрон, 2008. – 176 с. – Текст парал. : тадж., рус., перс.

tad 804В книге собраны избранные стихи основоположника таджикско-персидской литературы Абуабдулло Рудаки и иллюстрации к ним.

  1. Рудаки. Лирика / пер. с фарси В. Левика, С. Липкина. – М. : Художественная литература, 1969. – 160 с.

  2. Саади М. Жизнеописание :1184-1291 / М. Саади ; [сост., примеч. и ред. И. С. Брагинского ; пер. К. А. Липскерова]. - Сталинабад : Таджикгосиздат, 1949. - 124с.

  3. Саади М. Избранное / М. Саади ; [пер. Е. Э. Бертельса, К. А. Липскерова ; вступ. очерк И. Ализаде ; сост., примеч. и ред. М. Явич ; худож. В. Горбунов]. - Сталинабад : Таджикгосиздат, 1954. - 283 с.

Саади Предание о Саади гласит, что он, прожив более 100 лет, полжизни отдал учению и скитаниям по разным краям, а другую половину жизни посвятил творчеству в родном Ширазе, претворив свой огромный жизненный опыт во множество назидательных стихов. Настоящее издание включает в себя «Жизнеописание», составленное из отдельных отрывков автобиографического характера, заимствованных из «Куллиета» (полного собрания сочинений) Саади и расположенных в порядке основных дат жизни поэта, а также самые знаменитые его произведения «Гулистон» (Цветник роз) и «Бустон» (Плодовый сад).

  1. Сафиева Г. Зеркало дня / пер. с тадж. – М. : Художественная литература, 1984. – 272 с.

  2. Сипанд М. Мадади ишҚ. – Душанбе : Олами китоб, 2006. – 115 с.

  3. Хайям О. Рубаи. – М. : Орбита, [1990]. – 192 с. – ил. П. Бунина.

  4. Хайям О. Рубайят. – М. : Эксмо, 2007. – 352 с. : рис.

tad 805Четверостишия Омара Хайяма на устах у всех, кто любит поэзию. Такой известности не знают другие великие поэты Востока. Он сумел понять жизнь и мир. И заключить жизнь и мир в четыре строки, поражающие всех мудростью поэзии и поэзией мудрости. В книгу вошли рубайят Омара Хайяма и других знаменитых персидских поэтов в переводах И. И. Тхоржевского и других русских переводчиков конца XIX – начала XX века.

  1. Ҳакими суханвар (бахшида ба ҳазораи зодрӯзи Носири Хусрав). – Душанбе, 2003. – 234 с.

  2. Хафиз. Вино вечности. – М. : Эксмо-Пресс, 1999. – 335 с.

tad 806В любом персидском доме есть две книги: Коран и «Диван» (полное собрание лирических стихов) Хафиза – одного из величайших лириков классического средневековья. В издании собраны наиболее удачные переводы газелей поэта на русский язык вместе с вольными переложениями его стихов в русской поэзии XIX – XX века.

  1. Хафиз. Газели / пер. с фарси. – М. : Художественная литература, 1969. – 88 с.

  2. Хафиз Ш. Диван / Пер. с фарси / Ширази Хафиз ; сост. А. Ш. Шахвердов. - М. : Летопись, 1998. - 543 с.

диванПесни персидского поэта-классика Хафиза Ширази (1325 – 1390) уже в течение шести веков доставляют истинное наслаждение народам Востока. Его лирика вдохновила классиков мировой литературы на создание поэтических шедевров, таких, как знаменитый цикл «Западно-восточный диван» (1819) И. В. Гете стихотворение «Из Гафиза» (1829) – А. С. Пушкина. В настоящем издании представлены почти все формы классической персидской поэзии, которые нашли отражение в творчестве Хафиза.