Таджики (самоназвание: тоҷик) – основное население Таджикистана. Этнографически таджики делятся на северных и южных, внутри этих крупных подразделений существует множество локально-территориальных групп (например, вар-зобцы, ромитцы, кулябцы, каратегинцы и др.), проживающие в относительно автономных географических областях. В ряде местностей существует и деление таджиков на жителей равнины и горцев, приобретающее этнический смысл. К таджикам причисляют и припамирские народности (помири), в силу исторических причин оказавшиеся на периферии этнической территории Таджикистана и развивавшиеся самостоятельно. Верующие таджики – в основном мусульмане-сунниты, есть шииты-исмаилиты.
 
Таджики говорят на таджикском языке, относящемся к юго-западной группе иранских языков (индоевропейская языковая семья). В нем выделяются диалектные группы: северная (говоры Бухары и Самарканда, Ферганской долины, Ура-Тюбе, Пенджикента и др.), центральная (верхнезеравшанская), южная (каратегинские, кулябские, рогские и бадахшанские говоры) и юго-восточная (дарвазская). Припамирские народности говорят на памирских языках, относящихся к восточной группе иранских языков.
 
Письменность у таджиков существует с давних пор. С IX века до тридцатых годов XX столетия она основывалась на арабской графике, в 1930 году был принят латинизованый алфавит. В 1940 – создан новый алфавит на основе русской графики.
 
Таджикский язык имеет многовековую литературную традицию. Среди классиков таджикской литературы есть писатели с мировым именем, как Рудаки, Фирдуоси, Омар Хайям и другие. Основоположником современного таджикского литературного языка является Садриддин Айни, создавший свои произведения на базе существовавшего литературного языка с использованием средств живой речи.
 
Основная этническая территория таджиков – Республика Таджикистан (3.172.420 человек) – столица Душанбе. Проживают также в Узбекистане – 933,5 тыс. человек, Киргизии – 33,5 тыс. человек, Казахстане – 25,5 тыс. человек, России, Северном и Центральном Афганистане – 3,7 млн. человек. Общая численность – 7,2 млн. человек. В России таджикские диаспоры расселены дисперсно.
 
Массовое переселение таджиков в Российскую Федерацию в 1990-е годы было обусловлено общественно-политическим кризисом, охватившим Таджикистан после распада СССР. В результате этого процесса таджикская диаспора расселилась в большей части регионов России. Часть переселенцев выбрала в качестве новой родины Удмуртскую Республику. В 2000 году был создан Таджикский общественный центр «Ориён-Тадж» («Благородные»), имеющий своей целью сохранение родного языка и культуры, а также установление и поддержание связей с исторической родиной.
 
Структурные подразделения Центра действуют в городах Сарапуле и Воткинске, а также в поселке городского типа Уве.
 
За непродолжительное время своей деятельности Таджикский общественный центр провел несколько важных для становления культурно-просветительной работы мероприятий: День таджикского языка и национального согласия, Дни таджикской культуры в Удмуртии, книжные выставки, научно-практическую конференцию, посвященную 1150-летию основоположника таджикско-персидской поэзии Абу Абдулло Рудаки.
 
Этногенетические процессы, предшествовавшие сложению таджикского народа, восходят к концу II – началу I тыс. до н. э., когда Среднюю Азию и степи Евразии заселяли племена индоиранской общности, из которых впоследствии выделились ираноязычные племена, смешавшиеся с местными племенами эпохи бронзы. У основного населения среднеазиатских оазисов, долин и степей распространились восточно-иранские языки. Прямыми предками таджиков были: бактрийцы в бассейне верховьев Амударьи, согдийцы в бассейнах Зеравшана и Кашкадарьи, парфяне в Хорасане, маргианцы в Мервском оазисе, хорезмийцы в низовьях Амударьи, парканцы в Ферганской долине и сако-массагетские племена Памиро-Тянь-Шаньских гор и Арало-Каспийских степей.
 
Во II веке до н. э. в Бактрию проникли юэчжи (тохары), которых некоторые исследователи причисляют к сакам-массагетам. Одна из их ветвей — кушаны создали могущественное Кушанское царство. С образованием в VI веке Тюркского каганата усилилось проникновение тюркских этнических элементов. Ко времени арабского завоевания (VIII век) на территории Средней Азии выделились три основные этнические области: согдийская на Севере, ферганская на Северо-Востоке и тохарская на Юге, население которых и в дальнейшем сохранило некоторые свои культурные и бытовые особенности. С образованием государства Саманидов в IX–X веках завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков, что было тесно связано с распространением общего фарси-дари-таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развивались культура и наука иранских народов (таджиков и персов), создавалась их богатая литература.
 
Письменно зафиксированное время появления этнонима «тоҷик» — XI век, однако фактически, оно относится к более ранней эпохе. С конца X века политическое преобладание в Средней Азии перешло к тюркоязычным народам, все новые волны тюркских, а позже монгольских племен проникали в области оседлого таджикского населения; начался многовековой процесс тюркизации таджиков.
Таджикский народ и его культура складывались и развивались в тесной этнокультурной связи с тюркскими народами Средней Азии, особенно узбеками. Сложной оказалась судьба таджиков во второй половине XIX — начале XX века; северные районы таджикской оседлости вошли (1868 год) в состав России, а население Южного Таджикистана оставалось под властью зависимого от России феодального Бухарского эмирата. В 1924 году образована Таджикская АССР, в 1929 году преобразована в Таджикскую ССР, с 1991 – Республика Таджикистан.
 
Исконные занятия таджиков — пашенное земледелие, скотоводство (в горных районах). На равнинах традиционно развиты ремесла — ковроделие, изготовление сукна, хлопчатобумажных и шелковых тканей, ювелирное и гончарное дело. В горах распространены ткачество, вязание, вышивка.
 
Дома в основном глинобитные (в горных районах часто каменные), с плоской крышей. Жилище делится на внешнюю (мужскую) и внутреннюю (женскую) половины. Характерна особая комната для гостей (мехмонхона): пол в ней застилается кошмами, хлопчатобумажными и шерстяными паласами, коврами, на которых по периметру помещения раскладывают длинные узкие стеганые одеяла для сидения (курпача), в центре — скатерть (дастархан). Стены украшают вышивкой (сюзане), коврами.
 
Традиционная одежда имеет свои особенности в каждом из регионов, но обладает и общими чертами. У мужчин: рубаха, шаровары, распашной халат, тюбетейка, чалма, пояс-платок, кожаные сапоги на мягкой подошве, галоши. У женщин: широкое платье, шаровары, платок, тюбетейка, многочисленные украшения.
 
Основная пища — плов, лепешки, топленое масло, сыр, манты (большие пельмени), суп из баранины.
 
Фольклор таджиков богат и разнообразен: трудовые, обрядово-календарные, обрядово-праздничные и траурные народные песни (суруд), популярны четверостишия (рубай), но наиболее интересны сказки — волшебные и сатирические, широко распространены юмористические рассказы-анекдоты (латифы), например о Ходже Насреддине.
 
Красочны таджикские народные танцы (в т. ч. шуточные и воспроизводящие процессы труда). Излюбленные народные зрелища — выступления канатоходцев, фокусников, кукольный театр.
 
Источники
Агеева Р. А. Таджики // Какого мы роду-племени? : народы России: имена и судьбы : словарь-справочник / Отд-ние лит. и яз. Рос. акад. наук, Центр языков и культур Сев. Евразии им. кн. Н. С. Трубецкого. – М., 2000. – С. 282-287.

Таджики // Иллюстрированная энциклопедия «Руссика». Расы и народы. – 2007. – С. 495-496.

Таджики // Народы России. – М., 1994. – С. 319-320.

Таджики // Феномен Удмуртии / Рос. акад. наук, Центр по изучению межнац. отношений Ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – М. ; Ижевск, 2003. – Т. 3, кн. 3. – С. 417-430.

Примечание
Выставка составлена на основе фонда Национальной библиотеки Удмуртской Республики и фонда библиотеки Таджикского общественного центра «Ориён-Тадж».