1. Вовина О. П. Праздник хĕр-сăри – «девичье пиво» в календарной обрядности чувашей // Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). – СПб., 1999. – С. 71-82.

ch 301Чувашское название праздника хĕр-сăри буквально переводится как "девичье пиво". В термине хĕр зафиксирована определенная возрастная категория девушек, имеющая право на участие в празднике: совершеннолетние девушки, достигшие брачного возраста и считающиеся "взрослыми". Автор статьи отмечает, что сама организация праздника являлась своеобразным экзаменом для девушек, символически подтверждая статус их принадлежности к "брачной" возрастной группе.

ch 302

Прощание невесты с подругами //
Чуваши : этнич. история и традиц. культура / сост. В. П. Иванов [др.]. – М., 2000. – С. 85.
  1. Егорова О. В. Родильная обрядность самарских чувашей // Диаспоры Урало-Поволжья : материалы межрегион. науч.- практ. конф. (Ижевск, 28–29 окт. 2004 г.) / М-во нац. политики Удмурт. Респ., Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. ; отв. ред. и сост. Г. А. Никитина. – Ижевск, 2005. – С. 150-155.

ch 303В последнее десятилетие интерес исследователей к родильным обрядам и верованиям сильно возрос. Статья О. В. Егоровой написана на материалах полевых исследований в Исаклинском районе Самарской области (1999 г.), где компактно проживает часть чувашского этноса и устойчиво бытуют некоторые архаичные элементы традиционной культуры.

  1. Ермилова Е. В. Традиционные верования в чувашской литературе начала XX века : на примере поэмы К. В. Иванова «Нарспи» // Финно-угорская фольклористика на пороге нового тысячелетия : материалы науч. конф. (междунар. лет. шк., Глазов, 17–30 авг. 2000 г.) / Удмурт. гос. ун-т, Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН, Глазов. гос. пед. ин-т им. В. Г. Короленко. – Ижевск, 2001. – С. 54-59.

  2. Жуковская Н. Л. Чуваши // От Карелии до Урала : рассказы о народах России : кн. для чтения по курсам «История родного края», «Народоведение» / Н. Л. Жуковская, Н. Ф. Мокшин ; рекомендовано Ин-том этнологии и антропологии РАН. – М., 1998. – С. 185-218. – В содерж. : Обычаи, обряды, праздники. – С. 206-210.

  3. Каховский Б. В. Дохристианский погребальный обряд чувашей как материал к этногенезу // Болгары и чуваши : сб. ст. / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. – Чебоксары, 1984. – С. 121-139.

  4. Крещение чувашей // Чуваши : этнич. история и традиц. культура / сост. В. П. Иванов [др.]. – М., 2000. – С. 48-49.

  5. Месарош Д. Сборник чувашского фольклора. Т. 1. Памятники старой чувашской веры / Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук; пер. с венг. Ю. Дмитриева. – Чебоксары, 2000. – 360 с.

ch 304Научный труд Дюлы Месароша (1883-1975) - венгерского тюрколога, фольклориста и музейного работника - представляет собой обобщение и систематическое изложение канона языческой чувашской веры, основанное на собранном им корпусе текстов. Это ценнейшие образцы чувашской словесности, в полной мере отражающие духовные ценности и традиционное мировоззрение чувашского народа.

  1. Салмин А. К. Духи требуют жертв : система традиц. обрядов чувашей / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. – Чебоксары : Чуваш кн. изд-во. – 1990. – 168 с.

ch 305

Жертвоприношение в честь Çӳлти турă //
Чуваши : этнич. история и традиц. культура / сост. В. П. Иванов [др.]. – М., 2000. – С. 82.
  1. Салмин А. К. Лечебные обряды у чувашей // Этническая культура чувашей : вопр. генезиса и эволюции / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. – Чебоксары, 1990. – С. 105-122.

  2. Чувашский праздник Акатуй // Праздники народов Удмуртии, 2006 : календарь традиц. праздников народов Удмурт. Респ. / М-во нац. политики УР ; рук. проекта Н. П. Смирнова. – Ижевск, 2005. – С. 9-10.

ch 306Обряды и праздники чувашей в прошлом были тесно связаны с их языческими воззрениями и строго соответствовали хозяйственно-земледельческому календарю. По окончании весенних полевых работ проводился праздник акатуй (дословно - свадьба плуга), связанный с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). В прошлом акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением. Со временем, с крещением чувашей, он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями.

  1. Ягафова Е. А. «Истинные чуваши» : исслед. религиоз.-обрядовой культуры некрещеных чувашей // Диаспоры Урало-Поволжья : материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Ижевск, 28–29 окт. 2004 г.) / М-во нац. политики Удмурт. Респ., Рос. акад наук, Урал. отд-ние, Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. – Ижевск, 2005. – С. 228-230.