1. Бараг Л. Г. Фантастические белорусские сказки и реальные классовые противоречия XIX – начала XX века // Славянский фольклор и историческая действительность / Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Институт русской литературы. – М., 1965. – С. 60-77.

  2. Белорусские басни. – Л. : Лениздат, 1959. – 152 с.

фото 43Из сатирических жанров в белорусской литературе значительное развитие получила басня. Сборник знакомит читателя с творчеством белорусских баснописцев: К. Крапивы, В. Корбана, Э. Волосевича. В известной мере он дает представление о развитии белорусской басни, ее национальных особенностях. В книгу включены наиболее интересные произведения белорусских баснописцев, созданные в дореволюционные годы и в советское время.

  1. Белорусские народные сказки. – М. : Государственное издательство художественной литературы, 1958. – 304 с.

  2. Борковский В. И. Синтаксис сказок : русско-белорусские параллели / В. И. Борковский ; Академия наук СССР, Институт русского языка. – М. : Наука, 1981. – 236 с.

  3. Василевич В. А. Восточнославянская юмористическая песня / В. А. Василевич ; Академия наук Белорусской ССР, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора. – Минск : Наука и техника, 1979. – 142 с.

фото 44В книге рассматривается ряд вопросов, связанных с проявлением комического в народно-песенном творчестве восточных славян, и прежде всего в необрядовой поэзии белорусов. Исследуются проблемы генезиса юмористической обрядовой песни, ее специфических особенностей. Затрагивается тема эстетической природы комического и его различных форм, сделана попытка установить особенности юмора каждого из восточнославянских народов, предложена единая классификация юмористических необрядовых песен и проведен анализ их идейно-тематического содержания.

  1. Василенок С. И. Фольклор и литература Белоруссии эпохи феодализма (XIV–XVIII вв.) / С. И. Василенок. – М. : Издательство Московского университета, 1961. – 280 с.

фото 45Некоторые историки белорусской литературы утверждают явно ошибочную мысль, будто бы у белорусов в эпоху феодализма почти совсем не было поэзии. На самом же деле имеется масса разнообразных поэтических эпиграмм, посланий, похвал, слов, кантов, плачей и стихотворений светского и церковного характера. В издании представлены материалы о зарождении и развитии фольклора и художественной литературы в Белоруссии в период формирования белорусской народности (XIV – первая половина XVI в.), рассматриваются вопросы развития фольклора и литературы периода антикрепостнической и освободительной борьбы белорусского народа (конец XVI – XVIII в.). Особое внимание уделяется фольклорным и литературным взаимосвязям восточнославянских народов, затрагиваются вопросы белорусско-литовских и белорусско-польских литературных отношений.

  1. Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян : генезис и типология колядования / Л. Н. Виноградова ; Академия наук СССР, Институт славяноведения и балканистики. – М. : Наука, 1982. – 256 с.

  2. Кабашников К. П. О современном состоянии календарной обрядовой поэзии в Белоруссии : (по материалам экспедиций 1975–1978 гг.) // Обряды и обрядовый фольклор / Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – М., 1982. – С. 253-264.

фото 46Календарная обрядовая поэзия составляет значительную часть устно-поэтического наследия белорусского народа. Она во многом определяет специфику белорусского фольклора, его национальное своеобразие как в жанровом составе, так в сюжетике и в образной системе. В данной статье рассматривается календарная обрядовая поэзия белорусов на основе фольклорных экспедиций (Минская, Витебская, Гомельская, Гродненская области), что представляет особый интерес для исследователей. Собранный материал дает представление о жанровом своеобразии, богатстве и широком бытовании обрядов и связанной с ними поэзии. Из текста: "...В Белоруссии масленица была представлена довольно полно, имела прочные связи как с восточнославянской, общеславянской и европейской, так и с местной фольклорной традицией. В Крупском районе Минской области был отмечен обычай, который местные информаторы называют «разуваць маладую». Обычай этот известен многим народам Европы и заключается в том, что группа женщин среднего и пожилого возраста на масленицу обходят тех, кто только недавно, в последний мясоед, вышел замуж, и исполняют в честь их песни, за что получают угощения. Песни эти близки к белорусским и волочебным".

А вынесь, вынесь, маладая Валька,

Белы сыр, белы сыр,

А дай табе боже, маладая Валька,

Першы сын, першы сын.

А вынесь, вынесь, маладая Валька,

Мачку, мачку,

Дай табе боже, маладая Валька,

Дачку, дачку.

...У русских подобный обычай на масленицу вообще не отмечен, но он был у поляков.

  1. Основные проблемы эпоса восточных славян / Академия наук СССР, Институт мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР, Академия наук УССР, Институт искусствоведения, фольклора и этнографии. – М. : Издательство Академии наук СССР, 1958. – 348 с.

  2. Петровская Г. А. Белорусские социально-бытовые песни / Г. А. Петровская ; Академия наук Белорусской ССР, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора. – Минск : Наука и техника, 1982. – 159 с.

фото 47Книга посвящена изучению белорусских социально-бытовых песен, их идейно-тематическому содержанию и художественным особенностям. Исследуется взаимодействие и взаимовлияние песенного творчества белорусского, русского и украинского народов.

  1. Сказки белорусских писателей. – Минск : Юнацтва, 1988. – 272 с. : ил.

фото 48В сборник вошли сказки белорусских поэтов и прозаиков: Я. Коласа, М. Богдановича, З. Бядули, В. Витки, В. Короткевича.