ar 301 ar 302

  1. Абегян М. Древнее миросозерцание и верования. Пережитки. Молитвы, ворожбы и суеверные сказания // История древнеармянской литературы / М. Абегян. - М., 1975. - С. 14-18.

  2. Армянский праздник вардевар // Праздники народов Удмуртии : календарь традиционных праздников народов Удмуртской Республики / Министерство национальной политики УР ; руководитель проекта Н. П. Смирнова. - Ижевск, 2006. - С. 17-18.

ar 303
 
День праздника Вардевар («преображение») связан с языческим культом бога Варда и солнцеворотом.
Сегодня он большинством армян воспринимается как вполне светский праздник плодородия и воды.
В этот день принято обливать друг друга водой. Согласно традиции и бытующему в народе поверью, вода помогает очиститься от грехов, недостатков и неудач.
  1. Арутюнов С. А. Страны и народы Закавказья : религии и верования // Основы этнологии / С. А. Арутюнов, К. И. Козлова ; под редакцией В. В. Пименова. - М., 2007. - С. 615-617.

  2. День матери : торжество в честь самых дорогих и близких // Известия Удмуртской Республики. - 2007. - 18 апр. - С. 6.

  3. Лисициан С. Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении : религия, верования, обряды // Кавказский этнографический сборник. - М., 1955. - С. 255-260.

ar 304В работе выдающегося армянского этнографа Степана Даниловича Лисициана дано широкое, детальное, с глубоким знанием написанное изображение разных сторон этнографии прошлого армянского народа, что представляет собой ценный источник для истории армянской культуры и быта XIX - начала XX века.

  1. Обычаи и традиции общения в культуре народов Кавказа : информационно-просветительское пособие / Моск. ин-т открытого образования, Каф. ЮНЕСКО ; [отв. ред.-сост. Ю. А. Горячев, А. А. Шевцова, Е. А. Омельченко]. - Москва : Этносфера, 2011. - 239 с.

  2. Тер-Саркисянц А. Е. Брак и обряды свадебного цикла // Армяне : история и этнокультурные традиции / А. Е. Тер-Саркисянц. - М. : Восточная литература РАН, 1998. - С. 154-188.

ar 305Автор исследует основные элементы культуры армян, опираясь на богатый архивный, полевой и литературный фактологический материал. Монография состоит из двух частей: в первой описывается бытовая культура армян, живущих на территории исторической родины и в ряде сопредельных районов Закавказья, во второй автор анализирует региональные группы армянского этноса, проживающие в России.

  1. Хачкар, крест-камень // Искусство в школе. - 2008. - № 3. - С. 31

 ar 306
 
Хачкар в сел. Мец Мазра (Гехаркуник). 881 г. //
Тер-Саркисянц. А. Е. История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в. –
М. : Восточная литература РАН, 2005. - Рис. 60.
 
«Хач» – это крест и «кар» – камень. Но «хачкар» – это не просто каменный крест,
это художественный символ армян.