1. Аванесова, Г. А. Культурно-цивилизационные взаимодействия в условиях глобализации / Аванесова Г. А. // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. - М., 2002. - Вып 3. - С. 3-34.

fin 101Каковы направленность и значимость процессов глобализации для культур разных народов и локальных цивилизаций, и обратный вопрос – насколько сами культуры и цивилизации способны стимулировать или ограничивать глобальные тенденции – рассмотрению основных акцентов трактовки данных процессов учеными разных стран посвящена статья доктора философских наук Г. А. Аванесовой.

  1. Аванесова, Г. А. Отечественное обществоведение о влиянии глобализма на развитие культур и цивилизаций / Аванесова Г. А. // Наука о культуре: итоги и перспективы. - М., 2002. - № 3. - С. 3-22.

  2. Акопян, К. Культура в глобализирующемся мире / Акопян К. // Безопасность Евразии. - М., 2002. - № 4. - С. 398-419.

  3. Бирюкова, М. А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур / Бирюкова М. А. // Философские науки. - 2001. - № 1. - С. 33-42.

fin 102Автор в результате исследования приходит к выводу, что культурные образцы складываются из общезначимых ценностей и тех ценностей, которые обоснованы локальной традицией. В случае потери одной из составляющих происходит деформация ценностей и культуры.

  1. Богатырева, Т. Глобализация и императивы культурной политики современной России / Богатырева Т. // Государственная служба. - 2002. - № 5. - С. 90-97.

  2. Богатырева, Т. Г. Государство и культура в условиях глобально-локальной динамики / Богатырева Т. Г. // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2002. - № 4. - С. 61-73.

  3. Козлова, О. Н. Этничность человечества: пространства бытия и быта народов / Козлова О. Н. // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 5. - С. 57-77.

fin 103Автор отмечает, что процесс глобализации обычно воспринимается как явление сугубо современное, возникшее вследствие уплотнения сети коммуникаций, в ситуации современного бума. Но, как говорит автор, «при ближайшем рассмотрении оказывается, что в этой ситуации он скорее "вышел на поверхность", "вошел в зону видимости", а прежде развивался в других формах». О. Козлова обращает внимание на то, что необходимо видеть и процесс этноренессанса, образования консолидированных «индивидуальных» групп.

  1. Колотаев, В. А. Восстание квоткультур: (К проблеме глобализации "локал. культур") / Колотаев В. А. // Общественные науки. - 2003. - № 2. - С. 157-163.

  2. Разлогов, К. Геополитика культуры / Разлогов К. // Свободная мысль - XXI. - 2002. - № 9. - С. 93-98.

  3. Савицкая, Т. Е. Современный глобализм как социокультурный феномен (к постановке вопроса) / Савицкая Т. Е. // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. - М., 2001. - Вып. 3. - С. 3-30.

  4. Семененко, И. С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура / Семененко И. С. // Полис: Политические исследования. - 2003. - № 1. - С. 5-23.

  5. Феномен этнического и глобализация современной культуры народов Поволжья и Приуралья: Художеств. практика, дискурс, образование / Отв. ред. Н. А. Розенберг. - Ижевск: Изд. дом "Удмурт. ун-т", 2004. - 195 с.

fin 104В книге опубликованы материалы круглого стола по проблемам современного художественного процесса и диалога культур народов Поволжья и Приуралья. Среди участников диалога – художники, композиторы, ученые, работники музеев и звукозаписывающих фирм, журналисты из России (Ижевск, Казань, Саранск), Эстонии, Великобритании.

  1. Юрченкова, Н. Г. Финно-угорский мир: проблемы межэтнической коммуникации в сфере культуры / Юрченкова Н. Г. // Регионология. - 2001. - № 3. - С. 240-244.

fin 105Автор статьи - кандидат кафедры культурологии Мордовского государственного университета. Констатируя факт употребления учеными, политиками и общественными деятелями понятия «финно-угорский мир», исследователь выделяет характеристики этого понятия.