beserm04

 

С каких глубин мой древний род?
С каких вершин его притоки?
(М. Федотов)*  
  1. Куроптев М. И. Слободской уезд Вятской губернии в географическом и экономическом отношениях. – Вятка, 1881. – С. 4, 21.

  2. Спасский Н. А. Физико-географические условия Вятского края и состав его населения // Календарь Вятской губернии на 1882 год. – Вятка, 1881. – С. 147–148.

  3. Бесермяне // Энциклопедический словарь / Под ред. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. – СПб., 1891. - Т. 3. - С. 603.

  4. Штейнфельд Н. П. Бесермяне: Опыт этногр. исслед. // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 год. – Вятка, 1894. – С. 220–259.

В основу работы положены личные наблюдения автора, сделанные в мае 1894 г. во время специальной поездки в село Ежево Глазовского уезда, что, несомненно, является огромной ценностью этой работы. Общие черты в культуре бесермян и чувашей, по мнению автора, можно объяснить общим происхождением или длительным совместным проживанием в пределах Булгарского государства. Эти материалы неоднократно заимствовались последующими исследователями и частично помещались в справочных изданиях. Статья и ныне остаётся единственным наиболее полным описанием культуры бесермян.** 

  1. Сорокин П. М. Арские князья в Карино // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 г. – Вятка, 1894. – С. 45–70.

  2. Никольский Д. П. О бесермянах // Живая старина. - 1895. - Вып. 1.

  3. Смирнов И. Н. Бесермяне Вятской губернии // Труды VIII археологического съезда. - М., 1897. - Т. 3. - С. 313-314.

  4. Бесермяне // Большая энциклопедия / Под ред. С. Н. Южакова. - СПб., 1901. - Т. 3. - С. 150.

  5. Михеев И. С. Несколько слов о бесермянах // Известия Общества археологии, истории и этнографии. - Казань, 1901. - Т. 17, вып. 1. - С. 51-60.

  6. Хомяков М. М. К вопросу о краниологическом типе бесермян Вятской губернии: Антропол. исслед. - Казань: Типолитография Император. ун-та, 1911. - 12 с. - (Материалы к изучению Вят. края / Кукар. образоват. о-во; Т. 1, вып. 1).

beserm3Рец.: Зеленин Д. К. // Живая старина. - СПб., 1911. - Вып. 1. - С. 163-165. Рецензия на книгу дана Д. К. Зелениным: Зеленин Д. К. К вопросу о краниологическом типе бесермян Вятской губернии: Антропологическое исследование М. М. Хомякова. Материалы к изучению Вятского края. Т.1. Вып.1. Казань, 1911. // Живая старина. – СПб., 1911. – Вып.1. – С.163 – 165.  

  1. Сатрапинский К. А. Вотяки и бесермяне, проживающие в приходе и селе Укан Глазовского уезда // Архив Русского географического общества. – Разряд 10. – Оп. 1. – Д. 48.

  2. Подворная перепись населения и скота Вятской губернии, 1912 год. – Вятка, 1914. – 366 с.

  3. Перевощиков С. Т. Бесермяне в Вотобласти  / Ижевская правда. – 1923. – № 147 (4 июля).

  4. Перевощиков С. Т. Еще о бесермянах // Ижевская правда. – 1923. - № 158 (17 июля).

  5. Перевощиков С. Т. К материалу о бесермянах // Труды Научного общества по изучению Вотского края. - Ижевск, 1926. - Вып. 1. - С. 60-62.

  6. Луппов П. Н. Обзор быта нацмен Вятско-Ветлужского края // Вятско-Ветлужский край. - Вятка, 1926. - № 1. - С. 1-2, 19-20.

  7. Луппов П. Н. Бесермяне: Докл., прочит. в комис. по изучению племен. состава населения СССР при Акад. наук // Архив Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН. - Оп. 2Н. - Д. 616.

  8. Наговицын И. А. Бесермяне // БСЭ. - М., 1927. - Т. 5. - С. 721-722.

  9. Шубин Р. Бесермяне // Статистический бюллетень. - Вятка, 1927. - № 4-5. - С. 28-33.

  10. Луппов П. Н. Современное население Вятского края // Вятский край: Сб. в помощь учителю. - Вятка, 1929. - С. 338-348.

  11. Корепанов Д. И. Бесермяне // На удмуртские темы. - М., 1931. - С. 99-106. - (Ученые зап. НИИ народов Совет. Востока; Вып. 2).

beserm08Впервые специальная статья по языку бесермян была подготовлена Д. И. Корепановым. В результате сравнения бесермянского диалекта с южно-удмуртскими, он выдвинул гипотезу, что бесермяне - это южные удмурты, которые «попали на Чепцу во время владычества монголо-татар»; в жилище и одежде, по мнению Д. И. Корепанова, также имелось большее сходство с удмуртами, нежели с татарами. Относительно пережитков мусульманских обрядов, приводимых другими исследователями в качестве основного аргумента в пользу тюркского происхождения бесермян, автор пишет, что "вынужденные в известный период времени исповедовать ислам, бесермяне, безусловно, переняли у татар некоторые верования и обычаи". 

  1. Луппов П. Н. Северные удмурты в XVI-XVII вв. // На удмуртские темы. - М., 1931. - С. 112-144. - (Ученые зап. НИИ народов Совет. Востока; Вып. 2).

  2. Луппов П. Н. Бесермяне в Кировском крае // Кировская правда. - 1936. - № 168.

  3. Луппов П. Н. К характеристике борьбы удмуртов и бесермян против каринских мурз в конце 17 века // Записки УдНИИ. - 1936. - № 6. - C. 154-184.

  4. Луппов П. Н. Выступление удмуртов, бесермян и татар Вятской земли против бывшего воеводы Римского-Корсакова в 1694 г.: Документы // Записки УдНИИ. - Ижевск, 1938. - Вып. 8. - С. 261-271.

  5. Белицер В. Н. К вопросу о происхождении бесермян (по материалам одежды) // Труды института этнографии. - М., 1947. - Т. 1. - С. 183-193.

  6. Бесермяне // БСЭ. - М., 1950. - Изд. 2. - Т. 5. - С. 65-66.

  7. Луппов П. Н. Документы по истории Удмуртии XV-XVI вв. - Ижевск, 1958.

  8. Белицер В., Новицкая А. Удмурты // Народы европейской части СССР. - М., 1964. - Т. 2. - С. 472-509.

  9. Тихомиров М. Н. Бесермены в русских источниках // Исследования по отечественному источниковедению. - М.; Л., 1964. - С. 50-57. - (Труды Ленинградского отделения Института истории АН СССР; Вып. 7).

В этой работе проводится анализ русских летописей, в результате которого было подчёркнуто, что термины "бусурманин" и "бесермянин" в этих источниках имеют два значения: обозначают мусульманина и иноверца вообще; этим же словом летописи называют определённый народ, а именно - камских булгар.

  1. Генинг В. Ф. Этногенез удмуртов по данным археологии // Вопросы финно-угорского языкознания. - Ижевск, 1967. - Вып. IV. - С. 277.

  2. Трефилов Г. Н. Бесермяне по письменным источникам // Вопросы финно-угорского языкознания. - Ижевск, 1967. - Вып. IV. - С. 310-318.

  3. Бесермяне // БСЭ. - М., 1970. - Изд. 3. - Т. 3. - С. 262.

  4. Владыкин В. Е. К вопросу об этнических группах удмуртов // Советская этнография. - 1970. - № 3. - С. 37-47.

beserm09В этнографическом плане культура и происхождение бесермян рассматривались автором при изучении этнических групп удмуртов, где был привлечён полевой этнографический материал, собранный среди бесермян в середине 1970-х гг. 

  1. Тепляшина Т. И. Этноним бесермяне // Этнонимы. - М., 1970. - С. 177-187.

  2. Владыкин В. Е. Происхождение бесермян // Всесоюзная сессия, посвященная итогам полевых археологических и этнографических исследований. - Тбилиси, 1971. - С. 56-57.

  3. Гришкина М. В. Численность и расселение удмуртов в XVIII веке // Вопросы этнографии удмуртов. - Ижевск.: УдНИИ, 1976. - С. 95-133.

  4. Генинг В. Ф. Могильник чепецкой культуры у д. Весьякар // Северные удмурты в начале II тысячелетия н. э. - Ижевск, 1979. - С. 87-106.

  5. Иванова М. Г. Памятники чепецкой культуры (материалы к археологической карте) // Северные удмурты в начале II тысячелетия н. э. - Ижевск, 1979. - С. 115-149.

  6. Исхаков Д. М. Татаро-бесермянские этнические связи как модель взаимодействия булгарского и золотоордынского этносов // Изучение преемственности этнокультурных явлений. - М., 1980. - С. 16-38.

  7. Гришкина М. В., Владыкин В. Е. Письменные источники по истории удмуртов IX-XVII вв. // Материалы по этногенезу удмуртов. - Ижевск, 1982. - С. 25-27.

beserm10Авторами выдвинуто положение, что бесермяне по своему происхождению - южные удмурты, испытавшие длительное и сильное тюркское влияние, принявшие на территории Булгарского государства ислам и осознавшие себя как нечто отличное от удмуртского этноса, а в первые века второго тысячелетия в результате исторических событий оказавшиеся в бассейне реки Чепца. 

  1. Атаманов М. Г. Из истории расселения воршудно-родовых групп удмуртов // Материалы по этногенезу удмуртов. - Ижевск, 1982. - С. 81-127.

  2. Семенов В. А. К вопросу об этническом составе населения бассейна р. Чепцы: (по данным археологии) // Материалы по этногенезу удмуртов. - Ижевск, 1982. - С. 43-62.

  3. Фаттахов Р. М. О состоянии антропологического решения проблемы происхождения удмуртского народа // Материалы по этногенезу удмуртов. - Ижевск, 1982. - С. 75.

  4. Родионов В. Г. Этнокультурные черты и история бесермян как свидетельства болгаро-чувашской преемственности // Болгары и чуваши. - Чебоксары, 1984. - С. 140-154.

  5. Атаманов М. Г. Названия археологических памятников и культовых мест Удмуртии // Материалы средневековых памятников Удмуртии. - Устинов, 1985. - С. 153-161.

  6. Владыкин В. Е. Бесермяне. Кто они? // Пропагандист и агитатор. - 1989. - № 9. - C. 29-30.

  7. Дубов А. И. Антропологическая характеристика северных и центральных удмуртов // Новые исследования по этногенезу удмуртов. - Ижевск, 1989. - С. 106.

  8. Владыкин В. Е. Попова Е. В. Бесермяне // Народы России: Энцикл. - М., 1994. - С. 113-114.

  9. Шкляев Г. К. Бесермяне // Информационный бюллетень № 1 / Ком. по делам национальностей при Правительстве Удмурт. Респ. - Ижевск, 1996. - С. 51-53.

  10. Останина Т. И. Турчинский могильник - ранний бесермянский некрополь на севере Удмуртии // Славянский и финно-угорский мир вчера, сегодня: Сб. ст. - Ижевск, 1996. - C. 25-49. - Библиогр.: с. 41-43.

  11. Луппов П. Н. О бесермянах // О бесермянах: Сб. ст. - Ижевск, 1997. - C. 19-49. - Библиогр.: 60 назв.

  12. Макурина В. В. Бесермяне. Опыт статистического и этносоциологического исследования: (О результатах работы) // История и культура финно-угорских народов: Материалы междунар. студ. науч.-практ. конф., Глазов, 11-13 нояб. 1996 г. - Глазов, 1997. - Ч. 1: Археология. Этнология. История. Краеведение. - C. 54-55.

  13. О бесермянах: Сб. ст. / Удм. ин-т истории, яз. и лит.; Сост. и отв. ред. Шкляев Г. К. - Ижевск, 1997. - 139 с.: ил.

beserm11В сборнике статей прослеживаются страницы истории бесермян на основе изучения и анализа средневековых и поздних письменных источников, а также рассмотрения некоторых элементов материальной культуры. В книге описаны отдельные стороны духовной культуры этноса конца XIX – нач. XX веков, а также социально-демографические характеристики и некоторые черты национального самосознания современных бесермян.

  1. Попова Е. В., Волкова Л. А. Бесермянская тематика в научной работе исторического факультета ГГПИ // Вестник педагогического опыта. - 1998. - Вып. 3. - C. 49-50.

  2. Попова Е. В. Бесермянская тематика в этнографических исследованиях региона // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф., 16-17 нояб. 1999 г. - Глазов, 1999. - C. 3-4 [разд. 5].

  3. Бесермяне: место и роль в полиэтничной культуре региона: (материалы науч.-практ. конф., посвящ. 385-летию д. Шамордан Юкамен. р-на) : информ.-метод. сб. / М-во нац. политики Удмурт. Респ., Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН . - Ижевск, 2000. - N 4. - 63 с.

  4. Владыкин В. Е. Попова Е. В. Бесермяне // Удмуртская Республика = Удмурт Элькун: Энцикл. - Ижевск, 2000. - С. 197.

  5. Хомяков М. М. К вопросу о краниологическом типе бесермян Вятской губернии: Антропол. исслед.: Электрон. изд. / Нац. б-ка Удмурт. Респ. - Ижевск, 2000.

  6. Бесермяне : [док. и материалы] // Феномен Удмуртии. - М. ; Ижевск, 2003. - Т. 3, кн. 3. - С. 359-371, 373-381, 382-385.

  7. Владыкин В. Е. Бесермяне / В. Е. Владыкин // Мон / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 2003. - С. 29-32.

  8. Владыкин В. Е. Этническая мобилизация бесермянского народа / В. Е. Владыкин, Е. В. Попова // Феномен Удмуртии. - М. ; Ижевск, 2003. - Т. 3, кн. 3. - С. 354-358.

  9. Шкляев Г. К. Бесермяне / Г. К. Шкляев // Феномен Удмуртии. - М. ; Ижевск, 2003. - Т. 3, кн. 3. - С. 391-395.

  10. Попова Е. В. Время как одна из категорий традиционной модели мира бесермян / Е. В. Попова // Удмуртская мифология. - Ижевск, 2004. - С. 120-134.

  11. Попова Е. В. Бесермяне / Е. В. Попова // Большая Российская энциклопедия : В 30 т. - М., 2005. - Т. 3. "Банкетная компания" 1904. - Большой Иргиз. - С. 411-412.

  12. Редькина Т. В. К вопросу о происхождении бесермян / Т. В. Редькина ; науч. рук. В. А. Матанцев // Тезисы докладов XXXIII итоговой студенческой конференции, апр. 2005 г. / Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 2005. - С. 121-122.

  13. Белых С. К. Историко-этимологический аспект самоназвания бесермян / С. К. Белых // Иднакар: методы историко-культур. реконструкции. - 2007. - N 1. - С. 46-50.

  14. История и культура бесермян в исследованиях профессора И. Н. Смирнова / Е. В. Попова // Этнография восточно-финских народов : история и современность : материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 150-летию со дня рождения проф. И. Н. Смирнова, Ижевск, 17-18 окт. 2006 г. / А. Е. Загребин [и др.] ; Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО РАН. - Ижевск, 2007. - С. 52-59.

  15. Есть такой народ - бесермяне / Централ. район. б-ка им. Ф. Ф. Павленкова отд. культуры администрации муниципал. образования "Юкамен. р-н" ; [сост. Булдакова О. А., Сысоев А. В.]. - [Юкаменск], 2007. - 28 с.

  16. Есть такой народ - бесермяне : [слайд программа] / МО "Глазов. р-н", МУК "Глазов. район. ЦБС" ; текст программы Поповой Е. В., сост. Шудегова В. С. - Глазов, 2008. - 8 с. + 1 электрон. опт. диск (DVD).

  17. Владыкин В. Е. Бесермяне / В. Е. Владыкин, Е. В. Попова // Удмуртская Республика : энцикл. - 2-е изд., испр. и доп. - Ижевск, 2008. - С. 206-207.

 


* На фото фольклорный коллектив д. Ворца Ярского района

** Тексты аннотаций составлены на основе вступительной статьи к книге Е. В. Поповой «Семейные обряды и обычаи бесермян» (Ижевск, 1998).